Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка Сивка- бурка»
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
План-конспект урока
Тема: «Русская народная сказка Сивка-бурка»
Выполнила:
Антонян Полина Юриковна
Студентка 3 курса 36 группы
Специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Класс: универсальный
Дата: 30.09.2022
Методист: Колесникова С.Г.
Учитель:
Оценка:
Саратов 2022
Цель урока: создание условий для знакомства с русской народной сказкой «Сивка – бурка». Задачи: Образовательные: 1. Способствовать знакомству детей с русской народной сказкой «Сивка – бурка». 2. Развивать умение давать оценку поступкам героев. 3. Способствовать осознанию учащимися значимости чтения для личного развития. Развивающие: 1. Развивать умение анализировать текст русской народной сказки. 2. Формировать умения выявлять данные, необходимые для решения поставленной задачи. 3. Развивать умение планировать свою деятельность по решению учебной задачи. 4. Формировать умение контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. 5. Способствовать осуществлению контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; Воспитательные: 1. Способствовать развитию интереса и уважительного отношения к русским народным сказкам. 2. Способствовать воспитанию внутренней позиции школьника. 3. Способствовать воспитанию любви к родному языку.
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности. - Добрый день, ребята, сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения. - Проверьте свою готовность к уроку, на парте ничего не должно быть лишнего. - А теперь присаживаемся на свои места, и готовимся активно работать и внимательно слушать. - (Имя учащегося), прочитай, что написано на слайде. (Книга подобна воде - дорогу пробьет везде) - Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Книга источник знаний - а значит обладая знаниями всегда добьешься того что надо) - Я с вами согласна, обладая знаниями, читая книги, мы добьёмся любой цели. - А какой предмет помогает нам полюбить книги? (Литературное чтение) - Молодцы!
Этап актуализации и пробного учебного действия. - Посмотрите, кто к нам прилетел на урок? (Сова) - Давайте узнаем, что же она хочет. (На слайде: Здравствуйте, ребята, меня прислали к вам лесные жители за мудростью.) - Вам интересно, за какой же мудростью к нам отправили сову? (а отправили сову к нам для того, чтобы мы с вами узнали о сказках народа)
- Чем мы сегодня будем заниматься? (Знакомиться с народной сказкой) - Кто является автором народных сказок? (народ) Этап выявления места и причины затруднения. - А с какой сегодня мы познакомимся сказкой, мы узнаем ( показываю на слайде картинку этой сказки)
- Какая будет тема нашего урока? (Русская народная сказка Сивка-бурка)
- Какую цель мы поставим? (Познакомиться с русской народной сказкой Сивка-бурка)
Этап построения проекта выхода из затруднения. - Мудрая Сова принесла нам план, по которому мы вместе наберёмся мудрости. - Но пока она летела, пункты перемешались. Составьте их в нужном порядке. (На слайде: 1. Проанализировать русскую народную сказку. 2. Познакомиться с текстом русской народной сказки. 3. Ответить на вопросы после прочтения сказки.
1. Познакомиться с текстом русской народной сказки. 2. Проанализировать русскую народную сказку. 3. Ответить на вопросы после прочтения сказки.
Этап реализации построенного проекта. - Что мы должны выполнить первым пунктом? - Сегодня, мы с вами познакомимся со сказкой. - Мудрая Сова, предлагает нам перед чтением по картинкам попытаться догадаться кто будут герои сказки.
Первичное чтение сказки.
- Переходим к нашему плану, познакомились ли мы с текстом сказки? - Что мы должны сделать дальше? (Проанализировать сказку) - Какие чувства вы испытывали при прочтении сказки?
Что посеял отец на свое поле в этой сказке? (Старик посеял на поле пшеницу.)
Кто выполнил поручение отца? (Старик отправлял своих троих сыновей сторожить пшеничное поле. Но старшие братья просто проспали в дозоре. А вот младший сын Иван ответственно отнесся к поручению отца и увидел, кто топчет пшеницу.)
Что взял с собой Иван-дурачок, когда отправился стеречь поле? (Иван взял с собой пирог и веревку)
Кто оказался вором? (В полночь на поле появился огромный конь с дымом из ушей по имени Сивка-Бурка.)
О чём попросил конь Иванушку? (Сивка-Бурка просил Ивана отпустить его на свободу.)
Что предложил конь за свою свободу? (Сивка-Бурка пообещал Иванушке сказать волшебные слова, которые помогут в нужный момент.)
Чем закончилась сказка? (Сказка закончилась свадьбой. Елена Прекрасная по перстню узнала своего жениха.)
Физкультминутка
Словарная работа.
Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).
Кликать – звать.
Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.
Добрая пшеница – хороший урожай.
Иззяб – замерз.
Гаркни – громко крикни.
Побрезгать – испытать отвращение.
Потчует – угощает.
Переходим к третьему плану нашего урока (отвечаем на вопросы после прочтения сказки)-мини викторина.
1.
Сколько сыновей было у отца в сказке?
Один
Два
Три
2.
Как звали младшего сына?
Иван
Степан
Емеля
3.
Что приказал сыновьям отец стеречь каждую ночь?
Рожь
Пшеницу
Коней
4.
Почему старший брат не увидел ночью вора?
Потому что спал
Потому что вор не явился
Потому что смотрел в другую сторону
5.
Кто оказался вором?
Мужик из соседнего села
Конь
Вороны
6.
Что сделал Иванушка с вором?
Отпустил
Отвел к отцу
Отвел к судье
7.
Какие слова звучат в той фразе, которой Иванушка вызывал Сивку-Бурку?
...стань передо мной, как дуб перед сосной...
...стань передо мной, как звезда перед луной...
...стань передо мной, как лист перед травой...
8.
Что нужно сделать в сказке, чтобы жениться на Елене Прекрасной?
Допрыгнуть на коне до ее окна
Выиграть скачку
Принести царю молодильное яблоко
9.
Что стало с Иванушкой-дурачком, когда он влез коню в правое ухо, а в левое вылез?
Он стал невидимым
Он стал прекрасным молодцем
Он научился летать
10.
Какие грибы принёс Иванушка домой?
Мухоморы
Подосиновики
Боровики
11.
С какого раза Сивка-Бурка допрыгнул до окна царской дочки?
С первого
Со второго
С третьего
12.
Что забрал Иванушка у царевны?
Платок
Перстень
Прядь её волос
13.
Что сделал Иванушка-дурачок с тем, что он забрал у Елены Прекрасной?
Спрятал
Всем показывал и хвастался
Потерял
14.
Какой из братьев женился на царской дочке?
Старший
Средний
Младший
Рефлексия.
Ребята, давайте же сейчас с вами оценим свою деятельность на уроке. Для этого нам понадобятся 3 карандаша: красного, желтого и зеленого цвета.
Красный- настроение плохое, не доволен совей работой на уроке.
Желтый-настроение хорошее, доволен своей работой на уроке, но возникали трудности во время урока.
Зеленый- настроение отличное, доволен совей работой на уроке на все 100%.
Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку. Дочитать сказку до конца (при необходимости.)