kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Смысл названия рассказа Н.В. Гоголя "Нос""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представлен в формате педагогической мастерской.

Просмотр содержимого документа
«"Смысл названия рассказа Н.В. Гоголя "Нос""»

Ход урока

Ребята, обратите внимание на иллюстрации, представленные перед вами. Что на них изображено? Какие ассоциации, чувства у вас возникают?

Ребята, а для чего человеку нужен нос?

Как вы думаете, о чем может быть произведение с подобным названием?

Сегодня мы с вами поговорим о тайном смысле, который скрыт в этом замечательном произведении Н.В. Гоголя.

Давайте прочитаем небольшой отрывок:

Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано и сделал губами: «брр...» — что всегда он делал, когда просыпался, хотя сам не мог растолковать, по какой причине. Ковалев потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на столе зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место! Испугавшись, Ковалев велел подать воды и протер полотенцем глаза: точно, нет носа! Он начал щупать рукою, чтобы узнать: не спит ли он? кажется, не спит. Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа!..

Ребята, а что , по вашему мнению, может значить для человека потеря носа?

Для того чтобы ответить на вопрос, чем же стала потеря носа для Ковалева, давайте немного познакомимся с этим героем.

Прочитайте предложенный для анализа отрывок из текста и выделите слова и словосочетания, которые наиболее ярко характеризуют коллежского асессора.

Майор Ковалев имел обыкновение каждый день прохаживаться по Невскому проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа. Майор Ковалев носил множество печаток сердоликовых и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то — экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место.

Из выписанных слов и словосочетаний сформулируйте ответ на вопрос: «Каким человеком был Ковалев? На какую сторону личности обращает особое внимание Н.В. Гоголь, рисуя своего героя?» (чин, богатство)

Ребята, вы, наверно, согласитесь, что человек, наделенный такими чертами, и нос должен иметь необыкновенный. Давайте обратимся к его описанию и выделим те черты в изображении носа, которые показались вам необычными.

Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос! При этом необыкновенном зрелище, казалось ему, все переворотилось у него в глазах; он чувствовал, что едва мог стоять; но решился во что бы то ни стало ожидать его возвращения в карету, весь дрожа, как в лихорадке. Чрез две минуты нос действительно вышел. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника. По всему заметно было, что он ехал куда-нибудь с визитом. Он поглядел на обе стороны, закричал кучеру: «Подавай!» — сел и уехал.

Ребята, зачитайте, что вы выделили.

Как вы думаете, почему Н.В. Гоголь сознательно отказывается от стандартного описания носа и заменяет его фантастическим?

В этом замысле и скрыта основная идея автора. Прочитайте 2 отрывка из произведений Н.В. Гоголя, выделите в них общие черты

— Милостивый государь... — сказал Ковалев, внутренно принуждая себя ободриться, — милостивый государь...— Что вам угодно? — отвечал нос, оборотившись.— Мне странно, милостивый государь... мне кажется... вы должны знать свое место. И вдруг я вас нахожу, и где же? — в церкви. Согласитесь...— Извините меня, я не могу взять в толк, о чем вы изволите говорить... Объяснитесь...«Как мне ему объяснить?» — подумал Ковалев и, собравшись с духом, начал:— Конечно, я... впрочем, я майор. Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично. Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить... притом будучи во многих домах знаком с дамами: Чехтарева, статская советница, и другие... Вы посудите сами... я не знаю, милостивый государь. (При этом майор Ковалев пожал плечами.) Извините... если на это смотреть сообразно с правилами долга и чести... вы сами можете понять...


— Что вы, милостивый государь, — продолжал он отрывисто, — не знаете порядка? куда вы зашла? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне...— Но, ваше превосходительство, — сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, — я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того... ненадежный народ...— Что, что, что? — сказал значительное лицо. — Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!Значительное лицо, кажется, не заметил, что Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет. Стало быть, если бы он и мог назваться молодым человеком, то разве только относительно, то есть в отношении к тому, кому уже было семьдесят лет.— Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю.Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно.



Оказывается, «нос» в произведении Н.В. Гоголя становится не просто олицетворением человеческого органа, он превращается в символ.

Давайте вспомним известные пословицы и фразеологизмы, в которых употребляется слово «нос»

Комар носа не подточит. (Всё чисто, не к чему придраться.)
Прищемить нос. (Уесть кого-то, ущучить, поймать и наказать.)
Повести носом. (Почувствовать что-то интересное и проявить это внешне.)
Носом чуять.
Совать свой нос не в своё дело.
Не видеть дальше собственного носа.
Показать нос. (Подразнить.)
Нос не дорос. (Основа — метонимия.)
Водить за нос. (Обманывать.)
Натянуть нос. (Обмануть.)
Задирать нос. (Важничать.)
Мороз Красный нос.
Не выше (или не дальше) носа (видеть).
Вешать нос. (Метафора + метонимия.)
Носом землю рыть.
Столкнуться нос к носу.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Ребята, а что значит «задирать нос»?

За что наказан Ковалев? Сделайте вывод об идее этого произведения.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Смысл названия рассказа Н.В. Гоголя "Нос""

Автор: Головач Ольга Николаевна

Дата: 14.10.2019

Номер свидетельства: 522617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)"
    ["seo_title"] => string(80) "mir_utselel_potomu_chto_smeialsia_urok_puteshestvie_v_stranu_sovetov_po_rasskazu"
    ["file_id"] => string(6) "481040"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539832477"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по литературе  "Своя игра" 7-8 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokapolitieraturiesvoiaighra78klass"
    ["file_id"] => string(6) "290391"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454948593"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе    " Интеллектуальное казино " "
    ["seo_title"] => string(89) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie-intielliektual-noie-kazino"
    ["file_id"] => string(6) "244566"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445959218"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства