kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование на тему " Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов. Пословица недаром молвится."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:. Пословицы, поговорки, афоризмы  как разновидность фразеологизмов

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Вид урока: урок-размышление

ТДЦ:

Образовательные:  повторение темы «Пословицы и поговорки»

Развивающие: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме

- воспитание у учащихся бережного отношения к природе, воспитывать у учащихся формирование ответственности за свои поступки и действия, за свое здоровье.

Метод урока:            

репродуктивный, частично-поисковый;

Приемы

аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;    

 Форма  организации урока:       

          практическое занятие

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока:

Этап урока

СУМ

 (содержание учебного материала)

1

2

1. Орг. момент.

Вступительное слово.

Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.

  - Ребята!        Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

История возникновения неделимых словосочетаний и выражений, закономерности их функционирования, значения на примерах использования в контексте – все это содержит в себе словарь фразеологизмов. Русский язык насчитывает тысячи подобных выражений, которые способны обогатить речь, сделав ее образной и яркой.
      В 2002 году Словарю исполнилось 35 лет. Он верно и надежно служит целям углубленного изучения фразеологического богатства русского языка. Этой дате мы посвящаем конкурс знатоков русской фразеологии «Фразеологический зверинец» (рассматриваются фразеологизмы, в которых встречаются названия животных, в качестве примеров можно также приводить фразеологизмы с прилагательными, образованными от существительных, обозначающих животных).
Биться как рыба об лед – тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.
Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.
Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.
Как рак на мели – в крайне затруднительном положении.
Когда (пока) рак свистнет – неизвестно когда; в неопределенном будущем; никогда.
Извиваться змеей (ужом) – льстить, угодничать, подхалимничать; изворачиваться, ловчить, хитрить и т.п.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование на тему " Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов. Пословица недаром молвится."»

Обогащение урока человеческими ценностями.



Тема: Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов. Пословица недаром молвится.

1 урок.

Учитель: Гизетдинова Г.М..

Предмет: Русский язык. 7 класс Дата: 29.09.

Тема урока:. Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов







Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности







Вид урока: урок-размышление







ТДЦ:

Образовательные: повторение темы «Пословицы и поговорки»

Развивающие: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме

- воспитание у учащихся бережного отношения к природе, воспитывать у учащихся формирование ответственности за свои поступки и действия, за свое здоровье.







Метод урока:

репродуктивный, частично-поисковый;








Приемы

аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;







Форма организации урока:

практическое занятие










Оборудование: интерактивная доска







Ход урока:







Этап урока

СУМ

(содержание учебного материала)

МО

ФОПД

Уровень усвоения пограммного материала

Компетентностные задания

подготовка к ВОУД

индивидуально-коррекционная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Орг. момент.

Вступительное слово.

Проверка присутствующих. Цели и задачи урока. Проверка готовности к уроку.



- Ребята! Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

История возникновения неделимых словосочетаний и выражений, закономерности их функционирования, значения на примерах использования в контексте – все это содержит в себе словарь фразеологизмов. Русский язык насчитывает тысячи подобных выражений, которые способны обогатить речь, сделав ее образной и яркой.
В 2002 году Словарю исполнилось 35 лет. Он верно и надежно служит целям углубленного изучения фразеологического богатства русского языка. Этой дате мы посвящаем конкурс знатоков русской фразеологии «Фразеологический зверинец» (рассматриваются фразеологизмы, в которых встречаются названия животных, в качестве примеров можно также приводить фразеологизмы с прилагательными, образованными от существительных, обозначающих животных).
Биться как рыба об лед – тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.
Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.
Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.
Как рак на мели – в крайне затруднительном положении.
Когда (пока) рак свистнет – неизвестно когда; в неопределенном будущем; никогда.
Извиваться змеей (ужом) – льстить, угодничать, подхалимничать; изворачиваться, ловчить, хитрить и т.п.

репрод

фронт

2




2. Пров.дом.задания

Фразеологизмы – это устойчивые сочетаня слов.Фразеологизм имеет единое лексическое значение. Раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией


репродуктивный

фронтальная

2


+

Индив.

задания по карточкам.



3. Актуализация знаний

« Презентация» просмотр

Пословица не даром молвится. Пословица – всем делам помощница. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица – всем делам помощница.Ребята, о чем идет речь? Что такое пословицы, поговорки, фразеологизмы?

О чем мы сегодня будем говорить?

– Какова тема нашего урока? (Пословицы и поговорки)

– Почему наш урок называется "Пословица не даром молвится"?.



  1. Выборочный диктант (устный). Задание: На слух просчитать количество фразеологизмов в тексте. Победит тот ряд, в котором больше всего правильных ответов.

СЕЛ В ГАЛОШУ (ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА)

День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчет уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница вызвала меня неожиданно к доске, я вылез кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10), но в конце концов я сел в галошу (11). Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14).

2. проверка выполнения задания IV









4. Изучение новой темы

Вводное слово.

Вопросы: Ребята!– Прочитайте статью учебника "О пословицах и поговорках"

– О чем говорится в данной статье, на что автор обращает внимание?

Пословица

• краткое, мудрое суждение о жизни

• содержит поучительный смысл

• законченное суждение

• характеризует поступки человека,их образ жизни

• украшает нашу речь

Поговорка

• меткое суждение

• часть суждения, незаконченное предложение

• дает оценку поступкам человека,но не поучает

• выражает чувства

Вопрос: Какие пословицы мы уже знаем? Пословицы на какую тему? ( Пословицы на тему Родины, трудолюбия, о дружбе , о милосердии, заботе ближних, взрослых, пожилых и т.д.)

Родина - не просто слово. Каждый человек считает своей Родиной то место или край, где он родился и вырос, где прожил всю жизнь, познал счастье и горе, радости и невзгоды. Нередко можно услышать от людей, что они служат на благо народа и Отчизны. Это, на мой взгляд, несколько наивно и преувеличено. Каждый человек служит самому себе, но при этом он приносит пользу отечеству, родному народу, даже мировой цивилизации. То есть человек через служение своим интересам и благосостоянию, опосредовано, но, в конечном счете, все же приносит пользу своей Отчизне, высоким идеалам и гражданскому долгу.
Пословицы связаны с жизнью человека. Все, что говорится в пословицах – взято из жизни. Они нас поучают, учат жизни, через пословицы мы выражаем свои чувства, делаем выводы своим поступкам.

Сегодня, особенно важно воспитывать в себе нравственные ценности, в основе которой такие качества, как трудолюбие, честь, порядочность, милосердие, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению, дисциплина. Поэтому у нас в школе действует программа «Атамекен», создаются отряды «Жасулан», проводятся операции «Милосердие», «Жасыл ел». Мы должны заботиться о ветеранах, своих родителях, о младших товарищах. Большое внимание уделять формированию духовных и культурных ценностей. Обычаями и традиции, культура народов, проживающих в Казахстане- вот наша ценность. Молодой гражданин должен знать свои корни, традиции, все лучшее, что отличает казахстанцев.





Физ. минутка


объяснительно-иллюстративный

фронтальная

1


+


5. Закрепление изученной темы

Класс делим на две группы.
2. Разминка «Одним словом»
Как можно заменить фразеологические обороты одним словом?
• Дать обещание.
• Вылететь из головы.
• Не за горами.
• Надуть губы.
• Не покладая рук.
• Буква в букву.
• Пускать пыль в глаза.
• Клевать носом.
• В час по чайной ложке.
• Не на шутку.
3. «Пантомима»
Команды вытягивают карточки, на которых написаны фразеологизмы. Необходимо без слов изобразить фразеологизм так, чтобы соперники догадались, о чем идет речь.
Брать себя в руки, вертится в голове, смотреть во все глаза, душа нараспашку, зуб на зуб не попадает, пальца в рот не клади, наступать на любимую мозоль, язык чешется.
4. «Эрудит» Необходимо догадаться, о чем идет речь.
1. Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скребти, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх. (Душа.)
2. Он может не повернуться, если у кого-то нет решимости; он может отняться, если кто-то вдруг от страха или удивления теряет способность говорить; он может чесаться, если неудержимо хочется что-то сказать; он может быть повешен у человека, который хорошо умеет говорить (Язык.).
3. Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека (Голова.).
5. «Закончи фразеологизм»
Дрожит…(как осиновый лист).
Катается…(как сыр в масле).
Выводить…(на чистую воду).
Держать…(в ежовых рукавицах).
Вариться…(в собственном соку).
Сидеть…(сложа руки).
6. «Синонимы»
Подобрать синонимы –фразеологизмы (за 2 мин.).
Кот наплакал – с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчелся.
Тьма-тьмущая – с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, как собак нерезаных, конца-краю нет.
7. «Капитаны, вперед!»
Определите лексическое значение фразеологизмов:
Авгиевы конюшни – очень загрязненное место, запущенное помещение, беспорядок в делах;
Альфа и омега – основа всего, самое значительное;
Аннибалова клятва – твердая решимость бороться до конца;
В два счета – очень быстро;
Воротить нос – с пренебрежением отвертываться, не замечать, отказываться;
До новых веников – очень долго помнить;
Заговаривать зубы – посторонними разговорами намеренно отвлекать внимание от чего-либо важного, обманывать;
Китайская грамота – что-либо совершенно непонятное;
Пройти сквозь огонь и воду и медные трубы – многое испытать, выстрадать.



Фразеологические загадки. (карточки)

1команда

- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2 команда

- Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её “просит” рваная обувь; она в голове у вечных путаников.

1команда

- Её толкут или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.

2 команда

- Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

1команда

- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди; на вешают при разговоре.

Побеждает команда, набравшая большое количество очков за правильные ответы.

Работа с таблицей: На доске даны слова для справок. На один фразеологизм можно подобрать 1, 2 и даже 3 синонима или антонима. У вас 4 минуты.

Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворона, из другого теста, пугало гороховое, на краю света .

Взаимопроверка (критерии):

фразеологизм

синоним

антоним

Рукой подать

 

перед носом

два шага

у черта на куличках

Одного поля ягоды

два сапога пара

из одного теста

из другого теста

другой породы

белая ворона

За три девять земель

на краю света

два шага



Вопрос: – Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Пословицы играют в нашей жизни важную роль, особенно в становлении и развитии человеческих, патриотических, нравственных качеств. Воспитывают в нас истинного патриота.

В чем суть понятия «патриотизм»? Оно связаны с местом, где родился и рос человек, с обычаями и традициями родных мест, с историческим прошлым, родовыми корнями. Все, что окружает маленького человека, влияет на становление патриотического сознания каждого человека. Таким образом, патриот должен:
1.     Почитать место своего рождения и проживания, уважать местные традиции.
2.     Уважать своих предков, земляков, проживающих рядом с ним, стремиться помогать людям.
3.     Работать для улучшения и развития своей Родины, ее озеленения, благоустройства.
4.     Поддерживать земляков и соотечественников, укреплять дружеские отношения с соседями, с сослуживцами, с одноклассниками.
5.     Выступать против тех, кто разрушает нашу Родину, наносит вред, угнетает сограждан.
6.     Бороться со сквернословием, с загрязнением окружающей природы, с вредными привычками.
И это все мы можем найти в пословицах



проблемный

Групповая

3







6. Дом.

задание

Написать сочинение по пословице.

1 вариант.

Найти пословицы о родине.

Какому отношению к родной земле они учат?

2 вариант.

Найти пословицы об истинной дружбе и мнимой.

Какие качества человека осуждаются в пословицах?


репр

индив

2







7. Итог урока.

Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

Что было самым интересным?

Выставление оценок.

репр

индив

2














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Гизетдинова Гузэлия Мисхатовна

Дата: 10.04.2016

Номер свидетельства: 317216


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства