Урок литературы по теме «Самое главное в жизни – семья!» проводился в 6 классе, как внеклассное чтение. Использовалась технология критического мышления через чтение и письмо: приём чтение с остановками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формировать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное;
разнообразить формы работы, деятельность учащихся;
активизировать внимание;
повысить творческий потенциал личности;
презентация позволяет экономить время, более эстетично оформить материал,
дает возможность использовать межпредметные связи.
Аннотация: краткое описание работы.
Урок литературы по теме «Самое главное в жизни – семья!» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» проводился в 6 классе, как внеклассное чтение. Использовалась технология критического мышления через чтение и письмо: приём чтение с остановками. На уроке была представлена презентация, которая отражает все ключевые моменты, разбираемые на уроке: на стадии вызова интереса к новым знаниям использовался слайд 3 - название произведения, по которому учащиеся прогнозировали его содержание; на стадии изучения нового материала слайд 5 - портрет Л.Улицкой и её книги; слайды 6-7 -учащимся предлагается выполнить задание по тексту, слайд 8- осуществить самопроверку; слайд 10 – изображение ранней весны, отражает душевное состояние героя; слайд 11 - музыкальное сопровождение, музыка Бетховена; слайд 12 - показывает «бумажную победу» героя, изображение разных фигурок, слайд 13 – развернутый ответ-рассуждение; на этапе домашнего задания слайд 14 - учащимся предлагается придумать продолжение рассказа и подобрать пословицы.
6 класс.
Тема урока: «Самое главное в жизни – семья!» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».
Цель урока: формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.
Задачи урока:
Обучающая:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л.Улицкой;
- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;
- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»
Развивающая:
- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;
- развивать самостоятельную деятельность;
- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;
-уметь четко и логично излагать свою точку зрения.
-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом
Тип урока: –урок изучения нового материала.
Формы работы с учащимися:фронтальная.
Технологическое оборудование:тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.
Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, опережающее задание.
Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, анкета для рефлексии.
Планируемый результат
Предметные умения:
-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
-отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;
-самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Личностные УУД:
1.Уметь интерпретировать текст.
2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.
3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.
4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.
Регулятивные УУД:
1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.
2.Осуществлять самопроверку
Познавательные УУД:
1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения;
2. Уметь выделять существенную информацию.
3.Уметь осуществлять сравнение.
4. Прогнозировать содержание художественного произведения.
5.Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным традициям
Коммуникативные УУД:
1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение
2. Выражать свои мысли и идеи
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся друг другу!
Сегодня мы на уроке будем знакомиться с произведением Л.Улицкой. Тексты я подготовила заранее, они лежат у вас на партах.
Стадия вызова. (Учитель на доске открывает слово «Семья») (слайд 2)
- Что для вас значит слово семья? Какие качества присущи каждой семье в вашем понимании?
(Предполагаемые ответы: родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.)
- Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья - это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем? (Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.)
Действительно, жизнь – это борьба, и мы постоянно пытаемся одержать победу над своим волнением, плохим настроением, проблемами.
-Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и победе.
Учитель: Обратите внимание на словосочетание (слайд №3) «Бумажная победа». Встречались ли вы с таким словосочетанием? Какие ассоциации оно у вас вызывает?
Ученики (примерные ответы):
-название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага-непрочный материал; победа-это успех в борьбе за что-нибудь)
- это какая-то ненастоящая победа;
- игра в морской бой;
-игра в карты;
- писатель какой-нибудь дописал свое произведение;
-это игра какая-то между командами;
-получил грамоту;
-выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги.
С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и предстоит сегодня познакомиться (Слайд№4), запись темы урока. Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и победе. Наша задача: разобраться, какую роль в нашей жизни играет семья.
О чем будет это произведение, как вы думаете?
Но прежде чем мы приступим к знакомству с произведением, давайте в нескольких словах познакомимся с его автором (слайд №5).
Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого».
С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет.
Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».
3.Изучение нового материала.
Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1.
Л.Е.Улицкая рассказ «Бумажная победа»
Часть1.
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья - ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков? (слайд 6, выписать характеристику Гени)
Почему он был «несчастным человеком»?
Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.
Часть 2.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
И воздух, и земля - все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул - брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
- Генька хромой, сопли рекой!
Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Геня кинулся к своей двери - с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
...Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
- Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.
- Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)
- Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду)
- Найдите во 2 части текста слова, характеризующие ребят со двора. (слайд№7). Проверьте (слайд№8)
- Какой литературный прием использует автор? (слайд 9)
- Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?
А теперь узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.
Часть 3.
- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
- Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
- Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
- Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
- У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
Старушка промолчала.
- Твои старые ботики никому не нужны.
- При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засорЁнный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами - это "разбойники", убегая от "казаков", оставляли свои знаки.
Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо - боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
- Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
- Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
- Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
Как вы считаете, правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?
И в 1, и во2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (слайд№10) Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли; наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засорЁнный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…)
Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?
Узнаем, о чем повествует часть 4.
Часть 4.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
- И ты, Женя, приходи.
Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
- А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
И мать пошла ставить тесто.
Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино - такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке - это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: "А это твой дедушка? Или папа?"
- Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница...- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию...
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась "Веселый час", написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей - некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось...
Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.
Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)
Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?
Продолжаем чтение с остановками.
Часть5.
Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:
- Давайте выпьем за Геню - у него сегодня день рождения.
Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла "Турецкий марш". Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.
Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.
Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.
Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.
- Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?
Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!
Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:
- В другой раз. Геня сыграет в другой раз.
Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:
- А он умеет?
...Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:
- Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
Мать улыбнулась и ласково ответила:
- Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
- Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
- Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.
- Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать.
- Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.
Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть.
Композиция Людвига вана Бетховена «Сурок» была написана на стихи Гёте. Она рассказывает о бедных детях-скитальцах, которые попрошайничеством добывали себе средства на пропитание.
Давайте представим, что мы тоже находимся в гостях у Гени и послушаем эту композицию.(Слайд№11)
Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).
Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное)
Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента)
Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)
Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?
Что нам раскроет 6 часть.
Часть6
- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?
- Можно в карты,- простодушно сказал Колюня.
- Давайте в фанты,- предложила мать.
Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась - а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
- Это будет мой фант.
Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.
- Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб...
Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...
Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.
- И мне, и мне сделай!
- Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!
- Генечка, пожалуйста, мне стакан!
- Человечка, Геня, сделай мне человечка!
Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек... рубашка... собака...
Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос - и никто не обратил на это внимания, даже он сам.
Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые...
Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:
- Гень, посмотри-ка, а дальше как...
Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду.
Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...
Какое же открытие ожидало гостей ?
С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения)
- В рассказе встретилось словосочетание «бумажное искусство». Как называется такое искусство? (оригами, квиллинг). (слайд 12)
А Геня счастлив? Почему он счастлив? Куда исчезла злоба ребят?
- Почему мама Гени плакала?
А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому)
- Кто одержал победу? Какая она: бумажная или реальная? (Победа настоящая. Победил дом, Геня, мама с помощью музыки, доброты и творчества. Бумажные игрушки сделали возможной реальную победу.)
- А благодаря кому Геня смог одержать победу? (Мама, бабушка) Да. Семья Гени сыграла очень важную роль в его победе. ( А мы же с вами, ребята, можем с уверенностью сказать, что семья - это то, что всегда в вашем сердце, это то, что согревает каждого из нас в трудные минуты. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья)
А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.
С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.
Рефлексия
Письменный ответ на вопрос
Какую роль в нашей жизни играет семья? Почему? (слайд 13)
4.Домашнее задание (слайд 14)
- Каким могло бы быть продолжение рассказа? Придумайте. Это и будет вашим домашним заданием
5. Оценивание
Рабочий маршрутный лист учащегося
Тема урока: «Самое главное в жизни – семья!» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».
1.Задание по тексту. Выписать слова, которые характеризуют Геню и ребят со двора.
Геня
Ребята со двора
Ребята на дне рождения Гени
2.Какую роль в нашей жизни играет семья? Почему? (письменный ответ-рассуждение)
4)Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)
Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого».
С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет.
Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».