kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 9 классе "«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

?«Слово о полку Игореве» - произведение сложно организованное, в котором описание событий чередуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические события сменяются широким эпическим описанием.

Тему «Слова о полку Игореве» составляют подлинные исторические события: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря.

Но эта содержательная основа – лишь отправная точка, позволяющая автору осмыслить основные проблемы Руси той эпохи:

• осудить распри между русскими князями, повлёкшие за собой раздробление и ослабление Руси;

• рассмотреть причины и последствия поражения похода князя Игоря;

• призвать Русь к единению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 9 классе "«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы". »

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» -  величайший памятник древнерусской литературы Урок литературы в 9 классе Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - величайший памятник древнерусской литературы

Урок литературы в 9 классе

Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

История открытия и публикация «Слово о полку Игореве» создано не ранее 1185-1187 гг. и не позднее начала XIII века. Дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря. В конце 1780-х – начале 1790-х годов этот памятник был обнаружен известным собирателем древнерусских рукописей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в приобретённом им у монахов сборнике рукописей. В 1795-1796 гг. была сделана копия рукописи «Слова…» для Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена, снабжена вступительной статьёй и примечаниями и опубликована. После гибели в 1812 г. подлинника «Слова…» именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике.

История открытия и публикация

«Слово о полку Игореве» создано не ранее 1185-1187 гг. и не позднее начала XIII века.

Дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря.

В конце 1780-х – начале 1790-х годов этот памятник был обнаружен известным собирателем древнерусских рукописей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в приобретённом им у монахов сборнике рукописей.

В 1795-1796 гг. была сделана копия рукописи «Слова…» для Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена, снабжена вступительной статьёй и примечаниями и опубликована.

После гибели в 1812 г. подлинника «Слова…» именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике.

Тематика

  • Тему «Слова о полку Игореве» составляют подлинные исторические события: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря.
  • Тему «Слова о полку Игореве» составляют подлинные исторические события: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря.

Проблематика

  • Но эта содержательная основа – лишь отправная точка, позволяющая автору осмыслить основные проблемы Руси той эпохи :
  • Но эта содержательная основа – лишь отправная точка, позволяющая автору осмыслить основные проблемы Руси той эпохи :
  • осудить распри между русскими князями, повлёкшие за собой раздробление и ослабление Руси; рассмотреть причины и последствия поражения похода князя Игоря; призвать Русь к единению.
  • осудить распри между русскими князями, повлёкшие за собой раздробление и ослабление Руси;
  • рассмотреть причины и последствия поражения похода князя Игоря;
  • призвать Русь к единению.

Тематика и проблематика

Сюжет и композиция

Сюжет и композиция

  • «Слово о полку Игореве» - произведение сложно организованное, в котором описание событий чередуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические события сменяются широким эпическим описанием.
План «Слова о полку Игореве»,  составленный С. Шамбинаго ВСТУПЛЕНИЕ

План «Слова о полку Игореве», составленный С. Шамбинаго

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Воспоминание о Бояне.
  • Зачин.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  1. Поход Игоря.  Соединение с Всеволодом и его дружиной.  Вступление русских в половецкую степь.  Первая встреча с половцами.  Вторая встреча с половцами:   а) грозные знамения природы;   б) героизм Всеволода;   в) песнь о временах старого Владимира;   г) роковая битва.  «Трудная» песнь об Игоревом походе, то есть песнь о печали и беде на Русской земле.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Поход Игоря.

Соединение с Всеволодом и его дружиной.

Вступление русских в половецкую степь.

Первая встреча с половцами.

Вторая встреча с половцами:

а) грозные знамения природы;

б) героизм Всеволода;

в) песнь о временах старого Владимира;

г) роковая битва.

«Трудная» песнь об Игоревом походе, то есть песнь о печали и беде на Русской земле.

2. Песнь о великом Святославе.   Похвала великому князю Киевскому Святославу.  Сон Святослава.  «Золотое слово» Святослава:   а) укор Игорю и Всеволоду;   б) воззвание к князьям о помощи.  Скорбь о гибели славы прадедов.  Песнь о Всеславе.  Заключительная песнь.

2. Песнь о великом Святославе.

Похвала великому князю Киевскому Святославу.

Сон Святослава.

«Золотое слово» Святослава:

а) укор Игорю и Всеволоду;

б) воззвание к князьям о помощи.

Скорбь о гибели славы прадедов.

Песнь о Всеславе.

Заключительная песнь.

3. Возвращение Игоря.  Плач Ярославны.  Освобождение Игоря:   а) побег Игоря из плена;   б) встреча с Донцом;   в) неудачная погоня.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  1. Величание князей.  2. Концовка.

3. Возвращение Игоря.

Плач Ярославны.

Освобождение Игоря:

а) побег Игоря из плена;

б) встреча с Донцом;

в) неудачная погоня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Величание князей.

2. Концовка.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что композиция «Слова…» чёткая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения - единение русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что композиция «Слова…» чёткая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения - единение русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю.

Характеристика образной системы Какие образы «Слова…» запомнились? Какими вы их себе представляете? Насколько ваше представление соответствует помещённым в учебнике иллюстрациям Фаворсокого? Кто главный герой «Слова…»? «Слово о полку Игореве».  Назарук В.М. «Битва» (1985 г.)

Характеристика образной системы

  • Какие образы «Слова…» запомнились?
  • Какими вы их себе представляете?
  • Насколько ваше представление соответствует помещённым в учебнике иллюстрациям Фаворсокого?
  • Кто главный герой «Слова…»?

«Слово о полку Игореве».

Назарук В.М. «Битва» (1985 г.)

Установите соответствие между персонажами «Слова…» и событиями, которые происходят с ними в произведении   К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выбрав три из четырёх позиций Персонажи События А) Князь Игорь 1) произносит «золотое слово» в Киеве Б) Буй-тур Всеволод 2) в Путивле обращается к Днепру за помощью В) Князь Стятослав 3) бежит из половецкого плена 4) приводит войска из Курска

Установите соответствие между персонажами «Слова…» и событиями, которые происходят с ними в произведении К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выбрав три из четырёх позиций

Персонажи

События

А) Князь Игорь

1) произносит «золотое слово» в Киеве

Б) Буй-тур Всеволод

2) в Путивле обращается к Днепру за помощью

В) Князь Стятослав

3) бежит из половецкого плена

4) приводит войска из Курска

Персонажи События А) Буй-тур Всеволод 1) призывает русских князей к единству Б) Ярославна 2) приводит на Каялу войска половцев В) Князь Стятослав 3) героически сражается с половцами 4) оплакивает русских воинов

Персонажи

События

А) Буй-тур Всеволод

1) призывает русских князей к единству

Б) Ярославна

2) приводит на Каялу войска половцев

В) Князь Стятослав

3) героически сражается с половцами

4) оплакивает русских воинов

Персонажи События А) Кончак 1) помогает князю Игорю бежать из плена Б) Князь Игорь 2) видит «вещий сон» о гибели русского войска В) Овлур 3) бросается в погоню за князем Игорем 4) торжественно встречен народом в Киеве

Персонажи

События

А) Кончак

1) помогает князю Игорю бежать из плена

Б) Князь Игорь

2) видит «вещий сон» о гибели русского войска

В) Овлур

3) бросается в погоню за князем Игорем

4) торжественно встречен народом в Киеве

Подготовьте характеристику  одного из персонажей «Слова…»:  князя Игоря, буй-тура Всеволода, князя Святослава, Ярославны. Подберите цитаты из текста и расскажите об этих героях по плану  План

Подготовьте характеристику одного из персонажей «Слова…»: князя Игоря, буй-тура Всеволода, князя Святослава, Ярославны. Подберите цитаты из текста и расскажите об этих героях по плану

План

  • Место, занимаемое персонажем в произведении.
  • Общественное и семейное положение.
  • Внешность.
  • Речь персонажа.
  • Поступки, особенности поведения.
  • Взаимоотношения с другими персонажами.
  • Значение в раскрытии идеи произведения.
  • Роль в развитии сюжета.
  • Авторская оценка персонажа и способы её выражения.
РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовьте подробный пересказ «Слова о полку Игореве» с включением цитат из текста по плану, составленному С.Шамбинаго.
  • Напишите сочинение на одну из следующих тем:
  • Образ русского воина в «Слове о полку Игореве».
  • Кого можно назвать главным героем «Слова…»: князя Игоря, Святослава Киевского или собирательный образ Русской земли?
  • «Плач Ярославны дышит глубоким чувством» (В.Г. Белинский).
  • Какую обложку к книге «Слово о полку Игореве» я бы нарисовал.
  • Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному читателю.
  • Образ Русской земли на страницах «Слова о полку Игореве».
Список использованной литературы

Список использованной литературы

  • Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы: 9 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  • Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Интернет-ресурсы   Боян: http://www.do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/159/158096/158096_html_4bed8f8.jpg Сражение: http://www.matrony.ru/wp-content/uploads/ju.bohachjov.-slovo-o-polku-yhoreve-2011.jpg Войско: http://rudocs.exdat.com/data/296/295517/295517_html_m37cd1f03.jpg Боян: http://www.vinograd.su/upload/iblock/b75/18.jpg Гравюра В.А. Фаворского (Плач Ярославны): http://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/pictures/lingvostranovedcheskiy/418-557_(426-565)_img_407.jpg Гравюра В.А. Фаворского: http://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/pictures/lingvostranovedcheskiy/418-557_(426-565)_img_406.jpg Войско: http://www.artrusse.ca/Images/Palech/Pohod_Igor_Golikov.jpg Назарук В.М. «Битва»: http://www.nazarukvm.ru/p0042.htm Спасибо всем за урок: http://5klass.net/datas/algebra/Pokazatelnye-uravnenija-i-neravenstva/0015-015-Spasibo-vsem-za-urok.jpg Источник шаблона

Интернет-ресурсы

  • Боян: http://www.do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/159/158096/158096_html_4bed8f8.jpg
  • Сражение: http://www.matrony.ru/wp-content/uploads/ju.bohachjov.-slovo-o-polku-yhoreve-2011.jpg
  • Войско: http://rudocs.exdat.com/data/296/295517/295517_html_m37cd1f03.jpg
  • Боян: http://www.vinograd.su/upload/iblock/b75/18.jpg
  • Гравюра В.А. Фаворского (Плач Ярославны): http://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/pictures/lingvostranovedcheskiy/418-557_(426-565)_img_407.jpg
  • Гравюра В.А. Фаворского: http://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/pictures/lingvostranovedcheskiy/418-557_(426-565)_img_406.jpg
  • Войско: http://www.artrusse.ca/Images/Palech/Pohod_Igor_Golikov.jpg
  • Назарук В.М. «Битва»: http://www.nazarukvm.ru/p0042.htm
  • Спасибо всем за урок: http://5klass.net/datas/algebra/Pokazatelnye-uravnenija-i-neravenstva/0015-015-Spasibo-vsem-za-urok.jpg

Источник шаблона

  • Ранько Е.А., учитель начальных классов МАОУ лицей № 21 г. Иваново. - http://elenaranko.ucoz.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Субботина Инга Кеворковна

Дата: 17.09.2014

Номер свидетельства: 113745


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства