Психологический настрой «Подари улыбку» . Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга на сегодня на уроке, потому что урок – это и есть наше с вами совместное творчество в котором мы сотрудничаем, доверяем и понимаем друг друга. Слово учителя: – Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваше внимание, смекалка и сообразительность. 2. Разминка- проблемная ситуация.( брейнсторминг – мозговой штурм). – у вас на партах лежат конверты – подсказки , в которых есть буквы . А С К З А К Д Р О Н А – Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ) – А как эти слова могут быть логически связаны между собой? (Народная сказка.)
III. Сообщение темы и цели урока. В народных сказках часто встречаются Иванушка и его верный помощник- конь. Посмотрите на иллюстрацию на экране. - Из какой сказки этот Иван? - Ребята, скажите какова тема нашего урока? Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока на какой вопрос мы постараемся ответить? Сказка ложь , да в ней намёк- добрым молодцам урок- А.С.Пушкин. - «Чему учит нас эта сказка?». IV. Анализ сказки. Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Страх, радость, удивление, жалость, обида- печаль, смех, спокойствие ,испуг , усталость) – выбрать из перечня карточек нужные.- ассоциации – В какие моменты вы испытали эти чувства? 3. Основная часть. - Что такое присказка? - Для чего она употребляется? - Что идёт в сказке далее? Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки). Какие части мы выделили в сказке «Сивка- бурка?» Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами. Поработайте по таблице- соедините отрывок из сказки с частью композиции. Номер | Композиция | Отрывок из сказки. | 1. | Присказка - Что такое присказка? - Для чего она употребляется?
| Сивка – бурка , вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) | 2. | Зачин - Что такое зачин?
| Тут ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. | 3. | Повторы | Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает. Горы лесом поросли; Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.» (П.Ершов «Конёк – горбунок») | 4. | Концовка | Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой - дурачком звали . Посеял раз старик пшеницу , да только повадился кто – то ту пшеницу мять да топтать. | Проверка результата своей работы по образцу . Комментарий детей по своей работе. Работа по проверке домашнего задания. Домашнее задание: 1.Выполни иллюстрацию к понравившемуся тебе эпизоду сказки. Выпиши отрывок из сказки, который отражает содержание твоего рисунка.(ученик –С) 2. Составь план к сказке «Сивка- бурка».( ученик- В) 3. Напиши отзыв на сказку по плану:(ученик –А) О ком или о чём эта сказка? Какова её основная мысль? Где и когда происходит действие? Кто тебе особенно понравился и почему? Какой эпизод из сказки произвёл на тебя самое сильное впечатление? Над чем ты задумался, когда закончил читать сказку? Физкультурная минутка: зрительная гимнастика. Работа со слайдом №11. Чтобы проверить , как хорошо вы знаете содержание сказки заполните таблицу: «Истина или ложь». Утверждение | истина | ложь | Овёс кто-то повадился мять и топтать, а три сына старика должны были стеречь овёс каждую ночь в поле. | | | Три ночи ходили сыновья в дозор. | | | Сивка- бурка был волком. | | | Чтобы приручить Сивку – бурку Иван имел волшебную уздечку. | | | У Сивки- бурки одна шерстинка была золотая, а другая серебряная. | | | Царь обещал отдать свою дочь в жёны тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и отдаст ей красную розу. | | | Иван вырвал из гривы коня золотой волосок и стал настоящим красавцем. | | | Чтобы замаскировать перстень на руке Иван замотал руку тряпкой. | | | Проверка по образцу с комментариями учеников. Физкультурная минутка: А теперь всем детям встать. А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко И отправились в дорожку. Чтение с остановками - после каждой смысловой части делается остановка. Во время «остановки » идет : обсуждение или проблемного вопроса, коллективный поиск ответа на основной вопрос, дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Выборочное чтение отрывка из 4 части сказки (чтение с остановками – по одному абзацу.) Определение главных черт характера героев. Вопросы для анализа: - Почему царь организовал пир и пригласил на него весь народ? -Какое место на пиру выбрал для себя Иванушка? Почему? - Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она? (добрая, внимательная, отзывчивая) Найдите подтверждение в тексте. - Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине? - Что смогла разглядеть Елена в Иванушке? (За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.) Инсценировка отрывка из сказки- диалог Елены Прекрасной и Иванушки. Работа с таблицей дискуссия .«Иванушка –дурачок » - он дурачок или умный? «За»- Иванушка- дурачок | «Против»- Иванушка играет роль дурачка. | | | | | | | (Такая же таблица у каждой группы на карточках. Учащимся предлагается ключевая фраза в виде вопроса : «Иванушка –дурачок » - он дурачок или умный?) - Подумайте над этим вопросом и приклейте выданные аргументы либо в графу «За», либо в графу «Против». Детям даётся несколько минут на обдумывание.) - А сейчас обсудите те фразы, которые вы записали в таблице, в группах Можно ли назвать Иванушку положительным героем? Почему?( опора на таблицу- Каких качеств больше?) Как вы думаете, мог ли быть вместо коня человек из реальной жизни? Почему? Почему сказка названа «Сивка – бурка»,а не иначе? (Сивка меняет судьбу героя.) 4.Итог урока: - Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»? (Добро торжествует над злом, правда над ложью.) - Назовите черты характеров присущие положительным героям? - Какими качествами обладают отрицательные герои? Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «...сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!» - Чему научила вас эта сказка? «Где друзьями дорожат, там и враги дрожат» Подходит ли эта пословица к сказке? - Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми?
Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными 5. Рефлексия: Башня Елены Прекрасной - приклеить смайлик на то место, где в достижении цели урока находится ученик. 6.Домашнее задание: 1.Придумайте свою сказку про Иванушку и Сивку- бурку с другим концом- ученик группы А. 2.А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?- ученик группы В. 3.Заполните таблицу- ученики группы С. Братья(какие?) | Иванушка (какой?) | Шустрые | Простой | Трусливые | Спокойный | Приземленные | Смелый | | | | | |