Методическая разработка урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"
Методическая разработка урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"
Материал представляет собой методическую разработку урока литературы в девятом классе по теме "Адресаты любовной лирики Пушкина."Содержит биографический, иллюстративный материал, а также вопросы для анализа лирики.Прилагаются видео-и аудиофайлы.Рассказывается история создания стихотворений, отражение в них мирисозерцания поэта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"»
Любовь в жизни и в творчествеА. С. Пушкина
Адресаты любовной лирикиА. С. Пушкина
Ответьте на вопросы:
Какие черты были присущи Е. К. Воронцовой?
Что вы узнали о взаимоотношениях графа Воронцова и Е. К. Воронцовой с Пушкиным?
Перечитайте стихотворения, посвящённые этой женщине
Елизавета КсаверьевнаВоронцова
Жена новороссийского генерал-губернатора гр. М. С. Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе. Ей посвящены стихотворения «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Все в жертву памяти твоей», «Талисман».
Прочитайте стих-е
«Сожженное письмо»
-Каким чувством проникнуто стихотворение?
-Почему лирический герой сжигает письмо?
-Как передается волнение героя при сжигании письма?
СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!...
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!... вспыхнули! пылают - легкой дым
Виясь теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ
Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя;
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальнему упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил.
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою
Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И всё передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Храни меня, мой талисман
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи -
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило....
Оно сокрылось, изменило....
Храни меня, талисман.
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла...
Всё мрачную тоску на душу мне наводит.
Далеко, там, луна в сиянии восходит;
Там воздух напоен вечерней теплотой;
Там море движется роскошной пеленой
Под голубыми небесами...
Вот время: по горе теперь идет она
К брегам, потопленным шумящими волнами;
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна...
Одна... никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто ее колен в забвеньи не цалует;
Одна... ничьим устам она не предает
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей
белоснежных.
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен;
.................................................
Но если....................................
Каким предстаёт в этих стихах Пушкин, очарованный могучей страстью?
Была ли эта любовь взаимной?
Какое у вас сложилось впечатление об этом романе поэта?
Почему образ Воронцовой обогатил любовную лирику поэта?
Мария Николаевна Раевская.
М. Н. Раевская (по мужу Волконская), дочь Н. Н. Раевского, героя войны 1812 г., жена декабриста С. Г. Волконского, после его ссылки поехала за ним в Сибирь.Пушкин познакомился с ней во время южной ссылки, был в нее влюблен.Ей посвящены стихи «На холмах Грузии», «Редеет облаков летучая гряда», «Погасло дневное светило», «Фонтану Бахчисарайского дворца».
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
К какому жанру можно отнести стихотворение?
Какие признаки элегии вы здесь видите?
Для какой цели используется пейзаж в стихотворении о любви?
Какое настроение создаёт пейзаж?
Почему поэт соединяет такие слова, как «грустно» и «легко»?
Найдите повторы.
Для какой цели их использует автор?
Прочтите концовку стихотворения.
Чем она интересна?
Анна Петровна Керн
В июне 1825… к Прасковье Александровне Осиповой приехала ее племянница Анна. Пушкин познакомился с ней и не остался равнодушным к ее обаянию. Он вспомнил, что когда-то в Петербурге встретил ее в доме Олениных (это было в 1819 году). Незадолго до ее отъезда из Тригорского Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К…» («Я помню чудное мгновенье…»Прочитайте его
-Как нарисована возлюбленная в этом стихотворении?
- Как поэт говорит о своих чувствах к любимой?
- Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы.
- В чем смысл «кольцевой композиции», повторов?
Романс Глинки«Я помню чудное мгновенье…»
Александра Ивановна Осипова
Часто посещая семейство Осиповых в Тригорском, Пушкин увлёкся падчерицей Осиповой Алиной, как звали её по–домашнему. У неё был роман с Алексеем Вульфом, и поэт сильно её ревновал. Сетования и печаль А. С. Пушкина слышны в стихотворении«Признание»(1826 г.):
Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
…………………………………………..
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
…………………………………………….
Вы улыбнётесь – мне отрада;
Вы отвернётесь – мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
…………………………………………….
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Она является дочерью Президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки, члена Государственного совета. В 1828 году А.С.Пушкин серьезно увлекся ею. Она могла бы стать женой поэта. Он писал ей в альбомы, рисовал её профили. Однако сватовство не состоялось. Оленина не стала его женой, но ей посвящено не одно стихотворение.
Я вас любил: любовь ещё, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «Я ВАС ЛЮБИЛ…»
-Какова любовь лирического персонажа?
- О чём говорит последняя строка стихотворения?
-Каков лейтмотив стихотворения?
-О чём он говорит?
-Почему поэт пишет о любви в прошедшем времени?
Наталия Николаевна Гончарова
«Чистейшей прелести чистейший образец…»
Рафаэль. Малая мадонна Каупера.
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах .
«Мадонна»
-Какие две героини изображаются в сонете?
-Какой образ занимает центральное место в стихотворении?
-Как изображена возлюбленная поэта?
-В чем смысл эпитета «чистейший»?
-Какой синоним можно подобрать к слову «образец»?
Выполните тест
Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»?