kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой методическую разработку урока литературы в девятом классе по теме "Адресаты любовной лирики Пушкина."Содержит биографический, иллюстративный материал, а также вопросы для анализа лирики.Прилагаются видео-и аудиофайлы.Рассказывается история создания стихотворений,  отражение в них мирисозерцания поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"»

Любовь в жизни и в творчестве  А. С. Пушкина

Любовь в жизни и в творчестве А. С. Пушкина

Адресаты любовной лирики  А. С. Пушкина

Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

  • Какие черты были присущи Е. К. Воронцовой?
  • Что вы узнали о взаимоотношениях графа Воронцова и Е. К. Воронцовой с Пушкиным?
  • Перечитайте стихотворения, посвящённые этой женщине
Елизавета Ксаверьевна  Воронцова Жена новороссийского генерал-губернатора гр. М. С. Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе. Ей посвящены стихотворения «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Все в жертву памяти твоей», «Талисман».  Прочитайте стих-е «Сожженное письмо» -Каким чувством проникнуто стихотворение? -Почему лирический герой сжигает письмо? -Как передается волнение героя при сжигании письма?

Елизавета Ксаверьевна Воронцова

Жена новороссийского генерал-губернатора гр. М. С. Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе. Ей посвящены стихотворения «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Все в жертву памяти твоей», «Талисман».

Прочитайте стих-е

«Сожженное письмо»

-Каким чувством проникнуто стихотворение?

-Почему лирический герой сжигает письмо?

-Как передается волнение героя при сжигании письма?

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО   Прощай, письмо любви! прощай: она велела.  Как долго медлил я! как долго не хотела  Рука предать огню все радости мои!...  Но полно, час настал. Гори, письмо любви.  Готов я; ничему душа моя не внемлет.  Уж пламя жадное листы твои приемлет...  Минуту!... вспыхнули! пылают - легкой дым  Виясь теряется с молением моим.  Уж перстня верного утратя впечатленье,  Растопленный сургуч кипит... О провиденье!  Свершилось! Темные свернулися листы;  На легком пепле их заветные черты  Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,  Отрада бедная в судьбе моей унылой,  Останься век со мной на горестной груди...

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!...

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!... вспыхнули! пылают - легкой дым

Виясь теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя;

Ты знаешь, милая, желал ли славы я;

Ты знаешь: удален от ветреного света,

Скучая суетным прозванием поэта,

Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал

Жужжанью дальнему упреков и похвал.

Могли ль меня молвы тревожить приговоры,

Когда, склонив ко мне томительные взоры

И руку на главу мне тихо наложив,

Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?

Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,

Чтоб, гласу верному внимая в тишине,

Ты помнила мои последние моленья

В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Другую, как меня, скажи, любить не будешь?

Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?

А я стесненное молчание хранил.

Я наслаждением весь полон был, я мнил,

Что нет грядущего, что грозный день разлуки

Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,

Измены, клевета, всё на главу мою

Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,

Как путник, молнией постигнутый в пустыне,

И всё передо мной затмилося! И ныне

Я новым для меня желанием томим:

Желаю славы я, чтоб именем моим

Храни меня, мой талисман  Храни меня во дни гоненья,  Во дни раскаянья, волненья:  Ты в день печали был мне дан.   Когда подымет океан  Вокруг меня валы ревучи,  Когда грозою грянут тучи -  Храни меня, мой талисман.   В уединеньи чуждых стран,  На лоне скучного покоя,  В тревоге пламенного боя  Храни меня, мой талисман.   Священный сладостный обман,  Души волшебное светило....  Оно сокрылось, изменило....  Храни меня,  талисман.   Пускай же в век сердечных ран  Не растравит воспоминанье.  Прощай, надежда; спи, желанье;  Храни меня, мой талисман.

Храни меня, мой талисман

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи -

Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило....

Оно сокрылось, изменило....

Храни меня, талисман.

Пускай же в век сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла По небу стелется одеждою свинцовой; Как привидение, за рощею сосновой Луна туманная взошла... Всё мрачную тоску на душу мне наводит. Далеко, там, луна в сиянии восходит; Там воздух напоен вечерней теплотой; Там море движется роскошной пеленой Под голубыми небесами... Вот время: по горе теперь идет она К брегам, потопленным шумящими волнами; Там, под заветными скалами, Теперь она сидит печальна и одна... Одна... никто пред ней не плачет, не тоскует; Никто ее колен в забвеньи не цалует; Одна... ничьим устам она не предает Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.  Никто ее любви небесной не достоин. Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен; ................................................. Но если....................................

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла...

Всё мрачную тоску на душу мне наводит.

Далеко, там, луна в сиянии восходит;

Там воздух напоен вечерней теплотой;

Там море движется роскошной пеленой

Под голубыми небесами...

Вот время: по горе теперь идет она

К брегам, потопленным шумящими волнами;

Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна...

Одна... никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто ее колен в забвеньи не цалует;

Одна... ничьим устам она не предает

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей

белоснежных.

Никто ее любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен;

.................................................

Но если....................................

Каким предстаёт в этих стихах Пушкин, очарованный могучей страстью? Была ли эта любовь взаимной? Какое у вас сложилось впечатление об этом романе поэта? Почему образ Воронцовой обогатил любовную лирику поэта?
  • Каким предстаёт в этих стихах Пушкин, очарованный могучей страстью?
  • Была ли эта любовь взаимной?
  • Какое у вас сложилось впечатление об этом романе поэта?
  • Почему образ Воронцовой обогатил любовную лирику поэта?
Мария Николаевна Раевская.

Мария Николаевна Раевская.

  • М. Н. Раевская (по мужу Волконская), дочь Н. Н. Раевского, героя войны 1812 г., жена декабриста С. Г. Волконского, после его ссылки поехала за ним в Сибирь. Пушкин познакомился с ней во время южной ссылки, был в нее влюблен. Ей посвящены стихи «На холмах Грузии», «Редеет облаков летучая гряда», «Погасло дневное светило», «Фонтану Бахчисарайского дворца».
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

  • К какому жанру можно отнести стихотворение?
  • Какие признаки элегии вы здесь видите?
  • Для какой цели используется пейзаж в стихотворении о любви?
  • Какое настроение создаёт пейзаж?
  • Почему поэт соединяет такие слова, как «грустно» и «легко»?
  • Найдите повторы.
  • Для какой цели их использует автор?
  • Прочтите концовку стихотворения.
  • Чем она интересна?
Анна Петровна Керн В июне 1825… к Прасковье Александровне Осиповой приехала ее племянница Анна. Пушкин познакомился с ней и не остался равнодушным к ее обаянию. Он вспомнил, что когда-то в Петербурге встретил ее в доме Олениных (это было в 1819 году). Незадолго до ее отъезда из Тригорского Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К…» («Я помню чудное мгновенье…» Прочитайте его  - Как нарисована возлюбленная в этом стихотворении? - Как поэт говорит о своих чувствах к любимой? - Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы. - В чем смысл «кольцевой композиции», повторов?

Анна Петровна Керн

В июне 1825… к Прасковье Александровне Осиповой приехала ее племянница Анна. Пушкин познакомился с ней и не остался равнодушным к ее обаянию. Он вспомнил, что когда-то в Петербурге встретил ее в доме Олениных (это было в 1819 году). Незадолго до ее отъезда из Тригорского Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К…» («Я помню чудное мгновенье…» Прочитайте его

- Как нарисована возлюбленная в этом стихотворении?

- Как поэт говорит о своих чувствах к любимой?

- Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы.

- В чем смысл «кольцевой композиции», повторов?

Романс Глинки  «Я помню чудное мгновенье…»

Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Александра Ивановна Осипова Часто посещая семейство Осиповых в Тригорском, Пушкин увлёкся падчерицей Осиповой Алиной, как звали её по – домашнему. У неё был роман с Алексеем Вульфом, и поэт сильно её ревновал. Сетования и печаль А. С. Пушкина слышны в стихотворении « Признание » (1826 г.):  Я вас люблю, - хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь! ………………………………………… .. Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно, - я зеваю; При вас мне грустно, - я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! …………………………………………… . Вы улыбнётесь – мне отрада; Вы отвернётесь – мне тоска; За день мучения – награда Мне ваша бледная рука. …………………………………………… . Алина! сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви. Быть может, за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь! Этот взгляд Всё может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!

Александра Ивановна Осипова

Часто посещая семейство Осиповых в Тригорском, Пушкин увлёкся падчерицей Осиповой Алиной, как звали её по домашнему. У неё был роман с Алексеем Вульфом, и поэт сильно её ревновал. Сетования и печаль А. С. Пушкина слышны в стихотворении « Признание » (1826 г.):

Я вас люблю, - хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

………………………………………… ..

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

…………………………………………… .

Вы улыбнётесь – мне отрада;

Вы отвернётесь – мне тоска;

За день мучения – награда

Мне ваша бледная рука.

…………………………………………… .

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

Она является дочерью Президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки, члена Государственного совета. В 1828 году А.С.Пушкин серьезно увлекся ею. Она могла бы стать женой поэта. Он писал ей в альбомы, рисовал её профили. Однако сватовство не состоялось. Оленина не стала его женой, но ей посвящено не одно стихотворение.
  • Она является дочерью Президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки, члена Государственного совета. В 1828 году А.С.Пушкин серьезно увлекся ею. Она могла бы стать женой поэта. Он писал ей в альбомы, рисовал её профили. Однако сватовство не состоялось. Оленина не стала его женой, но ей посвящено не одно стихотворение.

Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «Я ВАС ЛЮБИЛ…» - Какова любовь лирического персонажа? - О чём говорит последняя строка стихотворения? -Каков лейтмотив стихотворения? -О чём он говорит? -Почему поэт пишет о любви в прошедшем времени?

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «Я ВАС ЛЮБИЛ…»

- Какова любовь лирического персонажа?

- О чём говорит последняя строка стихотворения?

-Каков лейтмотив стихотворения?

-О чём он говорит?

-Почему поэт пишет о любви в прошедшем времени?

Наталия Николаевна Гончарова  «Чистейшей прелести чистейший образец…»

Наталия Николаевна Гончарова

«Чистейшей прелести чистейший образец…»

Рафаэль. Малая мадонна Каупера.  Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах .

Рафаэль. Малая мадонна Каупера.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах .

«Мадонна» - Какие две героини изображаются в сонете? -Какой образ занимает центральное место в стихотворении? -Как изображена возлюбленная поэта? -В чем смысл эпитета «чистейший»? -Какой синоним можно подобрать к слову «образец»?

«Мадонна»

- Какие две героини изображаются в сонете?

-Какой образ занимает центральное место в стихотворении?

-Как изображена возлюбленная поэта?

-В чем смысл эпитета «чистейший»?

-Какой синоним можно подобрать к слову «образец»?

Выполните тест

Выполните тест

  • Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»?
  • Воронцовой
  • Керн
  • Олениной
  • Гончаровой
Какие стихотворения посвятил Пушкин Воронцовой? «Талисман» «Я вас любил» «Сожжённое письмо» «Мадонна»
  • Какие стихотворения посвятил Пушкин Воронцовой?
  • «Талисман»
  • «Я вас любил»
  • «Сожжённое письмо»
  • «Мадонна»
Какие стихотворения Пушкина стали романсами? «Мадонна» «Я вас любил» «Я помню чудное мгновенье» «Сожжённое письмо»
  • Какие стихотворения Пушкина стали романсами?
  • «Мадонна»
  • «Я вас любил»
  • «Я помню чудное мгновенье»
  • «Сожжённое письмо»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"

Автор: Кузякина Марина Федоровна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства