kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс (ОГН)

Русская литература

Тема: Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина

Цели: провести работу по содержанию романа и способствовать его глубокому пониманию;  формировать и совершенствовать умение определять роль композиции и её отдельных элементов в раскрытии характеров персонажей; развивать умение комментировать и выразительно читать отрывки из произведения, производить его анализ; воспитывать потребность в квалифицированном чтении.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; иллюстрации к роману « Герой нашего времени »; опорные схемы и эпиграф на доске.

«Герой нашего времени» — это грустная дума о нашем времени, как и та, которою так благородно, так энергически возобновил поэт своё поэтическое поприще… В. Г. Белинский

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач урока.

Актуализация учебных знаний. Литературный диктант

1) назовите:♦ имение бабушки Арсеньевой, где провёл детство М. Ю. Лермонтов; (Тарханы)♦ город, где Лермонтов учился в юнкерской школе; (Петербург)

♦ географическое название места первой и второй ссылки Лермонтова; (Кавказ)

♦ стихотворение, с которого началась слава Лермонтова как поэта. («Смерть Поэта»)

III. Проверка домашнего задания.Повесть «Тамань»     

Ответы на вопросы по содержанию произведения

IV. Работа с опорными схемами        

1. Установление своеобразия композиции романа «Герой нашего времени»

Y Кольцевая композиция — «венок повестей».

Смена рассказчиков (повествователей): автор, Максим Максимыч, Печорин.

Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа

Роман Герой нашего времени интересен тем, что главы в нем располагаются не в хронологическом порядке, а в произвольном. Чем это объясняется, точно не известно. Возможно, тем, что изначально Герой нашего времени задумывался как сборник отдельных повестей, а уже потом Лермонтов соединил их в единый роман. В любом случае, композиция этого романа такова:

1.  «Бэла»

2. « Максим Максимыч»

3.«Предисловие к журналу Печорина»

4.«Тамань»

5.« Княжна Мэри»

6.« Фаталист»

В действительности же, если смотреть на сюжет романа, последовательность должна была быть другой.

Композиция романа Герой нашего времени

Первой главой является Тамань, где впервые появляется офицер-Печорин. Далее следует глава Княжна Мэри: Печорин получает отпуск для лечения на водах и знакомится на курорте с молодой княжной. Однако за ней же ухаживает юнкер Грушницкий, в результате чего между ними происходит дуэль. Печорин убивает своего соперника, за что его ждет ссылка в новую крепость. Эти события описываются уже в главе Бэла. Это глава интересна тем, что она сочетает в себе жанр романтической новеллы и путевых заметок. Некий человек описывает произошедшую с Печориным любовную историю.

Но из крепости Печорину удается ненадолго отлучиться в казачью станицу, где происходит действие главы Фаталист: Печорин спорит с неким офицером Вуличем, есть ли на этом свете судьба. Вулич подчиняется своей судьбе и потому гибнет, а Печорин считает, что судьбу можно обмануть. После событий этой главы допускает перерыв на пять лет: непонятно, чем занимался Печорин в это время.

Затем следует глава Максим Максимыч, продолжающая путевые заметки: мы узнаем, что перед отъездом Печорина в Персию тот передал свои путевые записки Максиму Максимычу, который сохранил их для Автора. Здесь же рассказывается о встрече Печорина с Максимом Максимычем и немного приоткрывается тайна его личности - дан портрет Печорина. Последней же главой является Предисловие к журналу Печорина, из которого мы узнаем, что он умер. Следовательно, теперь можно опубликовать его дневники.

V.Фронтальная беседа

• Как вы теперь понимаете смысл названия романа?

• Литературовед Н. Ломунов пишет: «Заглавие романа Лермонтова оказалось крылатым. Поэт сумел рассказать о судьбе своего поколения с такой силой правды и с таким искусством, что мы невольно сравниваем героев нашего времени с его героями, сопоставляя свою жизнь с их жизнью

-Вы согласны с литературоведом? Какие аргументы вы можете добавить для доказательства, что название романа «Герой нашего времени» стало крылатым?

VII. Обобщение. Подведение итогов урока

♦ В чём вы видите благородство писателя, обратившегося к таким трудным вопросам нравственного здоровья целого поколения?

VIII. Домашнее задание

1) Ответить на вопросы: «Каковы ваши впечатления о главном герое?»; «Какие страницы романа вызвали ваше непонимание, недоумение?»;

«Есть ли в романе признание самого Печорина, объясняющее его поступки?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина»

10 класс (ОГН)

Русская литература

Тема: Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина

Цели: провести работу по содержанию романа и способствовать его глубокому пониманию; формировать и совершенствовать умение определять роль композиции и её отдельных элементов в раскрытии характеров персонажей; развивать умение комментировать и выразительно читать отрывки из произведения, производить его анализ; воспитывать потребность в квалифицированном чтении.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; иллюстрации к роману « Герой нашего времени »; опорные схемы и эпиграф на доске.

«Герой нашего времени» — это грустная дума о нашем времени, как и та, которою так благородно, так энергически возобновил поэт своё поэтическое поприще… В. Г. Белинский

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач урока.

Актуализация учебных знаний. Литературный диктант

1) назовите:♦ имение бабушки Арсеньевой, где провёл детство М. Ю. Лермонтов; (Тарханы)♦ город, где Лермонтов учился в юнкерской школе; (Петербург)

♦ географическое название места первой и второй ссылки Лермонтова; (Кавказ)

♦ стихотворение, с которого началась слава Лермонтова как поэта. («Смерть Поэта»)

III. Проверка домашнего задания .Повесть «Тамань»

Ответы на вопросы по содержанию произведения

IV. Работа с опорными схемами

1. Установление своеобразия композиции романа «Герой нашего времени»

Y Кольцевая композиция — «венок повестей».

Смена рассказчиков (повествователей): автор, Максим Максимыч, Печорин.

Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа

Роман Герой нашего времени интересен тем, что главы в нем располагаются не в хронологическом порядке, а в произвольном. Чем это объясняется, точно не известно. Возможно, тем, что изначально Герой нашего времени задумывался как сборник отдельных повестей, а уже потом Лермонтов соединил их в единый роман. В любом случае, композиция этого романа такова:

1. «Бэла»

2. « Максим Максимыч»

3.«Предисловие к журналу Печорина»

4.«Тамань»

5.« Княжна Мэри»

6.« Фаталист»

В действительности же, если смотреть на сюжет романа, последовательность должна была быть другой.

Композиция романа Герой нашего времени

Первой главой является Тамань, где впервые появляется офицер-Печорин. Далее следует глава Княжна Мэри: Печорин получает отпуск для лечения на водах и знакомится на курорте с молодой княжной. Однако за ней же ухаживает юнкер Грушницкий, в результате чего между ними происходит дуэль. Печорин убивает своего соперника, за что его ждет ссылка в новую крепость. Эти события описываются уже в главе Бэла. Это глава интересна тем, что она сочетает в себе жанр романтической новеллы и путевых заметок. Некий человек описывает произошедшую с Печориным любовную историю.

Но из крепости Печорину удается ненадолго отлучиться в казачью станицу, где происходит действие главы Фаталист: Печорин спорит с неким офицером Вуличем, есть ли на этом свете судьба. Вулич подчиняется своей судьбе и потому гибнет, а Печорин считает, что судьбу можно обмануть. После событий этой главы допускает перерыв на пять лет: непонятно, чем занимался Печорин в это время.

Затем следует глава Максим Максимыч, продолжающая путевые заметки: мы узнаем, что перед отъездом Печорина в Персию тот передал свои путевые записки Максиму Максимычу, который сохранил их для Автора. Здесь же рассказывается о встрече Печорина с Максимом Максимычем и немного приоткрывается тайна его личности - дан портрет Печорина. Последней же главой является Предисловие к журналу Печорина, из которого мы узнаем, что он умер. Следовательно, теперь можно опубликовать его дневники.

V.Фронтальная беседа

• Как вы теперь понимаете смысл названия романа?

• Литературовед Н. Ломунов пишет: «Заглавие романа Лермонтова оказалось крылатым. Поэт сумел рассказать о судьбе своего поколения с такой силой правды и с таким искусством, что мы невольно сравниваем героев нашего времени с его героями, сопоставляя свою жизнь с их жизнью

-Вы согласны с литературоведом? Какие аргументы вы можете добавить для доказательства, что название романа «Герой нашего времени» стало крылатым?

VII. Обобщение. Подведение итогов урока

♦ В чём вы видите благородство писателя, обратившегося к таким трудным вопросам нравственного здоровья целого поколения?

VIII. Домашнее задание

1) Ответить на вопросы: «Каковы ваши впечатления о главном герое?»; «Какие страницы романа вызвали ваше непонимание, недоумение?»;

«Есть ли в романе признание самого Печорина, объясняющее его поступки?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина

Автор: Буралкина Раш Абаевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина"
    ["seo_title"] => string(68) "rol-kompozitsii-proizviedieniia-v-raskrytii-kharaktiera-piechorina-1"
    ["file_id"] => string(6) "277862"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453012807"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Человек есть тайна. Анализ образа Печорина(по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(100) "chieloviek-iest-taina-analiz-obraza-piechorina-po-romanu-m-iu-liermontova-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "153375"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420997540"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»  Дружба и любовь в жизни Печорина. ( с использованием программы Activstudio) "
    ["seo_title"] => string(120) "m-iu-liermontov-gieroi-nashiegho-vriemieni-druzhba-i-liubov-v-zhizni-piechorina-s-ispol-zovaniiem-proghrammy-activstudio"
    ["file_id"] => string(6) "176058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424358096"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе"
    ["seo_title"] => string(116) "gieroi-nashiegho-vriemieni-mikhaila-iur-ievicha-liermontova-piervyi-psikhologhichieskii-roman-v-russkoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "272549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452004066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства