kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Русская народная сказка "Падчерица и мачехина дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Гармония". Тема "Падчерица и мачехина дочка" -русская народная сказка, данный урок изучается в разделе "Каждый своё получил". На уроке использутся следующие образовательные технологии: ИКТ, индивидуально - групповая работа, технология проблемно - диалогическая и другие. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 3 класс "Русская народная сказка "Падчерица и мачехина дочка"»

Урок литературного чтения в 3 классе.


Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка».



Цель: формирование умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение к поступкам героев.

Задачи:

  • познакомить с новым произведением;

  • вызвать удовольствие от прочитанного;

  • развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить формировать главную мысль прочитанного;

  • воспитывать доброе отношение друг к другу, устойчивый интерес к учению.

Оборудование:

  • презентация урока;

  • учебник;

  • карточки с пропущенными словами;


Ход урока


І. Актуализация знаний.

- Начать урок хотелось бы с загадок, они помогут определить, кто будет героем нашего урока.

- Загадки:

1.) Бабусю знает целый свет,

Ей от роду 300 лет.

Там на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках. (Баба Яга) (слайд 1)

2.) Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный. (Ступа) (слайд 2)


ІІ. Сообщение темы урока.

-Сегодня мы вновь поговорим о Бабе Яге, побываем у неё в гостях, прочитаем новую сказку.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения Г.Ладонщикова «В старой сказке».

- Весёлое или грустное стихотворение?

- Почему у Яги тяжело на душе?

- Как автор предполагает развеять печаль старушки?

(Сделать доброе дело)


2.А как внимательно вы читали сказку «Баба Яга», мы проверим с помощью блиц – опроса.( отвечают на вопросы, записывая ответ на листе)


Блиц-опрос по сказке «Баба Яга».

- Всё ли верно? Правильный ответ «+», неправильный – «-».

1.)Злая мачеха её не полюбила, била её и думала, как бы вовсе извести. (+)

2.)А тётка эта была Баба-Яга, костяная рука. (-) (Нога)

3.)Будет берёзка в глаза стегать – ты её сломай. (-)(Ленточкой перевяжи)

4.)Там тебе кот будет руки драть – ты ему ветчинки дай.(-) (Глаза)

5.)Ступай истопи баню и вымой племянницу, да смотри хорошенько – я хочу ею позавтракать. (+)

6.)Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай. (+)

7.)Девочка взяла платочек и гребешок и побежала. (-) (Полотенце)

8.)А кот сел за кросна и ткёт. (+)

9.)Баба-Яга приехала к реке и от злости ногами затопала. (-) (Зубами заскрипела)

10.)Дед, как узнал всё это, рассердился на жену и выгнал её. (+)


Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга. Оцените :(0 ошибок –«5», 1-3 –«4», 4-5 –«3» )

Ответы: + - - - + + - + - +


3. Рассказ о Бабе Яге.

-А кто же такая Баба Яга?

Справка: (Слайд)

До принятия христианства люди на Руси покланялись языческим богам. Они верили в их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят в Христа, Аллаха, Будду.

Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».

Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.

4. Заполнение недостающих слов в отрывке из русской народной сказки «Баба Яга».

-Дома вы читали русскую народную сказку «Баба Яга». Проверим, как внимательно вы её читали.

- Вставьте пропущенные слова: (задания на карточках)

Баба Яга, костяная нога, поскорей села в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой.

Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река, такая широкая-широкая! Баба Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.

-Проверка (чтение «по цепочке»).

5.Найдите и прочитайте отрывок к иллюстрации ( слайд 3)

-К какому типу вы отнесёте данную сказку: волшебная или бытовая? (Волшебная: есть вымысел, прослеживаются три закона волшебной сказки, волшебные предметы - полотенце, гребешок, разговаривающие предметы и животные, вымышленный герой-Баба Яга).

-Выполняется ли основной сказочный закон? (Добро побеждает зло, закон сказочных дел: что сказано – то и сделано).

-Какой предстала перед нами Баба Яга?

4. Описание героини.

Физкультминутка.

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (Наклоны)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)


ІV. Чтение и анализ сказки.

1. Подготовка к восприятию.

-Сегодня мы с вами вновь встретимся с этой старушкой.( слайд 4)

Я летала на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла,

Да вопросы сочиняла.

-Чтение сказки. Объяснение значения непонятных слов.

Словарная работа: Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

  • Падчерица – неродная дочь одного из супругов.

  • Решето – посуда для просеивания чего-либо.

  • Лытаешь – то же, что и летаешь.

  • Жар – горячие угли без пламени.

  • Куриться – выделять дымок.

  • Ступа – металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.

  • Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.

2.)Почему это произведение можно отнести к сказке?

(Есть вымысел, элементы чудесного и фантастического).

-К какому типу отнесёте данную сказку? (Волшебная: три закона волшебной сказки, волшебство).

-Какие элементы фантастичности?

(Вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке воробей).

3.)Перечисли главных героев сказки.

-Кто из них положительные, кто отрицательные?

Положительные – падчерица, отец.

Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга.

-К кому относятся эти качества: работящая, смелая, злая, грубая, добрая, бескорыстная, ленивая, невоспитанная, трудолюбивая, завистливая?

4.)О чём эта сказка? Докажите.

  • о дружбе

  • о любви

  • о верности

  • о зависти

  • о трудолюбии

  • о справедливости

  • о мужестве

  • о жадности

5.)Объясните выражение: «Послала её на реку мыть нитки». (Нитки из льна. К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»).

6.)Как девочка очутилась в лесу?

7.)Какое заклинание нужно произнести, чтобы войти в избушку на курьих ножках? Прочитай эти слова выразительно,

по-сказочному.

-Подумайте, почему у избушки «курьи ножки»?

Справка

Произошло от куриных, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри.

9.)Какие задания даёт Баба Яга падчерице? Сколько заданий? (Три: баню затопить, воды наносить, детей искупать)

10.)Есть ли в сказке чудесный помощник? Как он помогает падчерице? (Воробей).

11.)Найди выражение в сказке, по какой причине мачеха отправляет свою дочь к Бабе Яге? (Зависть)

-Подумайте, что такое зависть?

Справка

Зависть – чувство досады, вызванные благополучием, успехом другого.

-Приятно ли общаться с завистливым человеком? Почему?

-Как заканчивается сказка? (Добро побеждает зло).

-За что пострадали мать с дочкой? (За жадность. «Алчешь чужого – потеряешь всё»).


Перечитывание сказки


Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.(слайд5)


  • Потом пошла и говорит Бабе Яге, что она затопила баню.(4)

  • Отец обрадовался, открыл сундук, а в сундуке были деньги.(6)

  • Баба Яга заставила её топить баню.(3)

  • Нитки доплыли до леса и утонули.(2)

  • Пришла она из бани, Баба Яга послала её в подвал.(5)

  • Старуха не любила падчерицу и всё старалась погубить её.(1)


V. Итог урока.

- Опишите Бабу Ягу. (Косматая, горбатая, грубая, хитрая, сердитая, справедливая).

- Что помогло описать? (Внешний вид, речь, поступки).

-Назовите особенности русских сказок. (Зачин, концовка, троекратный повтор, добро побеждает зло)

12.)Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Какой урок вынесли вы?

Вывод:

Сказки учат узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них. Они учат мудрости жизни. Чтение сказок обогащает нас знанием жизни родного языка. Читать сказки – значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.


-Почему русские народные сказки вечны? (Они мудрые)



VІ. Домашнее задание.

Уч.с.35-38 читать выразительно(з.4),



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Русанова Ирина Николаевна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока :Русская народная сказка; "Падчерица и материна дочка " "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkaia-narodnaia-skazka-padchieritsa-i-matierina-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "205411"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429881777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства