kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Распространение передового педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе по теме " Малая родина в рассказе М.М.Пришвина "Москва-река"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Распространение передового педагогического опыта»

Тема урока «Малая родина в рассказе М.М. Пришвина «Москва-река»

1. Актуализация знаний (Знакомство с писателем). Вступительное слово учителя.

Имя М.М. Пришвина знакомо нам с раннего детства. Чтобы попытаться  понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги. Но не только. Дома вы должны были познакомиться с биографией писателя. Что интересного вы узнали об этом замечательном человек, о его детстве, увлечениях, творчестве?

Ответы учеников

Учитель: Пришвин - необыкновенный человек. Не каждый  умеет радоваться тому, что есть: весенней капели, травам и цветам, листопаду, просто окружающему миру. Дневники писателя свидетельствуют, что любой свой  день он принимал как подарок Господа, находил в нём что-то особенное, доброе и делал это основой жизни

Работа с текстом.

Сегодня для работы мы возьмём рассказ «Москва-река», в котором описываются заповедные места Звенигородской области. Река Москва в селе Дунино.

Эпиграф к уроку «Любить природу- значит любить Родину» М. Пришвин

Учитель:

- Прокомментируйте слова М. Пришвина. Как вы их понимаете?

- Какую творческую цель мы поставим сегодня на уроке с таким эпиграфом?

(проследить по тексту как убеждение автора реализуется в художественном пространстве рассказа)

Задачи:

а) провести литературоведческий анализ рассказа «Москва-река»

б) определить художественный замысел писателя

Беседа по рассказу:

- Назовите центральный образ рассказа? (Москва-река)

-Что составляет сюжет рассказа? (описание весны в Дунино)

- Какова тема рассказа? (повествование о реке Москве в Дунино)

- Найдите в тексте рассказа слова,  сравнивающие реку в деревне Дунино и в городе Москве.

 - Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунине и городе Москве; чужих стран и родной деревни? (антитеза) 

Приведите примеры ее использования(зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня). 

 - Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья и ледохода.

Выразительное чтение фрагмента от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло...» до слов «...медленно оставляющих смоляной след».

 - Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем. (эпитеты, олицетворение, неологизм, метафора, фигура речи – градация)

Слово учителя.

Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какая она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека. Фрагмент видеолекции о М. Пришвине-фенологе. Обзор оформления класса (класс заранее оформлен: газета о М.М. Пришвине, «Уголок детства Миши Пришвина»: книги Майн Рида, глобус, детское ружье, бинокль. Вещи символизируют мечты маленького Миши о путешествиях. Мини-экскурсию может провести специально подготовленный ученик

Продолжение обсуждения рассказа.

Учитель: Москва-река — центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим.Приведите несколько примеров. (Звенигород, жители деревни – образ малой родины).

Работа в группах:

1 группа.

Прочитайте фрагмент от начала до слов «...город получил свое прекрасное имя — Звенигород». - Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.

(Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», отмечает его «прекрасное имя». Он любит этот город, гордится его историей).

2 группа.  

Прочитайте описание рыбалки (с.145-146). Почему автор так подробно описывает способ рыбалки? Каким чувством проникнуто описание?

3 группа

- Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?

- Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?

(Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине).

4 группа

Разговор Васи Веселкина с Ваней-инвалидом. Значение этого эпизода в рассказе?

Исследовательская работа

Учитель: герой рассказа Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение красотой разных земель и несколько раз повторяет фразу: «какие там». Синтаксическая конструкция этих предложений характерна для устной речи.

- Найдите примеры разговорного стиля в данном рассказе (см. образец задания 6 в учебнике).

- Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина, а вместе с ними и автора,  к родным местам?

Проверка работы в группах

- О чем же рассказ, какие слова главные?

- Как они перекликаются с эпиграфом?

Ученики вместе с учителем обобщают сказанное, делают вывод:

Из любви к месту, где ты родился или где живешь,  вырастает любовь к Родине, к своей Отчизне. Образ родины, России складывается исподволь, незаметно. Он подготовлен картинами природы. Природа, являясь действующим лицом произведения наряду с людьми, взаимодействует, по мнению Пришвина, с человеческой душой, облагораживает ее, формирует нравственный мир человека, любовь к своей Родине.

 Каким вы теперь представляете Пришвина? (выполняется в форме синквейна).

Пришвин – певец природы, ее защитник. Агроном, географ, этнограф, писатель-классик, на книгах которого росли и учились чувствовать, понимать и любить родную землю несколько поколений. Лирик, романтик, необыкновенно мудрый человек. М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.

Домашнее задание.        

1. Прочитать вводную статью о К.Г.Паустовском, составить её тезисный план.

2. Творческое задание: Напишите небольшой рассказ о самом замечательном, на ваш взгляд, месте нашего города.





















1 группа.

Прочитайте текст от начала рассказа до слов «...город получил свое прекрасное имя — Звенигород». Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.

2 группа.  

Прочитайте описание рыбалки (с.145-146). Почему автор так подробно описывает способ рыбалки? Каким чувством проникнуто описание?





3 группа

- Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?

- Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?





4 группа

Проанализируйте разговор Васи Веселкина с Ваней-инвалидом. Значение этого эпизода в рассказе?














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Распространение передового педагогического опыта

Автор: Елена Павловна Нефедова

Дата: 02.05.2020

Номер свидетельства: 548577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация "Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта" "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-izuchieniie-obobshchieniie-i-rasprostranieniie-pieriedovogho-piedaghoghichieskogho-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "124250"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414668372"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Консультация для педагогов ДОУ "Передовой педагогический опыт""
    ["seo_title"] => string(73) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_dou_pieriedovoi_piedaghoghichieskii_opyt"
    ["file_id"] => string(6) "424249"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1500481125"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Передовой педагогический опыт""
    ["seo_title"] => string(34) "pieriedovoipiedaghoghichieskiiopyt"
    ["file_id"] => string(6) "319490"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460865354"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Доклад на тему:"Педагогический бенефис. Новая социальная технология" "
    ["seo_title"] => string(80) "doklad-na-tiemu-piedaghoghichieskii-bieniefis-novaia-sotsial-naia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "167531"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423113770"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "ПОЛОЖЕНИЕ  О КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА  «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА - 2015» ГБОУ СПО «САМАРСКИЙ  МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» "
    ["seo_title"] => string(129) "polozhieniie-o-konkursie-piedagogichieskogo-mastierstva-priepodavatiel-goda-2015-gbou-spo-samarskii-miediko-sotsial-nyi-kolliedzh"
    ["file_id"] => string(6) "217066"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433230562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства