Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина»»
Разработка урока литературы по теме «Любовная лирика Пушкина»
Никитина Н.П.,
учитель русского языка и литературы
Урок литературы, 9 класс
Тема урока: Любовная лирика Пушкина.
Продолжительность занятия – 1 урок.
Цель урока – знакомство с любовной лирикой А. С. Пушкина, с адресатами любовной лирики поэта.
Задачи урока:
Обучающая: вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление учащихся о любовной лирике.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса.
Воспитательная: воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы.
Эпиграф: Прошли года, пройдут века –
Его любовь осталась с нами.
И так же трепетна строка,
И так же искренне признанье.
А. Дементьев
Технологии, используемые на уроке:
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Информационно-коммуникативные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология проблемного обучения.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. /В. Я.Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. И. С. Збарский/ – М.: Просвещение, 2011.
Косивцова Л. И., Тропкина Л. А.Открытые уроки по литературе 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.
Коровина В. Я., И. С. Збарский, Коровин В. И. Литература. 9 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.
Шадрина С. Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Оборудование:
Выставка книг с текстами произведений поэта.
Компьютер и мультимедийный проектор.
Музыкальные диски с произведениями:
1. «Лунная соната» Бетховена.
2. «Вальс-фантазия» М. И. Глинки.
3.Романс Даргомыжского “Я вас любил…”.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: устный журнал, урок-путешествие по книге, урок-беседа с элементами рассуждения.
Ход урока
Организационный момент.
ПОДГОТОВКА к восприятию нового материала.
Вызов.
Прогнозирование темы урока по иллюстрации (Слайд № 1, портрет
А. С. Пушкина в окружении женщин).
Сообщение темы и цели урока учителем. (Слайд № 2, 3).
Эпиграф: Прошли года, пройдут века – (Слайд № 4).
Его любовь осталась с нами.
И так же трепетна строка,
И так же искренне признанье.
А. Дементьев
Обратить внимание на выставку книг произведений А.С. Пушкина.
Слово учителя.(Тихо звучит музыка М. И. Глинки «Вальс-фантазия»).(Слайд №5).
В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУЖБЫ, В КОТОРОЙ А. С. ПУШКИН ЦЕНИЛ ПОСТОЯНСТВО, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ РАССМАТРИВАЛАСЬ ИМ КАК ЧУВСТВО ПРЕХОДЯЩЕЕ. ОНО, ПОДОБНО БУРЕ, ВЛАСТНО ЗАХВАТЫВАЛО ПОЭТА, ДАВАЛО ЕМУ МОЩНЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ, ЛИШАЛО ЕГО СВОБОДЫ. НО, КАК ВСЯКАЯ БУРЯ, УГАСАЛА, ПРЕВРАЩАЯСЬ В «ПОГАСШИЙ ПЕПЕЛ», «ЦВЕТОК ЗАСОХШИЙ, БЕЗДЫХАННЫЙ». ПУШКИН НЕ ИСКАЛ ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ, ВЕЧНОЙ ДЛЯ НЕГО БЫЛА ПОТРЕБНОСТЬ ЛЮБИТЬ. ЕМУ ХОРОШО ЗНАКОМО ВСЕ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ КРУГ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРИЗНАНИЯ И КЛЯТВЫ, РАЗУВЕРЕНИЯ И ИЗМЕНЫ, «МОГУЧАЯ СТРАСТЬ» И МЯГКАЯ НЕЖНОСТЬ.
СТИХИ ПУШКИНА – ЭТО ПОЭТИЧЕСКАЯ ИСПОВЕДЬ ДУШИ ПОЭТА, КНИГА, В КОТОРОЙ ЛЮБОВЬ НАПИСАЛА МНОГО ПРЕКРАСНЫХ СТРАНИЦ. ДАВАЙТЕ ПЕРЕЛИСТАЕМ НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ЭТОЙ КНИГИ, ЗАГЛЯНЕМ В МИР ЧУВСТВ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА, ОКУНЁМСЯ В МИР ЕГО ПОЭЗИИ.
III. ИЗУЧЕНИЕ нового материала.
1. Знакомство с Екатериной Павловной Бакуниной. (Слайд № 6)
1) Рассказ первого ученика (готовится сообщение заранее). «Екатерина Павловна училась живописи у Александра Брюллова. Сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте. Она была предметом первого юношеского увлечения. Е.П. Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина. Она бывала на лицейских балах, подолгу жила в Царском Селе. С нежностью вспоминал о ней поэт многие годы спустя в черновых строфах 8 главы «Евгения Онегина». В 1834 году она вышла замуж за знакомца Пушкина, двоюродного брата Анны Петровны Керн, А. А. Полторацкого».
«…Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неожиданным волнением, стоя у окошка, смотрел я на снежную дорогу – её не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута. Как чёрное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив – 5 минут».
Эти строки из дневниковой записи, сделанной 29.11.1815 г.
– К Е. П. Бакуниной обращены многие стихи поэта 1815 - 1817 годов: «Желание», «Слеза», «Осеннее утро», «Бакуниной» и другие.
2. Знакомство с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. (Слайд № 7)
1) Рассказ второго ученика (сообщение готовится заранее):
« Она была женой новороссийского генерал - губернатора М. С. Воронцова. В его подчинении находился Пушкин в Одессе. Современники говорят о ней как о женщине умной, тонкой, обольстительной. «Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться», – писал В. А. Сологуб. Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой стихах. Уезжая из Одессы, Пушкин получил от неё перстень - талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался. Сестра Пушкина вспоминала, что, когда в Михайловское приходило из Одессы письмо с печатью, украшенной такими же знаками, какие находились на перстне её брата, Александр запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал».
– Стихотворение « Храни меня, мой талисман» написано в 1825 году и относится к Михайловскому периоду (1824 - 1826г.г.) в жизни и творчестве Пушкина. Именно в это время, по мнению критиков, гений поэта «достигает своей зрелости». При жизни автора это стихотворение не было опубликовано (поэт считал его слишком личным).
– Назовите тему этого стихотворения. (Главная тема стихотворения – это тема любви, грусти по ней и ...прощание с нею.)
– Каким настроением пронизано стихотворения? (Присутствует грусть, печаль по несбывшемуся («священный сладостный обман»), прощание с надеждой на счастье с возлюбленной («прощай, надежда; спи, желанье»), надежда на то, что талисман поможет пережить невзгоды судьбы «во дни гоненья».)
– Как начинается и как заканчивается стихотворение? («Храни меня, мой талисман». Эта строка является лейтмотивом всего стихотворения. Она повторяется пять раз! С неё начинается стихотворение и ею заканчивается. Замечательное литературное обрамление!) И эта же самая строка выражает основную мысль, идею стихотворения - надежду на лучшие времена в судьбе лирического героя.)
– Эта же самая строка выражает основную мысль, идею стихотворения. Давайте определим её? (Надежда на лучшие времена в судьбе лирического героя. А надежду эту даёт герою обращение к талисману как к чему-то дорогому, близкому, святому.)
– Как построено стихотворение? (Состоит из пяти строф (четверостиший).
– Какие словесные образы увидели в стихотворении? (Лирический герой со своими переживаниями, воспоминаниями. Образ талисмана, как что-то понимающее состояние героя, готового его оберегать на протяжении всей его жизни.)
– Какие изобразительно - выразительные средства языка помогают подчеркнуть трепетное, бережное отношение к талисману? (Анафора – единоначатие, 1 и 2 строки), риторическое обращение (к талисману, надежде), использование звукописи: ассонанса (очень много звука -а-) и аллитерации (согласные [м] [н] [р], например: Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи.
– Какие ещё речевые особенности заметили? (Метафора: подымет океан, души светило сокрылось, изменило; эпитеты: пламенный бой, сладостный обман, волшебное светило, сердечные раны, валы ревучи – здесь ещё инверсия.)
– Излюбленный поэтом размер (ямб) подчеркивает музыкальность и «весомость» каждого слова, а кольцевая рифмовка напоминает русские народные песни.
3.Знакомство с Анной Петровной Керн. (Слайд № 9)
1) Рассказ третьего ученика (сообщение готовится заранее):
«Адресатом любовной лирики поэта была Анна Петровна Керн. В 1819 году Пушкин с ней встретился в доме Оленина, президента Академии художеств. В июне 1825 года Анна приезжала в Тригорское к своей тетушке. Она пробыла здесь до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» (« Я помню чудное мгновенье»).
А.П. Керн – живая, красивая и обаятельная женщина, была дружна со многими замечательными людьми своего времени: А.А. Дельвигом, М.И.Глинкой. По ее словам, Анна Петровна с жадностью читала « Кавказского пленника», « Бахчисарайский фонтан», «Евгения Онегина». Личная жизнь Анны Петровны Керн сложилась неудачно. Ее детство было омрачено взбалмошным и деспотичным отцом Петром Марковичем Полторацким. По его настоянию она была 17 лет выдана замуж за 52-х летнего бригадного генерала Е.Ф. Керна – грубого, малообразованного солдафона, во многом похожего на грибоедовского Скалозуба. Вскоре она оставила мужа и лишь после его смерти в 1841 году связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. Похоронена Анна Петровна в десяти верстах от города Торжка Калининской области на живописном погосте Прутня. Ее могила всегда украшена цветами».
1. Тема. Любовная тематика подчинена философско-психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.
2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта.
- Перед выяснением идеи стихотворения учителем озвучиваются существующие три точки зрения на идею данного произведения:
1-я. Традиционная. «Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».
^ 2-я. А.И Белецкий « Любовная тематика явно подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».
^ 3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.
Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение.
3. Эмоциональная окраска. Пробуждение души, радость от встречи с « мимолетным виденьем».
4. Построение стихотворения.
- Словесные образы:
Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный
- Изобразительные средства:
Метафора: Душе настало пробужденье,
Сердце бьется в упоенье,
Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.
Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.
- Ритмика. (Учащимся самим предлагается определить размер стиха и рифму).
5.Объяснение значений слов. « Гений» - олицетворение, проявление чего- либо. «Гений» - дух, покровитель человека (из древнеримской мифологии).
Думается, что перед ним предстал гений- покровитель его творчества. Покровитель этот-гений чистой красоты. «Небесный» - божественный, ангельский.
После выполнения заданий учащимся предлагается высказать свое мнение на поднятые в стихотворении проблемы, например «тема радости встречи и горечи расставания». Высказать собственное мнение, обосновать его.
Слово учителя:
«Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души. Глинка переложил это стихотворение на музыку. В музыке звучат две темы: одна – жизнеутверждающая, светлая; другая – мрачная. Романс начинается первой темой, мелодия мягкая, повышающаяся к концу первой строфы. Конец звучит увереннее, человек отдаётся воспоминаниям и постепенно воодушевляется. Вторая тема начинается со слов: «Шли годы. Бурь порыв мятежный. Рассеял прежние мечты…» Тема начинается вихрем звуков. Кажется, он всё сносит на своём пути, всё разрушает, всё опустошает. И тот самый вихрь рассеял нежный образ, опустошив душу человека, ведь жить-то незачем и не для кого. Но что это? Бодрая, лёгкая, быстрая, потом более уверенная мелодия, а в конце романса звучит призыв, утверждающий Жизнь, Любовь и Вдохновение. И в музыке Глинки, и в стихотворении Пушкина одна и та же мысль – любовь прекрасна!!!»
4. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной. (Слайд № 11)
Рассказ четвертого ученика (сообщение готовится заранее).
«Анна Оленина – дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание “Руслана и Людмилы”. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Оленин».
«Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкином успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино. Наконец, он посватался к ней, но приехал к концу званного обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть».
– Более двадцати романсов написано на это замечательное
стихотворение.
2) Прослушивание романса Даргомыжского на стихи Пушкина “Я вас любил…”.(На фоне портрета А. А. Олениной, Слайд № 11).
5. Знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. (Слайд № 12). (Тихо звучит музыка Бетховена «Лунная соната»).
Рассказ пятого ученика (сообщение готовится заранее).
«Жена Пушкина, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой (1828 -1829гг.) на одном из московских балов. « Когда я увидел ее в первый раз, – писал поэт, – красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение». Мать Натальи Николаевны не дала согласия на брак, хотя и не отказала окончательно. 6 мая 1830 года состоялась помолвка. К жене обращено много стихотворений: « Мадонна», « Пора, мой друг, пора». После гибели Пушкина она уехала с 4-мя детьми к брату, где прожила 2 года. В 1844 году вторично вышла замуж за П. П. Ланского.
3) Пауза психологической разгрузки. Дети закрывают глаза, а затем открывают. Называют цвет, который возник перед глазами. Тёмные цвета – усталость, светлые – отсутствие усталости).
– О Пушкине можно слушать часами. Я рада, что урок не утомил вас.
IV. Итог урока.
1) Заключительное слово учителя. (Слайд № 13).
СТИХИ ПУШКИНА – ВОВСЕ НЕ ДНЕВНИК ЕГО ЛЮБОВНЫХ ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ.
ЛЮБОВЬ ДЛЯ ПОЭТА – ЭТО ПРЕКРАСНОЕ, ЖИВОТВОРЯЩЕЕ НАЧАЛО ЖИЗНИ, ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ПРИПОДНИМАЕТ ЧЕЛОВЕКА НАД ОБЫДЕННОСТЬЮ, СОЗИДАЕТ ЕГО ДУШУ ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ, А КРАСОТА ДЛЯ ПУШКИНА – СВЯТЫНЯ. ПОЭТ БЕЗЗАЩИТЕН ПЕРЕД КРАСОТОЙ. ЕГО СЕРДЦЕ ОТЗЫВАЕТСЯ НА НЕЕ ВОСТОРГОМ.
2) Возврат к эпиграфу.
Эпиграф: Прошли года, пройдут века – (Слайд № 14).
Его любовь осталась с нами.
И так же трепетна строка,
И так же искренне признанье.
А. Дементьев
– Исходя из опыта, полученного на уроке, объясните смысл высказывания Андрея Дементьева?
3) Выставление оценок учащимся.
– Спасибо всем, кто готовил сообщения, активно работал на уроке – оценка «5».
4) Рефлексия. (Слайд № 15).
Закончите предложение:
Любовь – это …
– Какое место занимала любовь в жизни поэта.
V. Домашнее задание: (Слайд № 16).
Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина о любви (на выбор).