kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннй урок проводится по программе Коровиной в 6 классе. Форма урока - урок-практикум с применением ИКТ (презентации). Цель урока: пробудить интерес к поэзии, помочь вызвать зрательные образы при чтении стихотворений. Урок дает возможность учащимся "открыть" себя в работе со словом, развивает коммуникативные умения, воспитывает любовь к прекрасному, внимание вк слову. Работаем с текстами стихотворений Я.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Заключительный этып урока - "творческая мастерская" позволяет ребятам самим попробовать себя в роли поэта, а замет сравнить свой вариант с оригиналом стихотворения А.Фета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века »

Тема урока:



Учитель: Разоренова Оксана Владимировна, МКОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа».


Класс: 6.


Форма урока: урок-практикум с использованием ИКТ.


Цель урока: пробудить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта

Задачи:

Образовательная - дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом; Развивающая - развитие коммуникативных умений.

Воспитательнаявоспитывать любовь к прекрасному, к Родине.


Оборудование урока: медиапроектор, презентация Power Point.


Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, сопоставление и анализ стихотворений, устное рисование.


Ход урока:

1. Слово учителя:

Сегодня на уроке мы обратимся с вами к творчеству русских поэтов 19 века (слайд № 2).

Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Яков Полонский, Аполлон Майков, Алексей Толстой.

( слайд № 3 ).

Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет чувство любви к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы, родного края.

Послушайте отрывок из воспоминаний А. Фета и представьте себе картину услышанного.

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь я стоял… и смотрел на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

- Итак, какую картину вы представляете, слушая эти строки?

- Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? Что поразило автора? (Красота).

(Слайд № 4.)

- Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу? (Поэтичным).

- Мы иногда говорим: вот этого поэта я люблю, а этого – нет, я его не понимаю. Что значит понимать поэта?

Вывод: Понять поэта – значит войти в его мир. Поэта волнуют самые обычные, всем знакомые события: приход весны, наступление осени, летний дождь. Он глядит на них как бы впервые, глазами удивленного человека, которому неожиданно открылась невиданная ранее красота. Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. Давайте мы обратимся к пейзажным стихотворениям поэтов 19 века и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроение стремились передать авторы этих стихов. Что они чувствовали, что они видели?

2. Работа с текстами.

I) Первое стихотворение в ваших хрестоматиях (стр.186) принадлежит

Якову Петровичу Полонскому.(слайд № 5)

Прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Писательская деятельность – шесть десятилетий.

Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. В двадцать лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов приезжает в Москву. Через год, в 1840 году впервые напечатался в журнале, а в 1841 году издал небольшой сборник стихов «Гаммы», который имел успех.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, многие из них положены на музыку : «Мой костер в тумане светит», «Вечерний звон».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя го по достоинству оценили такие люди, как Тургенев и Некрасов, Тютчев и Фет, хотя у него учились Иван Бунин и молодой Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он останется прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным. Давайте послушаем стихотворение Якова Полонского

«По горам две хмурых тучи…»( читает наизусть ученик).

Беседа и анализ стихотворения:

1) Какую картину рисует Полонский?

(Летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь.

2) Пейзаж очень динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. Прочитайте по порядку глаголы ( «блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» - так постепенно нарастает и успокаивается действие.

3) обратите внимание, пейзаж этого стихотворения контрастен, резок: тучи, скалы, пустын, гром, яркая молния, раскаты эха. Что позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее? Какой прием? (аллитерация – повторение согласных звуков – «р»).

4) Живость картине также придает олицетворение. Что такое олицетворение? Найдите примеры олицетворений в тексте. ( тучи блуждали, эхо засмеялось, скала стоном сказалась, вздохнула). Этот стон утихомиривает пейзаж: не смели повторить удара тучи, улеглись и обомлели).

5) А какую роль играют эпитеты? ( хмурые тучи, знойный вечер, влажные дебри, резко засмеялось, жалобно сказалась, скала горючая) – создают тревожную картину, передают настроение стихотворения.

Давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение и представим себе картину грозы. ( выраз. чтение по учебнику). (слайд № 6)

О том же явлении – о грозе – пишет и

II.)Федор Иванович Тютчев. (слайд № 7 )

Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в орловской губернии. (слайд № 8 )

Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая еще в детстве.

Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.

Послушаем стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…».

Анализ стихотворения.

1) Что общего у стихотворений Полонского и Тютчева?

2) Чем отличается изображение грозы у Тютчева?

3) попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворение (устное словесное рисование).

4) внимательно перечитайте стихотворение. Как оно построено? Один ли только момент грозы в нем описывается? ( две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы).

5) посмотрите на репродукцию картины. Какому моменту стихотворения соответствует изображенное на ней? (слайд № 9 ).

6)Какую роль играют эпитеты и сравнения в описании грозы? (Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы/ зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий»;

Настроение: «раскаты громовые /Все сердитей и смелей».

Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию).

7) Как передаются в стихотворении ощущения, настроения? (Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.

Основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека. Смена настроения человека передана сменой картин природы: от неуверенности к ожиданию, смятению и , наконец, до радости обновления. Солнце словно улыбается, затопляя землю сиянием : «И в сияньи потонула вся смятенная земля».) Так и в человеческой жизни после грозы (изменения, события) часто наступает гармония, спокойствие.

Я хотела, чтобы вы послушали еще одно стихотворение Ф.Тютчева, прежде чем мы обратимся к творчеству другого известного поэта. (Видеослайд № 10 ).


III). Афанасий Афанасьевич Фет. (слайд № 11 ).

Фет пронес через всю свою жизнь гармонию красоты всего живого. Передать игру света и тени, трели соловья, запах ландыша, волнение созревающей ржи – вот задача поэта. Фет создает в стихах свой идеальный мир, в котором царит прекрасное.

«Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» - эти строки определяют его творчество на протяжении всей жизни.

(Слайд № 12) – в окружении семьи и друзей.

Работа с текстом стихотворения.

1) Прочитайте текст стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (слайд № 13)

2) напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

3) запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу, по настроению.

4) Зачитываем вслух ответы.

Вывод: у каждого свое восприятие этого стихотворения, возникли разные ассоциации.

5) Попробуем выразительно прочитать стихотворение.

IY). Творческая мастерская. (слайд № 14)

А сейчас нас ждет творческая мастерская. Нужно подобрать свои эпитеты вместо пропущенных. А затем мы сверим с оригиналом стихотворения А.Фета.

Y). Подведем итоги.

Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями Я.Полонского, Ф.Тютчева, А.Фета. Попытались понять их, прочитать выразительно, передавая настроение поэта. Мы рассмотрели тропы, которые помогают создать выразительную картину – эпитеты, сравнения, олицетворения, аллитерация. Сами поработали в творческой мастерской, соревнуясь с поэтом. Но! Самое главное, я надеюсь, что этот урок показал вам (слайд № 15)

YI). Домашнее задание: прочитать остальные стихотворения поэтов 19 века, выбрать наиболее понравившееся, выучить наизусть.


Использованная литература:


1. «Уроки литературы в 6 классе», Турьянская.

2. БЭНП «Литература 5-11», Дрофа, Физикон.

4 стр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Автор: Разоренова Оксана Владимировна

Дата: 17.08.2015

Номер свидетельства: 225711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле."
    ["seo_title"] => string(80) "kraitymoirodimyikraistikhotvorieniiarusskikhpoetov19viekaoprirodieorodnoiziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "288918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454691243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема грозы в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчева и Я.П. Полонского. "
    ["seo_title"] => string(92) "tiema-ghrozy-v-stikhotvorieniiakh-russkikh-poetov-19-vieka-f-i-tiutchieva-i-ia-p-polonskogho"
    ["file_id"] => string(6) "154978"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421232062"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика             Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого. "
    ["seo_title"] => string(118) "rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-russkikh-poetov-19-vieka-lirika-ie-a-baratynskogho-ia-p-polonskogho-a-k-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "140117"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417880174"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века"
    ["seo_title"] => string(62) "rodnaia_priroda_v_stikhotvoreniiakh_russkikh_poetov_khikh_veka"
    ["file_id"] => string(6) "599454"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643819843"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "презентация по теме "Стихотворения русских поэтов 19 века о родине и о родной природе". "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-po-tiemie-stikhotvorieniia-russkikh-poetov-19-vieka-o-rodinie-i-o-rodnoi-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "169415"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423405814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства