Конспект
урока по литературе
на тему:
Финал комедии, его идейно – композиционное значение.
проведённого в 8 «Б» классе
школы №71
студенткой 301 группы УПК №4
Аваковой Светланой Борисовной.
Учитель русского языка и литературы:
Демидова М.Г.
Руководитель практики:
Толстых Л.А.
Тема: Финал комедии, его идейно – композиционное значение.
Цели:
Систематизировать и обобщить знания о героях комедии.
Раскрыть роль финала, смысл эпиграфа комедии.
Продолжить работу по развитию речи учащихся.
Продолжить обогащать словарный запас учащихся.
Отработать навыки выразительного чтения текста по ролям.
Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы:
Аналитическая беседа, сообщение, самостоятельная работа; слово учителя.
Оборудование:
портрет Н.В. Гоголя, произведения Н.В. Гоголя различных изданий, иллюстрации к произведению.
Структура урока:
Организационный момент и целеполагание
Беседа по содержанию V действия комедии.
Обобщение учителя по образу Хлестакова. (Составление таблицы)
Заключительное слово учителя записи выводов в тетрадях
Объяснение домашнего задания.
Литература:
Беленький Г.И.. Литература в 8 классе. М.: Просвещение. 1993, с. 79.
Докусов А.М. Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Л.: Просвящение. 1997.
Золотарёва И.В, . Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. М.: ВАКО, 2001, с. 142.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Словарная работа немая сцена амбре | Число Классная работа Н.В. Гоголь «Ревизор». Финал комедии, его идейно – композиционное значение. | Иллюстрации |
Ход урока:
1.Орг. момент и целепологание.
- Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим те знания, которые получили на предыдущих уроках, попробуем раскрыть роль финала, посмотрим, в чем же смысл эпиграфа комедии.
Обобщение знаний по предыдущему уроку
В центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести интриги, игру. Он даже не догадывается о положении, в которое он пал и не пытается извлечь из него выгоду. Значит, не герой ведёт действие, а действие ведет героя - так можно условно, но емко обозначить главную особенность построения комедии. В этом и состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре. Именно такое построение комедии придает пьесе необычность, даже фантастичность, а в обычную бытовую историю об «обманутых вкладчиках». Поэтому пьеса до сих пор вызывает интерес со стороны деятелей театра и читателей-
2.Беседа по содержанию V действия комедии.
- Каковы жизненные цели городничего?
(Родство с Хлестаковым открывает городничему возможности получить генеральский чин, жить в Петербурге).
- Давайте перечитаем 1-е и 2-е явления, и обратите внимание на поведение городничего. Почему городничему так хочется «влезть в генералы»?
Разве плохо ему жилось в городничих?
(Ему важна власть, чтобы перед ним все трепетали и дрожали).
(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Всё происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете ещё не было, что может всё сделать, всё, всё, всё!»)
- Ребята как вы уже знаете, что в основе комедии лежит миражная интрига, которая носит общественно-политический характер, но Н.В. Гоголь частично затрагивает и любовную интригу в любовном треугольнике: Марья Антоновна – Хлестаков - Анна Андреевна. Во всех пьесах одним из главных конфликтов является любовный конфликт, но в комедии «Ревизор» автор любовную интригу не ставит в центр, не делает её главной.
Идейно-композиционная роль любовной интриги состоит в другом. Любовная интрига является «лесенкой» к следующему миражному образу — это образ Петербурга, вожделенный, манящий. Он становится благодаря мнимому сватовству почти реальностью: семья Сквозняка-Дмухановского чуть ли не переезжает в Петербург, Анна Андреевна мечтает об особом "амбре" в своей комнате, Городничий примеряет через плечо орденскую ленту.
Материализованный мираж Петербурга конкретизируется в наивных размышлениях героев.
- Давайте посмотрим каковы же средства создания образа Петербурга. Что
думают об этом городе чиновники? И посмотрим с какими просьбами обращаются они к Хлестакову?
Образ Петербурга вводится в комедию разными способами. О своем положении в городе рассказывает, завираясь, Хлестаков, образ, столицы возникает в его письме к "душе Тряпичкину", о нем мечтают чиновники, своими воспоминаниями о городе делится Осип. Но странное дело, образы вымышленного Петербурга Хлестакова и реального, возникающего в его обмолвках и в письме, почти не отличаются. И в том и в другом случае это город, основанный на страхе, "страхоточивый" город, только в одном случае Хлестакова боится государственный совет, департамент, где при его появлении — "просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист", а в другом случае он сам страшится, кондитера, который может оттаскать его за воротник "по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля". Точно так же мыслит себе Петербург и Городничий
- Скажите, что же привлекает Сквозника-Дмухановского в петербургской жизни.
А Анну Андреевну?
(Антон Антонович собирается переехать в Петербург, бросить городничество и, благодаря связям, «влезть в генералы». Эти намерения разделяет и Анна Андреевна, которая хочет, чтобы их «дом был йервым в столице и чтоб в её комнате «такое было амбре», чтоб нельзя было войти...»).
Образ Петербурга в комедию вводится разными способами. О своем положении в городе завираясь, рассказывает, Хлестаков, о нем мечтают чиновники, своими воспоминаниями делится Осип. Но странно, что образ вымышленного Петербурга Хлестакова и реального почти совсем ни отличаются. И в том и в другом случае это город, основанный на страхе. Хлестакова боится государственный совет, департамент, а в другом случае он сам страшится, кондитера, который может оттаскать его за воротник. Точно так же мыслит себе Петербург и Городничий.
-Скажите что привлекает Сквозняка – Дмухановского в петербуржской жизни?
Собирается переехать в Петербург, бросить городничего, благодаря связям, «влезть в генералы»
А Анну Андреевну?
(Она хочет, чтобы их дом был первым в столице и чтобы в ее комнате было такое амбре
( Сорт духов из эссенции с примесью других пахучих веществ. Благовоние, приятный запах. 3Дурной запах, зловоние. От этого протухшего мяса — такое амбре что нельзя было войт)
Чтение 7 явления 5 действия по ролям и ответы на вопросы.
1. Как можно озаглавить эту сцену? (парад лицемерия)
2. Искренно ли звучат поздравления чиновников в адрес городничего? (нет, реплики в сторону говорят об обратном)
3. Как относятся хозяева к гостям? (Унижают их)
Итак, что же по-вашему, является развязкой комедии?
(Появление почтмейстера с письмом. И венчает пьесу немая сцена).
- Чтение письма VIII явления.
- Как меняется настроение героев во время чтения письма Хлестакова?
- Почему городничий с такой злобой с такой особой обрушивается на «писак»?
(Боится позора, боится не только, что раскроются его плутни, а того, что он окажется обманутым)
- Только ли своим гостям городничий адресует речь?
( «Вот смотрите, смотрите, весь мир…»)
Чтение последнего явления комедии
-Какими словами можно определить состояние чиновников в этой сцене?
(Появление жандарма повергло всех в ужас, поразило как громом)
Обратите внимание, что среди действующих лиц комедии такого героя нет.
Как вы объясните это?
( В литературоведение существует две точки зрения:
Жандарм – фантастическое лицо, посланец каких – то неземных сил
Это воплощение власти, веры Гоголя в торжество законности и справедливости
- Чьё мнение вам ближе?
Ребята как вы понимаете выражение Немая сцена?
Немая сцена — мимическая сцена без слов.
Гоголь придает немой сцене большое значение описание ее он включает в сам текст
Комедии.
Что потеряла бы комедия, если бы не было заключительной сцены?
Почему Гоголь заставил застыть каждого из своих персонажей?
Какая страшная ирония скрыта в немой сцене?
Гоголь дал её в тот момент, когда общность людей, вызванная ситуацией ревизора, грозила распасться. Гоголь дал в немую сцену на торжество справедливости, установление гармонии. В немой сцене Гоголь обнажает сущность характера каждого героя
Именно поэтому столь разнообразны толкования "немой сцены". Ее трактуют как художественно воплощенной образ Страшного суда, перед которым человек не сможет оправдаться ссылками на то, что за всяким умным человеком "водятся грешки".
"Немая сцена" имеет и очень важную композиционную роль. В момент чтения письма уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия, — страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии истинного ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это - уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застившие позы показывают исчерпанность героев в их бесплодной погоне за миражом. Именно поэтому нельзя сказать, что чиновники и нового ревизора примут так же, как Хлестакова: слишком глубока и окончательна их исчерпанность в миражной жизни.
4.Подведение итогов работы над пьесой
Итак, подведем итог в работе над пьесой. Перед нами, читателями, прошла жизнь уездного горда в прошлом и настоящем.
А что ожидает городничего и чиновников в будущем, каждый пьесу допишет по-своему.
Обобщение знаний по произведению
А теперь постараемся обобщить то, с чем мы познакомились на предыдущих уроках.
- Как вы думаете, кто является главным героем в комедии?
(Часть учащихся утверждает, что является городничий, часть - Хлестаков. Можно согласиться и с теми, и с другими, так как судьбы второстепенных героев связаны с Хлестаковым и городничим.)
- Каков временной отрезок, в течение которого развивается действие «Ревизора»?
(Скорее всего, действие охватывает двое суток, так как Хлестаков во 2-ом явлении IV действия говорит: «Кажется, они вчера мне подсунули что-то завтраком: в голове до сих пор стучит». В 6-ом явлении IV действия он спрашивает Артемия Филипповича: Скажите, пожалуйста, мне кажется как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»)
- Какое историческое время отражено в комедии? Что мы знаем об этом времени?
(Об эпохе, отраженной в комедии мы уже говорили на втором уроке по творчеству Н.В. Гоголя). 1830 - 1831 годы это время царствования Николая I Н.В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы, но комедия «Ревизор» - это художественное произведение, и его особенность в том, что писатель не копирует жизнь, а переосмысливает факты через художественный вымысел. Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени. Уездный город 30-х годов XIX века превратился в символ самодержавной России),
Итак в центре комедии писателем выведены два образа: городничего и Хлестакова. (Учащееся по выбору рассказывают о городничем и Хлестакове (по материалам домашнего задания
Обобщение учителя по образу Хлестакова.
Итак, Хлестакова нельзя считать сознательным мошенником. Живя в гостинице, он и не собирался выдавать себя за важного чиновника, так как он был озабочен только, тем как пополнить кошелек, истощившийся после солидного проигрыша в карты, и как лишний раз пообедать, если не «за счёт аглицкого короля», то хотя бы в долг уже говорили, лишь в четвертном действии он начинает догадываться что его приняли за «государственного человека», чуть ли не за генерал - губернатора, Хлестаков однако быстро вошел в роль и в конце концов стал даже свысока разговаривать с чиновниками и просителями, и это не случайно. В его натуре было, заложено (или сформировано обстоятельствами) стремление казаться, стать другим, подняться хотя бы на ступеньку выше по служебной лестнице. Постоянное унижение личности, ущемление всяческих прав вызвало в нем ответное желание хотя бы в фантазии сравниться с сильными мира сего, а при случае, пустить пыль в глаза. Ещё до встречи с городничим, узнаем мы из комедии, он мечтал о карете с фонарями, с лакеем не запятках, о визите к какому-нибудь помещику. Хлестаков действительно врёт, не задумываясь о сказанном, то есть он говорит и действует, без всякого соображения. Ложь его по воле случая направлена в одно русло: он богат, знатен, знамения и всемогущ. Чем больше, изощреннее лжёт Хлестаков, тем больше трясутся чиновники от страха).
- А как ведут себя чиновники и Хлестаков?
Действие комедии | Чиновники | Хлестаков |
I действие | «К нам едет ревизор». «Страху - то нет, а так, немножко». | |
II действие | «Помилуйте, не погубите!..» | «Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки». |
III действие | «Городничий и прочие трясутся от страха» | «А один раз меня приняли за главнокомандующего... Я ведь тоже балы даю». |
IV действие | «Боже, боже! Вынеси благополучно! Так вот коленки и ломает». | Постепенное нарастание самоуверенности и нахальства в сценах приёма чиновников и городских жителей. |
V действие | «Он не уполномоченный и не особа!». Горрдничий: «До сих пор не могу прийти в себя» немая сцена | «Кто же он?... ни сё, ни то, черт знает что такое». |
По таблице видно, что истинное лицо Хлестакова раскрыто чиновниками.
Обобщение по образу городничего.
Слова городничего: «Тридцать лет живу на службе, ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывали; пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трех губернаторов обманул!...что губернаторов, нечего и говорить про губернаторов», - показываю, во что превращалась дёятельности чиновников, управлявших уездами, губерниями Российской империи 30-х годов XIX
Таким образом подобно Сквознику — Дмухановскому, не пропускали того, что плыло в руки, всеми средствами создавали такие условие, чтобы обогащаться; презирали народ и ненавидели честное слово правды.
Иова, которые Гоголь дал городничему в его последнем монологе и которые стали пословицей - «Чему смеетесь? Над собой смеетесь! - по смыслу тесно связаны с эпиграфом комедии «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Выражает стремление автора подчеркнуть, что каждый характер взят из жизни и за каждым героем «Ревизора» скрывается целая галерея подобных людей, порожденный определенными социальными условиями.
Объяснение домашнего задания
Написать сочинение «О чем мечтают герои комедии «Ревизор»?
Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
Подготовиться к практической работе.