Проанализировать лирическое произведение «Родина» (понять, что хотел сказать автор)
Определить тему стихотворения (о чём?), проблему (зачем?), чтобы глубже понять идею (как?)
Выяснить композицию лирического раздумья о Родине (из скольких частей состоит стихотворение?)
Как и с помощью чего поэт создал образы в стихотворении «Родина» ? (средства выразительности)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
1. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте – какое удивительное слово. Когда мы произносим его, приветствуя друг друга, то желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» - это слово обладает оздоровительной силой. В нем много звуков, которые заряжают бодростью.
2. Определение типа урока.
- Сегодня у нас урок урок - исследование.
Словарь Ожегова: «Исследование» - выяснение, изучение чего-нибудь
- Какие качества необходимы человеку – исследователю? (Воображение, фантазия)
- Сегодня на уроке я желаю вам творческого вдохновения.
II. 1. Работа с эпиграфом урока. Слайд №1
Люблю отчизну я, но странною любовью!
(М.Ю.Лермонтов)
- Зная эпиграф, предположите тему исследования (тема Родины)
ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
- Зная тему и эпиграф урока, определите цели исследования.
III. Исследование. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».
1. Творческая история стихотворения.
Тема России и судьба русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Лермонтова.
В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».
2. Чтение стихотворения наизусть.
1. Определение жанра стихотворения.
- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)
- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
думы (размышление)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Но я люблю – за что, не знаю сам,
лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)
3. Определите тему стихотворения (тема родины)
-В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».
- Дайте толкование слов «родина» и «отчизна».
Родина –
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь (сл. Ожегова)
Отчизна – Отечество, Родина (сл. Ожегова)
- Разграничивает словарь лексическое значение этих слов? (нет)
4. Проблемный вопрос.
- В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить точно на этот вопрос обратимся к композиции произведения.
5. Работа по композиции стихотворения.
- Какова композиция стихотворения?
(Стихотворение состоит из трёх частей).
Работа с КЛИШЕ, с ТАБЛИЦЕЙ(заполняем вместе)
- Зачитать первую часть. В чем главная мысль? 1 часть
(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины)
- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.
(1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание)
- Какова его роль?
(Предложение окрашено эмоционально, что говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».)
- Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Для этого дайте толкование этих слов
- Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.
(необычный, особенный)
(Местоимения: я, мой, мне, личные и притяжательные)
- Найдите в первом предложении инверсию. Что такое инверсия? Какова её роль в предложении?
- Почему странная любовь?
(Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)
- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.
Работа по второй и третьей части (таблица - самостоятельно) Слайды №4, 5(откр.урок)
- В чем главная мысль? (Раскрывается истинная любовь лирического героя к России, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)
- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль? (степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, олицетворение; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)
- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.
(Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно. Обоняние – дымок спаленной жнивы. Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.)
- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?
- Случайно ли береза не одинока?
(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)
- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВЬЕ (ЖНИВА), НИВА.
Гумно – сарай для сжатого хлеба.
Нива – засеянное поле, пашня.
Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.
- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?
(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)
- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?
(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора. Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)
- Образ кого появляется в конце стихотворения? (Человек)
- Какие объекты говорят о приближении человека? (обоз, двор, дом, окно).
- Почему лишь в конце появляются мужички?
- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?
(мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.) (Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)
Цветовая лексика.
- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.
(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)
- Сравните все части стихотворения. Чем они отличаются?
(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй и третьей – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)
- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)
IV. Рефлексия.
- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. К какому выводу пришли.
Так в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?
(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.
ВЫВОД: - Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.
V. Домашнее задание: написать сочинение по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина».
Вопросы и задания к стихотворению «Родина»
На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.
Вопросы для анализа первой части
1. Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чей рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе (строчке)
2. Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?
4. При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?
Вопросы для анализа второй части
1. Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Как меняется длина стиха во второй части? На что это указывает?
2. Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивает в тексте анафора?
3. Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста второй части?
4. Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять, длинным, 6-стопным?
Вопросы для анализа третьей части
1. Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?
2. Как меняется поэтическое пространство текста в третьей части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми.)
3. Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
4. Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?