kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстом на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом  на уроках литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках литературы»

Работа с текстом на уроках литературы

Ю.Н. Чернявская

МБОУ СОШ №64, г.Нижний Тагил



Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

В образовательных стандартах второго поколения одна из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - воспитание нравственности, развитие у обучающихся готовности к духовному саморазвитию и понимание значения веры и религии в жизни человека и общества. Таким образом, фундаментальной основой преподавания учебного курса ОРКСЭ является приобретение обучающимися базовых ценностных ориентиров, четко осознанных представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения обучающихся.

Тексты по курсу ОРКСЭ являются для учащихся начальной школы новыми и сложными. Особенно это относится к текстам священных книг и агиографической (житийной) литературе.

На занятиях ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом.

Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте.

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые предусматривают:

1.адекватное использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

4.готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Для более эффективной работы с текстом, повышения результативности работы с учащимися необходимо применять различные методы и формы работы.

Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.



Коммуникативные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся, включают в себя:

Коммуникативные умения







слушание

чтение



говорение







Чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Процесс чтения подразумевает решение целого ряда познавательных и коммуникативных задач:

  • понимание (общее, полное, критическое),

  • нахождение конкретной информации,

  • интерпретация содержания, и др.



Виды чтения







ознакомительное

рефлексивное



поисковое



изучающее





Основными видами чтения являются:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений:

  • умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

  • понимать назначения разных видов текстов;

  • сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

  • переносить информацию текста в виде кратких записей;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Таким образом, происходит формирование у школьника читательской компетенции, которая позволяет младшему школьнику успешно решать разного уровня задачи посредством взаимодействия с текстом. При этом текст имеет огромный развивающий потенциал:

  1. формирует понимание, что учитель – не единственный носитель информации;

  2. индивидуализирует восприятие и переработку информации;

  3. выступает информационным носителем;

  4. развивает культуру чтения;

  5. формирует отношение к чтению.

У педагога есть огромный выбор в организации форм работы с текстом: чтение –погружение, аналитическое чтение, словарная работа с текстом, составление конспекта, составление плана текста, дискуссия и т.д. В курсе ОРКСЭ действует правило: текст служит приглашением к обсуждению духовно-нравственной проблематике урока. Поэтому текст должен быть ярким, эмоциональным, полемичным и кратким. Основное время на уроке ОРКСЭ отводится беседе по тексту, в ходе которой раскрывается изучаемая тема.

Некоторые формы, методы и приёмы работы с текстом:

  • Составить характеристику героя;

  • Составить вопросы по тексту;

  • Продумать концовку (незаконченный текст)

  • Выписать существенные качества;

  • Вставить пропущенные слова;

  • Сформулировать основную мысль проблему;

  • Высказать свое мнение по поводу прочитанного;

  • Преобразовать текстовый материал в графический;

  • Составить план, конспект;

  • Словарная работа (поиск нужных или непонятных слов).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Работа с текстом на уроках литературы

Автор: Чернявская Юлия Николаевна

Дата: 01.12.2024

Номер свидетельства: 660585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Творческая работа на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(43) "tvorchieskaia-rabota-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229457"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441736470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Формирование аналитических умений обучающихся на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie-analitichieskikh-umienii-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "323090"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461755587"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Лингвистическое толкование текста как средство развития навыков анализа художественного произведения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(139) "linghvistichieskoie-tolkovaniie-tieksta-kak-sriedstvo-razvitiia-navykov-analiza-khudozhiestviennogho-proizviedieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "146877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(74) "razvitiie-ustnoi-riechi-uchashchikhsia-5-gho-klassa-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441948137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства