Просмотр содержимого документа
««Семья – это то, что с тобою всегда»»
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 7 классе
«Семья – это то, что с тобою всегда»
(по рассказу Натальи Ключаревой «Юркино Рождество»)
Цели: 1) совершенствование навыков анализа прозаического произведения; 2) совершенствование речевых навыков и умений;3) воспитывать уважительное отношение к родителям.
Оборудование: презентация к уроку, таблица «История болезни родителей», «Отношение к сыну», листочки, ватман, икона Рождество Христово, иллюстрация церкви Рождества Христова в имении Юрьево
Записи на доске: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л.Н. Толстой). Родителей чти — не собьешься с истинного пути (пословица).
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя:
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово мы
Сильней, чем я.
Мы семья
И мы друзья.
-Добрый день, дорогие мои ученики, я рада встрече с вами. Ведь урок – это своеобразная форма общения. А общение – это высшее счастье, радость человеческая. А с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? А что вы ждете от сегодняшнего урока?
Метод «Дерево ожиданий»: на яблочках напишите ваши ожидания от урока (их может быть несколько) и поместите их на дерево, оживите его. Ваши яблочки могут созреть по мере достижения целей.
Выход на тему урока.
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.
Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.
Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.
В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.
Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.
- Ребята вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Что станет объектом нашего внимания? Мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - семье, отношениях между родителями и детьми. У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
Упражнение «Ассоциации».Работа в парах (ребята обсуждают предложенные задания и приходят к единому мнению и озвучивают их)
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это название фильма, то какого…
• Если семья — это настроение, то какое…
Работа с текстом. Аналитическая беседа по вопросам. Составлением таблицы в тетрадях по ходу обсуждения произведений
- Обратите внимание на слова великого русского писателя Л.Н. Толстого. Как вы их понимаете? Какая семья считается счастливой? А какая – несчастливой? Чтобы ответить на этот вопрос, выберите из ряда прилагательных подходящие по смыслу определения. (Даны слова: благополучная, здоровая, крепкая, полная, дружная, хорошая, ладная, крепкая, приличная, неблагополучная, неполная).
- В какой семье живет наш герой Юрка Кривин? Показывает ли автор историю болезни родителей? С чего все начиналось? И как обычно заканчиваются подобные истории? Что чувствует мальчик? Я думаю, что вы знаете ответы на эти вопросы, потому что дома вы должны были проследить за ходом событий и заполнить таблицу. Давайте проверим, что у вас получилось, и укажем ключевые слова.
История «болезни»
Отношение сына
Поначалу Кривовы своей болезни стеснялись и пили исключительно вдвоем, запершись в прокуренной квартире.
…знал только их сын Юрка. Он ходил в первый класс.
Тетя Алена Кривова стыдливо горбилась и прятала глаза. На людей смотрела виновато: не почует ли кто запах перегара.
Сам готовил уроки, рисовал закорючки в прописях, учил под гудение пьяных родителей стихи про «лес, точно терем расписной», клеил аппликации из цветной бумаги...
Скоро по двору поползли слухи, смешки и кривотолки… позор окончательно вылез наружу, как грязная рубаха из штанов.
Никогда не спешил возвращаться домой.В любую погоду он стойко месил грязь на окрестных пустырях, мерил сапогами лужи, а если становилось совсем невмоготу — грелся в подвале, дрессируя бездомных кошек.
Тетя Алена, уже превратившаяся в Кривиху, побиралась у дверей гастронома, в котором больше не работала. А Кривой-батя спал в подъезде.
В середине ноября у Юрки появился товарищ, деливший с ним одинокие прогулки по задворкам микрорайона.
Наутро Кривиха, сотрясаемая крупной дрожью, по привычке стреляя мелочь…
Соседки подкармливали Юрку, заранее жалея завтрашнего детдомовца или колониста.
Отправились в соседний двор, к родственникам-алкоголикам, у которых надеялись похмелиться.
Стоять рядом с матерью Юрке было тяжело и стыдно. Он отошел в сторону…дыша в шарф, чтобы не чувствовать материнского перегара.
Дрожь в руках, не могут попасть в замочную скважину.
До вечера Юрка упорно ковырялся с замком.Юрка справился, и закрылся на все обороты.
Кривой бушевал добрый час.
Не открою…
Тем временем Кривовы, наконец, осознали, что домой им сегодня не попасть, плюнули, покрыли сына площадными словами и ушли ночевать к родственникам.
Не пущу. Сами себя опозорили — дальше некуда!
Кривой-батя туда с толпой дяханов приходил! Дверь ломать хотели!
Вы квартиру пропьете.
Жили они, кочуя по многочисленным родственникам. Пили, жаловались на сына, снова пили —выставляли их на улицу. Тогда они отправлялись по следующему адресу. И незаметно ушли так далеко от своего бывшего дома…
Сами себя опозорили — дальше некуда!
Допилась до белки, что же еще…
Юрка взял себе новую фамилию
Так она меня не узнаёт.
Хожу к ней, как видишь.
-
Родители
Предполагали ли вы такое развитие событий? Какие художественные приемы помогают понять всю сложность этих отношений? (Прием говорящих фамилий. Кривовы – Кривуха – Кривой). О чем говорит их фамилия? (Нравственное падение). Давайте попробуем показать это в виде схемы. Здесь отражаем духовное падение родителей и рост самосознания сына, показываем точки соприкосновения, воссоединение семьи.
Кривовы
Тетя Алена Кривова
Кривиха
Кривой-батя
Тетя Алена
Сын
Будешь моим сыном?
СЕМЬЯ
Буду!?
Юрьев Юрий Алексеевич
Пятиклассник Юрка Кривов
Маленький Юрка
- Как окружающие отнесутся к поступку пятиклассника?
- Как вы оцениваете поступок Юрки?
- А как бы вы поступили в этой ситуации?
Проблемный вопрос: - Есть ли оправдание этому поступку?
Осмысление и решение проблемы
Ролевая игра (выступают «Обвинители» и «Защитники»)
Обвинители
Защитники
Изверг
Только моя жалость им не помогла бы. Они уже были обречены.
Расчетливое и бессердечное существо
Попал бы в детдом
От такого непочтения кто угодно запьет.
Прирезал кого-нибудь за золотую побрякушку
Ну, и молодежь пошла - химическая! Атомная! Слова не скажи — взрываются!
В двадцать лет сдох на нарах от туберкулеза
Песье семя! Оборотень!
Изменить этот ход вещей могло только что-то чрезвычайное
Падающего толкни?
Позволил себе слишком много детства!
Чтение притчи «Урок о любви»
Не подобает человеку забывать и о своих родителях, ибо он выше животного, и забота о тех, кто породил, выкормил и научил жизни, должна быть первейшим долгом человеческого существа. Отказ от тех, кто дал жизнь, есть грех, который искупить невозможно. Отказываться от родителей - все равно что отречься от Бога, который сотворил человека. Люди, не испытывающие любви и не знающие чувства долга по отношению к своим родителям, именуются бездушными.
- Можно ли Юрку назвать бездушным? (Нет, он не бездушный. Неслучайно автор наделяет его им Юрий дважды - Юрьев Юрий)
- А о чем нам говорит название рассказа? Какие слова-синонимы можно подобрать к существительному Рождество? (Рождение, перерождение)
- Одержал ли Юрка победу над собой? (Да, несмотря ни на что, сохранил чувство ответственности за родителей, навещает мать в больнице)
О его перерождении говорит и название праздника – Рождество Христово. А что вы знаете об этом празднике?
Небезынтересен также тот факт, что в Московской области есть имение Юрьево, где находится храм Рождества Христова - памятник рубежа XV-XVI веков, выстроен по приказу боярина Я. Голохвостова в своей вотчине.
Работа в группах
Каждая группа получает карточку, на которой записаны заповеди о родителях и семье. - Прочтите эти заповеди. Составьте собственную заповедь, которой вы будете следовать.
«Почитай отца твоего и мать твою» Ветхий Завет. Книга Исход.
«Чти родителей и прародителей своих, и всё сотворённое ими чти и почитай» (Д. Лихачев)
Свято храни честь своей семьи.
Никогда не бездельничай, когда родители трудятся.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.
- Согласны ли вы с тем, что семья – это то, что с тобою всегда.
Можно ли сказать, что у Юрки есть семья? Дорожит ли он семьей?
Рефлексия
- Общаясь с вами, я сегодня получила огромное удовольствие. То, что рассказ вам понравился, заставил вас о многом задуматься, я поняла из ваших ответов, в ваших глазах я увидела интерес к тому, о чем мы сегодня говорили.А что получили вы? Оправдались ли ваши ожидания? Давайте обратимся к «Дереву ожиданий», а также выберем одно из предложений и закончим его:
Урок дал мне для жизни…
Я приобрел...
Меня удивило...
Я понял, что…
Слово учителя
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печалей,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите,
Милые, родные,
У нас ведь, кроме вас,
Дороже нет людей.
Как говорится,
Дети - радость жизни,
А вы для нас - опора в ней.
Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра, - близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях. Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Вся семья вместе, так и душа на месте».