kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.Показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров; сформировать понятие о летописи как историческом документе; познакомить с историей открытия»Слова»; осуществление межпредметной связи.

2.Формирование  эмоциональных чувств: сопереживание, волнение; воображение

3.нравственное воспитание; расширение  знаний об истории Древней Руси

 

Оборудование: карты «Древняя Русь в X – XII веке», иллюстрации, тесты, карточки

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход  урока:

1. Оргмомент.                                       Сообщение темы и цели урока, оформление работы.

I I. Воспроизведение знаний   - повторение изученного в 5 – 7 классах:

1.       Б е с е д а   п о  с т а т ь е  «Древнерусская литература»

  • Когда и как начиналась Р.Л? (возникновение Р.Л. относится к концу  X века,  когда с принятием христианства на Руси как государственной религии появились церковно – служебные и исторические  произведения на церковно-славянском языке)
  • Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение игумена Даниила»,  «Поучение» Владимира Мономаха и др.)
  • Известны ли имена их авторов? (летописец Нестор, игумен Киево-Печерского   монастыря Феодосий,  киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, путешественник Афанасий Никитин и др)

 

2.       О п р о с   д о м а ш н е г о   з а д а н и я:

- Какие  жанры древнерусской литературы вы помните?

Поучение- это проникновенная беседа о духовных ценностях (Владимир Мономах)

Повесть, как правило, повествует  о важных исторических событиях («Повесть о разорении Рязани Батыем»)

Слово является образцом торжественного красноречия.

Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»,  «Сказание о житии Александра Невского»)

-- Дайте определение слову «Жанр».

Жанр -  исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.

-- Может ли  жите быть посвящено описанию быта  и подвигов разбойников? (нет, это будет противоречить законам жанра)

 

3.       Р а б о т а   н а д   н о в ы м   т е р м и н о м:

Жанром, который помог Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю, стала летопись.

Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных по «летам», то есть в хронологической последовательности.

4.       В и к т о р и н а «Узнай по отрывку произведение  и определи его жанр»

И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса или отрубей». Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»»


8 класс, литература, урок № ______

Тема: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»

Цели:

  1. Показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров; сформировать понятие о летописи как историческом документе; познакомить с историей открытия»Слова»; осуществление межпредметной связи.

  2. Формирование эмоциональных чувств: сопереживание, волнение; воображение

  3. нравственное воспитание; расширение знаний об истории Древней Руси


Оборудование: карты «Древняя Русь в X – XII веке» , иллюстрации, тесты, карточки

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока:

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока, оформление работы.

  . Воспроизведение знаний - повторение изученного в 5 – 7 классах:

  1. Б е с е д а п о с т а т ь е «Древнерусская литература»

  • Когда и как начиналась Р.Л? (возникновение Р.Л. относится к концу X века, когда с принятием христианства на Руси как государственной религии появились церковно – служебные и исторические произведения на церковно-славянском языке)

  • Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение игумена Даниила», «Поучение» Владимира Мономаха и др.)

  • Известны ли имена их авторов? (летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, путешественник Афанасий Никитин и др)


  1. О п р о с д о м а ш н е г о з а д а н и я:

-- Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

Поучение- это проникновенная беседа о духовных ценностях (Владимир Мономах)

Повесть , как правило, повествует о важных исторических событиях («Повесть о разорении Рязани Батыем»)

Слово является образцом торжественного красноречия.

Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского»)

-- Дайте определение слову «Жанр».

Жанр - исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.

-- Может ли жите быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (нет, это будет противоречить законам жанра)


  1. Р а б о т а н а д н о в ы м т е р м и н о м:

Жанром, который помог Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю , стала летопись.

Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных по «летам», то есть в хронологической последовательности.

  1. В и к т о р и н а «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр»

  1. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса или отрубей». Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, о болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. («Сказание о белгородском киселе»)

  2. «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь бороться с ним».(«Сказание о Кожемяке»)

  3. «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем праздновать и веселиться . ибо этот мой сын был мертв, пропадал и нашелся» («Притча о блудном сыне»)

  4. «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушно. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас всегда примет символический оттенок» (Жанр жития. Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский)


. Работа над новым материалом – знакомство со «Словом»:

  • Л е к ц и я у ч и т е л я: немного найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная поэтическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии… В чем же привлекательность «Слова»?


  • В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е о т р ы в к а поэмы в оригинале:

Не лЂпо ли ны бяшете, братие,

Начяти старыми словесы

Трудныхъ повЂстий о пълку ИгоревЂ,

Игоря Святославлича?

Начати же ся тьй пЂсни

По былинамь сего времени,

А не по замышлению Бояню

Боянь бо вЂщий,

Аще кому хотящее пЂснь творити,

То растЂкашеся мыслию по древу,

сЂрымь вылкомь по земле,

шизымь орломь подъ облакы.

  • П р о в е р к а ч и т а т е л ь с к о г о в о с п р и я т и я. (не все понятно, но красиво, образно, метафорично)


  • Р а б о т а с т е к с т о м – знакомство с прозаическим произведением Д.Лихачева, стихотворным переводом Жуковского.



  • С л о в о у ч и т е л я.

Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова» разнообразны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод условен, т.к. нельзя считать «Слово» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII века на Руси не знали различия прозы и поэзии. Одни тексты были предназначены для пения, другие – для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы отметили ее ритмичность. Это особый песенный стих.

V. Формирование знаний:

  1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся с книгой: знакомство с исторической основой «Слова».

  2. П е р е с к а з м а т е р и а л а: в начале 80-х годов 12 века князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями русских князей половцев. В 1185 году, не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь молодой и горячий новгород – северский князь Игорь Святославович вместе со своим сыном , братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул свое войско назад. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение, и князей берут в плен – впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем. Половцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать.

Современники по-разному оценивают события 1185 года. Мы знаем обе оценки древних летописей- Л аврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя; он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием, что навлек много страданий на Русскую землю.

  1. Рефлексия.

  2. Итог урока, домашнее задание ---- выразительное чтение произведений, подготовка к тесту.































СКУ. Тема: «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»

  • «Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение игумена Даниила», «Поучение» Владимира Мономаха

  • летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, путешественник Афанасий Никитин



  • Поучение- это проникновенная беседа о духовных ценностях (Владимир Мономах)

Повесть , как правило, повествует о важных исторических событиях («Повесть о разорении Рязани

Батыем»)

Слово является образцом торжественного красноречия.

Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского»)



  • Жанр - исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.


  • Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных по «летам», то есть в хронологической последовательности.





  • В и к т о р и н а «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр»

  1. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса или отрубей». Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, о болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец.

  2. «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь бороться с ним».

  3. «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем праздновать и веселиться . ибо этот мой сын был мертв, пропадал и нашелся»

  4. «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушно. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас всегда примет символический оттенок»




  • В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е о т р ы в к а поэмы в оригинале:

Не лЂпо ли ны бяшете, братие,

Начяти старыми словесы

Трудныхъ повЂстий о пълку ИгоревЂ,

Игоря Святославлича?

Начати же ся тьй пЂсни

По былинамь сего времени,

А не по замышлению Бояню

Боянь бо вЂщий,

Аще кому хотящее пЂснь творити,

То растЂкашеся мыслию по древу,

сЂрымь вылкомь по земле,

шизымь орломь подъ облакы.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»

Автор: Сарсенбаева Гуль Хасеновна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы"
    ["seo_title"] => string(100) "slovo-o-polku-ighorievie-vielichaishii-pamiatnik-drievnierusskoi-litieratury-itoghovaia-rabota-tiest"
    ["file_id"] => string(6) "230868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442294242"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Презентация к уроку литературы в 9 классе "«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы". "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-9-klassie-slovo-o-polku-ighorievie-vielichaishii-pamiatnik-drievnierusskoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "113745"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410969235"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы "
    ["seo_title"] => string(76) "slovo-o-polku-ighorievie-vielichaishii-pamiatnik-drievnierusskoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "115377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411965209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»"
    ["seo_title"] => string(69) "slovo_o_polku_igoreve_velichaishii_pamiatnik_drevnerusskoi_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "485175"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542024691"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тема: «вечные образы» в «слове о полку игореве»"
    ["seo_title"] => string(43) "tema_vechnye_obrazy_v_slove_o_polku_igoreve"
    ["file_id"] => string(6) "527049"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573745104"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства