Просмотр содержимого документа
«Распространение передового педагогического опыта»
Тема урока «Малая родина в рассказе М.М. Пришвина «Москва-река»
1. Актуализация знаний (Знакомство с писателем). Вступительное слово учителя.
Имя М.М. Пришвина знакомо нам с раннего детства. Чтобы попытаться понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги. Но не только. Дома вы должны были познакомиться с биографией писателя. Что интересного вы узнали об этом замечательном человек, о его детстве, увлечениях, творчестве?
Ответы учеников
Учитель: Пришвин - необыкновенный человек. Не каждый умеет радоваться тому, что есть: весенней капели, травам и цветам, листопаду, просто окружающему миру. Дневники писателя свидетельствуют, что любой свой день он принимал как подарок Господа, находил в нём что-то особенное, доброе и делал это основой жизни
Работа с текстом.
Сегодня для работы мы возьмём рассказ «Москва-река», в котором описываются заповедные места Звенигородской области. Река Москва в селе Дунино.
Эпиграф к уроку «Любить природу- значит любить Родину» М. Пришвин
Учитель:
- Прокомментируйте слова М. Пришвина. Как вы их понимаете?
- Какую творческую цель мы поставим сегодня на уроке с таким эпиграфом?
(проследить по тексту как убеждение автора реализуется в художественном пространстве рассказа)
Задачи:
а) провести литературоведческий анализ рассказа «Москва-река»
б) определить художественный замысел писателя
Беседа по рассказу:
- Назовите центральный образ рассказа? (Москва-река)
-Что составляет сюжет рассказа? (описание весны в Дунино)
- Какова тема рассказа? (повествование о реке Москве в Дунино)
- Найдите в тексте рассказа слова, сравнивающие реку в деревне Дунино и в городе Москве.
- Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунине и городе Москве; чужих стран и родной деревни? (антитеза)
Приведите примеры ее использования(зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня).
- Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья и ледохода.
Выразительное чтение фрагмента от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло...» до слов «...медленно оставляющих смоляной след».
- Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем. (эпитеты, олицетворение, неологизм, метафора, фигура речи – градация)
Слово учителя.
Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какая она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека. Фрагмент видеолекции о М. Пришвине-фенологе. Обзор оформления класса (класс заранее оформлен: газета о М.М. Пришвине, «Уголок детства Миши Пришвина»: книги Майн Рида, глобус, детское ружье, бинокль. Вещи символизируют мечты маленького Миши о путешествиях. Мини-экскурсию может провести специально подготовленный ученик
Продолжение обсуждения рассказа.
Учитель: Москва-река — центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим.Приведите несколько примеров. (Звенигород, жители деревни – образ малой родины).
Работа в группах:
1 группа.
Прочитайте фрагмент от начала до слов «...город получил свое прекрасное имя — Звенигород». - Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.
(Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», отмечает его «прекрасное имя». Он любит этот город, гордится его историей).
2 группа.
Прочитайте описание рыбалки (с.145-146). Почему автор так подробно описывает способ рыбалки? Каким чувством проникнуто описание?
3 группа
- Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?
- Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
(Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине).
4 группа
Разговор Васи Веселкина с Ваней-инвалидом. Значение этого эпизода в рассказе?
Исследовательская работа
Учитель: герой рассказа Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение красотой разных земель и несколько раз повторяет фразу: «какие там». Синтаксическая конструкция этих предложений характерна для устной речи.
- Найдите примеры разговорного стиля в данном рассказе (см. образец задания 6 в учебнике).
- Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина, а вместе с ними и автора, к родным местам?
Проверка работы в группах
- О чем же рассказ, какие слова главные?
- Как они перекликаются с эпиграфом?
Ученики вместе с учителем обобщают сказанное, делают вывод:
Из любви к месту, где ты родился или где живешь, вырастает любовь к Родине, к своей Отчизне. Образ родины, России складывается исподволь, незаметно. Он подготовлен картинами природы. Природа, являясь действующим лицом произведения наряду с людьми, взаимодействует, по мнению Пришвина, с человеческой душой, облагораживает ее, формирует нравственный мир человека, любовь к своей Родине.
- Каким вы теперь представляете Пришвина? (выполняется в форме синквейна).
Пришвин – певец природы, ее защитник. Агроном, географ, этнограф, писатель-классик, на книгах которого росли и учились чувствовать, понимать и любить родную землю несколько поколений. Лирик, романтик, необыкновенно мудрый человек. М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.
Домашнее задание.
1. Прочитать вводную статью о К.Г.Паустовском, составить её тезисный план.
2. Творческое задание: Напишите небольшой рассказ о самом замечательном, на ваш взгляд, месте нашего города.
1 группа.
Прочитайте текст от начала рассказа до слов «...город получил свое прекрасное имя — Звенигород». Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.
2 группа.
Прочитайте описание рыбалки (с.145-146). Почему автор так подробно описывает способ рыбалки? Каким чувством проникнуто описание?
3 группа
- Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?
- Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
4 группа
Проанализируйте разговор Васи Веселкина с Ваней-инвалидом. Значение этого эпизода в рассказе?