kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сабит Муканов. "Родная степь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Сабит Муканов «Родная степь».

Цель: - познакомить с произведением Сабита Муканова «Родная степь»;                                                           учить анализировать текст, с включением заданий синтетического характера; интегрировать работу над произведением с другими видами искусства;

           - развивать речь, внимание, творческие способности, обогащать словарный запас;

           - содействовать воспитанию любви к родному краю, прививать чувство восхищения

             красотой природы.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

             Когда дневные смолкнут голоса

                 И на звезду летят ночные птицы,

                 Когда, сверкая, крупная роса

                 На травы обожжённые ложится,

                 Я ухожу из глинобитных стен

                 Из узких улиц пыльного аула

                 Туда, где мирно задремала степь,

                 Где тишина, где роща саксаула,

                 И где ковыль стоит густой стеной

                 И песня жаворонка мне  тревожит душу.

- Прочитайте стихотворение Олега Постникова.

- От какого лица ведётся повествование?

- Куда идёт поэт с наступлением ночи?

- Почему он идёт в степь? Что тянет его туда?

- Расскажите это стихотворение прозой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сабит Муканов. "Родная степь" »




Тема урока: Сабит Муканов «Родная степь».

Цель: - познакомить с произведением Сабита Муканова «Родная степь»; учить анализировать текст, с включением заданий синтетического характера; интегрировать работу над произведением с другими видами искусства;

- развивать речь, внимание, творческие способности, обогащать словарный запас;

- содействовать воспитанию любви к родному краю, прививать чувство восхищения

красотой природы.


Ход урока

I. Актуализация знаний.

Когда дневные смолкнут голоса

И на звезду летят ночные птицы,

Когда, сверкая, крупная роса

На травы обожжённые ложится,

Я ухожу из глинобитных стен

Из узких улиц пыльного аула

Туда, где мирно задремала степь,

Где тишина, где роща саксаула,

И где ковыль стоит густой стеной

И песня жаворонка мне тревожит душу.

- Прочитайте стихотворение Олега Постникова.

- От какого лица ведётся повествование?

- Куда идёт поэт с наступлением ночи?

- Почему он идёт в степь? Что тянет его туда?

- Расскажите это стихотворение прозой.

II. Тема. Цель урока.

- О степи сложено много стихов, песен, рассказав.

- Мы сегодня познакомимся с одним из таких произведений, которое написал казахский

писатель Сабит Муканов.

Биография С. Муканова (1 слайд)

Сабита Муканова называют одним из аксакалов казахской литературы. Родился он в Кустанайской области в семье батрака, поэтому о тяжёлой жизни знал не понаслышке. Это знание послужило впоследствии основой многих произведений. Сначала учился в Омске на учительских курсах, затем в Оренбурге, а потом окончил институт в Москве. Кроме прозы писал стихи, в которых воспевал свободу и равенство людей. «Родная степь» (2 слайд) – рассказ человека, влюблённого в свою Родину. Это перевод с казахского языка. А как в переводе на казахский язык будет звучать «Родная степь»? (Туған дала)

III. Работа над текстом.

а) словарная работа – ковыльная балка, марево.

б) первичное восприятие

- Понравился рассказ? - О чём рассказал нам писатель? -Какой это тип текста?

в) повторное чтение «цепочкой»

- В какое время года изображена степь в рассказе?

- Какие изменения происходят в степи с наступлением весны? (3 слайд)

- А летом? Почему воздух над степью как будто трепещет? (4 слайд)

- Прочитайте, что сказано о жеребёнке. Можно ли сказать «весёлый, быстрый»?

- Какую кличку можно ему дать? (Резвун) (5 слайд)

- Какие травы растут в степи? (6 слайд)

- Какие птицы гнездятся в густых зарослях ковыля? (6 слайд)

- Описание чего вам больше всего понравилось?

г) Анализ текста с помощью плана:

- На сколько законченных по смыслу частей можно разделить этот текст?

- Восстановите порядок, расположив правильно пункты плана.

Дети объясняют с опорой на текст.

- Для более яркого описания писатель использует приём сравнения. -Что такое сравнение?

- Прочитайте, с чем сравниваются озёра? - А сама степь?

- На доске записаны сравнения, соотнесите их правильно с текстом.

- Попробуйте подобрать свои сравнения.


IV. Развитие речи.

- Можно ли степь назвать голой и безлюдной? - Значит всю красоту степи может увидеть и понять только человек, который любит природу, свою Родину.

- А как вы думаете, где находится степь, которую описал Сабит Муканов? -Вспомните, где родился и вырос писатель? -Значит это кустанайская степь.

- Приходилось ли вам бывать в степи? - Какие чувства вы испытали? -Что захотелось сделать? (закричать, побежать без оглядки, и даже взлететь)

а) подбор метафор

- Мы уже говорили, что для более яркого описания писатель использует приём сравнения.

- Но здесь есть ещё один литературный приём. - Кто его может назвать? - «Метафора» - скрытое сравнение)

- Почему жаворонка называют «соловьём степи»?

- Почему автор акцентировал своё внимание именно на жаворонке?

- Какие ещё метафоры можно подобрать? (степной звоночек)

б) творческая работа

- Сейчас мы с вами тоже попробуем стать и писателями, и художниками.

- Вы будете подбирать метафоры к словам «земляника» - 1 вариант и «ковыль» - 2 вариант

- Переведите на казахский язык эти слова.

- А теперь попробуем прочитать текст и с использованием метафор. Работа в парах.

в) интеграция (трудовое обучение)

- Используя казахские орнаменты, попробуем сделать эмблему степи.


- Что сделали наши художники? (дети у доски объясняют свою эмблему).


V. Итог урока

- С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор?

- Чему учились на уроке?

- Что поможет человеку увидеть красоту родного края?

VI. Домашнее задание: Читать, пересказывать текст.










































Открытый урок литературного чтения

Сабит Муканов «Родная степь»

Учитель:Нурпеисова Гульсим Канашевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сабит Муканов. "Родная степь"

Автор: Нурпеисова Гульсим Канашевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Краткосрочный план.  Внеклассное чтение в 6 классе. Тема: Сабит Муканов "Родная степь" "
    ["seo_title"] => string(89) "kratkosrochnyi-plan-vnieklassnoie-chtieniie-v-6-klassie-tiema-sabit-mukanov-rodnaia-stiep"
    ["file_id"] => string(6) "103977"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402653529"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Краткосрочный план урока литературного чтения Сабит Муканов "Родная степь" "
    ["seo_title"] => string(79) "kratkosrochnyi-plan-uroka-litieraturnogho-chtieniia-sabit-mukanov-rodnaia-stiep"
    ["file_id"] => string(6) "116087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412253596"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Литературный вечер"М.Ю.Лермонтов и М.Жумабаев. Два поэта - две судьбы" "
    ["seo_title"] => string(75) "litieraturnyi-viechier-m-iu-liermontov-i-m-zhumabaiev-dva-poeta-dvie-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "114711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411639149"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Открытое мероприятие "Гомер  XX  века""
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytoiemieropriiatiiegomierxxvieka"
    ["file_id"] => string(6) "299124"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456471469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства