Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина
Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина
10 класс (ОГН)
Русская литература
Тема: Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина
Цели: провести работу по содержанию романа и способствовать его глубокому пониманию; формировать и совершенствовать умение определять роль композиции и её отдельных элементов в раскрытии характеров персонажей; развивать умение комментировать и выразительно читать отрывки из произведения, производить его анализ; воспитывать потребность в квалифицированном чтении.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; иллюстрации к роману « Герой нашего времени »; опорные схемы и эпиграф на доске.
«Герой нашего времени» — это грустная дума о нашем времени, как и та, которою так благородно, так энергически возобновил поэт своё поэтическое поприще… В. Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока.
Актуализация учебных знаний. Литературный диктант
1) назовите:♦ имение бабушки Арсеньевой, где провёл детство М. Ю. Лермонтов; (Тарханы)♦ город, где Лермонтов учился в юнкерской школе; (Петербург)
♦ географическое название места первой и второй ссылки Лермонтова; (Кавказ)
♦ стихотворение, с которого началась слава Лермонтова как поэта. («Смерть Поэта»)
III. Проверка домашнего задания.Повесть «Тамань»
Ответы на вопросы по содержанию произведения
IV. Работа с опорными схемами
1. Установление своеобразия композиции романа «Герой нашего времени»
Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа
Роман Герой нашего времени интересен тем, что главы в нем располагаются не в хронологическом порядке, а в произвольном. Чем это объясняется, точно не известно. Возможно, тем, что изначально Герой нашего времени задумывался как сборник отдельных повестей, а уже потом Лермонтов соединил их в единый роман. В любом случае, композиция этого романа такова:
1. «Бэла»
2. « Максим Максимыч»
3.«Предисловие к журналу Печорина»
4.«Тамань»
5.« Княжна Мэри»
6.« Фаталист»
В действительности же, если смотреть на сюжет романа, последовательность должна была быть другой.
Композиция романа Герой нашего времени
Первой главой является Тамань, где впервые появляется офицер-Печорин. Далее следует глава Княжна Мэри: Печорин получает отпуск для лечения на водах и знакомится на курорте с молодой княжной. Однако за ней же ухаживает юнкер Грушницкий, в результате чего между ними происходит дуэль. Печорин убивает своего соперника, за что его ждет ссылка в новую крепость. Эти события описываются уже в главе Бэла. Это глава интересна тем, что она сочетает в себе жанр романтической новеллы и путевых заметок. Некий человек описывает произошедшую с Печориным любовную историю.
Но из крепости Печорину удается ненадолго отлучиться в казачью станицу, где происходит действие главы Фаталист: Печорин спорит с неким офицером Вуличем, есть ли на этом свете судьба. Вулич подчиняется своей судьбе и потому гибнет, а Печорин считает, что судьбу можно обмануть. После событий этой главы допускает перерыв на пять лет: непонятно, чем занимался Печорин в это время.
Затем следует глава Максим Максимыч, продолжающая путевые заметки: мы узнаем, что перед отъездом Печорина в Персию тот передал свои путевые записки Максиму Максимычу, который сохранил их для Автора. Здесь же рассказывается о встрече Печорина с Максимом Максимычем и немного приоткрывается тайна его личности - дан портрет Печорина. Последней же главой является Предисловие к журналу Печорина, из которого мы узнаем, что он умер. Следовательно, теперь можно опубликовать его дневники.
V.Фронтальная беседа
• Как вы теперь понимаете смысл названия романа?
• Литературовед Н. Ломунов пишет: «Заглавие романа Лермонтова оказалось крылатым. Поэт сумел рассказать о судьбе своего поколения с такой силой правды и с таким искусством, что мы невольно сравниваем героев нашего времени с его героями, сопоставляя свою жизнь с их жизнью
-Вы согласны с литературоведом? Какие аргументы вы можете добавить для доказательства, что название романа «Герой нашего времени» стало крылатым?
VII. Обобщение. Подведение итогов урока
♦ В чём вы видите благородство писателя, обратившегося к таким трудным вопросам нравственного здоровья целого поколения?
VIII. Домашнее задание
1) Ответить на вопросы: «Каковы ваши впечатления о главном герое?»; «Какие страницы романа вызвали ваше непонимание, недоумение?»;
«Есть ли в романе признание самого Печорина, объясняющее его поступки?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина»
10 класс (ОГН)
Русская литература
Тема: Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина
Цели: провести работу по содержанию романа и способствовать его глубокому пониманию; формировать и совершенствовать умение определять роль композиции и её отдельных элементов в раскрытии характеров персонажей; развивать умение комментировать и выразительно читать отрывки из произведения, производить его анализ; воспитывать потребность в квалифицированном чтении.
Оборудование:портрет М. Ю. Лермонтова; иллюстрации к роману « Герой нашего времени »; опорные схемы и эпиграф на доске.
«Герой нашего времени» — это грустная дума о нашем времени, как и та, которою так благородно, так энергически возобновил поэт своё поэтическое поприще… В. Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока.
Актуализация учебных знаний. Литературный диктант
1) назовите:♦ имение бабушки Арсеньевой, где провёл детство М. Ю. Лермонтов; (Тарханы)♦ город, где Лермонтов учился в юнкерской школе; (Петербург)
♦ географическое название места первой и второй ссылки Лермонтова; (Кавказ)
♦ стихотворение, с которого началась слава Лермонтова как поэта. («Смерть Поэта»)
III. Проверка домашнего задания .Повесть «Тамань»
Ответы на вопросы по содержанию произведения
IV. Работа с опорными схемами
1. Установление своеобразия композиции романа «Герой нашего времени»
Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа
Роман Герой нашего времени интересен тем, что главы в нем располагаются не в хронологическом порядке, а в произвольном. Чем это объясняется, точно не известно. Возможно, тем, что изначально Герой нашего времени задумывался как сборник отдельных повестей, а уже потом Лермонтов соединил их в единый роман. В любом случае, композиция этого романа такова:
1. «Бэла»
2. « Максим Максимыч»
3.«Предисловие к журналу Печорина»
4.«Тамань»
5.« Княжна Мэри»
6.« Фаталист»
В действительности же, если смотреть на сюжет романа, последовательность должна была быть другой.
Композиция романа Герой нашего времени
Первой главой является Тамань, где впервые появляется офицер-Печорин. Далее следует главаКняжна Мэри: Печорин получает отпуск для лечения на водах и знакомится на курорте с молодой княжной. Однако за ней же ухаживает юнкер Грушницкий, в результате чего между ними происходит дуэль. Печорин убивает своего соперника, за что его ждет ссылка в новую крепость. Эти события описываются уже в главе Бэла. Это глава интересна тем, что она сочетает в себе жанр романтической новеллы и путевых заметок. Некий человек описывает произошедшую с Печориным любовную историю.
Но из крепости Печорину удается ненадолго отлучиться в казачью станицу, где происходит действие главы Фаталист: Печорин спорит с неким офицером Вуличем, есть ли на этом свете судьба. Вулич подчиняется своей судьбе и потому гибнет, а Печорин считает, что судьбу можно обмануть. После событий этой главы допускает перерыв на пять лет: непонятно, чем занимался Печорин в это время.
Затем следует глава Максим Максимыч, продолжающая путевые заметки: мы узнаем, что перед отъездом Печорина в Персию тот передал свои путевые записки Максиму Максимычу, который сохранил их для Автора. Здесь же рассказывается о встрече Печорина с Максимом Максимычем и немного приоткрывается тайна его личности - дан портрет Печорина. Последней же главой является Предисловие к журналу Печорина, из которого мы узнаем, что он умер. Следовательно, теперь можно опубликовать его дневники.
V.Фронтальная беседа
• Как вы теперь понимаете смысл названия романа?
• Литературовед Н. Ломунов пишет: «Заглавие романа Лермонтова оказалось крылатым. Поэт сумел рассказать о судьбе своего поколения с такой силой правды и с таким искусством, что мы невольно сравниваем героев нашего времени с его героями, сопоставляя свою жизнь с их жизнью
-Вы согласны с литературоведом? Какие аргументы вы можете добавить для доказательства, что название романа «Герой нашего времени» стало крылатым?
VII. Обобщение. Подведение итогов урока
♦ В чём вы видите благородство писателя, обратившегося к таким трудным вопросам нравственного здоровья целого поколения?
VIII. Домашнее задание
1) Ответить на вопросы: «Каковы ваши впечатления о главном герое?»; «Какие страницы романа вызвали ваше непонимание, недоумение?»;
«Есть ли в романе признание самого Печорина, объясняющее его поступки?»