Система уроков по творчеству И.А. Крылова (5 класс)
Система уроков по творчеству И.А. Крылова (5 класс)
данная публикация включает в себя 2 урока по теме "И.А. Крылов. биография. Басни Крылова". уроки предназначены для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы, они включают в себя все этапы прохождения темы - актуализация уже имеющихся знаний, мотивация к изучению темы, изучение нового материала, работа с текстами басен,включающая в себя самые разнообразные формы, закрепление материала, рефлексия. для классов разных уровней возможны варианты домашнего задания - от традиционного заучивания басен до их театральных постановок и создания мультфильмов по их сюжетам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система уроков по творчеству И.А. Крылова (5 класс) »
Предмет: Литература Тема: Басни И.А.Крылова.
Класс:5
Уровень: базовый
Продолжительность: 2 рока по 45 мин
Цели: продолжить знакомство с баснями И.А.Крылова; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их морали; пробудить чувство гордости за творчество великого баснописца,
Воспитательные:
Основное содержание темы, термины и понятия:
Основное содержание
Слово о Крылове
Просмотр мультфильма «Ворона и лисица»
Чтение басни «Свинья под дубом»
Беседа по текстам басен
Термины и понятия: басня, мораль, аллегория, олицетворение
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Метапредметные
Познавательные: расширить представление детей о басенном творчестве И.А.Крылова; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.
Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
формирование умений отличать жанр басни от других жанров; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
В ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы;формирование умений видеть смешное в баснях Крылова; формулирование собственного отношения к басням И.А.Крылова; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
В сфере физической деятельности: Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.
Ход урока:
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: Актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие и осмысление.
Ситуативные задания:
Задание 1:
- Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.
Этот человек – загадка, и великая. (К. Батюшков)
Образец русского себе на уме. (В. Г. Белинский)
Не кажется ли удивительным тот факт, что Крылов…питал искреннее отвращение к самой природе басни. (Л. С. Выгодский)
Крылов начинал свой жизненный путь как отчаянный авантюрист и непоседа. (В. Архипов)
Лукавый дедушка С гранитной высоты Глядит, как резвятся вокруг него Ребята… П. Шумахер
Богато одаренный, Крылов профессионально владел скрипкой. Страстно увлекался оперой…являлся знатоком и ценителем музыки. И. М. Ямпольский
- О творчестве какого писателя мы будем говорить?
Задание 2:
Слово учителя об И.А.Крылове. Демонстрация портрета И.А.Крылова.
Когда произносят «дедушка Крылов», сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами.
Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его», - сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.
Через несколько лет, в 1809 году, вышла первая книга Крылова. В ней было 23 басни.
Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо.
И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. Он написал более 200 басен. Их успех у читателей объясняется тем, что баснописец представил в своих произведениях русскую жизнь во всех её противоречиях с народной точки зрения, живым народным языком нарисовал яркие сцены, в которых вскрыл социальные противоречия, обратился к вечным нравственным проблемам.
- Рассмотрите внимательно портрет И.А.Крылова. Что вы можете сказать об этом человеке? Какой он по характеру? Чем может быть интересен?
- Согласны ли вы со словами русского, советского поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова названы "крылатыми"?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять не только главную, но и избыточную информацию; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Учащиеся выполняют второе задание из раздаточного материала:
Заполните пропуски в определении жанра:
Басня – стихотворное или______________литературное произведение _____________________характера. В конце басни содержится краткое ____________________заключение – так называемая___________. Действующими ___________обычно выступают __________, __________, _______.
Аллегория – изображение отвлеченного___________через конкретный ____________. Так, в баснях под видом __________ аллегорически изображаются определенные _____________ или социальные __________ .
Задание 4: Повторение жанровых особенностей басни.
1) Игра «Да –нет»
- С какими народными жанрами близка басня? (пословица, сказка)
-Выделите характерные черты басни, соглашаясь или не соглашаясь с моими утверждениями о том, что в басне есть:
1. зачин и концовка
2. аллегория
3. олицетворение
4. занимательный сюжет
5. юмор
6. троекратное повторение
7. краткий поучительный рассказ
8. развернутый сюжет
9. мораль
-Назовите номера утверждений, на которые вы ответили «да». (2, 3, 4, 5, 7, 9)
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Задание 1: Просмотр мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с последующей беседой по тексту басни.
Цель: показать мастерство исполнения басни профессиональным чтецом.
(На каждой парте перед учащимися лежит текст басни «Ворона и Лисица».)
Беседа, анализ басни «Ворона и лисица»
По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?
Какое чувство вызывает у читателей Ворона? Какие слова использованы для ее описания?
Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
Где мораль басни? («Уж сколько раз твердили миру…»)
В какой ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти слова?
- Что такое лесть? (Лицемерие, угодливое восхваление.)
- Почему она «гнусна», то есть омерзительна, внушает отвращение? (Неприятно видеть человека корыстного, готового ради своей выгоды на лицемерие, самоуничижение.) А почему «вредна»? (Она вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искажённом свете, думать о себе лучше, чем следует.)
- Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Потому что это так заманчиво – слушать комплименты, купаться в славе, которую ты не заслужил, и при этом не прилагать никаких усилий.)
Какие человеческие пороки высмеивает автор в басне?
Задание 2: Работа над басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».
Прочтите басню в учебние Задание 2: Работа над басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».
Анализ содержания басни «Свинья под дубом».
- Что делает Свинья?
- Есть ли в её действиях какой-то смысл?
- Какие черты человека олицетворяет Свинья?
- Кого подразумевает автор под Дубом, Свиньёй и Вороном? (Дуб – русский народ,
Свинья – невежда и невежа, Ворон – умный человек).
- Басня построена на антитезе – противопоставлении персонажей. Чем они отличаются друг от друга?
ВОРОН
СВИНЬЯ
Умный
Думающий
Трудолюбивый
Воспитанный
Думает о других
глупая
примитивная
ленивая
нахальная, грубая
думает только о себе
- В каких строчках заключена мораль басни?
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя,
что он вкушает их труды.
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- И.А.Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил Г.Р.Державин. Басни его переведены на европейские языки. Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.
В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник великому русскому баснописцу И.А.Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Памятник Крылову был торжественно открыт 12 мая 1855 года.
Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый рельефами на сюжеты 36 басен Крылова. На нём можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и очки» и многих других. Памятник окружён оградой, установленной через 20 лет после открытия памятника.
Самооценка (оценочные высказывания)
- Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.
Меня захватывают басни Крылова тем, что …
В баснях Крылова, как живые, …
Поэт не спешит с моралью …
В басне иронично …
Секрет басни в том, что …
Герои незабываемы, потому что …
Домашнее задание:
Задание 1
- Какова мораль сегодняшнего урока? (Знать басни И. А. Крылова – значит знать русскую литературу и историю. Пользоваться «крылатыми выражениями» - значит показать себя образованным и эрудированным человеком.)