Урок чтения в 3-м классе по литературной сказке К.Г. Паустовского» Растрепанный воробей»
Цели урока:
- Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.
- Познакомить с биографией К. Г. Паустовского
- Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
- Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
- Учить эмоциональному восприятию текста.
Средства обучения: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.Н. Головановой, «Родная речь»; балет «Золушка» С.С. Прокофьева, презентация ((см. приложение).
Методические приемы: слово учителя, беседа, выборочное чтение.
Ход урока
I. Организация учащихся на работу.
Учащиеся входят под музыку из балета «Золушка» С. С. Прокофьева
- Мы начинаем урок под этот вальс из балета «Золушка» С. С. Прокофьева, а в конце урока вы сами скажите, почему.
II. Сообщение темы и целей урока
В классе на доске развешаны рисунки, на которых изображены воробьи.
- Как вы думаете, зачем они к нам прилетели?
- Как вы думаете, о чем они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)
- Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм)
- Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?
- Ребята, один из воробьев поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой сказки К. Г. Паустовского, а как она называется, догадайтесь сами:
На доске: «нпаврорастрепанный смворобейшнгой»
- Верно, это сказка «Растрепанный воробей». (Лишние буквы убираются)
Мы сегодня на уроке, будем учиться правильному и осознанному чтению, учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.
III. Речевая разминка
1. Мимические упражнения
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке.
Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья.
Изобразить: вы пожалели воробья.
2.«Разомнем язычок»
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы и произносить слоги:
«Ам-ам-ам-ам-ам».
Птенчики ждут пищу.
Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища!
Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
Дятел
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд тдд-тдд».
3. «Произнеси верно»
Игра «Кто быстрее?». Замени первый звук на звук [р]
дом — ром
хобот —.
пугать —.
мычать —.
кот —.
мак —.
танец —.
высь —.
нога —.
пыжик —.
козы —.
мука —
- Дайте характеристику звуку [р] (Согласный, звонкий,есть мягкая пара)
4.«Учимся скороговорить!» (проговаривание скороговорок)
Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!
- читают про себя;
- читают хором;
- читают парами.
IV. Проверка домашнего задания
- Молодцы, ребята, воробьям понравилось!
Но одного воробья нужно помочь вернуть в сказку!
- Кто лучше всех будет работать, то и выберет сказочного воробья!
- Что делали дома? (читали сказку)
- Понравилась ли вам сказка?
- Чем именно?
- Что в этом произведении показалось необычным, удивительным и смешным?
- Кто герои сказки?
Мама
Маша
Папа
Ворона
Милиционер
Петровна
Пашка
- Какие чувства они у вас вызвали?
доброта
забота
нежность
любовь
грусть
отзывчивость
счастье
ответственность
стремление помочь
- Что значит любить?
(Осчастливить другого).
- Молодцы! (Кто-либо из ребят выбирает воробья и помещает под название сказки)
Физминутка
- Давайте поможем воробью проснуться от своего волшебного сна.
Ворбышек спит
(Дети опустили голову на грудь и расслабились).
Воробышек проснулся
(Дети подняли голову, повернули вправо – влево).
V. Знакомство с биографией К. Г. Паустовского
- Кто же главный герой сказки? (воробей Пашка)
- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту сказку?
(Он способен подарить чудо)
Доклад учащегося
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.
Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Тёплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».
Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки.
Учитель: На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.
VI. Словарная работа
Приложение
Читают первое словосочетание с доски, затем по словарику в учебнике (с.216) находят значение этого слова