Открытый урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».
Цели:
- расширение читательского кругозора;
- развитие беглого чтения, навыка слушания, связной речи, внимания, мышления;
- обеспечение глубокого понимания прочитанного;
- пополнение словарного запаса;
- уточнение жанровых особенностей волшебной сказки
Задачи:
- познакомить с новым произведением;
- вызвать удовольствие от прочитанного;
- развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить правильно оценивать героев и выражать своё отношение;
- учить формировать главную мысль прочитанного;
- воспитывать доброе отношение друг к другу, устойчивый интерес к учению.
Оборудование:
- презентация;
- учебник;
- тетрадь;
- портрет Бабы- Яги;
- карточки для кластера;
Ход урока
І. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой дорожи.
ІІ. Проверка домашнего задания.
– Ребята посмотрите на доску, кластер рассыпался, давайте его восстановим. Для этого вспомним над произведением какого жанра мы работали на прошлом уроке?
СКАЗКА
авторская
бытовая
о животных
народная
волшебная
- Что мы можем сказать об изученной сказке? (Народная, волшебная)
Проверяем домашнее задание:
- Чтение по ролям отрывка сказки.
- Пересказ от 1 лица (2 человека)
ІІІ. Изучение нового материала.
1. Разгадайте ребус
СЛОН – ЛОН + КАЗАК – АК + КА
СКАЗКА
СКАЗКА
- Произведение какого жанра мы будем сегодня читать?
- Прочитайте название сказки. Как понимаете слова:
ПАДЧЕРИЦА
МАЧЕХА
- Давайте познакомимся со сказкой, но перед чтением звуковая разминка. Слова из учебника СТР.8:
- Прочитать про себя в медленном темпе;
- Шепотом;
- Жужжащее чтение.
ІV. Чтение и анализ сказки.
1.Чтение сказки учащимися.
- Назовите главных героев сказки?
-Почему это произведение можно отнести к сказке?
(Есть вымысел, элементы чудесного и фантастического).
-К какому типу отнесёте данную сказку? (Волшебная: три закона волшебной сказки, волшебство).
-Какие элементы фантастичности?
(Вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке воробей).
2.Словарная работа:
- Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
- Падчерица – неродная дочь одного из супругов.
- Решето – посуда для просеивания чего-либо.
- Лытаешь – то же, что и летаешь.
- Жар – горячие угли без пламени.
- Куриться – выделять дымок.
- Ступа – металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.
- Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.
3. Работа в парах.
- Вам предложены в карточках вопросы. Вы должны перечитать сказку внимательно и найти в учебнике отрывок, который является ответом к этому вопросу. (Уч-ся работают самостоятельно 2-3 мин, затем зачитывают ответы на вопросы)
- Вы перечитали сказку. Скажите, кто из них положительные, кто отрицательные? (Положительные – падчерица, отец. Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга).
-К кому относятся эти качества? Давайте подберём характеристики для каждого героя.
Мачехина ДОЧКА
ПАДЧЕРИЦА
работящая
смелая
злая
добрая
ленивая
завистливая
- Какая героиня встретилась в обеих сказках? (Баба Яга)
Физкультминутка.
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (Наклоны)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
4. Рассказ о Бабе Яге.
-А кто же такая Баба Яга? (рассказ ученика)
Справка:
До принятия христианства люди на Руси покланялись языческим богам. Они верили в их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят в Христа, Аллаха, Будду.
Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».
Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.
5. Перечитывание сказки по абзацам «цепочкой».
- Найдите отрывок подходящий к иллюстрации.
- Какие задания даёт Баба-Яга падчерице. Сколько их? (Три: баню затопить, воды наносить, детей искупать)
V. Рефлексия.
-Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.
- Падчерица вошла и увидела Бабу-Ягу.
Старуха умерла, старик женился на другой.
- А эти дрова были человеческие кости.
- Нитки доплыли до леса и утонули.
- Взяла красный сундук, пришла домой к отцу.
- А в нём был жар.
- Потом пошла и говорит Бабе-Яге, что она затопила баню.
-С обратной стороны цифр прочитайте слово. М О Л О Д Ц Ы !
VІ. Итог урока.
- Ребята, вот несколько пословиц, как вы думаете, какая из них выражает главную мысль сказки?
1.)Бывает добро, да не всякому дано.
2.)Делай добро и жди добра.
3.)Доброе дело само себя хвалит.
VІІ. Домашнее задание.