kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение и заучивание стихотворения с помощью мнемотехники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по чтению»

Разработка урока по чтению 4 класс Исакова Марина Константиновна учитель МБОУ СОШ №33



А.С. Пушкин "Зимняя дорога"

Цели:

Образовательные:

1.1 Учить детей читать стихотворение наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.

Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (образование и употребление существительных в ласкательной форме).

Закреплять понятия об основных признаках поэтической…………….

Коррекционно-Развивающие:

Создать условия для развития мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, речевого слуха и памяти, через заучивания стихотворения используя метод мнемотехники.

Воспитательные :

1. Способствовать воспитанию умения эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

2. Способствовать воспитанию познавательного интереса, вежливости и доброжелательности.

3. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения.

Оборудование: карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, портрет А.С. Пушкина, картины с изображениями луны, полян, зимней дороги, словари С.Ожегова, карточки с опорными словами (зимняя дорога, луна, печальные поляны и т.д.); вспомогательные карточки; колокольчики, магнитофон, запись романса А.А.Алябьева.















Ход урока

Организация урока.

 - Прочитайте вполголоса то, что написано на доске.

Актуализация знаний.

а 3 мин. Послушайте внимательно отрывки. И подумав, скажите из каких они произведений.

  • Раз царевна молодая, милых братьев поджидая,
    Пряла, сидя под окном, друг сердито под крыльцом
    Пес залаял, и девица видит: нищая черница
    Ходит по двору, клюкой отклоняя пса.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
Верный сторож как со сна шевельнется, встрепенется, 
К той сторожке обернется и кричит: “Кири- ку- ку,
Царствуй, лежа на боку”.

  • Удивился старик, испугался;
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

- Из каких произведений отрывки вы услышали? Кто автор этих отрывков?



б2мин.

- Ребята, а почему мы начали урок с такой работы? Как вы думаете?
-Действительно мы будем работать над произведением А.С. Пушкина.
- Рассмотрите портрет художника Тропинина.

  • Упражнение «Доскажи словечко».

- Вспомните, рассказ о Пушкине.

Вставь вместо пропусков нужные слова. Научись бегло читать.

Александр Сергеевич ………… родился в городе……………в 1799году.

Он получил домашнее образование у гувернеров и учителей- французов. Повезло

Александру и с бабушкой и с няней……………………….От них мальчик слышал

много замечательных русских…………….

Когда ему было 12 лет, он поступил в Царско-сельский Императорский………….

Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам и даже искусству стихосложения.

Здесь он встретил лучших своих друзей……….,здесь началось общение с великими писателями того времени.

3. Объявление темы и целей урока. (работа в подгруппах)

У вас на столах лежат разрезные картинки, с помощью них мы сформулируем тему нашего урока.

  • Игра «Собери картинку». ( дорога, зима)

Раз у нас 2 картинки, значит мы поделимся на подгруппы и попробуем их собрать, но помните о том, что вы должны работать дружно, помогать друг другу.

(На столе 2 разрезанные картинки: дорога, зима).

Что изображено на картинках?



Сформулируйте тему урока, глядя на картинки.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. Пушкина "Зимняя дорога". Но мы знаем, что выразительно прочитать стихотворение очень трудно. Для начала его нужно выучить наизусть. А что еще нужно сделать?

(понять тему стихотворения, определить настроение, которое передает произведение)

Вот и мы попробуем заглянуть в мастерскую поэта, узнаем, как удается Пушкину передать настроение зимы. А что нам в этом поможет?

(А помогут нам в этом: учебники, картинки к стихотворению).

Работа по теме. 6 мин.

Словарная работа. Работа со словарями.

Но прежде, чем познакомимся со стихотворением, проведем словарную работу с непонятными словами. Попробуем их объяснить.

Нам встретятся такие слова: “борзый”, “верста”, “ямщик”.

Кто поработает со словарём и найдёт нам определение слова борзая?

Ученики работают со словарем Ожегова. Ищут значение слов “борзый”, “верста”, “ямщик”.

Ямщик – кучер на государственной службе для почтовых перевозок, перевозок людей.

Разгулье – буйное веселье, весёлое времяпрепровождение.

Борзая – бойкая, проворная, скорая, резвая, прыткая.

Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.

Одне — устаревшая форма слова одни.

Вёрсты – (объяснение в учебнике + картинка)

  1. Работа над образами. 6 мин.

- Сейчас мы с вами вслушиваясь в музыку пушкинских строк постараемся стать художниками, перенести образ зимней дороги на бумагу.

а) –Прочитайте вслух первые две строчки стихотворения. Какую картинку вы видите, читая эти строки. Расскажите.

(Слово “луна” появляется в специальном наборном полотне, далее в этом же полотне появятся по мере надобности слова “волнистые туманы”, “печальные поляны”, “зимняя дорога”, “тройка борзая”, “колокольчик”, “ямщик”, “разгулье удалое”, “сердечная тоска”, “глушь и снег”, “версты”).

луна

- Что автор говорит о луне?
- Как вы понимаете слово “пробирается”?
- Какая из этих картин соответствует этим строчкам? Докажи.

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,

- Прочитайте две строки.

- Вы послушали своих товарищей, какая интонация вам ближе?
- Прочитайте следующие 2 строки. Что интересного заметили?
- Почему автор употребил дважды это слово?

На печальные поляны

- А могут ли быть поляны печальными?
- Пушкин переносит свою печаль на те картины природы, которые он видит.
- Знаете ли вы, как называется такой прием, когда образ живого человека, его качества переносят на неживой предмет? Олицетворение).
- Перечитайте эти строки еще раз и найдите еще одно олицетворение?
- А как вы думаете, подходят ли поляны, изображенные на этих картинах, к этим строчкам?

На печальные поляны Льет печально свет она.



б)  8 мин. Прочитай следующие две строки вслух.

зимняя дорога

- Давайте выберем, какая из картин не подходит? Почему?

 



(Открыть большую картину, она дублирует изображение маленькой)

- Докажите текстом, что эта иллюстрация подходит к этому стихотворению.

Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)

На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)
- Прочитайте второю строчку. О ком она?

тройка борзая

- Поставьте рисунок тройки на картину.

Читаем следующие 2 строки.

колокольчик

- Колокольчик – металлическое (из меди) изделие в форме полого усеченного конуса с подвешенным внутри стержнем (языком) для звона. Одевали на дугу или шею лошади.

Физминутка. 2 мин.

- Возьмите с подноса любой колокольчик и позвоните.
- Пробегите с колокольчиком по классу. Послушайте, как он звенит.
- Зачем он нужен лошади?

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит,





Колокольчик однозвучный Утомительно гремит

- Какое у вас сейчас настроение?
- А у Пушкина?
- Какие строки говорят об этом? Прочитайте.
- Что значит “утомительно” гремит?
- Замените словом близким по значению.
- Попробуйте постучать однозвучно.

- Приготовьтесь читать эти 4 строчки в нужном темпе, тоне, выделяя слова на которые падает логическое ударение.

Чтение 2-3.

в) 5 мин.

– Перечитайте все третье четверостишье вслух.


ямщик



Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика:



- Возьмите карточку № 3. На ней 3 вопроса, выберите любой из них и ответьте на него. Вопросы помечены разными цветами.
- На парте у каждого из вас сигналы: зеленый, желтый, красный. Покажите мне, какой вопрос вы выбрали. Правильно оцените свои силы.

  • Почему автор употребил словосочетание “в долгих песнях ямщика. Что можете сказать об этом ямщике? (зеленый цвет)

  • Как меняется настроение ямщика? Почему? (желтый цвет)









 

То разгулье удалое. То сердечная тоска……….

  • Можно ли настроение ямщика изобразить на картине? Почему? (красный цвет)

Проверка. (1, 2, 3)

- Перечитайте все четверостишье вслух и постарайтесь голосом передать чувства ямщика.

г) 5 мин.

- Прочитайте последнее четверостишье вполголоса.
- Прочитайте те строки, которые подходят к нашей картинке.



Ни огня, ни черной хаты……



- Прочитайте те строки, которые подходят к нашей картинке.











Глушь и снег………. Навстречу мне







глушь и снег



- Перечитаем четверостишье.

- Прочитайте до конца.




Только версты полосаты Попадаются одне…………



верста





Так вот какое стихотворение получилось у нас!!!(учитель читает полностью, выделяя слова и указывая на картинки) .

Ребята, расскажите его еще несколько раз , чтобы вы запомнили 2-3 ребенка рассказывают стихотворение (на доску вывесить картинки).

Работа над идеей стихотворения. 3 мин.

- Какие чувства вложил автор в это произведение?
- А почему Пушкину грустно?

(Пушкин хотел как можно быстрее оказаться дома.)

  • Игра «Назови ласково»

– Я кидаю вам клубок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

  1. Зима – зимушка

  2. Снег – снежочек

  3. поляна – поляночка

  4. тройка – троечка

  5. верста – версточка

  6. Дорога – дороженька

  7. песня – песенка

  8. колокол-колокольчик

  9. огонь-огонечек

  10. хата- хаточка

Я вам дам волшебный клубочек. С ним вы повторите стихотворение еще раз.

Кто из вас сможет рассказать наизусть?

Итог урока.  2 мин.

- Что помогает поэту передавать его чувства? (Слова)
- А художнику? (Краски)
- А музыканту? (Музыка)

- На это произведение были написаны разные мелодии. Послушайте романс А.А.Алябьева.
- Понравилось?
- Что хотел передать композитор?

Домашнее задание. 1 мин.

- Кто запомнил это стихотворение наизусть. (Если есть такие ученики, дать им возможность прочитать)
 (выучить наизусть)

Итог урока. 1 мин.

Оценивание учащихся.































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по чтению

Автор: Исакова Марина Константиновна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка урока чтения "Лиса и журавль" (Русская сказка) для обучающихся 3 класса с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_chtieniia_lisa_i_zhuravl_russkaia_skazka_dlia_"
    ["file_id"] => string(6) "412390"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493487622"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка урока чтения в 4 классе на тему Бунин "Листопад""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka_uroka_chtieniia_v_4_klassie_na_tiemu_bunin_listopad"
    ["file_id"] => string(6) "363556"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480352449"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок чтения по теме "К.Паустовский "Заячьи лапы""
    ["seo_title"] => string(52) "urok-chtieniia-po-tiemie-k-paustovskii-zaiach-i-lapy"
    ["file_id"] => string(6) "253349"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447588314"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока чтения по стихотворению А. Прокофьева "Берёзка". "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-chtieniia-po-stikhotvorieniiu-a-prokof-ieva-bieriozka"
    ["file_id"] => string(6) "119900"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413549602"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок чтения по стихотворению В. А. Жуковского "Жаворонок". "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-chtieniia-po-stikhotvorieniiu-v-a-zhukovskogho-zhavoronok"
    ["file_id"] => string(6) "120798"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413808801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства