Просмотр содержимого документа
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Тема урока: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.
Цели: – образовательная – ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки, совершенствовать понятие о литературной сказке, дать понятие о бродячем сюжете, гиперболе и антитезе;
– развивающая – совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства;
– воспитательная – воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Задачи урока: создать условия для должного восприятия и анализа текста, определения жанра литературного произведения, понимания проблематики произведения, сформировать у учащихся прочные умения на основе изученного правила, отметить художественные особенности произведения.
Литература к уроку: текст произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Чаплыгина Ю.А. Мифологический подтекст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: опыт школьного анализа, Черкесова З. Пушкинская Царевна. О тайнописи в русских сказках, Черных О.Г. Практикум по литературе. 5 класс.
Оборудование: учебник-хрестоматия с текстом произведения, доска, иллюстрация Е. Пашкова к сказке, карточки.
Тип урока: урок-беседа
Ход урока.
Орг. Момент. Проверка наличия учебных принадлежностей и общая готовность класса к уроку.
Актуализация знаний.
-На прошлом уроке мы познакомились с текстом пролога к поэме «Руслан и Людмила» и выяснили, что он является собирательной картиной сюжетов, образов и событий народных сказок. На этом уроке мы продолжаем знакомство со сказочным миром А.С. Пушкина и начнем работу над его произведением «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Дома вы должны были прочитать сказку, все прочитали?
Объяснение нового материала.
-А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки. Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?
(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и др.)
1. Вопросы для беседы над текстом произведения:
-Вы прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ.
Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?
Какие эпизоды понравились больше всего? Почему?
2. Вопрос о природе сказки:
- Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» является народной сказкой или литературной? (литературной)
-Давайте вспомним, в чем сходство и различие русской народной сказки от литературной?
- сюжет (динамичный, стремительный, фантастический)
- положительные и отрицательные герои
- конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил.
2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои
-Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка? (сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко, сказочная концовка)
3. Истоки сюжета сказки. Слово учителя.
В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве.
-Вы знаете, откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок? (учащиеся могут ответить, что сюжеты и образы для сказок он брал из сказок, рассказанных ему няней Ариной Родионовной).
Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.
Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»
-Ребята, а вам что-нибудь напомнил этот записанный Пушкиным текст со слов няни? (ученики отвечают, что сюжет напоминает сюжет «Сказки о мертвой царевне…»)
Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.
-Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
Ученики могут ответить, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».
4. Понятие о «бродячем сюжете»
-Скажите, напоминает ли вам какую-нибудь еще сказку сказка Жуковского «Спящая царевна»? (ученики могут назвать произведения со схожим сюжетом)
Сказки «Спящая Красавица» и «Спящая Царевна» очень похожи: и в той и в другой сказке главная героиня засыпает от укола веретеном, просыпается от поцелуя принца. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и "Белоснежка и семь гномов" схожи тем, что главная героиня и в том и в другом произведении прячется в доме у семи помощников, только в одной сказке эти помощники - гномы, а в другой - богатыри.
-Подобное явление называется «бродячий сюжет». Давайте запишем в тетради определение данного понятия:
Бродячий сюжет – это сюжет, перемещающийся из одного произведения в другое.
Перемещению сюжетов способствуют сходные условия жизни создателей этих произведений, схожие нравственные ценности. Поэтому нам близки и понятны сказки многих народов мира, и мы в них находим знакомые сюжеты и знакомых героев.
-Давайте вспомним сказки, в которых можно наблюдать присутствие «бродячего сюжета». (ответы учеников)
-Есть ли в литературных сказках бродячие сюжеты?
Ученики могут ответить, что в литературных сказках есть бродячие сюжеты, например: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В.А. Жуковский «Спящая царевна»,Шарль Перро «Спящая красавица», Братья Гримм «Белоснежка». Во всех этих сказках есть злая колдунья или мачеха, которые с помощью волшебных вещей (яблоко, гребень, и т.д.) хотят убить главную героиню.
5. Работа с текстом произведения
-Обратимся к тексту сказки, поговорим о её героях. Рассмотрим первый эпизод, который начинается словами «Царь с царицею простился...»
Выразительное чтение учеником отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».
- Назовите слова и выражения, свойственные народной речи.(Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).
-Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.
-Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)
- Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).
-В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в.
-А что означают слова: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка? (учащиеся могут посмотреть значение слов в сносках к тексту произведения, а так же в толковом словаре)
-Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? (Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз.)
-Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы. Такое явление называется ГИПЕРБОЛА. Давайте запишем данный термин в тетрадь:
Гипербола– преувеличение.
-Какой представляется вам первая царица по тем немногим строчкам, где рассказывается о ней? Как относится к ней автор? (Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Поэт даже использует преувеличения, чтобы подчеркнуть её одиночество)
-Как надо читать этот эпизод, открывающий сказку? (душевно, немного грустно).
-Перейдем ко второму эпизоду «Царь женился на другой» («Год прошел как сон пустой Царь женился на другой..»)
-Похожа ли новая царица на первую жену царя? (нет: первая царица любила своего мужа, а новая царица любит только себя; первая царица — скромная, душевная, а вторая — гордая, самовлюбленная)
-С кем была царица всегда добродушна и приветлива? Почему? (с зеркальцем; похвалы её красоте – единственная забота царицы) Чтение разговора царицы с зеркальцем по ролям.
-В третьем эпизоде («Но царевна молодая...») автор дает описание царевны.
-Понравилась ли вам царевна?Кому противопоставляет ее автор?
-Как вы думаете, почему строки о царевне начинаются с союза «но»? (потому что Пушкин противопоставляет кроткую молодую царевну царице, ее завистливой мачехе)
-В литературоведении такое противопоставление называется АНТИТЕЗОЙ. Запишем в тетради определение.
-Как вы понимаете слова тихомолком расцветая?(Пушкин сравнивает царевну с цветком)
-Как вы понимаете выражение «нраву кроткого такого»? (ответы учеников)
-В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.)
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).Вот так в сказке постоянно идет борьба светлого и темного, добра и зла.
-Что же такое добро и зло? (Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру)
-Кто в сказке олицетворяет собой добро, а кто – зло?
Работа с доской: на доске изображены два дерева. У одного ветви вниз, у другого – вверх. Подпись – дерево добра, дерево зла. На карточках – разные качества характера человека (щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость). Ученики должны распределить эти карточки по деревьям.
-Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз? (Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)
Работа с иллюстрацией:
-Давайте рассмотрим иллюстрацию Е. Пашкова. Соответствует ли она, по-вашему, характеру сказки? (ответы учеников)
- Какого героя мы встречаем в следующем эпизоде («С царевной // Вот Чернавка в лес пошла...»)?
-Кто такая Чернавка? (ответ в сносках к тексту)Что приказала сделать злая царица Чернавке?
-Почему Чернавка отпустила царевну? (Чернавка не может спорить с царицей, она обязана выполнять ее приказы под страхом жестокого наказания. Но Чернавка пожалела девушку, она любила царевну.)
-С какими героями еще нас знакомит Пушкин? ( Царь, царица, царевна, Королевич Елисей, Чернавка, пес Соколко, семь богатырей).
-Какими словами автор описывает образы царя, чернавки, пса?(царь: царь-отец, неутешен, был грешен,чернавка: та в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала « Не кручинься, Бог с тобой»; семь богатырей: перед утренней зарею Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять; пес: одолел, чуть до смерти не заел, лает, прыгнет, завизжит, жалко смотрит, грозно воет, словно сердце песье ноет)
-Каким нам показывает Пушкин королевича Елисея? (ответы учеников)
Пушкин представил нам образы своих героев. Описывая каждого из них, он проделал кропотливую работу. Любой сказочный образ у него индивидуальный и интересный. В целом складывается система взаимосвязанных образов. Если мы хоть один из них выбросим, то сказка уже не будет такой целостной и понятной.
Подведение итоговурока.
-Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?(это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной) -Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем? (внешность царевны, черты её характера, троекратные повторы, волшебные помощники, силы природы помогают героям, фантастический финал, напевные интонации…)
-Чем она отличается от нее?(…пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм).
- Какими предстали перед нами герои сказки? К кому из них вы стали относиться по-другому?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка, подчеркнуть при чтении характер описания героя.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
["file_id"] => string(6) "285613"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1454224857"
}
}