kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная сказка."Сивка-бурка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основан на знании и  содержании  русской народной сказки «Сивка-Бурка», главных героев. Знание особенностей волшебной сказки, её структуры. Понимание   темы, идеи, морали  сказки. Умение анализировать прочитанное произведение, давать оценочные суждения о характерах героев и их поступках.

Понимание  содержания  сказки,создание творческих минипроектов, через  анализ  гипотезы, выделение  сил  за и против, умение обрабатывать содержание материала.

Развитие способности продуктивно вести диалог, через совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование умения ранжировать материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка."Сивка-бурка" »





Краткосрочный план урока литературного чтения

Тема : русская народная сказка «Сивка- бурка».

Класс: 2 «Г»

Учитель : Билько Светлана Ивановна.



































Краткосрочный план

Тема: русская народная сказка «Сивка- бурка».

Неделя 2

10 .09.2015

урок 1

Тема урока

Русская народная сказка – «Сивка- бурка"


Ссылка

Среднесрочное планирование и календарно-тематическое для 2-го класса.

Общие цели:

Знание содержания русской народной сказки «Сивка-Бурка», главных героев. Знание особенностей волшебной сказки, её структуры. Понимание темы, идеи , морали сказки. Умение анализировать прочитанное произведение , давать оценочные суждения о характерах героев и их поступках.

Результат обучения

Понимание содержания сказки ,создание творческих минипроектов, через анализ гипотезы, выделение сил за и против , умение обрабатывать содержание материала .

Развитие способности продуктивно вести диалог, через совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование умения ранжировать материал.


Основные идеи

1. Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путём правильно организованного анализа текста. 
2.Развитие умения моделировать ситуацию через творческо – проективную деятельность.

3. Развитие умения адекватно оценивать поступки героев и отделять вымысел от реальности.




Ресурсы

Компьютер, экран. Тренировочные упражнения. Презентация. Раздаточный материал, разноуровневые задания.

Лист взаимооценки и самооценки.

Маркеры, конверты с заданиями, клей, ватманы.



Организационный момент








Этап побуждения



























Этап осмысления


































































Последующее задание.
















Психологический настрой «Подари улыбку» . Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга на сегодня на уроке, потому что урок – это и есть наше с вами совместное творчество в котором мы сотрудничаем, доверяем и понимаем друг друга.

Слово учителя:

– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваше внимание, смекалка и сообразительность.

2. Разминка- проблемная ситуация.( брейнсторминг – мозговой штурм).

– у вас на партах лежат конверты – подсказки , в которых есть буквы .

А С К З А К 
Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)

– А как эти слова могут быть логически связаны между собой? (Народная сказка.)



III. Сообщение темы и цели урока. 

В народных сказках часто встречаются Иванушка и его верный помощник- конь. Посмотрите на иллюстрацию на экране.

- Из какой сказки этот Иван?
- Ребята, скажите какова тема нашего урока? 
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока на какой вопрос мы постараемся ответить?

Сказка ложь , да в ней намёк- добрым молодцам урок- А.С.Пушкин.

- «Чему учит нас эта сказка?». 

IV. Анализ сказки. 
Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Страх, радость, удивление, жалость, обида- печаль, смех, спокойствие ,испуг , усталость) – выбрать из перечня карточек нужные.- ассоциации

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

3. Основная часть. 

- Что такое присказка? 
- Для чего она употребляется? 
- Что идёт в сказке далее? 
Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки). 
Какие части мы выделили в сказке «Сивка- бурка?»

Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами.

Поработайте по таблице- соедините отрывок из сказки с частью композиции.

Номер

Композиция

Отрывок из сказки.

1.

Присказка

- Что такое присказка? 
- Для чего она употребляется? 

Сивка – бурка , вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

(Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета)

2.

Зачин

- Что такое зачин? 

Тут ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку!

Я на том пиру был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

3.

Повторы

Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает. 
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.» 
(П.Ершов «Конёк – горбунок»)


4.

Концовка

Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой - дурачком звали . Посеял раз старик пшеницу , да только повадился кто – то ту пшеницу мять да топтать.

Проверка результата своей работы по образцу . Комментарий детей по своей работе.

Работа по проверке домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Выполни иллюстрацию к понравившемуся тебе эпизоду сказки. Выпиши отрывок из сказки, который отражает содержание твоего рисунка.(ученик –С)

2. Составь план к сказке «Сивка- бурка».( ученик- В)

3. Напиши отзыв на сказку по плану:(ученик –А)

О ком или о чём эта сказка?

Какова её основная мысль?

Где и когда происходит действие?

Кто тебе особенно понравился и почему?

Какой эпизод из сказки произвёл на тебя самое сильное впечатление?

Над чем ты задумался, когда закончил читать сказку?

Физкультурная минутка: зрительная гимнастика.

Работа со слайдом №11.

Чтобы проверить , как хорошо вы знаете содержание сказки заполните таблицу: «Истина или ложь».

Утверждение

истина

ложь

Овёс кто-то повадился мять и топтать, а три сына старика должны были стеречь овёс каждую ночь в поле.



Три ночи ходили сыновья в дозор.



Сивка- бурка был волком.



Чтобы приручить Сивку – бурку Иван имел волшебную уздечку.



У Сивки- бурки одна шерстинка была золотая, а другая серебряная.



Царь обещал отдать свою дочь в жёны тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и отдаст ей красную розу.



Иван вырвал из гривы коня золотой волосок  и стал настоящим красавцем.



Чтобы замаскировать перстень на руке Иван замотал руку тряпкой.



Проверка по образцу с комментариями учеников.

Физкультурная минутка:

А теперь всем детям встать.
  А теперь всем детям встать,
  Руки медленно поднять,
  Пальцы сжать, потом разжать,
  Руки вниз и так стоять.
  Отдохнули все немножко
  И отправились в дорожку.

Чтение с остановками - после каждой смысловой части делается остановка. Во время «остановки » идет :

  1. обсуждение или проблемного вопроса,

  2. коллективный  поиск ответа на основной вопрос,

  3. дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Выборочное чтение отрывка из 4 части сказки (чтение с остановками – по одному абзацу.)

Определение главных черт характера героев. 

Вопросы для анализа:

- Почему царь организовал пир и пригласил на него весь народ?

-Какое место на пиру выбрал для себя Иванушка? Почему?
- Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она? 
(добрая, внимательная, отзывчивая) 
Найдите подтверждение в тексте.
 
- Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине? 
- Что смогла разглядеть Елена в Иванушке? 
(За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.)

Инсценировка отрывка из сказки- диалог Елены Прекрасной и Иванушки.

Работа с таблицей дискуссия .«Иванушка –дурачок » - он дурачок или умный?

«За»- Иванушка- дурачок

«Против»- Иванушка играет роль дурачка.







(Такая же таблица у каждой группы на карточках. Учащимся предлагается ключевая фраза в виде вопроса : «Иванушка –дурачок » - он дурачок или умный?)

- Подумайте над этим вопросом и приклейте выданные аргументы либо в графу «За», либо в графу «Против». Детям даётся несколько минут на обдумывание.)

- А сейчас обсудите те фразы, которые вы записали в таблице, в группах

Можно ли назвать Иванушку положительным героем? Почему?( опора на таблицу- Каких качеств больше?)

Как вы думаете, мог ли быть вместо коня человек из реальной жизни? Почему?

Почему сказка названа «Сивка – бурка»,а не иначе? (Сивка меняет судьбу героя.)
4.Итог урока:

 - Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»? 
(Добро торжествует над злом, правда над ложью.) 
- Назовите черты характеров присущие положительным героям? 


- Какими качествами обладают отрицательные герои?
Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «...сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!» 
- Чему научила вас эта сказка? 

«Где друзьями дорожат, там и враги дрожат»

Подходит ли эта пословица к сказке?
- Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми? 

Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными

5. Рефлексия: Башня Елены Прекрасной - приклеить смайлик на то место, где в достижении цели урока находится ученик.


6.Домашнее задание:

1.Придумайте свою сказку про Иванушку и Сивку- бурку с другим концом- ученик группы А.

2.А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?- ученик группы В.

3.Заполните таблицу- ученики группы С.

Братья(какие?)

Иванушка (какой?)

Шустрые

Простой

Трусливые

Спокойный

Приземленные

Смелый



















Групповая работа






















Групповая работа(диалоговое обучение)









В группах- по 1 эмоции(обсуждение).












Учет возрастных особенностей учащихся.










Самопроверка


Взаимопроверка



Индивидуальная работа.



Формативное оценивание( комментирование учителя)







Проварка в парах.


Слайдовая презентация

обсуждение в группе








По 1 работе каждого вида- комментарии.










Индивидуальная работа.


Ученики руководствуются алгоритмом.



Самооценивание по образцу в презентации..




















Взаимопроверка.



Самооценивание.











Критериальное оценивание.













Работа в группах.

Взаимопроверка групп по образцу.









Заготовки таблицы и содержания.



Проверка по экрану .Обсуждение ошибок.

Где ошиблись и почему?

Маркеры- галочки при сравнении.









Опора на таблицу











5 пословиц.











Стикеры- красные – рисунок- прыжок Сивки- бурки- башня Елены- Прекрасно

Учитель : Дудкина С.В.


Истина или ложь?


Утверждение

истина

ложь

1

Овёс кто-то повадился мять и топтать, а три сына старика должны были стеречь овёс каждую ночь в поле.



2

Три ночи ходили сыновья в дозор.



3.

Сивка- бурка был волком.



4

Чтобы приручить Сивку – бурку Иван имел волшебную уздечку.



5

У Сивки- бурки одна шерстинка была золотая, а другая серебряная.



6

Царь обещал отдать свою дочь в жёны тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и отдаст ей красную розу.



7

Иван вырвал из гривы коня золотой волосок  и стал настоящим красавцем.



8

Чтобы замаскировать перстень на руке Иван замотал руку тряпкой.



Иванушка он дурачок или играет такую роль ?

Сила за(Иванушка – дурачок)

Силы против(Иванушка – играет роль)

Мухоморы домой принёс

ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ: положил пирог за пазуху, взял веревку, отправляясь в дозор.

Спрятался во время пира за печкой

ОТВЕТСТВЕННЫЙ: не заснул ночью («Сидит, не спит, пирог жует, вора дожидается»).

Он замкнут

ЛОВКИЙ, УМЕЛЫЙ: «Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку», «Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву», «Уж конь носит его по чисто полю, скакал – скакал – не мог сбросить».

Ничего не делает

ДОБРЫЙ: отпустил коня

Люди ему не верят, смеются над ним.

СМЕЛЫЙ: прыгал.


РЕШИТЕЛЬНЫЙ: решился прыгнуть.


НАСТОЙЧИВЫЙ: упорный в достижении цели – три раза прыгал.


СКРОМНЫЙ: поведение на пиру («Забрался за печку и сидит там»).

Что доказало, что Иван играл роль?( его быстрое превращение).

Кто сразу увидел в Иванушке молодца и богатыря?

Смог бы проявить себя Иван, если бы не было этого сказочного героя?

Можно ли назвать Иванушку положительным героем? Почему?

Как вы думаете, мог ли быть вместо коня человек из реальной жизни? Почему?

Почему сказка названа «Сивка – бурка»,а не иначе? (Сивка меняет судьбу героя.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Русская народная сказка."Сивка-бурка"

Автор: Билько Светлана Ивановна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234037


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства