«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»
Цели:
1.Показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров; сформировать понятие о летописи как историческом документе; познакомить с историей открытия»Слова»; осуществление межпредметной связи.
3.нравственное воспитание; расширение знаний об истории Древней Руси
Оборудование: карты «Древняя Русь в X – XII веке», иллюстрации, тесты, карточки
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока:
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока, оформление работы.
I I. Воспроизведение знаний - повторение изученного в 5 – 7 классах:
1. Б е с е д а п о с т а т ь е «Древнерусская литература»
Когда и как начиналась Р.Л? (возникновение Р.Л. относится к концу X века, когда с принятием христианства на Руси как государственной религии появились церковно – служебные и исторические произведения на церковно-славянском языке)
Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение игумена Даниила», «Поучение» Владимира Мономаха и др.)
Известны ли имена их авторов? (летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, путешественник Афанасий Никитин и др)
2. О п р о с д о м а ш н е г о з а д а н и я:
- Какие жанры древнерусской литературы вы помните?
Поучение- это проникновенная беседа о духовных ценностях (Владимир Мономах)
Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях («Повесть о разорении Рязани Батыем»)
Слово является образцом торжественного красноречия.
Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского»)
-- Дайте определение слову «Жанр».
Жанр - исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.
-- Может ли жите быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (нет, это будет противоречить законам жанра)
3. Р а б о т а н а д н о в ы м т е р м и н о м:
Жанром, который помог Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю, стала летопись.
Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных по «летам», то есть в хронологической последовательности.
4. В и к т о р и н а «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр»
И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса или отрубей». Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»»
8 класс, литература, урок № ______
Тема: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»
Цели:
Показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров; сформировать понятие о летописи как историческом документе; познакомить с историей открытия»Слова»; осуществление межпредметной связи.
Формирование эмоциональных чувств: сопереживание, волнение; воображение
нравственное воспитание; расширение знаний об истории Древней Руси
Оборудование: карты «Древняя Русь в X – XII веке» , иллюстрации, тесты, карточки
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока:
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока, оформление работы.
Б е с е д а п о с т а т ь е «Древнерусская литература»
Когда и как начиналась Р.Л? (возникновение Р.Л. относится к концу X века, когда с принятием христианства на Руси как государственной религии появились церковно – служебные и исторические произведения на церковно-славянском языке)
Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение игумена Даниила», «Поучение» Владимира Мономаха и др.)
Известны ли имена их авторов? (летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, путешественник Афанасий Никитин и др)
О п р о с д о м а ш н е г о з а д а н и я:
-- Какие жанры древнерусской литературы вы помните?
Поучение- это проникновенная беседа о духовных ценностях (Владимир Мономах)
Повесть , как правило, повествует о важных исторических событиях («Повесть о разорении Рязани Батыем»)
Слово является образцом торжественного красноречия.
Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского»)
-- Дайте определение слову «Жанр».
Жанр - исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.
-- Может ли жите быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (нет, это будет противоречить законам жанра)
Р а б о т а н а д н о в ы м т е р м и н о м:
Жанром, который помог Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю , стала летопись.
Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных по «летам», то есть в хронологической последовательности.
В и к т о р и н а «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр»
И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса или отрубей». Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, о болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. («Сказание о белгородском киселе»)
«И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь бороться с ним».(«Сказание о Кожемяке»)
«А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем праздновать и веселиться . ибо этот мой сын был мертв, пропадал и нашелся» («Притча о блудном сыне»)
«Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушно. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас всегда примет символический оттенок» (Жанр жития. Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский)
. Работа над новым материалом – знакомство со «Словом»:
Л е к ц и я у ч и т е л я: немного найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная поэтическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии… В чем же привлекательность «Слова»?
В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е о т р ы в к а поэмы в оригинале:
Не лЂпо ли ны бяшете, братие,
Начяти старыми словесы
Трудныхъ повЂстий о пълку ИгоревЂ,
Игоря Святославлича?
Начати же ся тьй пЂсни
По былинамь сего времени,
А не по замышлению Бояню
Боянь бо вЂщий,
Аще кому хотящее пЂснь творити,
То растЂкашеся мыслию по древу,
сЂрымь вылкомь по земле,
шизымь орломь подъ облакы.
П р о в е р к а ч и т а т е л ь с к о г о в о с п р и я т и я. (не все понятно, но красиво, образно, метафорично)
Р а б о т а с т е к с т о м – знакомство с прозаическим произведением Д.Лихачева, стихотворным переводом Жуковского.
С л о в о у ч и т е л я.
Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова» разнообразны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод условен, т.к. нельзя считать «Слово» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII века на Руси не знали различия прозы и поэзии. Одни тексты были предназначены для пения, другие – для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы отметили ее ритмичность. Это особый песенный стих.
V. Формирование знаний:
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся с книгой: знакомство с исторической основой «Слова».
П е р е с к а з м а т е р и а л а: в начале 80-х годов 12 века князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями русских князей половцев. В 1185 году, не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь молодой и горячий новгород – северский князь Игорь Святославович вместе со своим сыном , братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул свое войско назад. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение, и князей берут в плен – впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем. Половцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать.
Современники по-разному оценивают события 1185 года. Мы знаем обе оценки древних летописей- Л аврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя; он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием, что навлек много страданий на Русскую землю.
СКУ.Тема: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»
«Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение игумена Даниила», «Поучение» Владимира Мономаха
летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, путешественник Афанасий Никитин
Поучение- это проникновенная беседа о духовных ценностях (Владимир Мономах)
Повесть , как правило, повествует о важных исторических событиях («Повесть о разорении Рязани
Батыем»)
Слово является образцом торжественного красноречия.
Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского»)
Жанр - исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.
Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных по «летам», то есть в хронологической последовательности.
В и к т о р и н а «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр»
И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса или отрубей». Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, о болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец.
«И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь бороться с ним».
«А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем праздновать и веселиться . ибо этот мой сын был мертв, пропадал и нашелся»
«Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушно. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас всегда примет символический оттенок»
В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е о т р ы в к а поэмы в оригинале: