Конспект урока литературного чтения 3 класс "Русская народная сказка "Падчерица и мачехина дочка"
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Русская народная сказка "Падчерица и мачехина дочка"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Гармония". Тема "Падчерица и мачехина дочка" -русская народная сказка, данный урок изучается в разделе "Каждый своё получил". На уроке использутся следующие образовательные технологии: ИКТ, индивидуально - групповая работа, технология проблемно - диалогическая и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 3 класс "Русская народная сказка "Падчерица и мачехина дочка"»
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка».
Цель: формирование умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение к поступкам героев.
Задачи:
познакомить с новым произведением;
вызвать удовольствие от прочитанного;
развивать способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить формировать главную мысль прочитанного;
воспитывать доброе отношение друг к другу, устойчивый интерес к учению.
Оборудование:
презентация урока;
учебник;
карточки с пропущенными словами;
Ход урока
І. Актуализация знаний.
- Начать урок хотелось бы с загадок, они помогут определить, кто будет героем нашего урока.
- Загадки:
1.) Бабусю знает целый свет,
Ей от роду 300 лет.
Там на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. (Баба Яга) (слайд 1)
2.) Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный. (Ступа) (слайд 2)
ІІ. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы вновь поговорим о Бабе Яге, побываем у неё в гостях, прочитаем новую сказку.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение стихотворения Г.Ладонщикова «В старой сказке».
- Весёлое или грустное стихотворение?
- Почему у Яги тяжело на душе?
- Как автор предполагает развеять печаль старушки?
(Сделать доброе дело)
2.А как внимательно вы читали сказку «Баба Яга», мы проверим с помощью блиц – опроса.( отвечают на вопросы, записывая ответ на листе)
Блиц-опрос по сказке «Баба Яга».
- Всё ли верно? Правильный ответ «+», неправильный – «-».
1.)Злая мачеха её не полюбила, била её и думала, как бы вовсе извести. (+)
2.)А тётка эта была Баба-Яга, костяная рука. (-) (Нога)
3.)Будет берёзка в глаза стегать – ты её сломай. (-)(Ленточкой перевяжи)
4.)Там тебе кот будет руки драть – ты ему ветчинки дай.(-) (Глаза)
5.)Ступай истопи баню и вымой племянницу, да смотри хорошенько – я хочу ею позавтракать. (+)
6.)Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай. (+)
7.)Девочка взяла платочек и гребешок и побежала. (-) (Полотенце)
8.)А кот сел за кросна и ткёт. (+)
9.)Баба-Яга приехала к реке и от злости ногами затопала. (-) (Зубами заскрипела)
10.)Дед, как узнал всё это, рассердился на жену и выгнал её. (+)
Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга. Оцените :(0 ошибок –«5», 1-3 –«4»,4-5 –«3» )
Ответы: + - - - + + - + - +
3. Рассказ о Бабе Яге.
-А кто же такая Баба Яга?
Справка: (Слайд)
До принятия христианства люди на Руси покланялись языческим богам. Они верили в их существование и воздействие на людей точно так же, как сейчас верят в Христа, Аллаха, Будду.
Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».
Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.
4. Заполнение недостающих слов в отрывке из русской народной сказки «Баба Яга».
-Дома вы читали русскую народную сказку «Баба Яга». Проверим, как внимательно вы её читали.
- Вставьте пропущенные слова: (задания на карточках)
Баба Яга, костяная нога, поскорей села в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой.
Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река, такая широкая-широкая! Баба Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.
-Проверка (чтение «по цепочке»).
5.Найдите и прочитайте отрывок к иллюстрации ( слайд 3)
-К какому типу вы отнесёте данную сказку: волшебная или бытовая? (Волшебная: есть вымысел, прослеживаются три закона волшебной сказки, волшебные предметы - полотенце, гребешок, разговаривающие предметы и животные, вымышленный герой-Баба Яга).
-Выполняется ли основной сказочный закон? (Добро побеждает зло, закон сказочных дел: что сказано – то и сделано).
-Какой предстала перед нами Баба Яга?
4. Описание героини.
Физкультминутка.
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (Наклоны)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
ІV. Чтение и анализ сказки.
1. Подготовка к восприятию.
-Сегодня мы с вами вновь встретимся с этой старушкой.( слайд 4)
Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла,
Да вопросы сочиняла.
-Чтение сказки. Объяснение значения непонятных слов.
Словарная работа: Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
Падчерица – неродная дочь одного из супругов.
Решето – посуда для просеивания чего-либо.
Лытаешь – то же, что и летаешь.
Жар – горячие угли без пламени.
Куриться – выделять дымок.
Ступа – металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.
Пест – короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.
2.)Почему это произведение можно отнести к сказке?
(Есть вымысел, элементы чудесного и фантастического).
-К какому типу отнесёте данную сказку? (Волшебная: три закона волшебной сказки, волшебство).
-Какие элементы фантастичности?
(Вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке воробей).
3.)Перечисли главных героев сказки.
-Кто из них положительные, кто отрицательные?
Положительные – падчерица, отец.
Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга.
-К кому относятся эти качества: работящая, смелая, злая, грубая, добрая, бескорыстная, ленивая, невоспитанная, трудолюбивая, завистливая?
4.)О чём эта сказка? Докажите.
о дружбе
о любви
о верности
о зависти
о трудолюбии
о справедливости
о мужестве
о жадности
5.)Объясните выражение: «Послала её на реку мыть нитки». (Нитки из льна. К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»).
6.)Как девочка очутилась в лесу?
7.)Какое заклинание нужно произнести, чтобы войти в избушку на курьих ножках? Прочитай эти слова выразительно,
по-сказочному.
-Подумайте, почему у избушки «курьи ножки»?
Справка
Произошло от куриных, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри.
9.)Какие задания даёт Баба Яга падчерице? Сколько заданий? (Три: баню затопить, воды наносить, детей искупать)
10.)Есть ли в сказке чудесный помощник? Как он помогает падчерице? (Воробей).
11.)Найди выражение в сказке, по какой причине мачеха отправляет свою дочь к Бабе Яге? (Зависть)
-Подумайте, что такое зависть?
Справка
Зависть – чувство досады, вызванные благополучием, успехом другого.
-Приятно ли общаться с завистливым человеком? Почему?
-Как заканчивается сказка? (Добро побеждает зло).
-За что пострадали мать с дочкой? (За жадность. «Алчешь чужого – потеряешь всё»).
Перечитывание сказки
Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.(слайд5)
Потом пошла и говорит Бабе Яге, что она затопила баню.(4)
Отец обрадовался, открыл сундук, а в сундуке были деньги.(6)
Баба Яга заставила её топить баню.(3)
Нитки доплыли до леса и утонули.(2)
Пришла она из бани, Баба Яга послала её в подвал.(5)
Старуха не любила падчерицу и всё старалась погубить её.(1)
- Что помогло описать? (Внешний вид, речь, поступки).
-Назовите особенности русских сказок. (Зачин, концовка, троекратный повтор, добро побеждает зло)
12.)Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Какой урок вынесли вы?
Вывод:
Сказки учат узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них. Они учат мудрости жизни. Чтение сказок обогащает нас знанием жизни родного языка. Читать сказки – значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
-Почему русские народные сказки вечны? (Они мудрые)