«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»
Цель урока:
Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая героя любовью к женщине.
Развивающие цели:умение высказывать и аргументировать свое мнение,развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные цели: воспитывать любовь к литературе и родному языку,воспитывать интерес к русскому реалистическому роману, воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения.
Цели ученика (деятельностные):обогащение собственного жизненного опыта,самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу Х века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.)
2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)
3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)
2. Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр»( На слайдах).
– Какие жанры древнерусской литературы вы помните?
Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Владимир Мономах.)
Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)
Слово является образцом торжественного красноречия.
В хождении дается информация о далеких путешествиях.
В житии – описание духовных подвигов и добрых дел святых. (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского».)
– Дайте определение слову «жанр».
(Жанр – исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.)
– Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет, так как это будет противоречить законам жанра.)
Жанром, который помог Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю, стала летопись.
Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Мы познакомимся с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения.
II.Знакомство со «Словом о полку Игореве».
Немного найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная поэтическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии… В чем же притягательность «Слова»?
1. Выразительное чтение древнерусского текста (начала поэмы).
Не лЂпо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повЂстий о пълку ИгоревЂ,
Игоря Святьславлича?
Начати же ся тъй пЂсни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню.
Бояньъ бо вЂщий,
аще кому хотяше пЂснь творити,
то растЂкашеся мыслию по древу,
сЂрымъ вълкомъ по земле,
шизымъ орломъ подъ облакы.
Помняшеть бо, рече,
първыхъ времен усобицЂ.
Тогда пущашеть 10 соколовъ на стадо лебедЂй.
Который дотечаше,
та преди пЂснь пояше –
старому Ярославу
храброму Мстиславу,
иже зарЂза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.
Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедЂй пущаше,
нъ своя вЂщиа прЂсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.
Почнемъ же, братие, повЂсть сию
отъ стараго Владимера до нынЂшняго Игоря,
иже истягну умь крЂпостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ;
наплънився ратнаго духа,
наведе своя храбрыя плъкы
на землю ПоловЂцькую
за землю Руськую…
Проверка читательского восприятия. (Не все понятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично.)
2. Знакомство с прозаическим (Д. С. Лихачев) и стихотворным переводами этого же отрывка (В. А. Жуковский).(Читает ученик).
«Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? – (Нет), начать эту песнь надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по (старинному) замышлению (способу, плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы точно следовать действительным событиям – «былинам сего времени») растекался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень выспренной, напыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен войны (и)тогда напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей (9 струн): который(из соколов) догонял какую (лебедь), та первая (и) пела песнь(«славу») старому Ярославу (Мудрому), храброму Мстиславу(Владимировичу), который зарезал Редедю (касожского князя) перед полками касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу(сыну Святослава Ярославича, князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали».
(Перевод Д. С. Лихачева.)
(Читает ученик).
Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земле,
Сизым орлом под облаками.
Вам памятно, как пели о бранях первых времен:
Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, того и песнь прежде пелась:
Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу,
Сразившему Редедю перед полками касожскими,
Красному ли Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали.
(Перевод В. А. Жуковского.)
3. Слово учителя.
Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова» разнообразны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод условен, так как нельзя считать «Слово» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII в. на Руси не знали различия прозы и стихотворения. Одни тексты были предназначены для пения, другие – для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы уже отметили ее ритмичность. Это особый народный песенный стих.
4.К уроку подготовлена выставка книг о «Слове…». Заранее подготовленный ученик знакомит класс с наиболее интересными исследованиями.
III. Из истории рукописи. Чтение статьи из учебника.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о проблемах подлинности «Слова…», различных вариантах прочтения «темных мест», авторства…
IV. Сообщение учителя об исторической основе «Слова…»
C использованием презентации.
«Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев. Игорь Святославич родился в 1151 году, он был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского.Ко времени похода Игоря Святославича у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав.
Святослав Всеволодович Киевский приходился Игорю двоюродным братом, но как старший по лестнице феодального подчинения, называл его «сыном».
Ко времени похода у Игоря был один брат – Всеволод Святославич «Буй Тур», князь курский и трубчевский. Он был моложе Игоря девятью годами. Во время похода ему было 25 лет.
В 1183 и в 1184 годах объединенными усилиями русских князей под предводительством Святослава Всеволодовича половцы были разбиты. В этих походах Игорь не участвовал. По-видимому, Игорь тяжело переживал, что не успел из-за гололеда принять участие во втором походе, так как не смог доказать своей преданности союзу русских князей против половцев. Вот почему в следующем году (1185), очертя голову, бросается он в поход против половцев. Игорь ставит себе безумно смелую задачу – с немногими собственными силами дойти до берегов Черного моря, почти сто лет закрытого для Руси половцами. Поход Игоря показал невозможность действовать против половцев в одиночку. Поход Игоря свел на нет результаты предшествующего победоносного похода объединенных русских сил под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского. После небольшой победы Войска Игоря встретили небывалое сопротивление половцев. Трое суток день и ночь медленно пробивалось небольшое русское войско к Донцу. В бою Игорь был ранен в правую руку. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. Первыми изнемогли кони. Много было раненых и мертвых в русских полках. Игорь попал в плен. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод, и просил смерти у бога.
В это время Святослав Всеволодович Киевский собирал дружину идти на все лето к Дону. Он услышал, что братья утаили от него поход и разбиты.
В «Слове» он произносит «золотое слово», в нем точно определены последствия поражения Игоря.
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. К нему приставили двадцать сторожей, которые не мешали ему ездить и слушались его, если он их куда-либо посылал. Половец Лавр (по всей видимости, крещеный) предложил Игорю бежать. Он хотел отказаться, но сказали, что половцы собираются перебить всех пленных, и он, выбрав вечернее время, послал к Лавру. Он перебрался через реку, сел там на приготовленного коня,
И переехал через половецкие вежи. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца. Всюду Игорь был встречен с радостью.
В 1187 году вернулся из плена Владимир (сын) с женой – дочерью хана Кончака и с ребенком. Здесь, на Руси, был венчан по церковному обряду.
V. Беседа по содержанию с опорой на презентацию:
- Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?
- Какова познавательная ценность "Слова"?
( Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси).
-Каково отношение автора «Слова» к походу Игоря?
- Найдите в тексте фрагменты, соответствующие слайду на доске. Как иллюстратор прочувствовал текст «Слова»?
VI.РЕФЛЕКСИЯ.
• Что же узнали мы сегодня на уроке?
• Что показалось наиболее интересным?
• Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?
• Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?
Заключительное слово учителя.
Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере современной литературы. Оно живо и заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.
На следующем уроке мы поговорим о композиции «Слова…», о значении его для русской литературы, подробно остановимся на системе образов.
Домашнее задание: 1.Составить план событий «Слова»;
2.Перечитать фрагменты о походе князя Игоря;
3.Найти дополнительный материал о князе Игоре (инд.задание).