kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с личностью В.Г. Распутина, с его жизненной и  писательской позицией; выявить актуальные и вечные проблемы повести, формируя у учащихся неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу; совершенствовать навыки анализа текста, оценки героев и их поступков; развивать умение владеть монологической и диалогической речью, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Форма урока: «круглый стол»

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

 - 15 марта 2012г писателю В.Г.Распутину исполнилось 75 лет. Он один из признанных мастеров «деревенской прозы».Нам, живущим в деревне, его произведения должны быть понятны и близки. Кроме того, Распутин, можно сказать, наш земляк: он родился в Иркутской области. Сейчас писатель живет в Москве, но каждое лето проводит в родных местах.

  Сегодня мы будем говорить о его повести «Прощание с Матерой». Урок наш проведем в форме «круглого стола». Итак, познакомимся с планом работы./на столах распечатаны листы/

     2. Презентация «В.Г.Распутин – человек, писатель, гражданин».

    - Каким предстает в своих высказываниях писатель? Что он отстаивает? Что утверждает?

     - Как вы считаете, в его творчестве выражаются его заботы? Прочитаем, какие беспокоящие его вопросы он доверяет своим героям?

     3.Высказывания учащихся:

   а) Анна из повети «Последний срок»: « Интересно, куда денется ее жизнь? Знать бы хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю? Только для себя или для какой-то пользы еще?»

     б) Герой очерка «Вверх и вниз по течению», наслаждаясь красотой вечера у реки, недоумевает: «Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в недоумении: отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого нельзя жить? И почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»

    Учитель: Я приглашаю вас к обсуждению повести «Прощание с Матерой».

-Понравилась повесть? Какие эпизоды запомнились, взволновали? /выявление первичного восприятия произведения/

     4.Эвристическая беседа.

Вопросы: Где происходит действие? Назовите основное событие, вокруг которого развивается сюжет? \затопление острова\ Ради кого это делают? /ГЭС возводят для людей/ Какие проблемы затрагивает писатель? /главная: отношение к малой родине; из нее возникают другие проблемы: совести, памяти, отношения родителей и детей, отношения людей друг с другом…/

- Обратимся к тексту: сила художника слова такова, что он дает ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает. Мы видим Матеру глазами Дарьи, хозяина острова.

-  Какой же мы запомним распутинскую Матеру? /высказывания учащихся/

-  Какой смысл названия острова? /Матера – мать-земля, мать-Родина, материк/

Учитель: вы очень хорошо рассказали о Матере, словно бы там побывали. Остров далек от столицы, от центров. Но правы ли мы будем, если скажем, что судьба страны, ветры истории не задели Матеру? /учащиеся рассказывают историю деревни/

- Учитель: Течет время, меняется жизнь. Масштабы новых строек коснулись и Матеры: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению. Гибель Матеры – тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время – это время испытаний для человека. Объясните, почему это время стало испытанием для людей? /характер, душа обнажается в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.

 -Как писатель выявляет, кто есть кто? /через отношение к родной земле, к малой родине/

Учитель: всех жителей Матеры можно разделить на три группы: в одной – старинные старики и старухи, не утратившие связи с землей, с древними традициями; в другой – «заблудившиеся», среднее поколение, чувствующее тоску по земле, но потерявшее какой-то стержень в жизни; в третьей – обсевки, пожогщики, начальство.

Глава 3. Сцена разорения кладбища. Чтение эпизода Вопрос: Как вы назовете то, что происходит? Как к этому относитесь?

Учитель: Да, именно в этой сцене явно видно разное отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, для других буднично, что для одних вечно, для других бренно. Для Воронцова, Жука, Клавки Стригуновой, Петрухи Матера – это зона затопления, а для большинства жителей – родная земля-кормилица.

- Вспомните, что говорит Клавка Стригунова? / «Давно надо было утопить…Живым не пахнет. Нашли где жить – середь воды…как лягушки»/

- А каким вы увидели Петруху? /сорокалетний мужик, пьяница, трын-трава. Живет по правилу: лишь бы день прожить, а что будет завтра – это его не касается. Сжег свою избу, и сердце не дрогнуло, будто камень у него в груди вместо сердца/

Учитель: Потеряли связь с родной землей сын и внук главной героини Дарьи Пинигиной. /Высказывания учащихся о позиции Павла и Андрея. Позиция Павла сводится к смирению: надо – значит надо, жить везде можно. Он не нашел времени выполнить просьбу матери: перенести могилы близких. «Мать живет в одной уверенности, молодые в другой, а тут и уверенности никакой нету». Андрей все торопится, ищет чего-то, многое воспринимает поверхностно, многое не замечает. Дарье хочется, чтобы внук серьезнее смотрел на жизнь, имел глубокие привязанности к чему-то, к кому-то. После осмотра его покоса Дарья переживает: отвык Андрей от крестьянской работы, позабыл, растерял, что умел. Но сильней и больней этой обиды другая: не прошелся по Матере, не погоревал тайком, что больше ее никогда не увидит, не подвинул душу… Как вы поняли ее последние слова?

Учитель: Теперь мы будем говорить о тех, для кого Матера – родная земля-кормилица. Мы уже видели их в эпизоде на кладбище. Это люди высочайшего порядка нравственности, которые отстаивают честь своего рода, тех, кто дал им жизнь, кто уходил в мир иной в уверенности, что потомки будут помнить о них.

     Глава 11 Сцена сенокоса. Глава 7. Отъезд Настасьи и Егора. Глава 20. Прощание Дарьи с родной избой. /групповые задания. Вопросы: Как в чувствах и поступках персонажей проявляется отношение к «малой родине»? Насколько эти чувства понятны вам?/

Учитель: Как вы поняли финал повести? /заблудились в тумане Воронцов, Павел, Петруха.(символика) Спрятался в тумане остров, чтоб не нашли его, не сожгли единственный барак, в котором находятся не желающие до последнего покидать землю предков Дарья, Катерина, Настасья, Сима с мальчонкой Коляней и неизменный Богодул – неотъемлемая часть Матеры.

5. Подведение итогов: В.Г.Распутин в одной из бесед сказал: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть для меня – рубеж в писательской работе».

    Закрывая талантливую книгу, думающий читатель обязательно обогащается ею: мыслями автора и героев, опытом их чувств, поведением, отношением к миру и людям.

  - Попытаемся каждый для себя выделить главное: что дала нам встреча с Матерой? /высказывания учащихся/

Учитель: Завершить обсуждение повести я хочу поэтическим откликом Станислава Куняева на «Прощание с Матерой»:

Валентину Распутину.

На родине, как в космосе, не счесть

Огня и леса, камня и простора,

Все не вместишь, не потому ли есть

У каждого из нас своя Матера,

Своя Ока, где тянет холодок

В предзимний день от влаги загустевшей,

Где под ногой еще хрустит песок

Крупнозернистый и заиндевевший…

Прощай, Матера! Быть или не быть

Тебе в грядущей жизни человечьей –

Нам не решить, но нам не разлюбить

Твоей судьбы непостижимо вещей.

Я знаю, что необозрим народ,

Что в нем, как в море, света или мути,

Увы, не счесть…Да будет ледоход,

Да будут после нас иные люди!

Прощай, Матера, боль моя, прощай,

Прости, что слов заветных не хватает,

Чтоб вымолвить все то, что, через край

Переливаясь, в синей бездне тает…

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» »

Тема: Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»

Цели: познакомить учащихся с личностью В.Г.Распутина, с его жизненной и писательской позицией; выявить актуальные и вечные проблемы повести, формируя у учащихся неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу; совершенствовать навыки анализа текста, оценки героев и их поступков; развивать умение владеть монологической и диалогической речью, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Форма урока: «круглый стол»


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.


- 15 марта 2012г писателю В.Г.Распутину исполнилось 75 лет. Он один из признанных мастеров «деревенской прозы».Нам, живущим в деревне, его произведения должны быть понятны и близки. Кроме того, Распутин, можно сказать, наш земляк: он родился в Иркутской области. Сейчас писатель живет в Москве, но каждое лето проводит в родных местах.

Сегодня мы будем говорить о его повести «Прощание с Матерой». Урок наш проведем в форме «круглого стола». Итак, познакомимся с планом работы./на столах распечатаны листы/

2.Презентация «В.Г.Распутин – человек, писатель, гражданин».

-Каким предстает в своих высказываниях писатель? Что он отстаивает? Что утверждает?

-Как вы считаете, в его творчестве выражаются его заботы? Прочитаем, какие беспокоящие его вопросы он доверяет своим героям?


3.Высказывания учащихся:

а) Анна из повети «Последний срок»: « Интересно, куда денется ее жизнь? Знать бы хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю? Только для себя или для какой-то пользы еще?»

б) Герой очерка «Вверх и вниз по течению», наслаждаясь красотой вечера у реки, недоумевает: «Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в недоумении: отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого нельзя жить? И почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»


Учитель: Я приглашаю вас к обсуждению повести «Прощание с Матерой».

-Понравилась повесть? Какие эпизоды запомнились, взволновали? /выявление первичного восприятия произведения/

4.Эвристическая беседа.

Вопросы: Где происходит действие? Назовите основное событие, вокруг которого развивается сюжет? /затопление острова\ Ради кого это делают? /ГЭС возводят для людей/ Какие проблемы затрагивает писатель? /главная: отношение к малой родине; из нее возникают другие проблемы: совести, памяти, отношения родителей и детей, отношения людей друг с другом…/

-Обратимся к тексту: сила художника слова такова, что он дает ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает. Мы видим Матеру глазами Дарьи, хозяина острова.

- Какой же мы запомним распутинскую Матеру? /высказывания учащихся/

- Какой смысл названия острова? /Матера – мать-земля, мать-Родина, материк/

Учитель: вы очень хорошо рассказали о Матере, словно бы там побывали. Остров далек от столицы, от центров. Но правы ли мы будем, если скажем, что судьба страны, ветры истории не задели Матеру? /учащиеся рассказывают историю деревни/

- Учитель: Течет время, меняется жизнь. Масштабы новых строек коснулись и Матеры: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению. Гибель Матеры – тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время – это время испытаний для человека. Объясните, почему это время стало испытанием для людей? /характер, душа обнажается в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.

-Как писатель выявляет, кто есть кто? /через отношение к родной земле, к малой родине/

Учитель: всех жителей Матеры можно разделить на три группы: в одной – старинные старики и старухи, не утратившие связи с землей, с древними традициями; в другой – «заблудившиеся», среднее поколение, чувствующее тоску по земле, но потерявшее какой-то стержень в жизни; в третьей – обсевки, пожогщики, начальство.


Глава 3 Сцена разорения кладбища. Чтение эпизода Вопрос: Как вы назовете то, что происходит? Как к этому относитесь?

Учитель: Да, именно в этой сцене явно видно разное отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, для других буднично, что для одних вечно, для других бренно. Для Воронцова, Жука, Клавки Стригуновой, Петрухи Матера – это зона затопления, а для большинства жителей – родная земля-кормилица.

- Вспомните,что говорит Клавка Стригунова? / «Давно надо было утопить…Живым не пахнет. Нашли где жить – середь воды…как лягушки»/

- А каким вы увидели Петруху? /сорокалетний мужик, пьяница, трын-трава. Живет по правилу: лишь бы день прожить, а что будет завтра – это его не касается. Сжег свою избу, и сердце не дрогнуло, будто камень у него в груди вместо сердца/


Учитель: Потеряли связь с родной землей сын и внук главной героини Дарьи Пинигиной. /высказывания учащихся о позиции Павла и Андрея. Позиция Павла сводится к смирению: надо – значит надо, жить везде можно. Он не нашел времени выполнить просьбу матери: перенести могилы близких. «Мать живет в одной уверенности, молодые в другой, а тут и уверенности никакой нету.»Андрей все торопится, ищет чего-то, многое воспринимает поверхностно, многое не замечает. Дарье хочется, чтобы внук серьезнее смотрел на жизнь, имел глубокие привязанности к чему -то, к кому- то. После осмотра его покоса Дарья переживает: отвык Андрей от крестьянской работы, позабыл, растерял, что умел. Но сильней и больней этой обиды другая: не прошелся по Матере, не погоревал тайком, что больше ее никогда не увидит, не подвинул душу… Как вы поняли ее последние слова?

Учитель: Теперь мы будем говорить о тех, для кого Матера – родная земля-кормилица. Мы уже видели их в эпизоде на кладбище. Это люди высочайшего порядка нравственности, которые отстаивают честь своего рода, тех, кто дал им жизнь, кто уходил в мир иной в уверенности, что потомки будут помнить о них.

Глава 11 Сцена сенокоса. Глава 7 Отъезд Настасьи и Егора. Глава 20 Прощание Дарьи с родной избой. /групповые задания. Вопросы: Как в чувствах и поступках персонажей проявляется отношение к «малой родине»? Насколько эти чувства понятны вам?/


Учитель: Как вы поняли финал повести? /заблудились в тумане Воронцов, Павел, Петруха.(символика) Спрятался в тумане остров, чтоб не нашли его, не сожгли единственный барак, в котором находятся не желающие до последнего покидать землю предков Дарья, Катерина, Настасья, Сима с мальчонкой Коляней и неизменный Богодул – неотъемлемая часть Матеры.


5.Подведение итогов: В.Г.Распутин в одной из бесед сказал: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть для меня – рубеж в писательской работе».

Закрывая талантливую книгу, думающий читатель обязательно обогащается ею: мыслями автора и героев, опытом их чувств, поведением, отношением к миру и людям.

-Попытаемся каждый для себя выделить главное: что дала нам встреча с Матерой? /высказывания учащихся/


Учитель: Завершить обсуждение повести я хочу поэтическим откликом Станислава Куняева на «Прощание с Матерой»:

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть

Огня и леса, камня и простора,

Все не вместишь, не потому ли есть

У каждого из нас своя Матера,

Своя Ока, где тянет холодок

В предзимний день от влаги загустевшей,

Где под ногой еще хрустит песок

Крупнозернистый и заиндевевший…

Прощай, Матера! Быть или не быть

Тебе в грядущей жизни человечьей –

Нам не решить, но нам не разлюбить

Твоей судьбы непостижимо вещей.

Я знаю, что необозрим народ,

Что в нем, как в море, света или мути,

Увы, не счесть…Да будет ледоход,

Да будут после нас иные люди!

Прощай, Матера, боль моя, прощай,

Прости, что слов заветных не хватает,

Чтоб вымолвить все то, что, через край

Переливаясь, в синей бездне тает…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Козырева Надежда Алексеевна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137358


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства