kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Размышление по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Что это за мир такой?

Цель: учить обучающихся вдумываться в текст произведения, анализировать, видеть  

          проблемы современности, понять, что этот рассказ по – настоящему истинное,   

           художественное, выстраданное творение писателя.

           Обучающиеся  должны задуматься над тем, как уродливо мы живем, учиться

           сочувствовать людям бесправным, униженным, раздавленным беззаконием.

           Автор желает достучаться до сердец читателей и предупредить о страшной

           нравственной катастрофе.

Эпиграф: Господи, что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей,

                      если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку?!

Вопрос: Какие нравственные проблемы поставлены в рассказе В.Г.Распутина 

                             « В ту же землю.?

Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг  себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого нельзя жить?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Размышление по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю» »

Урок – размышление по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю»


Тема: Что это за мир такой?

Цель: учить обучающихся вдумываться в текст произведения, анализировать, видеть

проблемы современности, понять, что этот рассказ по – настоящему истинное,

художественное, выстраданное творение писателя.

Обучающиеся должны задуматься над тем, как уродливо мы живем, учиться

сочувствовать людям бесправным, униженным, раздавленным беззаконием.

Автор желает достучаться до сердец читателей и предупредить о страшной

нравственной катастрофе.

Эпиграф: Господи, что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей,

если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку?!


Вопрос: Какие нравственные проблемы поставлены в рассказе В.Г.Распутина

« В ту же землю...?


Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого нельзя жить?


Чей голос звучит? Чья боль?

Валентина Григорьевича Распутина

Какие проблемы волнуют писателя Распутина?

Проблемы, касающиеся нашей жизни. Это:

проблема современной деревни и города;

проблема «отцов» и «детей»;

прошлого и настоящего;

проблема власти и обреченности человека при этой власти;

проблема воспитания подрастающего поколения.

Какая, на ваш взгляд, из этих проблем центральная? (проблема власти, которая обрекает человека на одиночество).

Проблема власти, потому что все остальные проблемы порождены ею, связаны с нею, они ее следствие.

Обратите внимание, как личностно звучит эта проблема в устах героини рассказа (читаю эпиграф).

Не кажется ли вам, что слова эти, как крик души?

Да! Давайте задумаемся мы над вопросом: «Что это за мир такой?» (запись темы, эпиграфа, вопроса).

Из чьей души рвется этот вопрос?

Обучающийся. Это Пашута. А в молодости – Пашенька, с тонкой талией и блестящими глазами, со спадающими на высокий лоб завитками волос, с чувственно оттопыривающейся нижней губой. Она никогда не была красавицей, но была добра, расположена к людям, и эта доброта вобрала в себя и обрисовала все черты лица, делая его привлекательным.

Обучающийся. Я хочу продолжить о Пашуте. Весь свой трудовой путь сполна прошла она в столовой от заведующей до посудомойки. В двадцать лет, среди восемнадцатилетних,- заведующая, и два года, уже с пенсией, - посудомойка. Месяц назад ее рассчитали – столовая была ее кормным местом, в нее напрашивалась и молодежь, а у Пашуты совсем стали отказывать ноги.

Обучающийся. В восемнадцать лет она убежала на стройку – и зачем? – щи варить да камбалу жарить веселым, дерзким и прожорливым строителям коммунизма. К матери приезжала редко и, сунув гостинец, сразу рвалась обратно, в шум и гам несусветной толчеи, без которой уже не могла обходиться, в общежитие, не понять, мужское или женское, которое сделалось ближе родного дома.

Почти десять лет то в общежитии, то в бараке, таком же веселом и холодном. Квартиры противоречили романтике, а когда через годы и годы стали даваться рабочим, давались, как и положено. В первую очередь детным семьям. А у Пашуты детей не было. Ее Бог наказал за аборт. В такой колготне, как тогда, в таком беспрерывном празднике труда и молодости, шумно плывущем «навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре», семьи могли держаться только ребятишками. Пашута разошлась, не осознав толком, что выходила замуж, с первым мужем, с безалаберным бетонщиком из моряцкого отряда (на стройку приезжали бригадами, классами, выпусками, отрядами), путавшим жену с девчонками, только через три года вышла снова – за бригадира взрывников, человека много старше себя, с которым из барака переселилась, наконец, в квартиру. Этому помогла приемная четырехлетняя девочка, взятая из приюта. Но не ради квартиры удочерила ее Пашута. А поняла, что своих детей ей не иметь, надо строить на будущее подпорки. Взрывник оказался мужиком едким, насмешливым, они часто ссорились, и она мало удивилась, когда, уехав в командировку взрывать диабаз для котлована соседней стройки, он не вернулся.

Зачем?

Обучающий (Романтика. Быть нужной). А как она работала... Годы и годы она крутилась в счастливой карусели работы, дружеских сходок, походов, розыгрышей, в ушах постоянно стоял шум подъема и веселья, сердце билось возбужденно, захватываясь общим могучим ритмом, и, по - деревенски замкнутая, она раскрывалась, разговорилась, научилась смотреть смело и отвечать дерзко.

Какая работа?

Обучающийся. Работа приносила радость, удовлетворение. А еще?

И где- то далеко, как в другой жизни, осталось, что растила она девочку, взятую из приюта, что сразу же после вдохновенной молодости пришлось надеть тягло матери – одиночки: работа, детсад, потом школа, подмены во время болезни девочки, нескончаемое рысканье по городу в поисках то молока, то лекарства, то теплой одежды.

Какая это вдохновенная молодость? Все безрадостнее жизнь Пашуты. Годы шли, здоровье уходило. Жизнь тяжела, а матери- одиночки вдвойне.

Обучающийся. Вот как об этом пишет Распутин.

С одиноких загнанных женщин молодость слетает быстро - и вот уже приходилось замечать, что все меньше и меньше остается желаний, все длиннее невидящий взгляд и все пустынней и мимолетней дни.

Как из того, что начиналось тут, получилось то, что есть?

Когда жизнь открылась сплошной раной, трамплин забросили, и металлическая ферма его теперь торчала голо и мертво, как скелет.

Что значит жизнь – сплошная рана? (когда кругом недостатки, беда, проблемы).

Порядочного, сострадательного, совестливого человека в современной жизни ранит все (нет кортов, футбольного поля, закрываются детские спортивные клубы). Куда пойти подросткам, молодежи?

О каких еще ранах пишет В.Г.Распутин?

То что...

Хозяином столовой становился казбек, гибкий, поигрывающий телом, молодой человек из кавказцев с пронзительными глазами на узком птичьем лице. Дело шло к приватизации и перестройке в ресторан, - и уж тогда в городе кроме заводских не останется ни одной столовой. Все то, что было народной собственностью, переходило в частные руки. Обыкновенному человеку со средним достатком уже негде было вкусно и недорого поесть. Хозяином становится тот, кто не родился на этой земле, тот, кто не работал на ней.

Обучающийся. И дело не только в столовых.

Город постепенно приобретал другую славу. На дешевой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. Строили города будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом. Народ пошел на площади протестовать. Эти протесты, как и всюду, были использованы, чтобы свалить старую власть, но пришла новая - и сами собой протесты прекратились, потому что новая знала самый верный способ борьбы с недовольством: не делать одно лучше, другое хуже, а развалить без сожаления все, и тогда в охоте за куском хлеба, хватаясь по - животному за любую жизнь, забудут люди о такой причуде, как чистый воздух и чистая вода.

А они горазды были делать аварийные выбросы в туман – будто это туманом нанесло невесть откуда, а они здесь ни при чем.

Какая проблема звучит в этом отрывке? (проблема экологии, жизни города. Понастроил человек городов, а жизнь от этого не стала лучше).

«Они». Кого автор имеет в виду? Каково его отношение к «ним»?

«Они» - это те, кто имеет отношение к современной власти. Это к «ним» не хочет идти Пашута просить милость, не хочет унижать себя. «А я не хочу так жить, не умею. У меня ноги больные – на колени падать. А спина не гнется»

Она доведена до отчаяния нынешними порядками. И ее решение тайно похоронить мать – это вызов тем, кто установил эти порядки. «Господи, как хорошо не видеть того, что делается на земле!» - восклицает героиня в момент отчаяния.

Но что самое страшное в этом мире?

В процессе разрушения прежних устоев жизни «ломаются» люди; человек чистый, благородный, гордый не нужен обществу.

Вот как об этом говорит Стас Николаевич: «Сильных убивают... Кто же останется?»

Стас гневно кричит: «Я тебе скажу, чем они нас взяли – подлостью, бесстыдством, каинством. Против этого нет оружия. Нашли народ, который против этого беззащитен.

Мы говорим о ранах. Так вот, эта рана – смерть Сергея - оказалась смертью для Стаса Николаевича. Это не только его сломило. Ушли из жизни В.Л.Кондратьев, писатель, фронтовик, защитник Брестской крепости Тимирян Зинатов, поэтесса Юлия Друнина


Чтение стихотворения «Последние стихи» Ю.Друниной

Покрывается сердце инеем –

Очень холодно в судный час...

А у вас глаза, как у инока,

Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(все ж крещеная!)

Помолюсь

За таких вот, как вы, -

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос

Россия, не могу, не хочу смотреть!


Жизнь открылась раной. Что еще ранит писателя и нас? Деревня.

Не было теперь ни колхоза, ни совхоза, ни магазина, ни медпункта, ни школы – все унесло неведомо куда при новых порядках. Отпустили деревню на полную, райскую волю, на безвластье, сняли подчистую вековые держи, выпрягли из всех хомутов – гуляй на все четыре стороны! Хочешь – объявляй свое собственное государство, хочешь – отдавайся под руку Китая! Тем и жили, что мужики промышляли в тайге и брали рыбу в Лене.

И пили, пили...

С землей, с волей, беспривязная, брошенная – залегла она под ленский берег и ждет, все меньше и меньше трезвясь с непривычки к свободе, кому бы отдаться, чтобы хлеб привозили?

Самая большая беда России – разорение деревни. Почему?

Она кормилица наша. Все мы родом из деревни. Все духовные нравственные истоки из деревни. Мудро и просто заведено было все в деревенском мире, по доброму, по- человечески.

Вот что значит – жизнь открылась раной.

И сама жизнь Пашуты – сплошная рана.

Подтвердите это. Что случилось в жизни Пашуты что обнажило эти раны?

«Не смерть матери ее ужасала, а то тяжкое и властное, что надвигалось теперь со смертью, то, как обладить (привести в нужное состояние, устроить) двухдневные проводы до окончательного прощания. Но и после прощания – девятины, сороковины, полгода, год. Эти традиции крепче всякого закона

Какое решение и почему принимает Пашута?

Она принимает решение похоронить мать самой. Нет денег, нет прописки матери (не дадут свидетельства о смерти). Нечем заплатить за могилу на кладбище и похороны.

Свое решение похоронить мать «наособицу» Пашута называет воровством. Это грех.

Пашута размышляет: «Как знать, не держится ли сейчас, в эти минуты, всемогущий и справедливый совет, допускать ли, даже из милосердия, ее готовящееся покушение? На что покушение? Пашута не решалась додумать…»

А вы «додумали»?

Героиня покусилась на христианские обычаи. Не получилось у нее с миром и Богом проводить покойную в последний путь.

«А что… хоронят же при дорогах шоферов, когда погибают…. Какая разница – где?! В ту же землю…»? (и рассказ так называется).

Да законы природы предопределили человеку жить, умирать и уходить в землю. Но нам, людям, прежде чем упокоиться и с миром уйти в землю, нужно сначала устроить по законам добра и справедливости жизнь на этой земле.

Как устроена жизнь Пашуты после выхода на пенсию?

Никто в Пашуте не нуждался, никто к ней не заходил. Она постоянно тыкает в свое униженное положение. Теперь она потеряла себя. В одиночестве это происходит быстро. Человек не может быть нужен только самому себе, он - часть общего дела, общего организма, и когда этот живой организм объявляется бесполезным, обмирают и все его органы.

Какой мы можем сделать из этого вывод?

Человек не может быть нужным только самому себе – мудрость писателя- гуманиста.

Не стало общего дела, ПОЭТОМУ: не стало у Пашуты близкого круга друзей, не стало ярких праздников, опьяняющих привязанностей… Что случалось – случалось как бы из милости. Все это еще словно бы расставлено было перед нею с раскрытыми дверями, но никто не зазывал из них, как раньше, а самой стучаться уже и не хотелось.

Куда они (друзья) подевались?

У всех своя жизнь: с радостями и печалями. Кто- то удачно вышел замуж, у кого- то преуспевающие дети.

Все достойное памяти, было давно. Последние годы только уродовали ее и унижали.

Обратите внимание – достойное памяти: бывают вещи, о которых не следует помнить.

Как бы стараясь смягчить эту боль, она говорит: «Время настало такое провальное, все сквозь землю провалилось, чем жили….Ничего не стало…. Встретишь знакомых – глаза прячут, не узнают. Надо бы сначала вытравить всех прежних, потом начинать эти порядки без стыда и совести.

Мы оттого и прячем глаза, не узнаем друг друга – стыдно… стыд у нас от старых времен сохранился. Все отдали добровольно, пальцем не шевельнули и себя сдали. Теперь стыдно.

Каких прежних? (кто отстраивал, создавая государство).

Теперь вам понятно, что пошло на свалку?

Работа, друзья, город, деревня, вдохновленная молодость ваших дедушек и бабушек, их непомерный труд. Все доброе, что питало нашу жизнь, чем держалась наша жизнь.

Как же жить? Звучит песня «Как жить?» (ответы старца Амвросия).

Так ли все безотрадно?

Тяжелое положение усугубляется отношениями с дочерью (вечная тема русской литературы – тема «отцов» и «детей»).

Какие отношения у Пашуты складываются с дочерью приемной, Анфисой?

Дочь Анфиса видела в Пашуте воспитательницу, матерью не называла. Да не любила она Пашуту за то, что вольно или невольно повторила ее неудавшуюся жизнь. С тех пор стали они друг другу чужими. Разорвалась ниточка, связывавшая ее с дочерью.

Какие отношения с матерью?

Не очень ласковой дочерью была Пашута, но заботливой. Привозила подарки и гостинцы. Последние годы забирала на зиму мать в город. Для того, чтобы не утратить родство, нужно согревать его сердечным теплом, заботой, вниманием, а Аксиньи Егоровны уже нет.

И единственным светлым лучиком в жизни Пашуты кто является?

Внучка Танька.

Писатель смягчает боль одиночества отношением к Пашуте внучки Таньки.

Чем и как жить дальше Пашуте? Кто утешит ее?

- Бабушка, ты разговаривай со мной, разговаривай!... – отчаянным шепотом рвалось из Таньки.

- Ты молчишь, я не знаю, почему молчишь...

- Я не маленькая, пойму. Почему ты вчера не сказала мне?...

- Ты думаешь, что я неродная, а я родная... хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!..

Пашута застыла. Почему?

Тяжелая жизнь сделала ее неласковой, грубоватой. Она потрясена словами внучки, которая пытается растопить закаменевшее сердце бабушки.

Возможно эти слова вернут Пашуту к жизни.

- Мне шестнадцать будет – я могу в подъезде мыть. Или телеграммы разносить – я узнавала. Я могу... я могу, бабушка!- сорвалась опять Танька на слезный шепот. Она выпрямилась и, моргая часто от слез и напряжения, искала, искала в Пашуте перемен, которые могли произойти от ее порыва. Она бы хотела, подняв голову, увидеть бабушку совсем другой – ласковой и доступной. Пашута понимала ее и ненавидела себя еще больше.

Она сказала:

- Прокормимся, Татьяна. Не выговорилось у нее: спасибо, милая девочка, вот мы и породнились еще ближе.

- Давай дверь откроем, - предложила Танька, поднимаясь первой. - Она там совсем одна.

Сама же и растворила дверь.

В том и особенность русской литературы, что оставляет она надежду, свет в конце туннеля. Свои надежды мы связываем с Танькой, которая в свои пятнадцать лет уже о многом задумывается и многое понимает. Понимает, что жизнь должна быть устроена иначе.

Какой вырастет Танька? (помнящая прошлое, уважающая старость, опорой для бабушки в ее старости).

Итак, мы закрываем последнюю страницу рассказа, который нас

взволновал (чем?),

заинтересовал (чем?),

поразил (чем?),

научил (чему?) и

заставил задуматься (о чем?).












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Размышление по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю»

Автор: Ефремова Нина Васильевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства