kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Один в поле воин?" (по роману Ч.Айтматова "Плаха")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Один в поле воин?» (по роману Ч. Айтматова «Плаха»)

Цель:  Провести дискуссию на заданную тему на примере романа

             Ч. Айтматовой «Плаха», познакомить учащихся с новой формой                             общения – дебаты; учить рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать устную речь; развивать интерес и любовь к чтению; воспитывать в учениках стремление к активной жизненной позиции в развитии общества.

Оборудование: таблица – схема «Рассуждение» портрет Ч. Айтматова, газета к юбилею, высказывания об общении и спорах.

Ход урока: Дидактические этапы.

IОрганизационный момент (тема, цель, установка работы)

IIСлово учителя

  1. Фонд Джона Сороса, программа К. Поппера;
  2. Повторение понятия «Рассуждения» (по схеме)
  3. Игра «Дебаты» (объяснение условий игры)
  4. Запись в тетрадях.

IIIСообщение об Ч. Айтматова

(чтение докладов)

IY Игра «Дебаты»

YДиспут в классе.

YIОбобщение:

  1. О значении Ч. Айтматова (чтение статьи газеты)
  2. Итоги дебатов
  3. Оценки в классе
  4. Домашнее задание

Объявление темы урока. – Добрый день, уважаемые коллеги, Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами урок литературы тема которого записана на доске и звучит так «Один в поле воин?» Обратите внимание на знак вопроса, как вы думаете почему он стоит?

(Потому что в ходе урока нам предстоит на него ответить).

- Правильно, отсюда вытекает цели нашего урока: провести дискуссию на заданную тему: показав, как эта тема раскрывается в романе Ч. Айтматова «Плаха»

- познакомиться с новой формой общения, поиска истины – дебатами;

- в итоге всего этого вы будите учиться говорить, читать внимательнее книги, отстаивать свою точку зрения;

- вам необходимо записывать все, что будет услышано, сказано на уроке, одним словом, вы собираете материалы для домашней письменной работы.

Словарная работа Дебат (франц.) – обмен мнениями, прения

на доске Дискуссия (лат.) – публичное обсуждение спорноговопрос.

                                  Диспут (лат.)  - публичный спор на научную, литературную и др. темы.

Беседа:Вы видите, что эти 3 понятия синонимичный, хотя каждое имеет в лексическом значении свой оттенок, а синонимами делает их то, что во всех этих формах спора используется один тип речи или текста.

- Какой это тип текста? ( рассуждение)

- Какие вы еще знаете типы текста? (повествование и описание)

На данной схеме вы видите, построение рассуждения.

- Что стоит во главе? ( Тезис –положение, кратко излагающее какую – либо идею, основная мысль).

- В чем заключается основная часть рассуждения?

Что такое аргументы? (Довод, независимая переменная величина, от изменения которой меняется функция).

- На чем основ полагается рассуждение?

(Вывод, заключение, итог).

                  В этой игре есть определение условия и свои определения.

          Так посмотрите на таблицу, в выступлениях игроков будут использованы следующие понятия.

          Тезис – резолюция

          Вывод – критерий

          Дефиниция – определение

Участники зовутся спикерами (говорящий), у каждого из них есть свое назначение, следить за ходом игры таймкипер, а мы с вами судьи, после завершения дебатов выясним, какая из команд нас лучше убедила в своей правоте, и что мы можем добавить по этому вопросу, и где же истинный ответ на вопрос: «Один в поле воин?»

      Прежде чем приступим к дебатам, обратимся к замечательному писателю Киргизстана Чингизу Айтматову, которому 12 декабря 1998 г. исполнилось 70 – лет. Вспомните, что вы знаете о нем?

     - Когда и где родился?

     - Кем работал?

     - Какие книги принесли Айтматову особенную славу?

     - Какими гос. наградами он  отмечен? 

     Но я думаю, что лучшая награда для писателя, что его книги спустят полвека читают, трогают души и заставляют снова и снова возвращаться с тем, чтобы искать, в споре находить истину.

     Сообщение ученика в романе «Плаха».

     Задание: записывать основные положения, примеры.

Прослушивание раунда дебатеров.

Кейс  команды утверждения

Резолюция: Один в поле воин.

 Дефиниции:   один – без других, в отдельности (словарь русского языка под ред. Ожегова, стр. 391);

Воин – тот, кто сражается с врагами (словарь русского языка под ред. Ожегова, стр. 84)

Начиная с древнейших библейских времен по наше время всегда находился человек, пытающийся помочь людям. Обычно это была сильная духом личность. Такие люди стали героями произведений многих писателей, например Чацкий Онегин, Базаров, Катерина, Иисус Христос и наконец, Авдий Калистратов. Каждый из приведенных героев борется с пороками общества, он всегда на один уровень выше других. Отсюда мы выводим

1 – вый  аргумент: 

     Сильная духом личность проповедует путь обновления. Конечно, этот путь тернистый для самого героя, и чаще всего итогом пути была смерть, но в ней заключалась победа. Например, Гончаров говорил: «Один в поле воин, если он – Чацкий» Писарев называет Катерину «лучом света в темном царстве» А о Базарове Писарев сказал: «У Базарова есть знания, воля, мысль и дело сливаются в одно целое». Придет один человек как Авдий, придет другой и общество задумается. Это подтверждает наш критерий: сильная духом личность влияет на общество.

   Цель поездки Авдия в Моюнкумскую саванну заключается в том, что он хочет наставить этих люде, ищущих легкой наживы, на путь истинный, не имея личност выгоды (чтение текста стр. 106 – 107; стр. 173 Ч. Айтматов «Плаха» А – Ата «Жалын». 1987). Герой старается пробудить добро в людях и мы приводим 2 – ой аргумент:

      Борьба Авдия сеет добро. Ростки добра прорастают в романе. Так у Леньки промелькнет чувство раскаяния, сожаления. Так или иначе, если в человеке что – то содрогнется от происходящего ужаса, значит не зря Авдий пытался пробить эту стену жесткости в его душе. А отсюда следует, что сильная личность влияет на общество, вы видите, что наш критерий укрепляет резолюцию – один в поле воин.

Кейс  команды опровержения

Резолюция: Один в поле не воин

Дефиниции: один – в количестве 1 (словарь русского языка под ред. Ожегова стр. 391) не отриц. частица (школьного орфагр. словарь стр. 76)

Наши оппоненты говорили, что всегда найдется человек, пытающийся помочь людям. Да, но деятельность этих героев не воспринимается обществом, они даже становятся изгоями. Чацкий был объявлен сумасшедшим, а его прототип  П.Я. Чаадаев за свое «Философское письмо» был объявлен невменяемым. Базаров сам о себе скажет: Я нужен России. Нет, не нужен. Да и кто нужен?» Он спрашивает себя с полу раздавленным червем в романе «Плаха» в адрес Авдия и Христа, который является каноническим образом мученика ради людей, звучат такие слова (приводится цитата стр. 106) Отсюда можно сделать вывод, что критерий оппонентов  «Сильная духом личность влияет на общество» несостоятелен в ответ на него мы выставляем свой: «Герой одиночка обречен на поражения» и подкрепляем его. Воин, герой должен достичь цели, победы, возникает вопрос: «Чего достиг Авдий?» Он изгнан из семинарии, он обречен на одиночество, и в итоге он погибает мученической смертью. И после нее все осталось по – прежнему, так о каком обновлении может идти речь? Также затрагивала вопрос о ростках добра. А вы уверены,что они прорастут в Леньке, который получил такое воспитание: (цитата стр. 66) Ленька скажет: (цитата стр. 42)

Отсюда можно сделать вывод, что критерий наших оппонентов несостоятелен, в ответ на него мы выводим свой: «Герой – одиночка обречен на поражение» и  подкрепляем его аргументом:

Общество, боясь, раскрытие своих пороков, не поддерживает героя своего времени».

Заключительная речь команды утверждения

«Существует такая легенда – о птице, что поет лишь один раз за всю жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается на небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания»…. Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»

Люди, подобные такой птице и являются темой нашего обсуждения. Они наполняют жизнь чем – то неповторимым, незабываемым. Они подобны падающим звездам, их жизнь, как правило, коротка, но тот свет, который они несут, зачастую ослепляет, делает их неповторимыми. Эти люди фанатики своих идей, как правило, сильные и мужественные люди. Волевые, целеустремленные и героические. Общество не принимает их, опасаясь за свои устои; эти люди – новаторы, прогрессисты, начинатели; но, я считаю, что именно этими людьми существование человечества превращается в жизнь. Они сеют ростки добра, и это дает результаты. Примеры: Иисус Христос, пророк Магомет, люди всю жизнь подвергавшиеся гонениям и испытаниям, унижениям и мукам, оскорблениям и страданиям, люди которых безнаказанно и жестоко убили.

Но ростки их веры сегодня превратились в 2 – е первые мировые религии. Они борются за справедливость и счастье, за свободу и равенство всех людей. Они – искатели истины; А правду и истину всегда подвергали гонениям. Но не смотря на все мнения, лишь истина всегда жива. Лишь выстраданная правда может быть правдой.

        Общество никогда не отличалось желанием увидеть и признать свои ошибки, и  соответственно, правдолюбцы становились изгоями. Но такие люди всегда были, есть и будут. Они необходимы для уравновешивания добра и зла, для беспрерывной борьбы лжи и правды, какой бы горькой она не была. Авдий Каллистратов представляет собой одного из таких уникальных людей: бесстрашных и стойких. Необходимых обществу лишь для того, чтобы само общество не изжило себя!  Такие люди погибают во имя спасения многих других людей, они, и только они – настоящие войны.

 

Итак, давайте поблагодарим наших дебатеров, а теперь ваше мнение.

- Можно ли Авдия отнести к сильным натурам?

- Его смерть это победа или поражение?

- Что же нужно, чтобы все же и один стал воином в нашем обществе?

- Заметьте, что мы не пришли к одному общему мнению, автор не дает нам определенной догмы. Если Авдий сильная натура, то почему он так тщедушен внешне в отличие от своих предшественников (Чацкого, Онегина, Базарова), почему мы чувствуем некоторую досаду за него, за его детскую наивность, но это и не слабая натура, он не ушел от компании Гришана, он не отрекся от своего Бога, несмотря на жестокие избиения Кандаловцами.

Его смерть на первый взгляд – поражение, безнаказанным останется Хунта, несчастными останутся Варвара и Инга, почувствуют облегчение сотрудники редакции…. Но автор смертью Авдия делает удар из пушки с дальнобойным прицелом, этот удар должен откликнуться в душах читателей, которые остановятся и содрогнуться, что в нашем высоко цивилизованном мире самое ценное – человеческая жизнь – может так обесцениться.В ком – то появится страх за себя, в ком – то нестерпимая жгучая душу жалость, и в ком – то желание помочь такому воину  на поле битвы, но равнодушных не должно остаться, потому что самое страшное на свете это равнодушные люди, это с их равнодушного молчания совершаются все преступления на Земле.

Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждения «Один в поле воин?»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Один в поле воин?" (по роману Ч.Айтматова "Плаха") »

Тема: «Один в поле воин??» (по роману Ч. Айтматова «Плаха»)

Цель: Провести дискуссию на заданную тему на примере романа

Ч. Айтматовой «Плаха», познакомить учащихся с новой формой общения – дебаты; учить рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать устную речь; развивать интерес и любовь к чтению; воспитывать в учениках стремление к активной жизненной позиции в развитии общества.

Оборудование: таблица – схема «Рассуждение» портрет Ч. Айтматова, газета к юбилею, высказывания об общении и спорах.

Ход урока: Дидактические этапы.

IОрганизационный момент (тема, цель, установка работы)

IIСлово учителя

  1. Фонд Джона Сороса, программа К. Поппера;

  2. Повторение понятия «Рассуждения» (по схеме)

  3. Игра «Дебаты» (объяснение условий игры)

  4. Запись в тетрадях.

IIIСообщение об Ч. Айтматова

(чтение докладов)

IY Игра «Дебаты»

YДиспут в классе.

YIОбобщение:

  1. О значении Ч. Айтматова (чтение статьи газеты)

  2. Итоги дебатов

  3. Оценки в классе

  4. Домашнее задание


Объявление темы урока. – Добрый день, уважаемые коллеги, Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами урок литературы тема которого записана на доске и звучит так «Один в поле воин??» Обратите внимание на знак вопроса, как вы думаете почему он стоит??

(Потому что в ходе урока нам предстоит на него ответить).

- Правильно, отсюда вытекает цели нашего урока: провести дискуссию на заданную тему: показав, как эта тема раскрывается в романе Ч. Айтматова «Плаха»

- познакомиться с новой формой общения, поиска истины – дебатами;

- в итоге всего этого вы будите учиться говорить, читать внимательнее книги, отстаивать свою точку зрения;

- вам необходимо записывать все, что будет услышано, сказано на уроке, одним словом, вы собираете материалы для домашней письменной работы.

Словарная работа Дебат (франц.) – обмен мнениями, прения

на доске Дискуссия (лат.) – публичное обсуждение спорноговопрос.

Диспут (лат.) - публичный спор на научную, литературную и др. темы.

Беседа:Вы видите, что эти 3 понятия синонимичный, хотя каждое имеет в лексическом значении свой оттенок, а синонимами делает их то, что во всех этих формах спора используется один тип речи или текста.

- Какой это тип текста? ( рассуждение)

- Какие вы еще знаете типы текста? (повествование и описание)

На данной схеме вы видите, построение рассуждения.

- Что стоит во главе? ( Тезис –положение, кратко излагающее какую – либо идею, основная мысль).

- В чем заключается основная часть рассуждения?

Что такое аргументы? (Довод, независимая переменная величина, от изменения которой меняется функция).

- На чем основ полагается рассуждение?

(Вывод, заключение, итог).

Итак, вот так выглядит схема рассуждения, которое является основой диспута, дискуссии, дебатов. Сегодня мы увидим с вами дебат – игру, которая разработана по программе Карла Поппера – австрийского философа, жившего во IIполовине 19 века начало 20 века, его учениями свое время заинтересовался Джон Сорос, американский финансист, миллиардер меценат. Д. Сорос – выходец из Венгрии, проживал в Германии, но вынужден был эмигрировать в Англии во время ВОВ, так как он еврей. В Англии он получил экономическое образование, но открыть свое дело, опять таки по национальной принадлежности, не смог Он снова эмигрирует в США, где и увиделся программой К. Поппера, открывает свое дело, которое ныне процветает. Д. Сорос открывает в странах закрытого типа общественный благотворительный фонд, главной миссией которого является развитие и поддержка открытого демократического общества, чтобы научить уважать и слушать друг – друга, а не просто слышать, понимать, так как по словам Карла Поппера: «Истина у каждого своя». В нашей республике работа фонда Сорос идет в разных направлениях, одно из них – развитие в молодежи стремление к активной жизненной позиции через игру «Дебаты».

В этой игре есть определение условия и свои определения.

Так посмотрите на таблицу, в выступлениях игроков будут использованы следующие понятия.

Тезис – резолюция

Вывод – критерий

Дефиниция – определение

Участники зовутся спикерами (говорящий), у каждого из них есть свое назначение, следить за ходом игры таймкипер, а мы с вами судьи, после завершения дебатов выясним, какая из команд нас лучше убедила в своей правоте, и что мы можем добавить по этому вопросу, и где же истинный ответ на вопрос: «Один в поле воин?»

Прежде чем приступим к дебатам, обратимся к замечательному писателю Киргизстана Чингизу Айтматову, которому 12 декабря 1998 г. исполнилось 70 – лет. Вспомните, что вы знаете о нем?

- Когда и где родился?

- Кем работал?

- Какие книги принесли Айтматову особенную славу?

- Какими гос. наградами он отмечен?

Но я думаю, что лучшая награда для писателя, что его книги спустят полвека читают, трогают души и заставляют снова и снова возвращаться с тем, чтобы искать, в споре находить истину.

Сообщение ученика в романе «Плаха».

Задание: записывать основные положения, примеры.

Прослушивание раунда дебатеров.

Кейс команды утверждения


Резолюция: Один в поле воин.

Дефиниции: один – без других, в отдельности (словарь русского языка под ред. Ожегова, стр. 391);

Воин – тот, кто сражается с врагами (словарь русского языка под ред. Ожегова, стр. 84)

Начиная с древнейших библейских времен по наше время всегда находился человек, пытающийся помочь людям. Обычно это была сильная духом личность. Такие люди стали героями произведений многих писателей, например Чацкий Онегин, Базаров, Катерина, Иисус Христос и наконец, Авдий Калистратов. Каждый из приведенных героев борется с пороками общества, он всегда на один уровень выше других. Отсюда мы выводим

1 – вый аргумент:

Сильная духом личность проповедует путь обновления. Конечно, этот путь тернистый для самого героя, и чаще всего итогом пути была смерть, но в ней заключалась победа. Например, Гончаров говорил: «Один в поле воин, если он – Чацкий» Писарев называет Катерину «лучом света в темном царстве» А о Базарове Писарев сказал: «У Базарова есть знания, воля, мысль и дело сливаются в одно целое». Придет один человек как Авдий, придет другой и общество задумается. Это подтверждает наш критерий: сильная духом личность влияет на общество.

Цель поездки Авдия в Моюнкумскую саванну заключается в том, что он хочет наставить этих люде, ищущих легкой наживы, на путь истинный, не имея личност выгоды (чтение текста стр. 106 – 107; стр. 173 Ч. Айтматов «Плаха» А – Ата «Жалын». 1987). Герой старается пробудить добро в людях и мы приводим 2 – ой аргумент:

Борьба Авдия сеет добро. Ростки добра прорастают в романе. Так у Леньки промелькнет чувство раскаяния, сожаления. Так или иначе, если в человеке что – то содрогнется от происходящего ужаса, значит не зря Авдий пытался пробить эту стену жесткости в его душе. А отсюда следует, что сильная личность влияет на общество, вы видите, что наш критерий укрепляет резолюцию – один в поле воин.


Кейс команды опровержения

Резолюция: Один в поле не воин

Дефиниции: один – в количестве 1 (словарь русского языка под ред. Ожегова стр. 391) не отриц. частица (школьного орфагр. словарь стр. 76)

Наши оппоненты говорили, что всегда найдется человек, пытающийся помочь людям. Да, но деятельность этих героев не воспринимается обществом, они даже становятся изгоями. Чацкий был объявлен сумасшедшим, а его прототип П.Я. Чаадаев за свое «Философское письмо» был объявлен невменяемым. Базаров сам о себе скажет: Я нужен России. Нет, не нужен. Да и кто нужен?» Он спрашивает себя с полу раздавленным червем в романе «Плаха» в адрес Авдия и Христа, который является каноническим образом мученика ради людей, звучат такие слова (приводится цитата стр. 106) Отсюда можно сделать вывод, что критерий оппонентов «Сильная духом личность влияет на общество» несостоятелен в ответ на него мы выставляем свой: «Герой одиночка обречен на поражения» и подкрепляем его. Воин, герой должен достичь цели, победы, возникает вопрос: «Чего достиг Авдий?» Он изгнан из семинарии, он обречен на одиночество, и в итоге он погибает мученической смертью. И после нее все осталось по – прежнему, так о каком обновлении может идти речь? Также затрагивала вопрос о ростках добра. А вы уверены,что они прорастут в Леньке, который получил такое воспитание: (цитата стр. 66) Ленька скажет: (цитата стр. 42)

Отсюда можно сделать вывод, что критерий наших оппонентов несостоятелен, в ответ на него мы выводим свой: «Герой – одиночка обречен на поражение» и подкрепляем его аргументом:

Общество, боясь, раскрытие своих пороков, не поддерживает героя своего времени».

Заключительная речь команды утверждения

«Существует такая легенда – о птице, что поет лишь один раз за всю жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается на небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания»…. Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»

Люди, подобные такой птице и являются темой нашего обсуждения. Они наполняют жизнь чем – то неповторимым, незабываемым. Они подобны падающим звездам, их жизнь, как правило, коротка, но тот свет, который они несут, зачастую ослепляет, делает их неповторимыми. Эти люди фанатики своих идей, как правило, сильные и мужественные люди. Волевые, целеустремленные и героические. Общество не принимает их, опасаясь за свои устои; эти люди – новаторы, прогрессисты, начинатели; но, я считаю, что именно этими людьми существование человечества превращается в жизнь. Они сеют ростки добра, и это дает результаты. Примеры: Иисус Христос, пророк Магомет, люди всю жизнь подвергавшиеся гонениям и испытаниям, унижениям и мукам, оскорблениям и страданиям, люди которых безнаказанно и жестоко убили.

Но ростки их веры сегодня превратились в 2 – е первые мировые религии. Они борются за справедливость и счастье, за свободу и равенство всех людей. Они – искатели истины; А правду и истину всегда подвергали гонениям. Но не смотря на все мнения, лишь истина всегда жива. Лишь выстраданная правда может быть правдой.

Общество никогда не отличалось желанием увидеть и признать свои ошибки, и соответственно, правдолюбцы становились изгоями. Но такие люди всегда были, есть и будут. Они необходимы для уравновешивания добра и зла, для беспрерывной борьбы лжи и правды, какой бы горькой она не была. Авдий Каллистратов представляет собой одного из таких уникальных людей: бесстрашных и стойких. Необходимых обществу лишь для того, чтобы само общество не изжило себя! Такие люди погибают во имя спасения многих других людей, они, и только они – настоящие войны.


Итак, давайте поблагодарим наших дебатеров, а теперь ваше мнение.

- Можно ли Авдия отнести к сильным натурам?

- Его смерть это победа или поражение?

- Что же нужно, чтобы все же и один стал воином в нашем обществе?

- Заметьте, что мы не пришли к одному общему мнению, автор не дает нам определенной догмы. Если Авдий сильная натура, то почему он так тщедушен внешне в отличие от своих предшественников (Чацкого, Онегина, Базарова), почему мы чувствуем некоторую досаду за него, за его детскую наивность, но это и не слабая натура, он не ушел от компании Гришана, он не отрекся от своего Бога, несмотря на жестокие избиения Кандаловцами.

Его смерть на первый взгляд – поражение, безнаказанным останется Хунта, несчастными останутся Варвара и Инга, почувствуют облегчение сотрудники редакции…. Но автор смертью Авдия делает удар из пушки с дальнобойным прицелом, этот удар должен откликнуться в душах читателей, которые остановятся и содрогнуться, что в нашем высоко цивилизованном мире самое ценное – человеческая жизнь – может так обесцениться.В ком – то появится страх за себя, в ком – то нестерпимая жгучая душу жалость, и в ком – то желание помочь такому воину на поле битвы, но равнодушных не должно остаться, потому что самое страшное на свете это равнодушные люди, это с их равнодушного молчания совершаются все преступления на Земле.

Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждения «Один в поле воин?»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Один в поле воин?" (по роману Ч.Айтматова "Плаха")

Автор: Малыхина Флюра Ахматовна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198205


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства