Разработка урока содержит интересный материал, который напрвлен на познавательно- развивающую деятельность учащихся. На уроке использован материал школьного краеведческого музея, его экспонаты. Стихи А.Твардовского, К.Симонова, собственные стихи учащихся- все это развивает интерес к активному чтению и творческому развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичный урок "Ради жизни на земле"»
«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…»
С. Е. Завьялова, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им. В.В. Бианки»
г. Бийска
Тема: Подвиги людей во время Великой Отечественной войны
Цель: Создать условия для понятия о героизме, патриотизме людей во время Великой Отечественной войны, ознакомить их со стихами советских поэтов; учить передавать чувство автора при выразительном чтении; пробуждать в душах учеников отклик на стихи о войне.
Задачи:
обучающие:
познакомить с русскими поэтами-фронтовиками,
дать представление о Второй мировой войне в стихотворениях тех лет,
показать значение поэзии в годы войны;
развивающие:
способствовать развитию речи;
продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;
продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности;
развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, краеведение);
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.
Воспитательные:
воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.
Методы обучения:
репродуктивный, метод творческого чтения, исследовательский, практический, эвристический (частично-поисковый), объяснительно-иллюстративный.
Приемы обучения:
создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, аналитическая работа с текстом, организация исследовательской деятельности учащихся в группах.
Виды деятельности учащихся:
выразительное чтение наизусть, пересказ, аудирование, анализ стихотворений, работа со словарями, творческая работа (домашнее задание).
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, таблицы и схемы для учащихся, выставка книг о Великой Отечественной войне, аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» и других песен военных лет; вырезки из журнала: фотографии военных лет, оружие, дети, пустыня, грозовое небо, каска, разрушенный дом; листы бумаги формата А3 (5 шт.), клей, маркеры.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Чего бы вы хотели больше всего на свете? (ответы учащихся)
В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу.
А сейчас посмотрите видеоклип и подумайте, о чем мы будем с вами беседовать на уроке.
Просмотр видеоклипа
На фоне видеоролика ученица читает стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!- И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина - Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые, Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити. "Мы вас подождем!"- говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
Так, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?
Давайте сформулируем тему нашего урока: Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века.
Ассоциативное поле «Война».
Прикрепить рисунки о войне, ранее подготовленные.
Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (дети заполняют таблицы).
Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Ребята, мы составили представление о войне на основе ваших первичных знаний. Посмотрите, как много вы уже знаете о войне.
Мы из года в год посвящаем этой теме классные часы, общешкольные и другие мероприятия, говорим о ней на уроках истории и литературы.
- Великая Отечественная война оставила глубокий след во многих семьях. Чьи-то родные погибли, чьи-то дошли до Берлина. Ваши прадедушки и прабабушки могут вам рассказать много важного, трагического и героического о войне.
Мы ещё вернемся к этому моменту. А сейчас послушаем поэтов, которые посвятили свои стихи не просто о войне, а детям на войне.
Как вы думаете, для чего? И что мы должны вынести, усвоить из нашего сегодняшнего урока? Давайте сформулируем цель нашего занятия. Продолжите фразу: сегодня мы анализируем стихотворения русских писателей 20 века о войне для того, чтобы …
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет, обратимся к творчеству художников, изображавших войну.
Прослушивание песни «Вставай, страна огромная…»
(Отрывок, звук на уменьшение, создание звукового фона)
Поэты о войне и детях
Чтение стихотворения К.М Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»
Беседа
Что вы знаете об обороне Бреста?
Какой род войск принимал участие в обороне, почему упоминается пушка? (артиллерия)
Почему мальчик стал седым?
Какое горе «оборвало сердца»?
Почему на героя стихотворения такое впечатление произвёл именно мальчишка, а не солдаты, убитая мать? Что могло такого произойти, от чего ребёнок поседел?
За что чувствует ответственность герой стихотворения?
Как вы понимаете слова Симонова: «Как раз увидел этого мальчишку, домой прийти не сможет до конца»?
Чем дорожат по-настоящему люди?
Какой завет даёт герой?
К какому слову приравнивает автор стихотворения слово «война» , подразумевая его в стихотворении? (Трагедия)
Что роднит это стихотворение с балладой Стивенсона «Вересковый мёд» ? (Герои и в балладе, и в этом стихотворении они отстаивали свою родину, заветы и трагедии предков.)
Какие две зарисовки показывает автор? (Радостной встречи военных, боя)
Почему танкист сожалеет о том, что забыл спросить имя мальчишки?
Можно ли то, что сделал ребёнок, назвать подвиг? Почему?
Компаративный анализ
Сравните 2 рассказа: артиллериста (М. Лермонтова) и танкиста (А. Твардовского). (распечатать стихи)
В чём разницы, сходство?
Каково настроение, пафос произведений?
Какое вам больше нравится и почему?
Выставка фотографий военных лет
Комментарий. Учащиеся рассказывают, что они знают герое Советского Союза, который был учащимся нашей школы, фотографии и предметы ВОВ, находящиеся в экспозициях школьного музея о людях, изображенных на них, об их жизни во время Великой Отечественной войны.
Чтение и оценивание сочинения- миниатюры «Моя семья и Великая Отечественная война» (несколько учащихся по желанию)
Создания коллажа «Великая Отечественная война» (или плакатов «Нет войны!»): работа в группах
Комментарий. Учащиеся объединяются в 5 групп. Все группы получают задание: создать коллаж (плакат) на заданную тему, используя вырезки из журналов. Вырезки можно располагать произвольно. Для корректировки и нанесения надписей, знаков можно использовать маркеры.
Время принятий решений- 5 мин. Время работы над коллажем (плакатом)- 5 мин. Презентация работы- 5 мин (по 1 мин на каждую группу).
Рефлексия
Видеоклип «Памяти героям войны посвящается» (Победа)
Давно закончилась война, но эти кровавые, безжалостные годы никогда не изгладятся из нашей памяти.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Ребята, посмотрите на репродукции картин художников, изображавших
Великую Отечественную войну, и рисунки учащихся нашей школы, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни?
Домашние задание
Попробуйте сочинить собственное стихотворение, на основе тех эмоций и переживаний, которые вы испытали на уроке.