kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система уроков Н.В. Гоголь "Ревизор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков  во комедии н.В.Гоголя "Ревизо"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гоголь 2 урок»










Конспект

Урока по литературе

на тему:

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничий России в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

(по I действию),

















Тема:

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России

в комедии Н.В.гоголя «Ревизор» (по I действию)

Цели:

  • раскрыть жизненную основу комедии;

  • понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке;

  • продолжить работу по развитию речи учащихся;

  • отработать навыки выразительного чтения текста по ролям;

Методика:

аналитическая беседа, объяснение учителя, выразительное чтение пьесы.


Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.

Словарная работа: страх, инкогнито, произвол, казнокрадство,

мо­шенничество.



Структура урока:

  1. Организационный момент и целеполагание

  2. Вступительное слово учителя. Аналитическая беседа.

  3. Работа над I действием пьесы. Словарная работа. Ответы на вопросы, выполнение заданий, записи выводов в тетрадях.

  4. Заключительное слово учителя

  5. Объяснение домашнего задания.

Литература:


  1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.

  2. Золотарёва И.В, . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. М.: ВАКО, 2001, с. 142.

  3. Докусов А.М. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1997.












Оформление доски




Словарная работа



страх,

инкогнито,

произвол,

казнокрадство,

мо­шенничество.














Число

Классная работа

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничий России

в комедии Н.В.гоголя «Ревизор»

(по I действию)

добродушные жулики

из «Ревизора».

В.Набоков



Иллюстрации









































Ход урока

... добродушные жулики

из «Ревизора».

В. Набоков.

  1. Орг. момент и целеполагание.

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», попытаемся раскрыть жизненную основу комедии.

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о Гоголе-драматурге, о создании его бессмертной комедии «Ревизор», о композиции комедии, познакомились с афишей, т.е. с действующими лицами.

Н.В. Гоголь говорил, что если мы хотим понять драматическое произведение и его автора, то должны подробнее познакомиться с действующими лицами. Итак, прислушаемся к совету Н.В. Гоголя и ещё раз обратимся к афише пьесы. Откройте учебник на стр. 204.

Антон Антонович Сквозник – Дмухановский – городничий.

-Что особенного вы заметили в его фамилии? (Двойная фамилия)

- И только? Что вы можете сказать о значении слова «сквозник»? (СКВОЗНЯК - Сквозной ветер, сквозная струя воздуха).

- Что вы можете сказать о городничем? (……). (Он самый ловкий среди всех чиновников, самый проницательный. Он знает все ходы и выходы, как «сквозняк»).

- Анна Андреевна. ( Ничего особенного)

- Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья.

- Ребята, что вы можете сказать об этой фамилии?

(«Говорящая» фамилия. Говорит о том, что герой относится к своим обязанностям «тяп-ляп», т.е. спустя рукава, порядка в его ведомстве нет. А ведь он заведует судом!)

- Мы с вами обратили внимание только на фамилии нескольких героев. О чём вы подумали, познакомившись со списком действующих лиц?

Вывод (Автор многим своим героям даёт говорящие фамилии, чтобы помочь читателю, зрителю лучше понять их характер).

К.С. Станиславский ( СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938), российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра,). В 1898 основал Московский Художественный театр (МХАТ)).


советует читать пьесу просто, но с хоро­шим пониманием сути, главной линии её внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, что «лучший способ познать пьесу - это проследить: как зарождается и развивается в ней кон­фликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его пове­дение?»

Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта.

Так что же такое драматургиче­ский конфликт без которого нет пьесы?

КОНФЛИКТ –Столкновение, серьёзное разногласие, спор. Вступить в конфликт.


Так между кем и кем происходит конфликт в пьесе «Ревизор»? Это один из тех вопросов, на который нам придется ответить чуть позже.







  1. Работа над I действием пьесы.

- Ребята, дома вы прочитали 1 действие пьесы. Но может быть кто-нибудь из вас прочитал всю пьесу? Я уверена, что вы внимательные читатели и ответите на вопросы:

-Когда происходит действие в пьесе? Назовите год. (Время действия - 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет.)

- А теперь давайте обратим внимание на уездный город. Посетим его важные заведения, заглянем туда и увидим, как обстоят там дела.

Задание.

Прочитайте 1, 2 явление I действия и нарисуйте образ уезд­ного города.

(Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Стр. 209, 210,211 Городничий о богоугодных заведениях. Присутственные места. Учебные заведения.

(1,2 явление читаются вслух заранее подготовленными учащимися и проверяется домашнее задание (табличка о чиновниках уездного города), затем I действие учащиеся перечитывают до конца).


Вывод: Постепенно из мелких деталей и черточек возникает перед нами, чита­телями, образ города. Из реплик персонажей и материала таблицы мы можем делать некоторые выводы об особенностях этого города.

Уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что лю­ди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.

Слово учителя.

Итак. Мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие и те­перь постараемся вникнуть в суть зарождения драматического конфликта.

Для этого вновь вернемся к первой фразе Городничего, произнесенной в первом явление I действия:

- Прочитайте первые фразы Городничего в первом действии.

(…К нам едет ревизор).
Почему эта фраза навела страх на городских чиновников?

(Слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно).

Городничий ввел «ситуацию ревизора». А суть этой си­туации состоит в особого рода игре. Городничий представляет ситуацию, что в городские заведения приходит ревизор. Все знают, что один хочет «найти и нака­зать», другой «скрыть и уйти от ответственности». Таким обра­зом, ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия. построенной на обоюдном обмане двух её участников - ревизора и ревизуемого.

Гениальный драматург сумел найти такую фразу, которая является в полном смысле ключевой, запускающей. Поэтому эта фраза на всех чинов­ников наводит страх, так как мы сказали уже выше, что дела в городе, где происходит действие пьесе, идут из рук вон плохо.

- Скажите, ребята, какие меры пытаются принять чиновники
перед приездом Ревизора?

(Они говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия чиновников направляются не на реальное исправление не­достатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода ла­кировку действительности).

Таков фон для развертывания действия комедии своего рода интриги. Поэтому с начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, который возрастает от действия к действию и найдет своё максимальное вы­ражение в немой сцене. По меткому выражению Ю. Манна (литературовед), «ревизор» - это целое море страха».


Задание.

Подтвердите эти слова текстом, найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках:


Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня ин­когнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть... стр.212-213

Бобчинский. ... так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом. Стр215,

Стр.116

Городничий. ... Пусть каждый возьмет в руке по улице ... черт возь­ми, по улице! - по метле! И вымели бы всю улицу, что идёт к трактиру, и вымели бы чисто. Стр.117

(Учащиеся приводят и другие примеры и продолжат наблюдение над II, III действиями).


- Итак, что является завязкой комедии?


(Критики считают, что в первом же действие две завязки: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о приезде мнимого ревизора.)


Завязывается миражная интрига при появлении Бобчинского и Доб­чинского с известием о ревизоре.


Слова Добчинского


("Он и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов"), подкрепленные замечаниями Бобчинского ("Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу... так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом"), по совер­шенно непонятной причине убеждают чиновников в том, что за Иваном Александровичем Хлестаковым и скрывается "инкогнито проклятое".


Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо.

Гоголь раскрывает самый момент «ошибок». То, что Хлестаков загля­нул в тарелку Бобчинского и Добчинского, послужило основанием для го­родничего принять его за ревизора. А так же решающими аргументами в определении личности ревизора явились его «недурная наружность», «пар­тикулярное платье», «в лице этакое рассуждение... физиономия... поступ­ки», а главное то, что другую уж неделю живёт в городе, «из трактира не едет, забирает все на счёт и ни копейки не хочет платить».

Скажите, ребята, почему же городничий, который всех обманывал, воровал искусно, мог выйти сухим из любой ситуации, принимает этого молодого человека за ревизора?

(Им овладел страх, он был в таком состоянии, что любое абсурдное утверждение казалось ему важным доказа­тельством).






III. Заключительное слово учителя.

С этого момента события начинают разворачиваться быстро, активно развивается действие. Новость уже не подвергается сомнению. Все силы и энергия городничего и чиновников направлены на то, чтобы скорее распо­знать, что за человек приезжий чиновник: молодого человек «скорее про­нюхаешь, - убежден городничий - беда, если старый черт...»


О состоянии городничего красноречиво говорят авторские ремарки: «в страхе» «хватился за голову». Ремаркой «в сторону» драматург подска­зывает читателю и актеру, что слова, следующие далее, произносятся как бы про себя: их никто из присутствующих не слышит. Это самые сокро­венные чувства и мысли действующих лиц. В пьесе ремарки «в сторону» имеют особое значение, так как они выявляют и помогают понять, какую двойную игру ведут городничий и чиновники города с минным ревизором, стремясь скрыть истинное положение дел в городе.


Отвергнув предложение Земляники и Ляпкина - Тяпкина, почитавших необходимым встречать ревизора «парадом», торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», т.е. частным об­разом, неофициально, «для прогулки».


  1. Домашнее задание.


    1. Почему? (на этот вопрос вы дадите дома небольшой письменный ответ,
      прочитав II, III действия комедии.)

    2. Устно ответить на вопросы, данные в учебнике в конце каждого дейст­
      вия.

    3. Внимательно прочитайте явление восьмое II действия. Обратите вни­
      мание на то, как показаны изменения в мыслях, чувствах, поведении
      героев?


    1. Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию
      городничего и Хлестакова их диалоге: {Немного оправившись и протя­-
      нув руки по швам, робея, в сторону, вытянувшись и даже всем телом,
      дрожа, в сторону, вслух, в сторону, в слух, в сторону, с лицом, прини­-
      мающим ироническое выражение, вслух, - это городничий. Кланяется,
      сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко, храбрясь,
      стучит кулаками по столу, в размышлении, - это Хлестаков).


    1. Подумайте над эпиграфом к уроку? Добродушны ли жулики из «Реви-­
      зора»?

СТРАХ, –а (–у), м.

1. Очень сильный испуг, сильная боязнь. Задрожать от страха (со страху). Навести с. на кого–н. Нагнать страху (напугать; разг.). Держать кого–н. в страхе (в полном повиновении и постоянной боязни). Под страхом чего–н. (под угрозой). На с. врагам (чтобы боялись враги). У страха глаза велики (посл. о том, кто, раз испугавшись, всего боится, преувеличивает опасность). С. за детей (тревога). Навязчивый с. (психическое заболевание; спец.).

ИНКОГНИТО.

1. нареч. Под вымышленным именем, не открывая своего подлинного. Путешествовать и.

2. нескл., ср. Пребывание под вымышленным именем. Раскрыть своё и.

3. нескл., м. и ж. Лицо, скрывающее своё имя. Опять явился (явилась) вчерашний (вчерашняя

ПРОИЗВОЛ, –а, м.

1. Своеволие, самовластие. Творить п. Грубый п.

2. Необоснованность, отсутствие логичности. П. в рассуждениях.

  На произвол судьбы (оставить, бросить) кого — не заботясь о чьём–н. положении, в беспомощном состоянии.

КАЗНОКРАДСТВО, –а, ср. (устар.). Обкрадывание казны, государства.

МОШЕННИЧЕСТВО, –а, ср. Обман, жульнические действия с корыстной целью.



8



Просмотр содержимого документа
«Гоголь 3 урок.»


Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор».

Хлестаков и Хлестаковщина ( III действие)


  • Цели:

  • Продолжить работу над анализом пьесы;

  • Дать понятие о хлестаковщине

  • понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке;

  • продолжить работу по развитию речи учащихся;

  • отработать навыки выразительного чтения текста по ролям.



Методы и приёмы:

чтение, аналитическая беседа, объяснение учителя, выразительное чтение пьесы.


Оборудование:

портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.

Структура урока:

  1. Организационный момент и целеполагание

  2. Вступительное слово учителя. Аналитическая беседа.

  3. Работа над 3 действием пьесы.

  4. Ответы на вопросы, выполнение творческих заданий;

  5. Заключительное слово учителя (записи выводов в тетрадях.)

  6. Объяснение домашнего задания.

Литература:


  1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.

  2. Докусов А.М. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1997.

  3. Золотарёва И.В., Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. М.: ВАКО, 2001, с. 142.













Оформление доски




Словарная работа




хлестаковщина- стремление казаться не тем, кем ты являешься на самом деле, соединение легкомысленности с безответственностью












Число

Классная работа

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Хлестаков и хлестаковщина




Иллюстрации























































Ход урока:


  1. Орг. момент и целепологание

- Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»,познакомимся с новым понятием хлестаковщина.

Слово учителя

- Дома вам нужно было прочитать 3 действие комедии.

2. Анализ III действия.

- Ребята, скажите, что узнал Осип в доме городничего? Как он повёл себя? (4 явл)

(О том, что его хозяин генерал, Осип сказал, что его хозяин генерал, только с другой стороны. Слуга понимает, что его хозяина приняли за другого )

-Ребята расскажите, как принимали Хлестакова в богоугодных заведе­ниях.(5 явл)
(Прежде чем показать городские учреждения, городничий повез Хле­стакова завтракать к Землянике, который, судя по его фамилии и облику должен знать толк во вкусной пище. Сначала больница произвела на него странное впечатление. Хлестаков оказался в чистой комнате, главным ук­рашением которой был стол, заставленный разными винами и закусками. Сюда было принесено всё, что в спешном порядке можно было собрать в городе, вытрясти из купцов. Хлестаков был на верху блаженства.)

Прочитайте 5 явление и ответьте на вопрос:

- В чем заключается комизм сцены?

(Хлестаков не поймёт, почему ему всё показывают («мне в других городах ничего не показывали»), кормят вкусным завтраком в богоугодном заведении; городничий продолжает вести двойную игру (думает одно, а говорит другое).

- Ребята, скажите, как назвал Артемий Филиппович городничего (бездельник, подлец).

- Ребята, итак Хлестаков в доме у городничего, где происходит знаменитая сцена вранья Хлестакова (явл 6). Давайте прочтём эпизоды из этого явления и определить где герой лжёт, а где говорит правду.







правда

ложь

- только переписываю»;

-«как взберёшься по лестнице к себе на 4 этаж»;


- «с начальником отделения на дружеской ноге»;


- «сторож летит за мной по лестнице с щёткой сапоги почистить»;

-«приняли за главнокомандующего»;


-«С Пушкиным на дружеской ноге»;


- автор сочинений «Женитьба Фигаро», «Норма» и др.;


- «У меня первый дом в Петербурге»;


-«на столе арбуз в 700 руб,» суп из Парижа…;


- живу в бельэтаже;

- «сам государственный совет боится»;

- «управлял департаментом»;

- «произведут в фельдмаршалы»



- Ребята, обратите внимание на соотношении правды и лжи в таблице. Но всё-таки дважды Хлестаков проговорился. Даже запутался в собственной лжи. (дом-бельэтаж). Ложь как лавина. Начинается с малого, а заканчивается… Заметили ли это чиновники? (нет).

- Что думают чиновники о Хлестакове? (явл 7) (генералиссимус)


- Каково мнение о Хлестакове А.А. и М.А.? (8 явл) («какой приятный, милашка»)

-Что же думает о Хлестакове городничий? (9 явл) («с министрами играет, во дворец ездит»).


- Почему не заметили лжи Хлестакова? (из-за страха, «До сих пор не могк очнуться от страха» /городничий, 9 явл).

- За несколько минут в сцене вранья Хлестакова (действие третье, явле­ние VI) мираж вырастает до неимоверных размеров. За несколько минут на глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру.


- Что изменилось в поведении Хлестакова с тех пор, как он попал в дом городничего?

(Он освоился в своем новом положении, решил, что любезность чиновников объясняется его личными достоинствами. Присутствие дам еще более оживило его, придало сил.)

Вывод:

Действие в эпизоде вранья Хлестакова (в 6-ом явлении III действия) развивается со всё нарастающей энергией. С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят всё больший испуг от речи гостя. Их переживания выразительно передают ремарки.

В конце сцены городничий, «походя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.

Хлестаков не просто глуп, а "идеально" глуп. Ведь ему далеко не сразу приходит в голову, почему его так принимают в этом городе. "Я люблю радушие, — говорит он, проспавшись после приема Городничего, — и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса". Если бы не Осип, который сразу же интересуется на­счет другого выхода в доме Городничего, а затем рассказывает об упрямом старом отце, требующем прилежной служ­бы, и, уже рисуясь, говорит о своей привязанности к Петербургу, без ко­торой он не может жить: «Теперь не те потребности, душа моя жаждет про­свещения».)


Слово учителя.

В III действии характер Хлестакова раскрылся глубоко. Отчего это произошло, отчего перед ним стоит все на вытяжку? Ему до этого нет дела: чтобы понять, надо подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной го­лове при обремененном желудке всё перемесилось. Он не помнит о чем, он только что говорил.

Цель городничего достигнута: гость раскрылся - он важная государст­венная персона. Дело идет о судьбе городничего, и выход один: поставить заслон из Держиморды и Свистунов - и всех взашей, кто идёт к ревизору с просьбой - доносом. А самого ревизора умаслить взятками.

Таким образом, в комедии Гоголь смеется не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку при­няли за идеал человека.

- Kaк вы понимаете слово «Хлестаковщина»?

(Бахвальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами, стремлений казаться не тем, что ты являешься не самом деле, пристрастие к рисовке, соединенное с внутренней пустотой, легкомыслием, безответст­венностью, тщеславием. У Хлестакова эти качества получают своеобразное воплощений: как говорит Гоголь «он лжёт с чувством; в глазах его выража­ется наслаждение, получаемое им от этого».


Домашнее задание.

Прочитайте 4 действие пьесы, подумайте над вопросами на стр. 228-
229 (учебник).


Просмотр содержимого документа
«Гоголь 4 урок»









Конспект

урока по литературе

на тему:

Чиновники на приёме у «Ревизора»

Анализ IV действия комедии «Ревизор»




















Тема: Чиновники на приёме у «Ревизора»

Анализ IV действия комедии «Ревизор»



Цели:

  • Проанализировать IV действие пьесы с целью выявления основы комедийного действия в страхе чиновников перед ревизором;

  • Выявить художественные особенности пьесы :композицию и сюжет;

  • Развивать умение отбора материала для характеристики героев;

  • Понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке;

  • Продолжить работу по развитию речи учащихся;

  • Отработать навыки выразительного чтения текста по ролям.


Тип урока: комбинированный


Методы и приёмы:

Аналитическая беседа, объяснение учителя, выразительное чтение пьесы.


Оборудование:

портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.

Структура урока:

  1. Организационный момент и целеполагание

  2. Вступительное слово учителя. Аналитическая беседа по выявлению уровня усвоения материала предыдущего урока.

  3. Чтение и анализ IV действия пьесы

  4. Заключительное слово учителя записи выводов в тетрадях

  5. Объяснение домашнего задания.

Литература:


  1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.

  2. Докусов А.М. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1997.

  3. Золотарёва И.В, . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. М.: ВАКО, 2001, с. 142.






ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ




Словарная работа


взятка









Число

Классная работа

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Чиновники на приёме у «Ревизора»

Хлестакову принадлежит главная роль в дейст­вии, около нег обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца

Ю.Манн.





Иллюстрации


























































Ход урока:


1.Орг. Момент и целепологание.

- Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Прочитаем и проанализируем IV действие комедии и постараемся выявить основные художественные особенности: композицию и сюжет


Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.


    1. Работа над VI действием комедии.

Запишите в тетрадях эпиграф предыдущего урока

«Хлестакову принадлежит главная роль в дейст­вии, около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца».

Ю.Ман

- Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

- Можно ли сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему? Докажите это текстом по ходу урока.

  1. Беседа с учащимися (учащиеся работают с текстом):

- С какими намерениями собрались чиновники в доме городни­чего на следующий день?

(Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю).


(Чтение по ролям сцен взяток, явл. 3,4,5,6,7)

-Проследите, как меняется поведение Хлестакова в сценах приёма чиновников. (Если в начале он поддерживает разговор, потом случайно видит деньги, затем просит их взаймы, просит 300-400 руб. , то в последнем явл. сразу просит 1000 руб)


III явление– (Аммос Федорович Ляпкин - Тяпкин-судья)

Хлестаков. Что у вас в руке?

Хлестаков. Знаете ли что ? дайте мне их в займы.(Судья хороший человек)

(Он отвечает на вопросы Х., но думает о только о взятке

IV явление- почтмейстер

Хлестаков. Какой странный со мной случай6 в дороге совершенно издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?( Почтмейстер , мне тоже кажется , хороший человек, по крайне мерее, услужлив. Я люблю таких

(Растерялся речь его заикающаяся, почти бессвязное бормотание)



V явление- Лука Лукич

Хлестаков. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать 300 рублей взаймы?


VI явление-(Земляника)

Хлестаков. Сделайте милость, Артем Филиппович, со мной странный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы рублей четыреста?

(Очень осторожный, представляется только тогда, когда выясняется, что беседы других чиновников прошли благополучно, он не торопится дать взятку, бережёт свои денежки, ему уже сам Х. напоминает о деньгах, а не наоборот)

VII явление- (Добчинский и Бобчинский)

Хлестаков. Хорошо, что присох, я рад… Денег нет у вас?

Взаймы рублей тысячу. Если нет то рублей сто . Хорошо пусть будет шестьдесят пять рублей… это все равно.

- Ребята, какие детали указывают на то, что взятки - первичное дело
для чиновников?

(Чиновники убеждены, что ревизору необходимо дать взятку, «подсу­нуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т.е. «между че­тырех глаз... чтобы и уши не слышали...», - так считает Артемий Филип­пович (первое появление, IV д). Цель этих взяток весьма практическая: защитить, предохранить своё ведомство от ревизий и обезопасить себя. Так к активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.)


Давайте посмотрим какие же ремарки автор использует для изображения внутреннего состояния чиновников, которые указывают на страх, подобост­растие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «поте­рявшись и роняя на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно»; «(В сторону) Ну, смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь!»

Вывод:

Итак, растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них дает взятку по-своему, что отражено в речи, действиях: чиновников и авторских ремарках.






- Ребята, понимал ли Хлестаков, за кого его принимают в городе?

(Хлестаков ещё далёк от догадки, почему все так внимательны к нему

и услужливы. Иван Александрович продолжает оставаться в приятном за­блуждении, что окружающих привлекают его личные незаурядные качест­ва; «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится если мне уго­ждают от чистого сердца, а не то, чтобы из интереса... Нет, я не знаю, а мне, право, нравиться такая жизнь» (2-ое явление IV действия).


В сценах официального представления местных чиновников Хлеста­ков уже начинает смутна догадываться, что принят за важное, «государст­венное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: просьбы о деньгах становиться более решительными, а просьбы, жалобы посетителей выслушивает не хуже любо­го действительного важного чиновника.

- Найдите в тексте тот момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (чт . явл. 8)
- К Хлестакову пришли за помощью купцы, простые горожане. Давайте прочитаем 10 явл.

-На что жаловались купцы Хлестакову, думая, что перед ними настоящий ревизор?

- Что из слов купцов мы узнали о городничем?

-Скажите, о каком качестве его натуры мы узнали из прочитанных явл.?

(Хлестаков, как и городничий, не упустит того, что плывёт ему в руки.)


- Ребята, в 4 действии Хлестаков предстает перед нами и в новом качестве. Каком?

(Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного.)

Чтение сцен объяснения в любви. (явл. 12, 13, 14)

- Как характеризуют Хлестакова сцены «объяснения в любви»? Почему дочь и мать вступают в борьбу друг с другом? Как это их характеризует?


- Скажите, о каких новых свойствах натуры Хлестакова мы уз­нали в IV действии?


(Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. Види­мо, поднаторевший в общении с особами женского пола из мещанской сре­ды, герой чувствует себя уверенно. Интуиция подсказывает ему, что пора жениться здесь не будет. И дамы, тоже стремящиеся показать себя в лучшем свете, притворяются -тем самым подыгрывают Хлестакову. А самое большое удовольствие - иметь власть и деньги, жить на широкую руку).

3. Слово учителя.

Итак, мы перечитали ряд эпизодов IV действия получили более глу­бокое представление о Хлестакове, с которым так или иначе связаны судь­бы остальных действующих лиц. Поэтому интересы многих персонажей направлены к нему. Докажите, сделайте выводы по тексту. (Городничий связывает с Хлестаковым все надежды на удачный исход ревизии, то есть в конечном итоге на сохранение в неприкосновенности всего образа жизни, которому так внезапно возникла угроза. В дальнейшем через Хлестакова же Городничий, его жена и дочь надеются пройти в высший свет, сделать головокружительную карьеру. Практически все чиновники также видели в Хлестакове лицо, от которого зависит их дальнейшая судьба. Особенно отличается Земляника, успевавший за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот и смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло на­чальство поверить ему такую должность...») Именно к Хлестакову идут с самыми сокровенными просьбами Добчинский и Бобчинский: один просит незаконнорожденному сыну при­своить его фамилию, другой - рассказать о своем существовании в Петер­бурге «всем там вельможам разным», возможно, это стремление оставить после себя какой-то след.

В Хлестакове видят своего заступника и купцы, пришедшие жаловать­ся на городничего, которые прекрасно понимают, что это их последняя на­дежда.

Приходит ещё целый ряд безымянных и даже не появившихся на сце­не фигур, показывающихся в перспективе открытой дверь, пытающихся подать свои просьбы через окно... Иными словами, к Хлестакову устре­мился весь гоголевский Город, от городничего до простолюдина. В руках Хлестакова была практически судьба всех людей этого города. Но самое смешное парадоксальное было то, что Хлестаков ничего этого не понял, ведь он ненастоящий, мнимый ревизор. Да и автор комедии впоследствии скажет: «в нем не было ни на полмизинца чего-либо похожего на ревизо­ра». Нельзя также в полном смысле называть подношение, которое берет Хлестаков в IV действии взятками: Он и не понимает, что это взятки, так как знает своё положение и не может даже представит; что всё вручаемое ему даётся с определенной целью. Это он воспринимает как очередное про­явление милых нравов этого чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. Итак, Хлестаков при деньгах, с провиантом от купцов, новоиспечённый зять городничего покидает город.







4 Подведение итогов урока

Выводы:

В центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести интриги, игру. Он даже не догадывается о положении, в которое он пал и не пытается извлечь из него выгоду. Значит, не герой ведёт действие, а действие ведет героя - так можно условно, но емко обо­значить главную особенность построения комедии. В этом и состоит свое­образие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре. Именно такое по­строение комедии придает пьесе необычность, даже фантастичность, а в обычную бытовую историю об «обманутых вкладчиках». Поэтому пьеса до сих пор вызывает интерес со стороны деятелей театра и читателей-

5.Объяснение домашнего задания.

  1. Прочитать V действие пьесы. Подумать над вопросами, предложенны­ми в конце V действия.

  2. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.







































Городничий

Связывают все надежды на удачный исход ревизии


Жена и дочь

Надеются пройти в высший свет, сделать головокружительную карьеру.


Земляника

С целью продвижения по службе.














Хлестаков

- не упустит того, что плывет ему в руки

-способен сыграть любую роль

-хочет иметь власть и деньки, жить на широкую ногу




















Бобчиннский Добчинский

1.расскозать о его существовании в Петербурге.

2. Незаконнорожденному сыну присвоить его фамилию



Купцы

Пришли жаловаться на городничего


Безымянные герои

Пытаются подать свои просьбы через окно.



























Просмотр содержимого документа
«Гоголь урок 1»











Конспект

урока по литературе

на тему:

Н.В. Гоголь «Ревизор».

«Ревизор» - бессмертное произведение Гоголя.

Понятие о драматическом произведении, о комедии»,



Учитель русского языка и литературы: Саутова Светлана Борисовна













/




Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор».

«Ревизор» - бессмертное произведение Гоголя.

Понятие о драматическом произведении, о комедии»


Цели:

  • повторить известные сведения о Н.В. Гоголе как о писателе – сатирике;

  • дать понятие о драматическом произведении о комедии;

  • раскрыть идейный замысел комедии;

  • продолжить работу по развитию речи учащихся;

  • отработать навыки выразительного чтения текста по ролям;

Методы и приёмы:

Беседа, объяснение учителя, выразительное чтение пьесы.


Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.

Словарная работа: афиша, акты (действия), явления (сцены), моно­логи, диалоги, реплики, ремарки.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя о Н.В.гоголе.

  3. Знакомство с материалами учебника «Великий сатирик о себе», «Н.В. Гоголь о театре». Чтение учащимися, беседа.

  4. Слово учителя.

  5. Сообщение учителя о создании «Ревизора».

  6. Сообщение «Идейный замысел. Об особенности композиции комедии.

  7. Домашнее задание.


Литература:

  1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.

  2. Золотатёва . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. Москва, 2001, с. 42.

  3. Докусов А.М. Марвнцман В.Г. Комедия Н.В.гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1975



Оформление доски




Словарная работа



афиша,

акт (действие), явление (сцена), моно­лог,

диалог,

реплика, ремарка.


.













Число

Классная работа

Н.В. Гоголь «Ревизор». «Ревизор» - бессмертное произведение Гоголя. Понятие о драматическом произведении, о комедии»



Н.В. Гоголь

Памятник на Конюшенной

Иллюстрации







































Ход урока:


  1. Орг. момент и целепологание

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством Н.В.Гоголя. Начнем разговор об одном из самых известных его произведений, которое интересно и сегодня


  1. Вступительное слово учителя.

Николай Васильевич Гоголь - она их значимых фигур в литературе первой половины XIX века.

Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая пи­сательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного та­ланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже по­стараемся открыть для себя - то новое и осознать, что творчество вели­кого писателя - живое явление современности.


- Какие произведения Гоголя вам знакомы?

( «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская яр­марка», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссори­лись...»).


- Ребята, а можете вы с ходу «опознать», что это именно гоголевское произведение?


(Гоголь умеет так мастерски описывать самую обычную вещь, обыч­ное явление, в его произведениях присутствуют элементы фантастики яв­ной, а порой и неявной.)



  1. Знакомство с материалами учебника «Великий сатирик о себе»,

«Н.В. Гоголь о театре»

  1. Чтение учащимися.

  2. Беседа по вопросам

Беседа по вопросам:


- О какой карьере мечтал Гоголь в юности?

(«Я думал просто, что я выслужусь и всё это доставит служба государ­ственная».)


- Какая черта характера, какое умение, развившееся ещё в ран­
ней юности, помогло ему стать писателем?

(Придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать..., имел спо­собность «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого...»).


- Кто оказал на Гоголя серьёзное внимание на становление его
писательского таланта?

(А.С. Пушкин «заставил меня взглянуть на дело серьезно»).


- Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к те­атру?

(Отец, В.А. Гоголь - Яновский писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Трощинского, в них Гоголь играл вместе с родителями; выступал на сцене в гимназии в Нежине; в поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актеры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации).


4. Слово учителя.

Из биографических сведений о Н.В. Гоголя мы знаем, что в 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о русской комедии. Он продолжил раз­витие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внёс своё. Он считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произве­дения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зри­телей.

Так в 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).


Сообщение учителя о создании «Ревизора».


Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писате­лем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин.

Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 17 лет. Хотя первая черновая редакция была написана1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивания» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внёс последние; изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три; 1836,1841,1842.


- А теперь, ребята, вспомните, к какому роду литературы отно­сятся комедия? (К драме).


- Чем отличается драма от эпоса и лирики?

(Драматическое произведение предназначено для сцены и для чтения).


  • Какие жанры драматического произведения вы знаете.
    (Трагедию, драму и комедию).


  • Какие отличительные признаки имеет комедия?

(Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к статье «Прочитаем комедию «Ревизор» вместе». Предварительные замечания, стр. 164-165.)

Пояснение. В ходе работы над статьей учащиеся записывают в тет­радь слова, которые будут использованы в процессе работы над пьесой «Ревизор»: афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики в сторону, ремарки; как обозначается место и время действия, речь действующих лиц (фамилия или имя героя)



Составьте таблицу о чиновниках уездного города.


Имя Чиновника

Сфера городской жизни

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту


Антон Антонович

Сквозик - Дмухановский
















Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин


















Артемий Филиппович Земляника


Городничий

Общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, его благоустройства









Судья












Попечитель бого­угодных заведений


Берет взятки» стительетвует этом другим чиновникам, город не благоустроен, го­сударственные деньги расхищают­ся










Сам судья зани­мается больше охотой, нежели судопроизводст­вом. Заседатель вечно пьян









Больные, как му­хи выздоравлива­ют, кормит их вме­сто положенной пищи прокисшей капустой, а ле­карств дорогих не употребляют.


«Говорит ни громко, ни тихо, ни много, нимало»;

«Помилуйте не погуби­те!

Жена, дети

маленькие: не сделайте несчастным человека»;

купцов «постоем замо­рил, хоть в

петлю поле­зай»;

в немой сцене он стоит посередине

в виде столба о распростертыми руками

и закинутою назад голо­вой; ему

принадлежит фраза: «Чему смеетесь?

Над собой смеетесь!...»

Женат, имеет взрослую дочь.



«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит; «говорит басом, с про­долговатой растяжкой, хрипом и сапом, как ста­ринные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»; предлагает «подсунуть деньги Хлестакову»



У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя; «очень толстый, непо­воротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «Человек простой: если умрет так умрет, если выздоровеет, то и так вы­здоровеет»; «совершенная свинья в ермолке»






Словарь терминов:


Афиша - объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции.


акты (действия) - Часть драматического произведения (Трагедия в пяти актах.

Комедия в трёх действиях.)


явления (сцены) - в пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется.

Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в четырёх действиях, в двенадцати сценах.


моно­логречь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний


диалог- разговор между двумя лицами, обмен репликами..


реплика - в сценическом диалоге: текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.


Ремарка в пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.



























































9



Просмотр содержимого документа
«гоголь 5 урок»









Конспект

урока по литературе

на тему:

Финал комедии, его идейно – композиционное значение.

проведённого в 8 «Б» классе

школы №71

студенткой 301 группы УПК №4

Аваковой Светланой Борисовной.








Учитель русского языка и литературы:

Демидова М.Г.

Руководитель практики:

Толстых Л.А.





Тема: Финал комедии, его идейно – композиционное значение.

Цели:

  • Систематизировать и обобщить знания о героях комедии.

  • Раскрыть роль финала, смысл эпиграфа комедии.

  • Продолжить работу по развитию речи учащихся.

  • Продолжить обогащать словарный запас учащихся.

  • Отработать навыки выразительного чтения текста по ролям.


Тип урока: комбинированный


Методы и приёмы:

Аналитическая беседа, сообщение, самостоятельная работа; слово учителя.


Оборудование:

портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.

Структура урока:

  1. Организационный момент и целеполагание

  2. Беседа по содержанию V действия комедии.

  3. Обобщение учителя по образу Хлестакова. (Составление таблицы)

  4. Заключительное слово учителя записи выводов в тетрадях

  5. Объяснение домашнего задания.

Литература:


  1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.

  2. Докусов А.М. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1997.

  3. Золотарёва И.В, . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. М.: ВАКО, 2001, с. 142.



















ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ




Словарная работа



немая сцена

амбре







Число

Классная работа

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Финал комедии, его идейно – композиционное значение.





Иллюстрации





















































Ход урока:

1.Орг. момент и целепологание.


- Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим те знания, которые получили на предыдущих уроках, попробуем раскрыть роль финала, посмотрим, в чем же смысл эпиграфа комедии.

Обобщение знаний по предыдущему уроку

В центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести интриги, игру. Он даже не догадывается о положении, в которое он пал и не пытается извлечь из него выгоду. Значит, не герой ведёт действие, а действие ведет героя - так можно условно, но емко обо­значить главную особенность построения комедии. В этом и состоит свое­образие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре. Именно такое по­строение комедии придает пьесе необычность, даже фантастичность, а в обычную бытовую историю об «обманутых вкладчиках». Поэтому пьеса до сих пор вызывает интерес со стороны деятелей театра и читателей-


2.Беседа по содержанию V действия комедии.

- Каковы жизненные цели городничего?

(Родство с Хлестаковым открывает городничему возможности получить генеральский чин, жить в Петербурге).


- Давайте перечитаем 1-е и 2-е явления, и обратите внимание на поведе­ние городничего. Почему городничему так хочется «влезть в генералы»?

Разве плохо ему жилось в городничих?

(Ему важна власть, чтобы перед ним все трепетали и дрожали).

(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Всё про­исшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете ещё не было, что может всё сделать, всё, всё, всё!»)





- Ребята как вы уже знаете, что в основе комедии лежит миражная интрига, которая носит общественно-политический характер, но Н.В. Гоголь частично затрагивает и любовную интригу в любовном треугольнике: Марья Антоновна – Хлестаков - Анна Андре­евна. Во всех пьесах одним из главных конфликтов является любовный конфликт, но в комедии «Ревизор» автор любовную интригу не ставит в центр, не делает её главной.


Идейно-композиционная роль любовной интриги состоит в другом. Любовная интрига является «лесенкой» к следующему миражному образу — это образ Петербурга, вожделенный, манящий. Он ста­новится благодаря мнимому сватовству почти реальностью: семья Сквозняка-Дмухановского чуть ли не переезжает в Петербург, Анна Андреевна мечтает об особом "амбре" в своей комнате, Городничий примеряет через плечо орденскую ленту.

Материализованный мираж Петербурга конкрети­зируется в наивных размышлениях героев.

- Давайте посмотрим каковы же средства создания образа Петербурга. Что
думают об этом городе чиновники? И посмотрим с какими просьбами обра­щаются они к Хлестакову?

Образ Петербурга вводится в комедию разными способами. О своем положении в городе рассказывает, завираясь, Хлестаков, образ, столицы возникает в его письме к "душе Тряпичкину", о нем мечтают чиновники, своими воспоминаниями о городе делится Осип. Но странное дело, образы вымышленного Петербурга Хлестакова и реального, возникающего в его обмолвках и в письме, почти не отличаются. И в том и в другом случае это город, основанный на страхе, "страхоточивый" город, только в одном слу­чае Хлестакова боится государственный совет, департамент, где при его появлении — "просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист", а в другом случае он сам страшится, кондитера, который может оттаскать его за воротник "по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля". Точно так же мыслит себе Петербург и Городничий

- Скажите, что же привлекает Сквозника-Дмухановского в петер­бургской жизни.

А Анну Андреевну?

(Антон Антонович собирается переехать в Петербург, бросить город­ничество и, благодаря связям, «влезть в генералы». Эти намерения разделя­ет и Анна Андреевна, которая хочет, чтобы их «дом был йервым в столице и чтоб в её комнате «такое было амбре», чтоб нельзя было войти...»).




Образ Петербурга в комедию вводится разными способами. О своем положении в городе завираясь, рассказывает, Хлестаков, о нем мечтают чиновники, своими воспоминаниями делится Осип. Но странно, что образ вымышленного Петербурга Хлестакова и реального почти совсем ни отличаются. И в том и в другом случае это город, основанный на страхе. Хлестакова боится государственный совет, департамент, а в другом случае он сам страшится, кондитера, который может оттаскать его за воротник. Точно так же мыслит себе Петербург и Городничий.

-Скажите что привлекает Сквозняка – Дмухановского в петербуржской жизни?

Собирается переехать в Петербург, бросить городничего, благодаря связям, «влезть в генералы»

А Анну Андреевну?

(Она хочет, чтобы их дом был первым в столице и чтобы в ее комнате было такое амбре

( Сорт духов из эссенции с примесью других пахучих веществ. Благовоние, приятный запах. 3Дурной запах, зловоние. От этого протухшего мяса — такое амбре что нельзя было войт)

Чтение 7 явления 5 действия по ролям и ответы на вопросы.


1. Как можно озаглавить эту сцену? (парад лицемерия)

2. Искренно ли звучат поздравления чиновников в адрес городничего? (нет, реплики в сторону говорят об обратном)


3. Как относятся хозяева к гостям? (Унижают их)


Итак, что же по-вашему, является развязкой комедии?
(Появление почтмейстера с письмом. И венчает пьесу немая сцена).

- Чтение письма VIII явления.


- Как меняется настроение героев во время чтения письма Хлестакова?

- Почему городничий с такой злобой с такой особой обрушивается на «писак»?

(Боится позора, боится не только, что раскроются его плутни, а того, что он окажется обманутым)

- Только ли своим гостям городничий адресует речь?

( «Вот смотрите, смотрите, весь мир…»)



Чтение последнего явления комедии

-Какими словами можно определить состояние чиновников в этой сцене?

(Появление жандарма повергло всех в ужас, поразило как громом)

Обратите внимание, что среди действующих лиц комедии такого героя нет.

Как вы объясните это?

( В литературоведение существует две точки зрения:

Жандарм – фантастическое лицо, посланец каких – то неземных сил

Это воплощение власти, веры Гоголя в торжество законности и справедливости

- Чьё мнение вам ближе?

Ребята как вы понимаете выражение Немая сцена?

Немая сцена — мимическая сцена без слов.


Гоголь придает немой сцене большое значение описание ее он включает в сам текст

Комедии.

Что потеряла бы комедия, если бы не было заключительной сцены?

Почему Гоголь заставил застыть каждого из своих персонажей?

Какая страшная ирония скрыта в немой сцене?

Гоголь дал её в тот момент, когда общность людей, вызванная ситуацией ревизора, грозила распасться. Гоголь дал в немую сцену на торжество справедливости, установление гармонии. В немой сцене Гоголь обнажает сущность характера каждого героя

Именно поэтому столь разнооб­разны толкования "немой сцены". Ее трактуют как художественно вопло­щенной образ Страшного суда, перед которым человек не сможет оправ­даться ссылками на то, что за всяким умным человеком "водятся грешки".

"Немая сцена" имеет и очень важную композиционную роль. В мо­мент чтения письма уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия, — страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибы­тии истинного ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это - уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застившие позы показывают исчерпанность героев в их бесплодной погоне за миражом. Именно поэтому нельзя сказать, что чиновники и нового ревизора примут так же, как Хлестакова: слишком глубока и окончательна их исчерпанность в миражной жизни.

4.Подведение итогов работы над пьесой

Итак, подведем итог в работе над пьесой. Перед нами, читателями, прошла жизнь уездного горда в прошлом и настоящем.

А что ожидает го­родничего и чиновников в будущем, каждый пьесу допишет по-своему.


Обобщение знаний по произведению

А теперь постараемся обобщить то, с чем мы познакомились на пре­дыдущих уроках.

- Как вы думаете, кто является главным героем в комедии?

(Часть учащихся утверждает, что является городничий, часть - Хле­стаков. Можно согласиться и с теми, и с другими, так как судьбы второсте­пенных героев связаны с Хлестаковым и городничим.)


- Каков временной отрезок, в течение которого развивается дей­ствие «Ревизора»?

(Скорее всего, действие охватывает двое суток, так как Хлестаков во 2-ом явлении IV действия говорит: «Кажется, они вчера мне подсунули что-то завтраком: в голове до сих пор стучит». В 6-ом явлении IV действия он спрашивает Артемия Филипповича: Скажите, пожалуйста, мне кажется как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»)


- Какое историческое время отражено в комедии? Что мы знаем об этом времени?

(Об эпохе, отраженной в комедии мы уже говорили на втором уроке по творчеству Н.В. Гоголя). 1830 - 1831 годы это время царствования Николая I Н.В. Го­голь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие доку­менты, но комедия «Ревизор» - это художественное произведение, и его особенность в том, что писатель не копирует жизнь, а переосмысливает факты через художественный вымысел. Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени. Уездный город 30-х годов XIX века превратился в символ самодержавной России),

Итак в центре комедии писателем выведены два образа: городничего и Хлестакова. (Учащееся по выбору рассказывают о городничем и Хлестако­ве (по материалам домашнего задания

Обобщение учителя по образу Хлестакова.

Итак, Хлестакова нельзя считать сознательным мошенником. Живя в гостинице, он и не собирался выдавать себя за важного чиновника, так как он был озабочен только, тем как пополнить кошелек, истощившийся после солидного проигрыша в карты, и как лишний раз по­обедать, если не «за счёт аглицкого короля», то хотя бы в долг уже говори­ли, лишь в четвертном действии он начинает догадываться что его приняли за «государственного человека», чуть ли не за генерал - губернатора, Хле­стаков однако быстро вошел в роль и в конце концов стал даже свысока разговаривать с чиновниками и просителями, и это не случайно. В его на­туре было, заложено (или сформировано обстоятельствами) стремление казаться, стать другим, подняться хотя бы на ступеньку выше по служеб­ной лестнице. Постоянное унижение личности, ущемление всяческих прав вызвало в нем ответное желание хотя бы в фантазии сравниться с сильны­ми мира сего, а при случае, пустить пыль в глаза. Ещё до встречи с город­ничим, узнаем мы из комедии, он мечтал о карете с фонарями, с лакеем не запятках, о визите к какому-нибудь помещику. Хлестаков действительно врёт, не задумываясь о сказанном, то есть он говорит и действует, без вся­кого соображения. Ложь его по воле случая направлена в одно русло: он богат, знатен, знамения и всемогущ. Чем больше, изощреннее лжёт Хлеста­ков, тем больше трясутся чиновники от страха).

- А как ведут себя чиновники и Хлестаков?

Действие комедии

Чиновники

Хлестаков

I действие

«К нам едет ревизор». «Страху - то нет, а так, немножко».


II действие

«Помилуйте, не погуби­те!..»

«Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки».

III дейст­вие

«Городничий и прочие трясутся от страха»

«А один раз меня приняли за главнокомандующего...

Я ведь тоже балы даю».

IV дейст­вие

«Боже, боже! Вынеси бла­гополучно! Так вот колен­ки и ломает».

Постепенное нарастание самоуверенности и нахаль­ства в сценах приёма чинов­ников и городских жителей.

V действие

«Он не уполномоченный и не особа!». Горрдничий: «До сих пор не могу прийти в себя» немая сцена

«Кто же он?... ни сё, ни то, черт знает что такое».


По таблице видно, что истинное лицо Хлестакова раскрыто чиновниками.




Обобщение по образу городничего.

Слова городничего: «Тридцать лет живу на службе, ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывали; пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трех губернаторов обманул!...что губернаторов, нечего и говорить про гу­бернаторов», - показываю, во что превращалась дёятельности чиновников, управлявших уездами, губерниями Российской империи 30-х годов XIX

Таким образом подобно Сквознику — Дмухановскому, не про­пускали того, что плыло в руки, всеми средствами создавали такие усло­вие, чтобы обогащаться; презирали народ и ненавидели честное слово правды.

Иова, которые Гоголь дал городничему в его последнем монологе и которые стали пословицей - «Чему смеетесь? Над собой смеетесь! - по смыслу тесно связаны с эпиграфом комедии «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Выражает стремление автора подчеркнуть, что каждый харак­тер взят из жизни и за каждым героем «Ревизора» скрывается целая галерея подобных людей, порожденный определенными социальными условиями.


Объяснение домашнего задания


  1. Написать сочинение «О чем мечтают герои комедии «Ревизор»?

  2. Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?

  3. Подготовиться к практической работе.

Просмотр содержимого документа
«ревизор»







Конспект

урока по литературе

На тему:

Знакомство с Хлестаковым ( II действие)























Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор».

Знакомство с Хлестаковым ( II действие)


Цели:

  • Продолжить анализом пьесы;

  • Дать представление о характере Хлестакова;

  • понять обстоятельства, приведшие чиновников к их роковой ошибке;

  • продолжить работу по развитию речи учащихся;

  • отработать навыки выразительного чтения текста по ролям.



Методы и приёмы:

Аналитическая беседа, объяснение учителя, выразительное чтение пьесы.


Оборудование:

портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.

Структура урока:

  1. Организационный момент и целеполагание

  2. Вступительное слово учителя. Аналитическая беседа.

  3. Работа над II действием пьесы: словарная работа, беседа по содержанию II действия, выполнение творческих заданий.

  4. Заключительное слово учителя записи выводов в тетрадях

  5. Объяснение домашнего задания.


Литература:


  1. Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.

  2. Докусов А.М. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1997.

  3. Золотарёва И.В, . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. М.: ВАКО, 2001, с. 142.








ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ




Словарная работа




«ЕЛЕСТРАТИШКА»


коллежский регистратор



кульминация







Число

Классная работа

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Знакомство с Хлестаковым( II действие)

Хлестакову принадлежит главная роль в дейст­вии, около нег обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца

Ю.Ман


Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен не­ким обманчивым обаянием, изяществом повесы...

В.В Набоков




Иллюстрации
















































Ход урока:

Хлестакову принадлежит главная роль в дейст­вии, около него обращаются все прочие лица, как

планеты вокруг солнца Ю. Манн.

Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен не­ким обманчивым обаянием, изяществом повесы...

В.В. Набоков.


  1. Орг. момент и целепологание

- Здравствуйте. ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», познакомимся с Хлестаковым. (учитель демонстрирует иллюстрацию – Хлестаков, иллюстрация вывешивается на доску).

II. Слово учителя.

-Ребята, чем закончилось 1 действие? (Городничий отправляется в гостиницу).

-Правильно. Городничий отправляется в гостиницу, чтобы «разнюхать» и «приру­чить» ревизора. Но особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и стра­хом расплаты.


Итак, начинается второе действие пьесы. Мы попадаем в маленькую комнату гостиницы и встречаемся с новыми персонажами.

- Назовите их. (Осип, Хлестаков).

III. Работа над II действием комедии.

Давайте прочтём монолог Осипа, а потом ответим на вопросы.

(Чтение монолога)

- Ребята почему этот монолог дан перед встречей городничего с Хлестаковым и до появления героя на сцене? (Из монолога Осипа мы узнаем об ошибке Бобчинского и Добчинского, тогда как городничий этого не знает. В гостинице живет не ревизор. А «елистратишка», промотавший деньги отца. Значение этого монолога в композиции очень велико. В то время как городничий и его подчиненные уверовали, что приехавший из Петербурга чиновник и есть ревизор, в монологе Осипа пресловутое «инкогнито» предстало в подлинном виде. Хлестаков оказался разоблаченным ещё до своего появления на сцене).



