Презентация и текст к уроку литературы или к внеклассному мероприятию, можно использовать во внеурочной деятельности на предметных неделях. Презентация с отрывками из фильма Михалкова "Севильский цирюльник" (показ щирокой масленицы). Учащиеся наглядно познакомятся с самым народным русским праздником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Широкая масленица" »
Любили на Руси Масленицу — праздник веселый, озорной, отчаянный.
Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.
Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца
! Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.
Так писал поэт Петр Вяземский,
Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Зимы, ели блины.
Недаром стихия масленичных гуляний оказалась столь близка и Чайковскому, и Римскому- Корсакову, и Островскому, и другим людям искусства.
Помните у Островского в пьесе "Снегурочка": "Конец зиме пропели петухи, Весна-Красна спускается на Землю",
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.
Откуда же этот праздник?
Из далёких языческих времён пришла к нам русская масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словами: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «перепёлочка», «переберуха», «ясочка». Вся неделя празднования масленицы по церковной терминологии именовалась мясопуст, т.е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу за масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди ещё в седую старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо, но ведь существуют молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название сырная неделя. ... Блины пекли в течение всей сырной недели (блинницы, блинщины), и первый блин, как правило, посвящался умершим. Его клали на божницу, крышу или могилу - для умерших родителей, давали нищим в память о предках.
Каждый день на масленичной недели имеет свое название:
Понедельник назывался встречей.
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», отличает жизнерадостный, мажорный тон.
Вторник - заигрыш.
С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гуляния, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженных, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях. Было в почёте и другое не хитрое развлечение - катание с обледенелых гор.
Среда - лакомка.
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), Калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
на этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, которые ведут своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, закидывать в кулак тяжёлое, бить лежачего, вдвоём нападать на одною, бить ниже пояса или по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. виться можно было «стенку на стенку» (коллективные бои) или «сам на сам» (один на один).
Вот как это показал Михалков в своем фильме «Сибирский цирюльник».
Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера.
Хотя и существует поговорка «Не к теще на блины едешь (идешь)» (о чем - либо сложном, непростом, что ждет впереди), не только тещи зятьёв, но и зятья угощали в этот день тёщ!
Суббота - золовкины посиделки:
молодые невестки принимали у себя родных
.
Как видим, каждый день этой щедрой недели сопровождается особым застольем.
Воскресенье - это проводы, целовник, прощёный день,
которым завершается масленичный цикл.
Центральной фигурой праздника все же была сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти.
В воскресенье масленичной недели «сударыню-Масленицу» взгромождали па сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, и в воскресенье «сударыня-Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были символом повиновения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы небесной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший Покойник; гибель зерна в почве необходима для его новой жизни в колосе.
Этот день еще и прощеный день.
Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.
В предверии Великого Поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины. Прощаясь, люди говорили друг другу: "Прости меня, пожалуйста, буде в чем виноват пред тобою".
Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном.
Произносилось такое причитание: "Пришел и Масленой конец — отдают почтенье на сырной, в воскресенье", в этот день прощаются все обиды и оскорбления.