Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках литературы»
Работа с текстом на уроках литературы
Ю.Н. Чернявская
МБОУ СОШ №64, г.Нижний Тагил
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
В образовательных стандартах второго поколения одна из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - воспитание нравственности, развитие у обучающихся готовности к духовному саморазвитию и понимание значения веры и религии в жизни человека и общества. Таким образом, фундаментальной основой преподавания учебного курса ОРКСЭ является приобретение обучающимися базовых ценностных ориентиров, четко осознанных представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения обучающихся.
Тексты по курсу ОРКСЭ являются для учащихся начальной школы новыми и сложными. Особенно это относится к текстам священных книг и агиографической (житийной) литературе.
На занятиях ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом.
Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте.
Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые предусматривают:
1.адекватное использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
4.готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.
Для более эффективной работы с текстом, повышения результативности работы с учащимися необходимо применять различные методы и формы работы.
Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.
Коммуникативные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся, включают в себя:
Коммуникативные умения
слушание
чтение
говорение
Чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Процесс чтения подразумевает решение целого ряда познавательных и коммуникативных задач:
понимание (общее, полное, критическое),
нахождение конкретной информации,
интерпретация содержания, и др.
Виды чтения
ознакомительное
рефлексивное
поисковое
изучающее
Основными видами чтения являются:
ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений:
умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
понимать назначения разных видов текстов;
сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
переносить информацию текста в виде кратких записей;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
Таким образом, происходит формирование у школьника читательской компетенции, которая позволяет младшему школьнику успешно решать разного уровня задачи посредством взаимодействия с текстом. При этом текст имеет огромный развивающий потенциал:
формирует понимание, что учитель – не единственный носитель информации;
индивидуализирует восприятие и переработку информации;
выступает информационным носителем;
развивает культуру чтения;
формирует отношение к чтению.
У педагога есть огромный выбор в организации форм работы с текстом: чтение –погружение, аналитическое чтение, словарная работа с текстом, составление конспекта, составление плана текста, дискуссия и т.д. В курсе ОРКСЭ действует правило: текст служит приглашением к обсуждению духовно-нравственной проблематике урока. Поэтому текст должен быть ярким, эмоциональным, полемичным и кратким. Основное время на уроке ОРКСЭ отводится беседе по тексту, в ходе которой раскрывается изучаемая тема.
Некоторые формы, методы и приёмы работы с текстом:
Составить характеристику героя;
Составить вопросы по тексту;
Продумать концовку (незаконченный текст)
Выписать существенные качества;
Вставить пропущенные слова;
Сформулировать основную мысль проблему;
Высказать свое мнение по поводу прочитанного;
Преобразовать текстовый материал в графический;
Составить план, конспект;
Словарная работа (поиск нужных или непонятных слов).