kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Падчерица имачехина дочка. уровень усвоения знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Дата проведения: 22.12.2017 г.

Тема: Художественные особенности сказок: лексика, построение.

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». С. 69-72

Цель: уточнение жанровых особенностей волшебной сказки.

Задачи: расширение читательского кругозора; развитие беглого чтения, навыка слушания; пополнение словарного запаса; развитие способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение.

УУД: совершенствовать навык выразительного чтения, умение работать с поэтическим текстом; развивать способность ориентироваться в произведениях искусства, создать в воображении детей образные картины зимней природы; воспитывать эстетическое воздействие на детей через слово. Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению; умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность; находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения.

Оборудование: презентация урока; портрет Бабы- Яги; карточки с пропущенными словами.

Ход урока

І. Орг. момент.

-Сегодня у нас на уроке гости. Давайте постараемся показать себя только с хорошей стороны. Не бойтесь, отвечайте.

-Начать урок мне хотелось бы с загадки, она поможет определить, кто будет героем нашего урока.

Бабусю знает целый свет,

Ей от роду триста лет.

Там на неведомых дорожках

Дом ее на курьих ножках.

(Баба - Яга)

II. Сообщение темы урока.

- Правильно. Сегодня мы вновь поговорим о Бабе-Яге, побываем у нее в гостях. - Какие задачи будут стоять перед нами на уроке? (мы должны познакомиться с новым произведением, узнать значения новых слов, учиться быстро, без ошибок, выразительно читать).

III. Проверка домашнего задания

1.Выразительное чтение

- Вы правы, но сначала предлагаю послушать стихотворение Г. Ладонщикова «В старой сказке». Дома вы готовили выразительное чтение этого стихотворения. (читают 2 ученика).

- Весёлое или грустное стихотворение?

- Почему у Яги тяжело на душе?

- Как автор предполагает развеять печаль старушки? (Сделать доброе дело).

2. Описание Бабы – Яги.

- С Бабой – Ягой мы знакомы с раннего детства.

-Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем о ней.

-Где она живет? (В чаще, в лесу, в избушке на курьих ножках).

-А как передвигается Баба-Яга? (На ступе с помощью метлы).

-Молодцы! Все это верно.

Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».

Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.

3. Работа в парах.

-Дома вы читали русскую народную сказку «Баба Яга».

-Проверим, как внимательно вы её читали. Заполните недостающие слова в отрывке из русской народной сказки «Баба Яга».

Баба Яга, костяная нога, поскорей села в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой.

Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река, такая широкая-широкая! Баба Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.

-Проверка (чтение «по цепочке»).

- Какой предстала перед нами Баба Яга?

-Какие прилагательные используем для того, чтобы описать Бабу Ягу?

( Жадная, хитрая, грубая, злая, косматая, сердитая…)

ІV. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию.

-Сегодня мы с вами вновь встретимся с этой незаурядной старушкой.

2.Словарная работа.

- Нам встретятся новые, пока еще непонятные нам слова. Внимание на экран.

  • Падчерица – неродная дочь одного из супругов.

  • Решето – посуда для просеивания чего-либо.

  • Лытаешь – то же, что и прячешься.

  • Куриться – выделять дымок.

-Эти слова часто встречаются в народных сказках.

- Вспомним, какие типы сказок мы знаем? (Сказки бывают волшебные, бытовые, богатырские, о животных и т.д.).

- Сегодня мы познакомимся еще одной русской народной сказкой «Падчерица и мачехина дочка».

- Слушайте внимательно подумайте, к какому типу можно отнести данную сказку.

3.Чтение учителем.

4. Анализ содержания.

-Понравилась ли сказка?

-К какому типу отнесёте данную сказку? (Волшебная сказка. Есть вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке воробей).

- Перечисли главных героев сказки.

- Кто из них положительные, кто отрицательные? (Положительные – падчерица, отец. Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга.)

- К кому относятся эти качества: работящая, смелая, злая, грубая, добрая, бескорыстная, ленивая, невоспитанная, трудолюбивая, завистливая?

5. Выборочное чтение.

- Как девочка очутилась в лесу? (Ее отправила в лес мачеха).

-Найдите в тексте и прочитайте, что сказала мачеха, отправляя девочку на реку?

- Что нашла девочка в лесу? (избушку на курьих ножках).

-Какое заклинание нужно произнести, чтобы войти в избушку на курьих ножках?

-Прочитай эти слова выразительно, по-сказочному.

- Прочитайте, что сказала Баба-Яга, когда увидела девочку?

- Сколько заданий даёт Баба Яга падчерице? (три)

-Какие это задания? (баню затопить, воды наносить, детей искупать).

- Есть ли в сказке чудесный помощник?

-Как он помогает падчерице? (Воробей. Дает девочке советы).

-Воробей и нам решил помочь, советует немного отдохнуть. Тихо встали.

IV. Музыкальная физминутка.

6. Чтение сказки детьми.

1.Гимнастика для глаз. (слайд )

2.Артикуляционная гимнастика.

Читай внимательно

вошла – взошла

увидела – увидала

мать – мыть

курица – куриться

переварила – перепарила

отрыл – открыл

- На какие две части можно разделить сказку? (В первой сказке рассказывается о падчерице, во второй о мачехиной дочке).

-Найдите начало второй части. Сейчас вы еще раз перечитаете вторую часть сказки и подумаете, почему мачеха отправила свою родную дочку к Бабе – Яге? (позавидовала).

-А что такое зависть? (чувство досады, вызванное успехом другого человека). Приятно ли общаться с завистливым человеком? Нужно ли завидовать другим людям?

3.Индивидуальная работа.

- Выполните задание в ТПО с. 86. Какими были падчерица и мачехина дочка. Соедини.

- Как закончилась сказка? (Добро победило зло).

- За что пострадали мачеха с дочкой? (за жадность, зависть).

-Вернемся к Бабе-Яге? Опишите ее. Какая она в этой сказке? (справедливая).

- Чему учит сказка? Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Сказки учат мудрости жизни.

4. Какие пословицы выражают главную мысль сказки? (на столах)

1.)Бывает добро, да не всякому дано.

2.)Делай добро и жди добра.

3.)Доброе дело само себя хвалит.

4.)Добро не лихо – ходит тихо.

5.)Не хвались серебром, а хвались добром.

6.)Добрым словом и бездомный богат.

7.)Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

V. Итог урока.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке? (познакомились с русской народной сказкой, узнали значения новых слов).

-Что повторили? (признаки русской сказкой, вспомнили кто такая Баба – Яга и ее роль в сказках).

-Чему учились? (Правильно, выразительно читать).

VІ. Выставление оценок.

-В ходе урока с комментированием.

VІІ. Домашнее задание.

- с. 69-72 пересказ от имени падчерицы.

VІІІ. Рефлексия.

-1 учащийся работает у доски.

-Составьте «Синквейн»- «Падчерица».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Автор: Жакупова Райса Тлектесовна

Дата: 22.02.2018

Номер свидетельства: 458970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока :Русская народная сказка; "Падчерица и материна дочка " "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkaia-narodnaia-skazka-padchieritsa-i-matierina-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "205411"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429881777"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока литературного чтения 3 класс "Русская народная сказка "Падчерица и мачехина дочка""
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-russkaia-narodnaia-skazka-padchieritsa-i-machiekhina-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "287630"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454511220"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Занятие по этикету "В мире вежливости""
    ["seo_title"] => string(42) "zaniatiie-po-etikietu-v-mirie-viezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "261488"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449146726"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Занятие по этикету "В мире вежливости""
    ["seo_title"] => string(44) "zaniatiie-po-etikietu-v-mirie-viezhlivosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "261489"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449146734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства