kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока :Русская народная сказка; "Падчерица и материна дочка "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Цели:

  1. расширение читательского кругозора;
  2. развитие беглого чтения, навыка слушания, связной речи, внимания, мышления;
  3. обеспечение глубокого понимания прочитанного;
  4. пополнение словарного запаса;
  5. уточнение жанровых особенностей волшебной сказки

Задачи:

  1. познакомить с новым произведением;
  2. вызвать удовольствие от прочитанного;
  3. развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  4. учить правильно оценивать героев и выражать своё отношение;
  5.  учить формировать главную мысль прочитанного;
  6. воспитывать доброе отношение друг к другу, устойчивый интерес к учению.

 

Оборудование:

  1. презентация;
  2. учебник;
  3. тетрадь;
  4. портрет Бабы- Яги;
  5. карточки для кластера;

Ход урока

І. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Ум и сердце в работу вложи

Каждой секундой дорожи.

ІІ. Проверка домашнего задания.

  – Ребята посмотрите на доску, кластер рассыпался, давайте его восстановим. Для этого вспомним над произведением какого жанра мы работали на прошлом уроке?

СКАЗКА

авторская

бытовая

о животных

народная

волшебная

- Что мы можем сказать об изученной сказке? (Народная, волшебная)

Проверяем домашнее задание:

  1. Чтение по ролям отрывка сказки.
  2. Пересказ от 1 лица (2 человека)

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Разгадайте ребус

     СЛОН – ЛОН + КАЗАК – АК + КА

СКАЗКА

СКАЗКА

- Произведение какого жанра мы будем сегодня читать?

- Прочитайте название сказки. Как понимаете слова:

ПАДЧЕРИЦА

МАЧЕХА

- Давайте познакомимся со сказкой, но перед чтением звуковая разминка. Слова из учебника СТР.8:

  • Прочитать про себя в медленном темпе;
  • Шепотом;
  • Жужжащее чтение.

ІV. Чтение и анализ сказки.

1.Чтение сказки учащимися.

     - Назовите главных героев сказки?

-Почему это произведение можно отнести к сказке?

(Есть вымысел, элементы чудесного и фантастического).

  -К какому типу отнесёте данную сказку? (Волшебная: три закона волшебной сказки, волшебство).

  -Какие элементы фантастичности?

 (Вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке  воробей).

2.Словарная работа:

  1. Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
  1. Падчерица – неродная дочь одного из супругов.
  2. Решето – посуда для просеивания чего-либо.
  3. Лытаешь – то же, что и летаешь.
  4. Жар – горячие угли без пламени.
  5. Куриться – выделять дымок.
  6. Ступа – металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.
  7. Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.

3. Работа в парах.

- Вам предложены  в карточках вопросы. Вы должны перечитать сказку внимательно и найти в учебнике отрывок, который является ответом к этому вопросу. (Уч-ся работают самостоятельно 2-3 мин, затем зачитывают ответы на вопросы)

- Вы перечитали сказку. Скажите, кто из них положительные, кто отрицательные?   (Положительные – падчерица, отец.   Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга).

  -К кому относятся  эти качества?  Давайте подберём характеристики для каждого героя.

 

 

Мачехина ДОЧКА

                                                                                              ПАДЧЕРИЦА

                                                           работящая

смелая

злая

добрая

ленивая

завистливая

 

- Какая героиня встретилась в обеих сказках? (Баба Яга)

Физкультминутка.

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (Наклоны)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

4. Рассказ о Бабе Яге.

    -А кто же такая Баба Яга? (рассказ ученика)  

Справка:

До принятия христианства люди на Руси покланялись языческим богам. Они верили в их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят в Христа, Аллаха, Будду.

Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».

Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.

5. Перечитывание сказки по абзацам «цепочкой».

- Найдите отрывок подходящий к иллюстрации.

- Какие задания даёт Баба-Яга падчерице. Сколько их? (Три: баню затопить, воды наносить, детей искупать)

V. Рефлексия.

-Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.

  1. Падчерица вошла и увидела Бабу-Ягу.

         Старуха умерла, старик женился на другой. 

  1. А эти дрова были человеческие кости. 
  2. Нитки доплыли до леса и утонули.
  3. Взяла красный сундук, пришла домой к отцу.
  4. А в нём был жар.
  5. Потом пошла и говорит Бабе-Яге, что она затопила баню. 

-С обратной стороны цифр прочитайте слово.  М О Л О Д Ц Ы !

VІ. Итог урока.

- Ребята, вот несколько пословиц, как вы думаете, какая из них выражает главную мысль сказки?

1.)Бывает добро, да не всякому дано.

2.)Делай добро и жди добра.

3.)Доброе дело само себя хвалит.

 

VІІ. Домашнее задание.

  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока :Русская народная сказка; "Падчерица и материна дочка " »

Открытый урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Цели:

  • расширение читательского кругозора;

  • развитие беглого чтения, навыка слушания, связной речи, внимания, мышления;

  • обеспечение глубокого понимания прочитанного;

  • пополнение словарного запаса;

  • уточнение жанровых особенностей волшебной сказки.


Задачи:

  • познакомить с новым произведением;

  • вызвать удовольствие от прочитанного;

  • развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить правильно оценивать героев и выражать своё отношение;

  • учить формировать главную мысль прочитанного;

  • воспитывать доброе отношение друг к другу, устойчивый интерес к учению.


Оборудование:

  • презентация;

  • учебник;

  • тетрадь;

  • портрет Бабы- Яги;

  • карточки для кластера;


Ход урока


І. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Ум и сердце в работу вложи

Каждой секундой дорожи.


ІІ. Проверка домашнего задания.

– Ребята посмотрите на доску, кластер рассыпался, давайте его восстановим. Для этого вспомним над произведением какого жанра мы работали на прошлом уроке?

СКАЗКА

волшебная


авторская


о животных


бытовая

народная




- Что мы можем сказать об изученной сказке? (Народная, волшебная)

Проверяем домашнее задание:

  1. Чтение по ролям отрывка сказки.

  2. Пересказ от 1 лица (2 человека)

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Разгадайте ребус

СЛОН – ЛОН + КАЗАК – АК + КА

СКАЗКА


СКАЗКА



- Произведение какого жанра мы будем сегодня читать?

- Прочитайте название сказки. Как понимаете слова:

ПАДЧЕРИЦА

МАЧЕХА

- Давайте познакомимся со сказкой, но перед чтением звуковая разминка. Слова из учебника СТР.8:

  • Прочитать про себя в медленном темпе;

  • Шепотом;

  • Жужжащее чтение.


ІV. Чтение и анализ сказки.

1.Чтение сказки учащимися.

- Назовите главных героев сказки?

-Почему это произведение можно отнести к сказке?

(Есть вымысел, элементы чудесного и фантастического).

-К какому типу отнесёте данную сказку? (Волшебная: три закона волшебной сказки, волшебство).

-Какие элементы фантастичности?

(Вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке воробей).


2.Словарная работа:

  • Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

  • Падчерица – неродная дочь одного из супругов.

  • Решето – посуда для просеивания чего-либо.

  • Лытаешь – то же, что и летаешь.

  • Жар – горячие угли без пламени.

  • Куриться – выделять дымок.

  • Ступа – металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.

  • Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.


3. Работа в парах.

- Вам предложены в карточках вопросы. Вы должны перечитать сказку внимательно и найти в учебнике отрывок, который является ответом к этому вопросу. (Уч-ся работают самостоятельно 2-3 мин, затем зачитывают ответы на вопросы)

- Вы перечитали сказку. Скажите, кто из них положительные, кто отрицательные? (Положительные – падчерица, отец. Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга).

-К кому относятся эти качества? Давайте подберём характеристики для каждого героя.


работящая

Мачехина ДОЧКА

ПАДЧЕРИЦА

смелая

злая

добрая

ленивая

завистливая


- Какая героиня встретилась в обеих сказках? (Баба Яга)


Физкультминутка.

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (Наклоны)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)


4. Рассказ о Бабе Яге.

-А кто же такая Баба Яга? (рассказ ученика)

Справка:

До принятия христианства люди на Руси покланялись языческим богам. Они верили в их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят в Христа, Аллаха, Будду.

Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».

Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.

5. Перечитывание сказки по абзацам «цепочкой».

- Найдите отрывок подходящий к иллюстрации.

- Какие задания даёт Баба-Яга падчерице. Сколько их? (Три: баню затопить, воды наносить, детей искупать)


V. Рефлексия.

-Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.

3/М


  • Падчерица вошла и увидела Бабу-Ягу.

1/О


  • Старуха умерла, старик женился на другой.

4/Л


  • А эти дрова были человеческие кости.

2/О


  • Нитки доплыли до леса и утонули.

6/Д


  • Взяла красный сундук, пришла домой к отцу.

7/Ц


  • А в нём был жар.

5/Ы


  • Потом пошла и говорит Бабе-Яге, что она затопила баню.


-С обратной стороны цифр прочитайте слово. М О Л О Д Ц Ы !



VІ. Итог урока.

- Ребята, вот несколько пословиц, как вы думаете, какая из них выражает главную мысль сказки?


1.)Бывает добро, да не всякому дано.

2.)Делай добро и жди добра.

3.)Доброе дело само себя хвалит.


VІІ. Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока :Русская народная сказка; "Падчерица и материна дочка "

Автор: Новгородова Татьяна Владимировна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205411


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства