"Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы
"Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы
Целью урока является показ самобытного характера древнерусской литературы,богатство и разнообразие ее жанров;знакомство с историей открытия "Слова о плку Игореве".Во время урока используется беседа,викторина,выразительное чтение;проводится проверка читательского восприятия.На уроке воспитываются в детях нравственные качества:патриотизм,мужество,единство,честность,взаимосвязь с природой,чувство ответстенности,товарищество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы »
Урок 2«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» – ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цели:показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».
Ход урока
I. Повторение изученного в 5–8 классах.
1. Беседа по статье «Древнерусская литература».
1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу Х века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.)
2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)
3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)
2. Викторина «Узнай по отрывку произведение и определи его жанр».
– Какие жанры древнерусской литературы вы помните?
Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Владимир Мономах.)
Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)
Слово является образцом торжественного красноречия.
В хождении дается информация о далеких путешествиях.
В житии – описание духовных подвигов и добрых дел святых. (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о житии Александра Невского».)
– Дайте определение слову «жанр».
(Жанр – исторически формирующийся вид литературных произведений, обладающих особенностями, признаками, закономерностями, отличающими их от других произведений.)
– Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет, так как это будет противоречить законам жанра.)
Жанром, который помог Руси осмыслить свое предназначение, собственную историю, стала летопись.
Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
Вопросы викторины:
1) «И сказал им:
– Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец». («Сказание о белгородском киселе».)
2) «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». («Притча о добром самарянине».)
3) «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». («Сказание о Кожемяке».)
4) «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». («Притча о блудном сыне».)
5) «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.
В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». (Жанр жития. Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».)
II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
Немного найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная поэтическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии… В чем же притягательность «Слова»?
1. Выразительное чтение древнерусского текста (начала поэмы).
Не лЂпо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повЂстий о пълку ИгоревЂ,
Игоря Святьславлича?
Начати же ся тъй пЂсни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню.
Бояньъ бо вЂщий,
аще кому хотяше пЂснь творити,
то растЂкашеся мыслию по древу,
сЂрымъ вълкомъ по земле,
шизымъ орломъ подъ облакы.
Помняшеть бо, рече,
първыхъ времен усобицЂ.
Тогда пущашеть 10 соколовъ на стадо лебедЂй.
Который дотечаше,
та преди пЂснь пояше –
старому Ярославу
храброму Мстиславу,
иже зарЂза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.
Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедЂй пущаше,
нъ своя вЂщиа прЂсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.
Почнемъ же, братие, повЂсть сию
отъ стараго Владимера до нынЂшняго Игоря,
иже истягну умь крЂпостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ;
наплънився ратнаго духа,
наведе своя храбрыя плъкы
на землю ПоловЂцькую
за землю Руськую…
Проверка читательского восприятия. (Не все понятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично.)
2. Знакомство с прозаическим (Д. С. Лихачев) и стихотворным переводами этого же отрывка (В. А. Жуковский).
«Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? – (Нет), начать эту песнь надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по (старинному) замышлению (способу, плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы точно следовать действительным событиям – «былинам сего времени») растекался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень выспренной, напыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен войны (и)тогда напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей(9 струн):который (из соколов) догонял какую (лебедь), та первая (и) пела песнь («славу») старому Ярославу(Мудрому), храброму Мстиславу (Владимировичу), который зарезал Редедю (касожского князя) перед полками касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу (сыну Святослава Ярославича, князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали».
(Перевод Д. С. Лихачева.)
Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земле,
Сизым орлом под облаками.
Вам памятно, как пели о бранях первых времен:
Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, того и песнь прежде пелась:
Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу,
Сразившему Редедю перед полками касожскими,
Красному ли Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали.
(Перевод В. А. Жуковского.)
3. Слово учителя.
Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова» разнообразны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод условен, так как нельзя считать «Слово» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII в. на Руси не знали различия прозы и стихотворения. Одни тексты были предназначены для пения, другие – для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы уже отметили ее ритмичность. Это особый народный песенный стих.
4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи» (с. 10).
К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове», обзорно познакомить с наиболее интересными исследованиями.
Учитель. Например, книга известного писателя Евгения Осетрова посвящена этому великому творению. На страницах ее воссоздаются образы, художественный мир, обстоятельства создания и история изучения гениальной поэмы XII в. Автор знакомит читателей с художественной системой Игоревой песни, рассказывает о спорах, которые ведутся по поводу этого произведения, о том, какое влияние оказало древнее творение на отечественную культуру. (Осетров Е. И. Мир Игоревой песни. Этюды. – М.: Современник, 1977.)
5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова».
Учитель. В начале 80-х гг. XII в. князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь новгород-северский князь Игорь Святославович вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение, и князей берут в плен – впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переяславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать из плена.
Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы знаем обе оценки из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая находится в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя; он вызывает даже сочувствие – не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.
III. Итог урока.
Домашнее задание: прочитать «Слово» в переводе Н. А. Заболоцкого; подготовить понравившийся фрагмент на выразительное чтение (или наизусть); индивидуальное задание: подготовить сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «Слову» и по Ипатьевской летописи.