Просмотр содержимого документа
«Разработка урока чтения в 4 классе на тему Бунин "Листопад"»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ: Кузьмицкая Н. И.
Тема:И. А. Бунин «Листопад»
Цель урока: знакомить учащихся с творчеством И. А Бунина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: сравнения, олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
Воспитывать у учащихся любовь Родине.
Планируемый результат:предметные:учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров,познавательные- овладеть логическими действиями сравнения, обобщения;коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
-Мы начинаем урок литературного чтения.
Проверка домашнего задания
-- Сегодня мы продолжаем тему «Поэтическая тетрадь». И сейчас проверим, как хорошо вы усвоили изученные произведения.
-- Продолжи стихотворение, назови автора и название слайд1-4
1. Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
2. Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
3. Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
4.. В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно - румян.
Мотивация.
Загадка. (записана на доске) слайд 5
Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок, И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке … (листопад).
- О каком явлении будем читать стихотворение?
-- Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года.
2. Речевая разминка. (по загадке)
-- прочитать медленно.
-- прочитать быстро
-- прочитать с тоскливым настроением.
-- с радостным настроением.
Постановка цели. Слайд6
-Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете фамилию поэта, лауреата Нобелевской премии, чьё стихотворение мы сегодня будем читать.
N Б R У Н W И Н (БУНИН)
Работа над темой урока
А) Слово учителя о поэте:слайды 9-12
Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области).
Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.
Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного.
Послевоенное «потепление» писателя к советской власти было недолгим, но оно успело поссорить его с многими давними друзьями. Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове
В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии
Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
" Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко". (А. Блок
В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И. А. Бунина.
Дом-музей И.А. Бунина в городе Ефремове
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)
Первичное знакомство со стихотворением
Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях, и поможет нам в этом музыка Чайковского из сборника «Времена года».(аудиозапись; электронное приложение к учебнику
Читает учитель под СЛАИДЫ 16-21
- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
Встретились цвета. Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4цвета и названия цветов- лиловый, золотой багряный, лазурь) слайд22
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр от этого возникли названия багровый и багряный.
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Словарная работа СЛАИД 23-24
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Резьба
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса
Проверка первичного восприятия стихотворения:
– Понравилось ли вам это стихотворение?
- Что вы представили, когда слушали стихотворение?
- Какое время года описывает поэт? Докажите.
- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)
Работа со словарем настроений.
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберём в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес И .А. Бунину? (Терем расписной).
Работа над анализом стихотворения.
- Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.
- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?
( Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).
- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? ( Он, как терем, нарядный и пёстрый).
Терема были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.
- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?
(Листья берёзы).
- Какие деревья напомнили ему вышки? (Ёлочки).
- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.
- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между клёнами).
-- Что поэт сравнивает с серебряными нитями?
(Воздушной паутины ткани
Блестят как сеть из серебра)
-- Что напоминает белый лепесток? Прочитайте.
(Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И точно белый лепесток,
На паутине замирает…)
- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.
- С помощью чего создаются эти картины?
(с помощью художественных средств)
- Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?
( эпитетами, сравнением, олицетворением)
- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.
( на доскеопределения, дети читают) слайд25
Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать. Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.
- Поработаем в группах.
1 группа - ищут эпитеты,
2– олицетворения,
3 – сравнения.
Проверкаслайд26-27 - Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.
-- Есть ли в стихотворении олицетворения? («лес заворожённый»,)
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.
- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.
(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).
- Можно ли услышать тишину?
Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.
-- Какие звуки повторяются ?
-- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?
Это ещё одно средство выразительности Аллитерация (звукопись) – специальный подбор согласных звуков для создания более точного описания образа.
- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.
- Кто же является главным героем стихотворения?
- Верно, лес.
А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня.
- А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.
Подготовка к выразительному чтению.
-Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?( Спокойно и с восхищением)
Работа в тройках (у каждой тройки карточка с отрывком стихотворения). (Расстановка логических ударений и пауз. (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).
Выразительное чтение по частям
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
6. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.
Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень».
-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского
- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?
-Подберите к ней строчки из стихотворения.
Домашнее задание: чтение наизусть отрывка.
Итог урока.
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке:
-У вас на парте лежит по три осенних листочка –жёлтый, зеленый и красный
Прикрепите к нашему дереву жёлтый листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. Зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения. А красный, если вам урок не понравился.
- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.
- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!