Определить социальную и нравственную проблематику повести, выявить комплекс нравственных ценностей, утверждаемых деревенской прозой. Рассмотреть черты индивидуального стиля писателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рассказ Распутина " В ту же землю"»
Учитель Иванова Н.И.
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11КЛАССЕ
ТЕМА: В. Распутин « В ту же землю»
Цели: определить социальную и нравственную проблематику повести, выявить комплекс нравственных ценностей, утверждаемых деревенской прозой. Рассмотреть черты индивидуального стиля писателя.
Ход урока
I. Организационный момент.
II .Проверка домашнего задания.
III. Работа по теме урока
Вступительное слово учителя.
При подготовке к уроку обратить внимание на следующее:
- Распутин исследует нравственное здоровье общества.
- Чем живет наше общество?
- Есть ли у людей вера?
- Можно ли спасти душу?
В 1996 году В.Распутин, автор рассказа « В ту же землю…», получил Международную премию «Москва-Пенне». Для писателя очень важно было решение не только общественного жюри, но и оценка старшеклассников и студентов.
Интерпретация текста
- Какое впечатление произвел на вас рассказ «В ту же землю…»?
- Чем, по-вашему, интересна жизнь главной героини Пашуты? Расскажите историю ее жизни.
(Сообщение ученицы о жизни героини).
- Почему героиня решила нарушить общепринятые обряды погребения человека? Почему ее мать ,Аксинья Егоровна, должна уйти в мир иной не так, как все?
- Пашута не лишена гордости. В каком эпизоде особенно проявляется эта черта характера героини? Прочтите .
- Что сама чувствует героиня в эти дни?
Вывод: Пашута не может принять тех законов, которые ей диктует общество. Жизнь. основанная на унижении, не по ней. Даже трагические события не могут заставить ее подчиниться этим бесчеловечным законам. Произволу со стороны чиновников.
- Как же прозвучали в рассказе проблемы современной деревни, власти, семьи и воспитания?
- «Они», «к ним». Кого имеет в виду автор? Каково его отношение к ним?
( Автор говорит о чиновниках. Это к ним не хочет идти Пашута просить милость, это им нужны миллионы, рабская человеческая душа.)
- Вспомните, что вы прочли у Распутина о семье Пашуты, как автор смотрит на проблемы воспитания?
- А как Танька, представитель современного поколения, относится к происходящему?
Вывод: Этот образ дан автором светлыми, чистыми, добрыми красками. Он дает веру в то, что жизнь должна продолжаться и устраивать ее взрослые должны во имя детей.
- Почему автор приводит свою героиню Пашуту в финале рассказа в храм?
- Почему же рассказ назван «В ту же землю»?
(Вспоминаем слова одного персонажа у «свежего холмика могилы»: « А что хоронят же при дороге шоферов, когда погибают…Какая разница – где? В ту же землю…»)
Главная героиня рассказа - Пашута. Ей под шестьдесят. Автор подробно описывает жизнь этой женщины, давая возможность читателям понять героиню, её поступки. Она всю жизнь проработала в столовых прошла путь от заведующей до посудомойки. У не совсем стали отказывать ноги, потому и рассчитали её.
Распутин показывает, как мечется, мучится, страдает его героиня, понимая, что не вписывается в сегодняшнюю жизнь, лишней оказывается в ней. И дело не в возрасте. Не получилось хитрить, изворачиваться, обманывать, жить за счет ближнего.
Правдиво, без прикрас, изображает Распутин быт людей, их нищенское существование: «Дверь в подъезд была сорвана, свет внутри не горел, подниматься приходилось ощупью». Но самое страшное – безысходность, равнодушие людей и безмерное одиночество. У Пашуты умирает мать Аксинья Егоровна, которую нужно хоронить. Но как! Без денег, без друзей, одна! Ей становится страшно, «тяжким, прерывистом стоном заскулила по-собачьи»
Распутин настолько тонко передает душевное состояние Пашуты в этот момент, что и читатель испытывает боль, страх, словно ты сама ждешь с ужасом ждешь «страшной тяжести» приближающегося дня. А тяжесть потому, что человек оказывается один на один с горем. Разобщенность – одна из проблем сегодняшнего дня. Потому, приводя слова Пашуты о том, что « без малого сорок лет в этом городе, а посмотришь вокруг – никого поблизости. Проводы матери, сам похоронный обряд превращаются в «хождения по мукам».
С горечью Пашута размышляет о том, что «время настолько такое провальное, все сквозь землю провалилось, чем жили. Встретишь знакомых- глаза прячут, не узнают. За деньги все можно добиться. Что же это за мир такой, если решил обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку? А на смену пришли подлость, бесстыдство, вместе с Пашутой мы входим в храм, поднимаем руку «для креста», просим свечи, зажигаем их «на помин и во спасении души» Господи! Спаси нас!
ВЫВ Д: И все же рассказ В.Распутина о другом: нам, людям, прежде, чем уходить в землю, следует сначала устроить по законам добра и справедливости жизнь на этой земле!