- Что из монолога Осипа мы узнали о Хлестакове? Кто же этот Иван Александрович Хлеста­ков из Петербурга?


(Монолог Осипа, крепостного слуги, дает совершенно неожиданное и недвусмысленное разъяснение: его барин никакого отношения к ревизии не имеет, едет он в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена.

Хлестаков служит, но занимает самую низкую ступеньку на лестнице чи­нов: он коллежский регистратор («елистратишка простой»), чиновник по­следнего, четырнадцатого класса. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, а он идёт гулять по проспекту, в картишки играет», живёт явно не по средствам, любит «показать себя», покутить).


-Ребята, кто знает кто такой елистратишка?

( в Табели о рангах это самая низкая ступень чиновника, коллежский регистратор.)

(Учащиеся обращают внимание на второй эпиграф, слова В.В. Набо­кова).


-И вот на сцене появляется сам Хлестаков. Хлестаков голодный и усталый после шатания по городу (тщетно пытался взять в лавках что-нибудь в долг). Всё это подтверждает крайнее бедственное положение барина и слуги («... даже тошнит, так есть хочется...» Он ещё не знает, что уже в городе наделал много шума, что к нему с визитом едет сам городничий.

Давайте прочитаем 2 явление и обратим внимание на авторские ремарки, посмотрим, как меняется тон его речи, поэтому читайте выразительно. (чтение по ролям: Светлаков – Хлестаков, Ваня – Осип, автор – Аня).

Слово учителя.

- Во II явлении Гоголь снабжает движения Хлестакова выразительными ремарками, передающее различное звучание его голоса. Ремарки передают изменение тона речи от барственно – повелительного, властного к просительному унижению. Но когда и это не помогает, в нем опять просыпается барин. С первого появления на сцене Хлестаков неопределенен и непоследователен во всем, он то распущен то нагл, то жалок. Как сказал Гоголь в «замечаниях..», «говорит и действует без всякого воображения, поистине «без царя в голове». Если бы Хлестаков был умным, солидным, внушительным, то сатирическая острота пьесы пропала бы.


- Давайте прочитаем 3, 4 явл. (Чтение по ролям).

- Что вы можете сказать о Хлестакове?

(В явлениях Гоголь показывает паразитическую, барскую сущность Хлестакова, искренне убеждённого, что кто-то должен кормить и поить его. Он даже не может вообразить, что «мужик» может не дать ему обедать).


- Какое качество Хлестакова раскрывается в 5 явл.? (Он любит «маскарад», показать себя, выставить на показ). (Хлестаков по существу не лгун, он забывает о чём говорит, верит в то, о чём говорит)

Работа над шестым явлением

(содержание этого явления дополняет характеристику Хлестакова: даже затруднительные обстоятельства не мо­гут заставить Хлестакова всерьёз задуматься над чем бы то ни было. Едва уломали хозяина и принесли скверный обед, как уже и капризничает, и уг­рожает, и браниться, и заносится: «Канальи! Подлецы! И даже хотя бы какой-нибудь соус или пирожное. Бездельники! Дерут только с проезжаю­щих).

- Найдите в 6-ом явлении реплику Хлестакова, которая дает
возможность принять его за ревизора

.(«… столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и ещё много кой - чего»).


- Мы с вами долго не вспоминали о городничем. Ребята, представьте его состояние по пути в гостиницу, о чём он думал. (Он переживал, боялся…, страх овладел им…).

Слово учителя:

- Правильно, ребята, но ему ещё важно знать, какой чин у ревизора, какой властью он наделён. Вот наступила «долгожданная» встреча. Оба – и городничий, и Хлестаков – ждут от этой встречи решений своей судьбы, каждый перед собой видит противника, облечённого властью.

- Ребята, давайте с вами обратимся к 7, 8 явлениям и посмотрим как ведут себя городничий и Хлестаков.

(чтение по ролям…………………………………………………………………..)

- Как ведут себя герои?

(Оба героя преисполнены страха – но боятся разного. Каждый из них одержим идеей, думает о своём, и всё, что говорит другой, понимает, всё по-своему, собеседники и слышат и не слышат друг друга.

- Ребята, обратите внимание на то как говорит городничий. У него много слов, реплик в сторону. Почему?

(Он думает одно – говорит другое). Он видит только то, гость чем-то не доволен.

Обратите внимание на ремарки. Как они передают состояние городничего? (…вытянул руки по швам, робея, вытянувшись и дрожа всем телом, дрожа, ироническое выражение лица).

- Ребята, а как ведёт себя Хлестаков? (сначала испугался, трусит, но хорохорится. Он привык к таким ситуациям. Но сейчас ситуация отчаянная – не далеко от долговой тюрьмы (долговая тюрьма – сажали за долги).


Слово учителя. Сцена достигает кульминации – момент взятки и потом наступает примирение, успокоение. Хлестаков получает деньги, всё для меняется вокруг- какие замечательные люди, оказывается, живут в этом городишке.


Сообщает городничему о жизни в Петербурге.


Выводы. Итоги урока.

- Ребята, что мы узнали о Хлестакове? (он петербургский неудачник, пустейший елестратишка, которого строгий отец призывает к ответу за безделье, сидит в трактире без гроша в кармане. Он может пустить пыль в глаза, произвести фурор. Он не способен задуматься над своим положением, он надеется на случай. Он игрок. Любит порисоваться и быстро входит в роль. Главная его черта – «несколько приглуповат, без царя в голове, пустейший».



Домашнее задание.

Прочитать 4 действие и ответить на вопросы стр. 245.










Иван Александрович Хлестаков


  • Петербургский неудачник;


  • Пустейший елестратишка, которого строгий отец призывает к ответу за безделье, сидит в трактире без гроша в кармане.


  • Может пустить пыль в глаза, произвести фурор.


  • Не способен задуматься над своим положением, он надеется на случай.


  • Игрок.


  • Любит порисоваться и быстро входит в роль.



Главная его черта – «несколько приглуповат, без царя в голове, пустейший».

































9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Система уроков Н.В. Гоголь "Ревизор"

Автор: Саутова Светлана Борисовна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок экскурсия по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""
    ["seo_title"] => string(49) "urok-ekskursiia-po-komiedii-n-v-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "273297"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452180929"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация к уроку литературы в 8 классе "Комедия Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-8-klassie-komiediia-nikolaia-vasil-ievicha-gogholia-rievizor"
    ["file_id"] => string(6) "164257"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422618386"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Творчество Д.Фонвизина. Презентация и методические рекомендации к урокам литературы "
    ["seo_title"] => string(96) "tvorchiestvo-d-fonvizina-priezientatsiia-i-mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-urokam-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "156795"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421490690"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация по литературе "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-po-litieraturie-zhizn-i-tvorchiestvo-n-v-gogholia"
    ["file_id"] => string(6) "244568"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445959349"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Тема: Литература в жизни каждого. "
    ["seo_title"] => string(36) "tiema-litieratura-v-zhizni-kazhdogho"
    ["file_id"] => string(6) "171597"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423682027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства