Формирование аналитических умений обучающихся на уроках литературы
Формирование аналитических умений обучающихся на уроках литературы
Но основой учебной работы на уроках литературы становится художественное познание – восприятие, анализ и оценка произведения как искусства слова. Глубина восприятия литературного произведения во многом зависит от умений анализировать художественный текст. Для наших обучающихся особенно трудным является умение определять идейно-художественную роль сюжета, композиции, системы образов в произведении. Если обучающийся свободно дает характеристику образа, то на вопрос, в каких взаимоотношениях он находится с другими персонажами, какова роль второстепенных героев, что дает сцепление образов, как оно помогает автору решать стоящие перед ним задачи, как правило, ответить затрудняется.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование аналитических умений обучающихся на уроках литературы»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
Отделение строительства
Доклад
«Формирование аналитических умений обучающихся на уроках литературы»
Преподаватель:
Орлова Л.Н.
г.Пенза, 2016
Многое сближает литературу с другими учебными предметами. В процессе ее изучения обучающиеся овладевают различными видами учебного труда, общими мыслительными умениями: учатся работе с книгой, также учатся анализу и синтезу,конкретизации и обобщению.
Но основой учебной работы на уроках литературы становится художественное познание – восприятие, анализ и оценка произведения как
искусства слова. Глубина восприятия литературного произведения во многом зависит от умений анализировать художественный текст. Для наших обучающихся ос обенно трудным является умение определять идейно-художественную роль сюжета, композиции, системы образов в произведении. Если обучающийся свбодно дает характеристику образа, то на вопрос, в каких взаимоотношениях он находится с другими персонажами, какова роль второстепенных героев, что дает сцепление образов, как оно помогает автору решать стоящие перед ним задачи, как правило, ответить затрудняется.
Работа над умением видеть систему образов и определять ее значение начинается с разработки ориентиров (что и как нужно делать), которые должны помочь рассмотреть систему образов изучаемого произведения. Такими ориентирами могут быть вопросы и задания, помогающие обучающимся выяснить отношения между героями, роль каждого из них в развитии сюжета и понимании характера главного героя. Например, при изучении драмы Островского «Гроза» предлагаю следующие вопросы:
Кто главный герой драмы? Почему вы так думаете?
Что дает для понимания характера Катерины сопоставление ее с Варварой? С Тихоном? С Кудряшом? С Борисом?
Какую роль играет Катерина (Варвара, Кудряш, Тихон, Борис) в развитии сюжета?
Кто и как противостоит стремлению Катерины к свободе? Кто поддерживает Катерину?
Во время изучения романа Тургенева «Отцы и дети» совместными усилиями преподавателя и обучающихся создается обобщенный план анализа системы образов:
1.Назвать главных героев произведения.
2.В какие отношения герои поставлены автором и какие жизненные явления эти отношения выражают?
На какие группы можно разделить всех персонажей? По каким признакам?
Какую роль играют второстепенные герои для характеристики главных (главного)?
Рассмотреть конкретные связи между героями. Определить эти связи. (Противопоставление? Сходство? В чем конкретно герои сходны, в чем противоположны? Какое отношение автора к героям можно выявить при анализе их связей?)
Главная цель использования этого плана — доказать обучающимся, что система образов не произвольное построение, а способ отражения важных жизненных явлений, способ выражения авторского отношения к этим явлениям, что не изучив системы образов, нельзя утверждать, что произведение понято.
Трудность работы по анализу произведения заключается в том, что обучающиеся не читают самостоятельно произведения и знают сюжет в пересказе преподавателя, поэтому важно соотносить анализ системы образов целого произведения и системы образов в главе, части, эпизоде, которые читаются на уроке. Такая работа развивает у обучающихся аналитические умения, воображение, ассоциативное художественное мышление. Важно еще разви вать у обучающихся умение видеть роль сюжетных звеньев в обрисовке характеров, но не менее важно научить понимать сюжет как способ обрисовки важнейших жизненных явлений.
При изучении драмы «Гроза» некоторые обучающиеся задают вопрос: «Почему Островский так закончил драму, неужели нельзя было сделать так, чтобы Катерина осталась жива?»
Тогда начинаем рассуждать: после признания Катерины как может протекать действие? Она могла уехать с Борисом, но он отвечает: «Нельзя мне, Катя, не по своей воле еду». Тихон мог ее простить, но Кабаниха- ни за что, и не в характере Катерины терпеть издевательства. А Тихон, мог ли он измениться и начать защищать жену от нападок матери? Нет. Почему нельзя было Тихона или Бориса изобразить волевыми? Размышляя о причинах безволия и бесправия Тихона и Бориса, приходим к выводу, что приниженность этих героев — следствие постоянного гнета диких и кабаних. Обучающиеся приходят к выводу, что в характерах Тихона и Бориса Островский отразил массовое жизненное явление, т.е художник не свободен, если хочет правдиво и точно воспроизвести истину.
Систематически повторяющийся разговор, почему так, а не иначе пртекает действие, приучает обучающихся внимательно относиться к сюжету и наталкивает на раздумья о правде жизни, которой должен следовать писатель, о связи развития действия с изображаемыми характерами. Обучающиеся должны понимать зависимость -характер,сюжет — и обратную зависимость — сюжет, характер. Так, приведенные вопросы по пьесе «Гроза» помогают выявить зависимость поступков Бориса и Тихона от их характеров и влияние решений героев на дальнейший ход событий.
Обсуждая с обучающимися сюжет, нельзя обойти вниманием идейно-художественную роль перестановки того или иного сюжетного звена или введения дополнительных сведений о герое в тот или иной момент. Выяснение этого вопроса приводит обучающихся к выводу, что перестановка частей сюжета — важнейшее средство художественной изобразительности.
При работе над романом «Отцы и дети» выясняем, почему Тургенев сначала ввел рассказ Аркадия о жизни Павла Петровича, а уже потом — сцену спора Базарова с Кирсановым. В результате беседы приходим к выводу, что местоположение биографии Кирсанова важно не только для понимания существа жизни Павла Петровича, но и для выяснения взглядов Базарова на роль личности в обществе. Очень важно, анализируя эпизоды, изучая отдельные образы, соотносить их между собой, рассмотреть в свете целого.
«Война и мир». Андрей Болконский возвращается из Отрадного. «Все лучшие минуты его жизни вдруг вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.» - Лучшие минуты жизни. Почему рядом оказались Аустерлиц и Пьер на пароме? Как это понять: мертвое укоризненное лицо жены и лучшие минуты жизни?
В ходе беседы приходим к выводу, что Андрей Болконский постоянно ищет место в жизни. Для него те минуты жизни являются лучшими, которые производят в нем перелом во взглядах, когда во внутреннем мире его начинается новая жизнь. Они являются как бы вехами на пути к нахождению своего места в жизни, поэтому они и дороги герою.
Так, в процессе чтения, сопоставляя, сравнивая эпизоды, картины, детали, делая выводы, обучающиеся не только развивают аналитические умения, но и постигают созданный художником мир.