kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Особенности русской литературы 2 половины 19 века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературы проводится в начале учебного года. Занятие спланировано таким образом, чтобы учащиеся проявили интерес к изучаемому предмету, осознали значимость уроков литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Западники и славянофилы»

Западники и славянофилы

В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-50-хх. Гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Сарматин, К.А.Аксаков и многие другие. Представителями западников в были П.В.Анненков, ,А.И.Гончаров, И.С.Тургенев, П.А.Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.Герцен и В.Г.Белинский. Предпосылками к возникновению западничества, а также славянофильства были процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России

   И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

   Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники – Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право – лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и «образованное меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократического строя.

   Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

    Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории,  русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

   Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы – общинники, у нас своя жизнь, вы – власть, у вас своя жизнь. К.Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

   Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю.

   В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способностью стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

   При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение  для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

   Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня во многих спорах о судьбе России.


Просмотр содержимого документа
«Урок №1»

Урок № 1. Класс: 10


Тема: Особенности русской литературы 2 половины 19 века.

Цели: * рассмотреть общий процесс развития литературы в данный исторический период;

* познакомиться с разными направлениями в русской критике 2 пол. 19 века.


Содержание урока:

Знакомство

Вступительное слово.

- Посмотрите на слайд. Какая иллюстрация вам ближе? Почему?

- Читать или не читать? Зачем читать?

(чтение отрывка из книги С .Аверьянова)

- В чём секрет бессмертия книги?

- Оформление тетради.


- Почему вы пришли на мой урок? Что ожидаете от уроков литературы? (требования: наличие лекций, активная работа на уроке, семинарах, знание текстов, работа с учебником и критическими статьями, совершенствование устной и письменной речи, познакомить с КМ)


Знакомство с темой и целями урока.


- Настоящая литература – это не просто набор прочитанных вами произведений, это жизнь человеческой души, материализованная в форме книг, это духовная память. Именно поэтому великое худож-е произв-е , созданное в прошлом, способно дать ответы на наши с вами вопросы о сегодняшней жизни. Неслучайно известный вам уже критик В.Г.Белинский завещал своим друзьям положить ему в гроб номер журнала «Отечественные записки», изданию которого он посвятил лучшие годы своей жизни. Судите сами, какое значение имела литература для этого человека.


- Сегодня нам предстоит окунуться в эпоху 2 пол. 19 в.. Мы рассмотрим своеобразие литературы и литературной критики в данный период. Попытаемся понять, почему в данную историческую эпоху наша литература обретает небывалую мировую известность и признание.


- Прежде чем обратиться к рассмотрению литературы данного периода, было бы весьма любопытно проверить, с каким багажом вы вступаете в удивительный литературный мир.


Викторина (презентация)

- Вернёмся к целям нашего урока (слайд)

- Итак, кто-то готов уже ответить на вопрос «Почему в данную историческую эпоху наша литература обретает небывалую мировую известность и признание»?


Особенности русской литературы 2 пол. 19 в.

Слайд обретает мировую известность и признание.

Русскую классическую литературу 19 века один из героев немецкого писателя Т.Манна назвал Святой. Ни одна литература мира не дала человеку такого возвышающего и одухотворяющего идеала, какой утверждает литература русская. Австрийский классик С.Цвейг писал: « Раскройте любую книгу из 50-ти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чём они говорят? Женщина хочет мужа, или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с весёлой толпой детей, у Бальзака - замок с титулом мэра и миллионами. Чего хотят герои? Быть счастливыми, довольными и богатыми. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один».


Слайд Не внешний жизненный успех, не богатство, не звания и чины, а внутренний мир чел-ка, жгучая христианская совестливость оказались в центре внимания нашей литературы.


Слайд русская литература выступила в оппозиции к западно – европейской мысли. Начиная с эпохи Возрождения чел – к осознал себя венцом природы и присвоил себе божественные функции. Что это значит? Люди совершали самые дикие преступления и ни в коей мере в них не каялись. Идеалом же человека в русской литературе стал Иисус Христос, отдавший себя людям.

Слайд в поисках нового чел-ка русская литература проявляет повышенный интерес к народному патриархальному миру, хранившему национальные святыни. Неразрывную связь судьбы отдельного человека с судьбой народной мы встретим у Толстого в «Войне и мире», у Достоевского в «Преступлении и наказании» и у др. писателей.


В сознании читателя 19 века литер-ра была не только «изящной словесностью, но и основой духовного бытия нации». Русский писатель по- особому относился к своему творчеству: оно было для него не профессией , а служением.

Слайд «Литература – учебник жизни» (Н.Г.Чернышевский)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 2 ПОЛ. 19 ВЕКА


- Какие исторические события повлияли на русскую литературу 2 пол 19 века?

Общественная жизнь страны 2 пол.19 века необычайно усложняется.

- Вспомните, что послужило тому причиной?

Слайд.


- В ходе антикрепостнических реформ 1860-хх гг. возникает множество полемизирующих политических направлений и литература неизбежно втягивается в политическую борьбу. Критика становится более разноголосой по сравнению с эпохой 30-40 гг., когда всё многообразие критических оценок покрывалось авторитетным словом В.Г.Белинского. Общество разделилось на партии, о них вы сейчас узнаете более подробно, поработав самостоятельно с дополнительным материалом.

Самостоятельная работа ( презентация) + дидактический материал

Итоги.


Домашнее задание.

1.Повторить лекцию.

2. Выполнить работу по биографии А.Н.Островского (лист с вопросами вклеить в тетрадь).

3. Прочитать 1 действие пьесы А.Н.Островского «Гроза» (наличие текста на уроке обязательно).

Взять учебники в библиотеке:

В.И.Сахаров «Литература» ( в двух частях)

А.Г.Кутузов «В мире литературы» 10 кл.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание по биографии»

Александр Николаевич Островский Александр Николаевич Островский


1. Укажите дату и место рождения драматурга. 1. Укажите дату и место рождения драматурга.


2. Современники называли Островского 2. Современники называли Островского «Колумбом

«Колумбом Замоскворечья». Что за «материк» Замоскворечья». Что за «материк» открыл этот

открыл этот драматург? драматург?


3. Продолжая семейную традицию, 3. Продолжая семейную традицию, А.Н. поначалу выбирает

А.Н. поначалу выбирает именно эту профессию. именно эту профессию.


4. В 1849 году в журнале «Московитянин» драматург 4. В 1849 году в журнале «Московитянин» драматург

публикует пьесу, имеющую оглушительный успех публикует пьесу, имеющую оглушительный успех

среди читателей, но запрещённую цензурой. Назовите среди читателей, но запрещённую цензурой. Назовите

пьесу. В чём секрет её успеха? пьесу. В чём секрет её успеха?


5. Кратко охарактеризуйте периоды творчества 5. Кратко охарактеризуйте периоды творчества

А.Н.Островского с указанием не менее А.Н.Островского с указанием не менее 2-3 произведений

2-3 произведений для каждого периода. для каждого периода.


6. Сколько всего пьес насчитывает театр Островского? 6. Сколько всего пьес насчитывает театр Островского?


7. Какое новое слово ввёл драматург в литературу и 7. Какое новое слово ввёл драматург в литературу и

как объяснил его значение? как объяснил его значение?


8*. Где в Москве можно встретить 8*. Где в Москве можно встретить памятник А.Н.Островскому?

памятник А.Н.Островскому?


9*. Как называется фильм, снятый Э.Рязановым 9*. Как называется фильм, снятый Э.Рязановым по мотивам

по мотивам пьесы Островского «Бесприданница»? пьесы Островского «Бесприданница»?


10. Свой вопрос. 10. Свой вопрос.


Ресурсы: учебник А.Г.Кутузова стр.211-213; Ресурсы: учебник А.Г.Кутузова стр.211-213;

Учебник В.И.Сахарова стр.141 - 146 учебник В.И.Сахарова стр.141-146; 153-157.

стр.153-157

Просмотр содержимого документа
«У нас же с едой получше стало»

К. Живульская «Я пережила Освенцим».


«Я в лагере. Это — ОсвЕнцим, лагерь уничтожения, — отсюда нет возврата».


Однажды после открытия газовых камер мужчины из зондеркоманды услышали писк ребенка. Они были свидетелями самых ужасных сцен, какие можно только вообразить, но на этот раз они оцепенели от ужаса. Оказывается, ребенок остался живым потому, что сосал грудь матери и газ не получил доступа в легкие. Дежурный эсэсовец Моль, разъярившись, бросил живого ребенка в пылающую печь.


В транспорте из Венгрии прибыла пожилая еврейка. В лагере был ее сын, он работал в зондеркоманде. Вступив на территорию крематория, мать вдруг увидела сына, он укладывал дрова. Обрадованная, подбежала к нему. Сын, давно искавший свою мать среди удушенных газом, отступил в ужасе. Мать, ничего не понимая, спросила, что ждет их здесь. Он ответил, что они тут отдохнут. — Что это за странный запах? — От сжигаемого тряпья… — А зачем нас сюда привели? — Чтобы вымыться после дороги. Сын подал матери полотенце и мыло и вошел с ней вместе внутрь. Вместе они исчезли в пасти печи.


С. Аверьянов «Ленка – пенка» (отрывки из книги)


Глава 29

   ...Сколько же их много! Наш город, наш прекрасный Ленинград, стал похож на какой-то ужасный кошмар. Мертвецы. Их сотни. Даже на Невском! Их не успевают убирать даже тут! Мимо проехал грузовик. Мертвецы стоят в кузове. Их поставили на ноги плотно-плотно и обвязали проволокой, чтобы не вываливались. Мужчины, женщины - все вперемежку. Между взрослыми местами воткнуты и дети.

   Как страшно.

   Навстречу мне санки. На санках лежит кое-как завёрнутое в ковёр тело. Санки тянут за собой трое детей лет так десяти. Две девочки и непонятно кто. Упираются, тянут. Тянут. Люди идут мимо. Никто не поможет. А они тянут. И я не помогу. Я иду в другую сторону. Мне очень далеко.

   Трамвай. Стоит посреди улицы на путях, как какое-то сказочное ледяное чудовище. Весь в снегу. Прохожу мимо. В окошко вижу пассажиров. Двое мужчин и женщина. Сидят на сиденьях, как будто едут. Наверное, давно сидят. Ступени трамвая все в снегу. Скорее всего, шли мимо, устали, залезли посидеть отдохнуть. Так и сидят.

   А я иду к дедушке. Несу ему кушать. Если он жив ещё. Я несу целую буханку хлеба и брикет гороха. Ещё кусочек шоколадки, но это не дедушке. Это мне. Если по дороге ослабею. На всякий случай, у меня с собой есть ключ от их однокомнатной квартиры. Потому что сейчас такое время. Очень может быть, что открыть мне дверь уже некому. Хотя я и надеюсь на лучшее.

     Какой-то человек с портфелем лежит на снегу, раскинув руки. Явно недолго лежит. Снег ещё не покрыл его. Наверное, его ждут дома. Ждут, надеются. А он уже не придёт. Куда он шёл? Кто знает. Возможно, мой папа тоже так же шёл, шёл, и не дошёл. У него и нога больная была.

   А теперь я иду. Дома ждёт брат Саша, а я иду. Он ждёт. Верит, что я обязательно вернусь. И я вернусь. Непременно вернусь. Потому что без меня он пропадёт. Я не имею права не вернуться.

   У Толика умирает мама. Я знаю, как это бывает. У меня вот точно так же умирал Вова. Молочка всё просил. Но где же я возьму его? А потом умирал Саша. Саша ничего не просил. Он просто молча лежал.

  



Просмотр содержимого презентации
«ЛИТЕРАТУРА 2 ПОЛ.19 ВЕКА»

Читать или не читать?

Читать или не читать?

Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них – не читать их.   Р.Брэдбери

Есть преступления

более тяжкие, чем сжигать книги.

Одно из них – не читать их.

  Р.Брэдбери

Литература 2 пол. 19 века Цель:  1.  рассмотреть своеобразие русской литературы  и литературной критики в данный период.  2. понять, почему русская литература обретает  небывалую мировую известность и  признание.

Литература 2 пол. 19 века

Цель: 1. рассмотреть своеобразие русской литературы

и литературной критики в данный период.

2. понять, почему русская литература обретает

небывалую мировую известность и

признание.

ВИКТОРИНА.  «Имя его стало известным большинству публики, когда в январе 1837 года мы все были поражены страшным известием. Современники помнят, какое потрясение это известие произвело в Петербурге. Под свежим еще влиянием истинного горя и негодования он в один присест написал несколько строф, разнесшихся в два дня по всему городу. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно его имя». Шан-Гирей.  О ком идёт речь? Кому было посвящено это стихотворение?

ВИКТОРИНА.

«Имя его стало известным большинству публики, когда в январе 1837 года мы все были поражены страшным известием. Современники помнят, какое потрясение это известие произвело в Петербурге. Под свежим еще влиянием истинного горя и негодования он в один присест написал несколько строф, разнесшихся в два дня по всему городу. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно его имя». Шан-Гирей.

О ком идёт речь? Кому было посвящено это стихотворение?

«Смерть поэта» ( 1837 г.)

«Смерть поэта» ( 1837 г.)

ВИКТОРИНА.  Этого героя в поэме «Мёртвые души» Гоголь назвал «прорехой на человечестве».

ВИКТОРИНА.

Этого героя в поэме «Мёртвые души» Гоголь назвал «прорехой на человечестве».

ВИКТОРИНА.  Известно, что Евгений Онегин, герой произведения Пушкина, не мог отличить ямба от хорея. О чём идёт речь?  Дополните данный список:  ямб, хорей……………………..

ВИКТОРИНА.

Известно, что Евгений Онегин, герой произведения Пушкина, не мог отличить ямба от хорея. О чём идёт речь?

Дополните данный список:

ямб, хорей……………………..

Ямб  хорЕй дАктиль анАпест амфибрАхий   Стихотворные   размеры

Ямб

хорЕй

дАктиль

анАпест

амфибрАхий

Стихотворные

размеры

Эру этого литературного направления открыл Николай Михайлович Карамзин. Назовите направление. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Эру этого литературного направления открыл Николай Михайлович Карамзин. Назовите направление.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

В основе характеристики дружеских отношений Онегина и Ленского лежит именно этот художественный приём . Назовите его. Они сошлись. Вода и камень, Стихи и проза, лёд и пламень, Не столь различны меж собой. АНТИТЕЗА

В основе характеристики дружеских

отношений Онегина и Ленского лежит именно этот художественный приём . Назовите его.

Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень,

Не столь различны меж собой.

АНТИТЕЗА

Кто из литературных героев однажды заявил: «Не хочу учиться, хочу жениться»?

Кто из литературных героев однажды заявил: «Не хочу учиться, хочу жениться»?

Из-под чьего пера родились эти строки? И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу  И милость к падшим призывал.

Из-под чьего пера родились эти строки?

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

.

.

Литература 2 пол. 19 века Цель:  1.  рассмотреть своеобразие русской литературы  и литературной критики в данный период.  2. понять, почему русская литература обретает  небывалую мировую известность и  признание.

Литература 2 пол. 19 века

Цель: 1. рассмотреть своеобразие русской литературы

и литературной критики в данный период.

2. понять, почему русская литература обретает

небывалую мировую известность и

признание.

Особенности русской литературы 2 пол.19 в. 1. Литература обретает мировую известность и  признание. 2. Внутренний мир человека, жгучая христианская  совестливость оказались в центре внимания русской  литературы. 3. Литература выступила в оппозиции к западно-  европейской мысли. 4. Литература проявляет повышенный интерес к  народному патриархальному миру, хранившему  национальные святыни. 5. «Литература – учебник жизни» (Н.Г.Чернышевский)

Особенности русской литературы 2 пол.19 в.

1. Литература обретает мировую известность и

признание.

2. Внутренний мир человека, жгучая христианская

совестливость оказались в центре внимания русской

литературы.

3. Литература выступила в оппозиции к западно-

европейской мысли.

4. Литература проявляет повышенный интерес к

народному патриархальному миру, хранившему

национальные святыни.

5. «Литература – учебник жизни» (Н.Г.Чернышевский)

Литературный процесс второй половины XIX века.  Общая характеристика.

Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика.

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг  (Восточная война) Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов.  Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение.   Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война)

  • Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов.
  • Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение.

Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости. Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

19 февраля 1861 г. - Манифест

об отмене крепостной зависимости.

Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.

Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

Партии Консерваторы Революционеры Демократы Либералы Почвенники Западники Толстовцы Славянофилы Народники

Партии

Консерваторы

Революционеры

Демократы

Либералы

Почвенники

Западники

Толстовцы

Славянофилы

Народники

Словарная работа

Словарная работа

  • Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового.
  • Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ.
  • Революционер – человек, активно призывающий к переменам , идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя.
Консерваторы Выступали против любых радикальных общественных перемен, хотели сохранить в незыблемости социальное устройство страны, крепостнические порядки.  Либералы Революционные демократы Представители : в основном, крупные помещики, высшее чиновничество Критиковали порядки, существующие в современной России, выступали против крепостного права, ратовали за политическую, экономическую, духовную свободу. М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др.  Призывали покончить с самодержавием и крепостничеством, настаивали на необходимости революционной ломки старых устоев, полагали, что единственно верный путь развития России – это крестьянская революция Представители: люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков  Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Представители:    в подавляющем большинстве разночинцы (хотя были выходцы и из других слоев )

Консерваторы

Выступали против любых радикальных общественных перемен, хотели сохранить в незыблемости социальное устройство страны, крепостнические порядки.

Либералы

Революционные демократы

Представители : в основном, крупные помещики, высшее чиновничество

Критиковали порядки, существующие в современной России, выступали против крепостного права, ратовали за политическую, экономическую, духовную свободу.

М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др.

Призывали покончить с самодержавием и крепостничеством, настаивали на необходимости революционной ломки старых устоев, полагали, что единственно верный путь развития России – это крестьянская революция

Представители: люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов

И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков

Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

Представители:

 

в подавляющем большинстве разночинцы (хотя были выходцы и из других слоев )

Западники

Западники

  • Сторонники развития страны по западноевропейскому пути;
  • критиковали самодержавие и крепостничество;
  • выдвигали проекты освобождения крестьян с землёй.
Боткин Анненский Белинский Герцен Грановский Тургенев

Боткин

Анненский

Белинский

Герцен

Грановский

Тургенев

Органы печати западников

Органы печати западников

славянофилы

славянофилы

  • Выступали с обоснованием особого исторического пути развития России, усматривая её самобытность в крестьянской общине и православии;
  • выступали за отмену крепостного права , смертной казни и за свободу печати.
Иван Киреевский А. С. Хомяков Пётр Киреевский К. С. Аксаков

Иван Киреевский

А. С. Хомяков

Пётр Киреевский

К. С. Аксаков

Органы печати славянофилов

Органы печати славянофилов

почвенники  С одной стороны, отвергали радикальную программу западников , связанную с идеей европеизации России, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины;  мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России;  проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. ПРЕДСТАВИТЕЛИ : Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов ОРГАНЫ ПЕЧАТИ : «Время», «Эпоха»

почвенники

  • С одной стороны, отвергали радикальную программу западников , связанную с идеей европеизации России, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины;
  • мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России;
  • проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ : Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов

ОРГАНЫ ПЕЧАТИ : «Время», «Эпоха»

толстовцы

толстовцы

  • Проповедовали на основе учения Л.Н.Толстого «всеобщую любовь »;
  • выступали за религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.
народники

народники

  • Проповедовали на основе учения Л.Н.Толстого «всеобщую любовь »;
  • выступали за религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.
70-е годы характеризуются деятельностью народников Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»

70-е годы характеризуются деятельностью народников

Бакунин

Лавров

Ткачёв

«Земля и воля»

«Народная воля»

Религиозно-философская мысль Россия содержит задатки будущего объединения , так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которые ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров

Религиозно-философская мысль

  • Россия содержит задатки будущего объединения , так как в России:
  • Община
  • Государство «служивое» (самоотречение людей, которые ему служат)
  • Земледельческая страна

Николай Фёдорович Фёдоров

Ведущие жанры :  Вторая половина XIX века РОМАН  Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка.  Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров    И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский    Л.Н.Толстой

Ведущие жанры :

Вторая половина XIX века РОМАН

Художественные достоинства русского романа:

  • глубокий психологизм;
  • гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем;
  • высокий уровень литературного языка.

Ведущие мастера жанра:

И.А.Гончаров И.С.Тургенев

Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой

ПОЭЗИЯ  Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское»    «гоголевское» («чистое искусство»)   (реалистическое)     проблемы   философские  социальные А.А.Фет     Н.А.Некрасов А.К.Толстой    Н.А.Добролюбов

ПОЭЗИЯ

Основные направления

Вторая половина XIX века

«пушкинское» «гоголевское»

(«чистое искусство») (реалистическое)

проблемы

философские социальные

А.А.Фет Н.А.Некрасов

А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

Домашнее задание:  Для работы понадобится общая тетрадь + ДВЕ тетради для зачётных работ - 12л. или 18л. 1. Работа по биографии А.Н.Островского КМ1.3 ( лист с вопросами вклеить в тетрадь для зачёта ). 2. Прочитать 1 действие пьесы А.Н.Островского «Гроза». ( наличие текста на уроке обязательно ). Взять учебники в библиотеке: В.И.Сахаров «Литература» (в двух частях) А.Г.Кутузов «В мире литературы» 10 кл.   ! В течение недели убедительная просьба сдать 100 руб. на бумагу и краску.

Домашнее задание:

Для работы понадобится общая тетрадь +

ДВЕ тетради для зачётных работ - 12л. или 18л.

1. Работа по биографии А.Н.Островского КМ1.3 ( лист с вопросами вклеить в тетрадь для зачёта ).

2. Прочитать 1 действие пьесы А.Н.Островского «Гроза». ( наличие текста на уроке обязательно ).

Взять учебники в библиотеке:

В.И.Сахаров «Литература» (в двух частях)

А.Г.Кутузов «В мире литературы» 10 кл.

! В течение недели убедительная просьба сдать 100 руб. на бумагу и краску.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Особенности русской литературы 2 половины 19 века".

Автор: Копытова Марина Александровна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Конспект урока истории Казахстана" в 7  полиязычном классе "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-istorii-kazakhstana-v-7-poliiazychnom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "210876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514243"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока на тему: "Дворцовые уроки на пути формирования российского самодержавия" "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-uroka-na-tiemu-dvortsovyie-uroki-na-puti-formirovaniia-rossiiskogho-samodierzhaviia"
    ["file_id"] => string(6) "230390"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442131094"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "разработка урока по технологии "Блюда из круп бобовых и макаронных изделий" "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-bliuda-iz-krup-bobovykh-i-makaronnykh-izdielii"
    ["file_id"] => string(6) "208925"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430940537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства