kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока чтения в 4 классе на тему Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока используется при изучении раздела "Поэтическая тетрадь" на уроке литературного чтения в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока чтения в 4 классе на тему Бунин "Листопад"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ: Кузьмицкая Н. И.

Тема: И. А. Бунин «Листопад»

Цель урока: знакомить учащихся с творчеством И. А Бунина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: сравнения, олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.

  • Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.

  • Воспитывать у учащихся любовь Родине.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметныерегулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров,познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения;коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения



  1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

-Мы начинаем урок литературного чтения.



  1. Проверка домашнего задания

-- Сегодня мы продолжаем тему «Поэтическая тетрадь». И сейчас проверим, как хорошо вы усвоили изученные произведения.

-- Продолжи стихотворение, назови автора и название слайд1-4

1. Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!



2. Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.



3. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.



4.. В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно - румян.



  1. Мотивация.

  1. Загадка. (записана на доске) слайд 5

Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).



- О каком явлении будем читать стихотворение?

-- Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года.



2. Речевая разминка. (по загадке)

-- прочитать медленно.

-- прочитать быстро

-- прочитать с тоскливым настроением.

-- с радостным настроением.



  1. Постановка цели. Слайд6

-Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете фамилию поэта, лауреата Нобелевской премии, чьё стихотворение мы сегодня будем читать.

N Б R У Н W И Н (БУНИН)



  1. Работа над темой урока

А) Слово учителя о поэте:слайды 9-12

Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области).

Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.

Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного.

Послевоенное «потепление» писателя к советской власти было недолгим, но оно успело поссорить его с многими давними друзьями. Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове

В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии

Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа


" Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко". (А. Блок

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И. А. Бунина.

Дом-музей И.А. Бунина
в городе Ефремове

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)

- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)

Первичное знакомство со стихотворением

Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях, и поможет нам в этом музыка Чайковского из сборника «Времена года». (аудиозапись; электронное приложение к учебнику

Читает учитель под СЛАИДЫ 16-21

- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

- Чем восхищается автор?

3.Повторное восприятие

- Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова.

Встретились цвета. Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4цвета и названия цветов- лиловый, золотой багряный, лазурь) слайд22

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багр от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Словарная работа СЛАИД 23-24

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Резьба

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.

Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

Проверка первичного восприятия стихотворения:

– Понравилось ли вам это стихотворение?

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.

- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)

Работа со словарем настроений.



Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберём в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!



Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес И .А. Бунину? (Терем расписной).



Работа над анализом стихотворения.

- Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.

- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

( Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).

- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом? ( Он, как терем, нарядный и пёстрый).

Терема были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?

(Листья берёзы).

- Какие деревья напомнили ему вышки? (Ёлочки).

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (Просветы в небо между клёнами).

-- Что поэт сравнивает с серебряными нитями?

(Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра)

-- Что напоминает белый лепесток? Прочитайте.

(Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И точно белый лепесток,

На паутине замирает…)

- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.

- С помощью чего создаются эти картины?

(с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении?

( эпитетами, сравнением, олицетворением)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

( на доске определения, дети читают) слайд25

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

- Поработаем в группах.

1 группа - ищут эпитеты,

2– олицетворения,

3 – сравнения.

Проверка  слайд26-27
- Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.

Найди пару
просветы терем
ёлочки оконца
лес жёлтая резьба
Осень вышки
берёзы тихая вдова

Паутина белый лепесток

мотылёк сеть из серебра



- Какие эпитеты использует автор? -

(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «мёртвое молчанье», , «сонная поляна». Лес стоит стеной..)



-- Есть ли в стихотворении олицетворения? («лес заворожённый»,)

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)



- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.

- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.

(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).



- Можно ли услышать тишину?

Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.

-- Какие звуки повторяются ?

-- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?



Это ещё одно средство выразительности Аллитерация (звукопись) – специальный подбор согласных звуков для создания более точного описания образа.

- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

- Кто же является главным героем стихотворения?

- Верно, лес.

А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня.

- А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.



Подготовка к выразительному чтению.

-Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?( Спокойно и с восхищением)

Работа в тройках (у каждой тройки карточка с отрывком стихотворения). (Расстановка логических ударений и пауз. (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).

Выразительное чтение по частям

- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?


6. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень».

-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского

- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?

-Подберите к ней строчки из стихотворения.



Домашнее задание:  чтение наизусть отрывка.



Итог урока.

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.



Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке:

-У вас на парте лежит по три осенних листочка –жёлтый, зеленый и красный

Прикрепите к нашему дереву жёлтый листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. Зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения. А красный, если вам урок не понравился.

- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока чтения в 4 классе на тему Бунин "Листопад"

Автор: Кузьмицкая Надежда Ивановна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин "Листопад" "
    ["seo_title"] => string(57) "poetichieskiie-priiemy-v-stikhotvorienii-i-bunin-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "118318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413108359"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему " Что такое эпитеты.И.Бунин «Листопад», А.Майков «Летний дождь»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuvo2klassienatiemuchtotakoieepitietyibuninlistopadamaikovlietniidozhd"
    ["file_id"] => string(6) "289718"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454853974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства