Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл. Цель: - расширить знания учащихся о малых жанрах русского фольклора; показать самобытность народа, которая проявляется в пословицах, поговорках; - развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи; - воспитание уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки»
Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл.
Цель:
расширить знания учащихся о малых жанрах русского фольклора; показать самобытность народа, которая проявляется в пословицах, поговорках;
развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи;
воспитание уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Рабочая тетрадь. Проверочная работа
1. Что такое фольклор?
А. Художественная повесть
Б. Устное народное творчество
В. Танец
Г. Творчество одного автора
2. Указать жанр, который не относится к малым фольклорным жанрам
А. Былина
Б. Частушка
В. Пословица
Г. Загадка
3. К каким областям человеческой деятельности применимо понятие «фольклор»?
А. К науке
Б. К спорту
В. К литературе
Г. К театру.
4. К фольклорным жанрам не относятся
А. Былины
Б. Сказки
В. Песни
Г. Рассказы
5. Фольклористы – это…
А. Ученые, которые изучают язык.
Б. Авторы художественных произведений
В. Собиратели и исследователи народных песен, сказок.
Г. Исполнители народных песен.
2. Рабочая тетрадь, задание 6. Дайте определения следующим терминам:
Фольклор
Фольклористика
Фольклористы
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
- Казахи говорят: « Краса лица – глаза, краса уст – слова, краса слов – пословица».
Крылатые слова, пословицы, поговорки. Их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря пословицам наш язык становится разнообразнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.
Как пчела капля за каплей наполняет соты медом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство – родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки. В них история народа – «Вот тебе, бабушка и Юрьев день!», его быт – «Щи да каша – пища наша», старинные верования – «Утро вечера мудренее», отношение к жизни – «Волков бояться – в лес не ходить». Поэтому они сегодня звучат так же свежо и современно, как сотни лет назад.
2. Словарная работа.
Пословица – это краткое и меткое выражение, заключающее в себе законченное по форме и по содержанию суждение.
Поговорка – устойчивое, образное выражение, часть суждения, незаконченное суждение
- Какой бы короткой ни была пословица, это всегда законченное художественное произведение. В ней всегда есть меткое наблюдение, да еще как красиво и метко оно выражено: никогда точнее не скажешь!
Но не это главное. А главное то, что мысль в пословице чаще всего выражена не прямо, а иносказательно, то есть с помощью каких-то примеров, образов. И какой-то образ годится уже не только для данного случая, но приобретает гораздо более широкое значение: «Красна птица пеньем, а человек – ученьем».
Пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить»; в этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то браться не следует.
Пословица состоит из двух частей: 1) описание; 2) поучение. Она похожа на орешек: в ней есть скорлупа и ядрышко. Скорлупа – это событие, описанное в пословице. Например: «Бездонную бочку водой не наполнишь». Событие (скорлупка) здесь простое: бочку, в которой нет дна, нельзя наполнить водой. Ядрышко пословицы – это её мысль. В этой пословице спрятана такая мысль: не надо тратить силы на бессмысленные, невыполнимые дела.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Задание (по рядам). Попробуйте расколоть орешек: подберите к каждой пословице её ядрышко, мысль.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Поговорка имеет более узкий, конкретный смысл, пословица – шире. Но, в общем-то, они очень близки друг к другу по своей образности, выразительности
2. Запишите в тетрадь средства художественной выразительности, которые можно встретить в пословицах и поговорках:
метафора
параллелизм
противопоставление
звуковые повторы
гиперболы
3. Рабочая тетрадь, задание 7. Составьте из слов пословицы или поговорки (можно изменять слова и использовать служебные слова).
Для справок: Сколько веревочке не виться, а кончику быть. В одной берлоге два медведя не уживутся. Медведь на ухо наступил. Паршивая овца все стадо портит.
6. Рабочая тетрадь, задание 10. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Найдите и исправьте ошибки в поговорках.
1. После драки кулаками не пашут.
2. Готовь сени летом, телегу зимой.
3. Всяк жулик свое болото хвалит.
4. Лес рубят – кепки летят.
5. Блин блином вышибают.
6. Мети, Емеля, твоя неделя.
7. Один с кошкой, семеро с ложкой.
8. Ученье - свет, а неуменье – тьма.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника, стр. 16-18.
2. Подготовить устный ответ на вопрос 7, стр. 19 учебника.
3. Рабочая тетрадь, выполнить задания 11 и 13 (рассказ по пословице).