| 1. Орг. момент.   Вступительное слово. | Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.   
 
  - Ребята!  Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.   История возникновения неделимых словосочетаний и выражений, закономерности их функционирования, значения на примерах использования в контексте – все это содержит в себе словарь фразеологизмов. Русский язык насчитывает тысячи подобных выражений, которые способны обогатить речь, сделав ее образной и яркой.В 2002 году Словарю исполнилось 35 лет. Он верно и надежно служит целям углубленного изучения фразеологического богатства русского языка. Этой дате мы посвящаем конкурс знатоков русской фразеологии «Фразеологический зверинец» (рассматриваются фразеологизмы, в которых встречаются названия животных, в качестве примеров можно также приводить фразеологизмы с прилагательными, образованными от существительных, обозначающих животных).
 Биться как рыба об лед – тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.
 Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.
 Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.
 Как рак на мели – в крайне затруднительном положении.
 Когда (пока) рак свистнет – неизвестно когда; в неопределенном будущем; никогда.
 Извиваться змеей (ужом) – льстить, угодничать, подхалимничать; изворачиваться, ловчить, хитрить и т.п.
 | репрод | фронт | 2 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 
 3. Актуализация знаний | « Презентация» просмотр Пословица не даром молвится. Пословица – всем делам помощница. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.   Пословица – всем делам помощница.Ребята, о чем идет речь? Что такое пословицы, поговорки, фразеологизмы? О чем мы сегодня будем говорить? – Какова тема нашего урока? (Пословицы и поговорки) – Почему наш урок называется "Пословица не даром молвится"?. 
 
   Выборочный диктант (устный). Задание: На слух просчитать количество фразеологизмов в тексте. Победит тот ряд, в котором больше всего правильных ответов.   СЕЛ В ГАЛОШУ (ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА)  День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня неожиданно к доске, я вылез кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10), но в конце концов я сел в галошу (11). Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14).  2. проверка выполнения задания IV 
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 4. Изучение новой темы | Вводное слово. Вопросы: Ребята!– Прочитайте статью учебника "О пословицах и поговорках"   – О чем говорится в данной статье, на что автор обращает внимание? Пословица • краткое, мудрое суждение о жизни • содержит поучительный смысл • законченное суждение • характеризует поступки человека,их образ жизни • украшает нашу речь Поговорка • меткое суждение • часть суждения, незаконченное предложение • дает оценку поступкам человека,но не поучает • выражает чувства Вопрос: Какие пословицы мы уже знаем? Пословицы на какую тему? ( Пословицы на тему Родины, трудолюбия, о дружбе , о милосердии, заботе ближних, взрослых, пожилых и т.д.) Родина - не просто слово. Каждый человек считает своей Родиной то место или край, где он родился и вырос, где прожил всю жизнь, познал счастье и горе, радости и невзгоды. Нередко можно услышать от людей, что они служат на благо народа и Отчизны. Это, на мой взгляд, несколько наивно и преувеличено. Каждый человек служит самому себе, но при этом он приносит пользу отечеству, родному народу, даже мировой цивилизации. То есть человек через служение своим интересам и благосостоянию, опосредовано, но, в конечном счете, все же приносит пользу своей Отчизне, высоким идеалам и гражданскому долгу. Пословицы связаны с жизнью человека. Все, что говорится в пословицах – взято из жизни. Они нас поучают, учат жизни, через пословицы мы выражаем свои чувства, делаем выводы своим поступкам.
 Сегодня, особенно важно воспитывать в себе нравственные ценности, в основе которой такие качества, как трудолюбие, честь, порядочность, милосердие, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению, дисциплина. Поэтому у нас в школе действует программа «Атамекен», создаются отряды «Жасулан», проводятся операции «Милосердие», «Жасыл ел». Мы должны заботиться о ветеранах, своих родителях, о младших товарищах. Большое внимание уделять формированию духовных и культурных ценностей. Обычаями и традиции, культура народов, проживающих в Казахстане- вот наша ценность. Молодой гражданин должен знать свои корни, традиции, все лучшее, что отличает казахстанцев. 
 
 
 
 Физ. минутка   
 | объяснительно-иллюстративный | фронтальная | 1 | 
 | + | 
 | 
  | 5. Закрепление изученной темы | Класс делим на две группы. 2. Разминка «Одним словом»
 Как можно заменить фразеологические обороты одним словом?
 • Дать обещание.
 • Вылететь из головы.
 • Не за горами.
 • Надуть губы.
 • Не покладая рук.
 • Буква в букву.
 • Пускать пыль в глаза.
 • Клевать носом.
 • В час по чайной ложке.
 • Не на шутку.
 3. «Пантомима»
 Команды вытягивают карточки, на которых написаны фразеологизмы. Необходимо без слов изобразить фразеологизм так, чтобы соперники догадались, о чем идет речь.
 Брать себя в руки, вертится в голове, смотреть во все глаза, душа нараспашку, зуб на зуб не попадает, пальца в рот не клади, наступать на любимую мозоль, язык чешется.
 4. «Эрудит» Необходимо догадаться, о чем идет речь.
 1. Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скребти, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх. (Душа.)
 2. Он может не повернуться, если у кого-то нет решимости; он может отняться, если кто-то вдруг от страха или удивления теряет способность говорить; он может чесаться, если неудержимо хочется что-то сказать; он может быть повешен у человека, который хорошо умеет говорить (Язык.).
 3. Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека (Голова.).
 5. «Закончи фразеологизм»
 Дрожит…(как осиновый лист).
 Катается…(как сыр в масле).
 Выводить…(на чистую воду).
 Держать…(в ежовых рукавицах).
 Вариться…(в собственном соку).
 Сидеть…(сложа руки).
 6. «Синонимы»
 Подобрать синонимы –фразеологизмы (за 2 мин.).
 Кот наплакал – с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчелся.
 Тьма-тьмущая – с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, как собак нерезаных, конца-краю нет.
 7. «Капитаны, вперед!»
 Определите лексическое значение фразеологизмов:
 Авгиевы конюшни – очень загрязненное место, запущенное помещение, беспорядок в делах;
 Альфа и омега – основа всего, самое значительное;
 Аннибалова клятва – твердая решимость бороться до конца;
 В два счета – очень быстро;
 Воротить нос – с пренебрежением отвертываться, не замечать, отказываться;
 До новых веников – очень долго помнить;
 Заговаривать зубы – посторонними разговорами намеренно отвлекать внимание от чего-либо важного, обманывать;
 Китайская грамота – что-либо совершенно непонятное;
 Пройти сквозь огонь и воду и медные трубы – многое испытать, выстрадать.
 
 
 Фразеологические загадки. (карточки) 1команда - Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. 2 команда - Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у вечных путаников. 1команда - Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.   2 команда - Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.   1команда - Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди; на вешают при разговоре.  Побеждает команда, набравшая большое количество очков за правильные ответы.  Работа с таблицей: На доске даны слова для справок. На один фразеологизм можно подобрать 1, 2 и даже 3 синонима или антонима. У вас 4 минуты.  Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворона, из другого теста, пугало гороховое, на краю света .  Взаимопроверка (критерии):      |  фразеологизм |  синоним |  антоним |   |  Рукой подать    |  перед носом    два шага |  у черта на куличках |   |  Одного поля ягоды |  два сапога пара    из одного теста   |  из другого теста    другой породы    белая ворона |   |  За три девять земель |  на краю света |  два шага |   
 
  Вопрос: – Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Пословицы играют в нашей жизни важную роль, особенно в становлении и развитии человеческих, патриотических, нравственных качеств. Воспитывают в нас истинного патриота.  В чем суть понятия «патриотизм»? Оно связаны с местом, где родился и рос человек, с обычаями и традициями родных мест, с историческим прошлым, родовыми корнями. Все, что окружает маленького человека, влияет на становление патриотического сознания каждого человека. Таким образом, патриот должен:1.     Почитать место своего рождения и проживания, уважать местные традиции.
 2.     Уважать своих предков, земляков, проживающих рядом с ним, стремиться помогать людям.
 3.     Работать для улучшения и развития своей Родины, ее озеленения, благоустройства.
 4.     Поддерживать земляков и соотечественников, укреплять дружеские отношения с соседями, с сослуживцами, с одноклассниками.
 5.     Выступать против тех, кто разрушает нашу Родину, наносит вред, угнетает сограждан.
 6.     Бороться со сквернословием, с загрязнением окружающей природы, с вредными привычками. И это все мы можем найти в пословицах
  
 
 |  проблемный |  Групповая   |  3 |  
 
 |  
 
 |  
 
 |