воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе.
метапредметная- посмотреть на природу с точки зрения науки и искусства, выяснить, что же такое природа- храм или мастерская, и какова роль в ней человека, применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях человека и природа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Оборудование: стихотворения Пушкина Лермонтова, Тютчева и Фета, презентация, видеоролики, детские презентации, подготовленные в качестве домашнего задания.
Природа. Как часто мы произносим это слово. Но всегда ли мы задумываемся, что означает оно, что стоит за ним
-Давайте обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева "Не то, что мните вы, природа."
Какова основная мысль этого стихотворения? Как вы понимаете первое четверостишие стихотворения? Что это правда или философское размышление о природе?
2.Просмотр видеоклипа.
- Давайте обратимся к просмотру видеоклипа.
- Как вы поняли основную мысль этого ролика?
-Сможет ли живая клетка продолжать существовать вместе с человеком, как вы думаете?
3.Прогнозирование темы урока
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока ? Какие у вас есть предположения?
Тема нашего урока " Природа- это храм или мастерская, и человек в ней.
-Что такое храм?
-Что такое мастерская?
И сегодня на уроке нам предстоит выяснить роль человека в жизни природы. Предположим, что природа - храм. Тогда почему человек, входя в него,
разрушает строение, если же это мастерская, то как объяснить тот факт, что ею
восхищались поэты, художники, музыканты, которые не только любовались
природой, воспевали ее, запечатлевали на своих полотнах, но еще умели
слушать, а самое главное - слышать ее.
Формулирование цели урока:
-Давайте подумаем над тем, как человек относится к природе как храму или мастерской?
2 Стадия осмысления.
1) Проблемный вопрос:
-Давайте прослушаем стихотворение С.Смирнова и подумаем над вопросом: согласны ли вы с точкой зрения С.Смирнова на природу? Почему?
2)Представление мини проектов.
А теперь давайте посмотрим на природу с другой точки зрения, и в этом нам помогут разобраться ваши проекты.
При подготовки к уроку вы были разделены на группы, где каждая группа готовила свое задание.
Представление мини проектов.
1группа: природа с точки зрения биологии.
2 группа: природа с точки зрения географии.
3 группа: природа с точки зрения живописи.
4 группа: природа с точки зрения литературы.
-Скажите, пожалуйста, как искусство, литература и наука смотрят на природу? Что для них природа: храм или мастерская?
3)Каждой группе предложено стихотворение, мне хотелось бы, чтобы вы посмотрели на эти стихи с точки зрения проблемных вопросов. Лингвостилистический анализ этих стихов вы уже делали.
1 группа.
Александр Сергеевич Пушкин
Зимнее утро.
2 группа.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Когда волнуется желтеющая нива.
3 группа
Федор Иванович Тютчев
Есть в осени первоначальной.
4 группа.
Афанасий Афанасьевич Фет
ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
4.)Проблемные вопросы группам по стихотворениям, которые они анализировали дома:
1 группа: Что привлекало поэта в русской природе?
2 группа: Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию?
3 группа: Какую еще роль играет природа в жизни человека?
4 группа: Какое чувство неразрывно связано с восхищением красотой природы?
5)Посмотрите на подборку картин с изображением пейзажа, скажите:
-Что общего и чем отличается изображение природы у художников и поэтов?( Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами)
6) Работа с эпиграфом.
7)Обобщение по теме урока и выводы учащихся по основной проблеме урока.
-Что для нас природа? Как необходимо к ней относиться: как к храму или как к мастерской?
3.Рефлексия.
Русская природа в изображении наших поэтов – очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия. Но эти открытия может совершить только добрый, целеустремлённый, чуткий и внимательный человек. Постарайтесь быть именно такими, ребята!
-А теперь оцените свою деятельность на уроке.
Задание : На листочках, которые лежат у вас на столах, допишите начатые предложения.
Уходя, хочу сказать, что сегодняшний урок______________
воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе.
метапредметная- посмотреть на природу с точки зрения науки и искусства, выяснить, что же такое природа- храм или мастерская, и какова роль в ней человека, применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях человека и природа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Оборудование: стихотворения Пушкина Лермонтова, Тютчева и Фета, презентация, видеоролики, детские презентации, подготовленные в качестве домашнего задания.
Природа. Как часто мы произносим это слово. Но всегда ли мы задумываемся, что означает оно, что стоит за ним. Всегда ли мы умеем видеть, услышать и понять её, которая необычайно хороша и своими дождями, и нежными серебристыми снегами, и яркими резными листьями, и маленькими ручейками тающей воды. Зачастую мы на это просто не обращаем внимания. А ведь это просто необходимо.
-Давайте обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева "Не то, что мните вы, природа..."
Какова основная мысль этого стихотворения? Как вы понимаете первое четверостишие стихотворения? Что это правда или философское размышление о природе?
Тютчев Федор
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
(Тютчев был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы.
Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа - «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы. )
2.Просмотр видеоклипа.
- Давайте обратимся к просмотру видеоклипа.
- Как вы поняли основную мысль этого ролика? (Суть заключается в том,что человек и природа не отделимы друг от друга. Природа нас окружает, вдохновляет, учит любить и ценить красоту. А человек- это часть природы.) С момента появления человека и по сегодняшний день взаимоотношения человека и природы резко изменились. Будучи частью биосферы и ее продуктом, человек стал источником ее разрушения.
-Сможет ли живая клетка продолжать существовать вместе с человеком, как вы думаете?
3.Прогнозирование темы урока
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока ? Какие у вас есть предположения? ( О красоте природы и роли человека в ее судьбе)
Тема нашего урока " Природа- это храм или мастерская, и человек в ней...
-Что такое храм?
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ХРАМ"
храм м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких духовных ценностей.
-Как вы понимаете слово "мастерская"?
MACTEPCKAЯ, -ой, ж. 1. Небольшое производственное или ремонтное предприятие, а также (мн.) промышленное ремонтное предприятие. М. ремесленника. Столярная, сапожная м. Авторемонтные мастерские. 2. Помещение, в к-ром работает живописец или скульптор. М. художника. 3. Часть цеха. Инструментальная м.
И сегодня на уроке нам предстоит выяснить роль человека в жизни природы. Предположим, что природа - храм. Тогда почему человек, входя в него, разрушает строение, если же это мастерская, то как объяснить тот факт, что ею восхищались поэты, художники, музыканты, которые не только любовались природой, воспевали ее, запечатлевали на своих полотнах, но еще умели слушать, а самое главное - слышать ее.
Формулирование цели урока:
-Давайте подумаем над тем, как человек относится к природе как храму или мастерской?
2 Стадия осмысления.
1) Проблемный вопрос:
-Давайте прослушаем стихотворение С.Смирнова и подумаем над вопросом: согласны ли вы с точкой зрения С.Смирнова на природу? Почему?
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм. С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь! Она нам не жалеет ничего Даря свои бесценные дары, И требует взамен лишь одного: Чтоб люди были к ней добры.
( Природа - храм, святое и человек должен относиться к ней трепетно, чутко.)
2)Представление мини проектов.
А теперь давайте посмотрим на природу с другой точки зрения, и в этом нам помогут разобраться ваши проекты.
При подготовки к уроку вы были разделены на группы, где каждая группа готовила свое задание.
Представление мини проектов.
1группа: природа с точки зрения биологии. (Биология — это комплекс наук о живой природе, который изучает строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой.
Биология — комплекс наук о живой природе, изучающий все проявления жизни.
В настоящее время в состав биологии включают ботанику (растения), зоологию (животные), микробиологию (микроорганизмы), микологию (грибы), систематику, биохимию (химический состав живой материи и химические процессы в ней), цитологию (клетка), гистологию (ткани), анатомию (внутреннее строение), физиологию (процессы жизнедеятельности), эмбриологию (индивидуальное развитие), этологию (поведение), генетику (наследственность и изменчивость), селекцию (выведение организмов с нужными человеку свойствами), биотехнологию (использование живых организмов и биологических процессов в производстве), эволюционное учение (историческое развитие органического мира), палеонтологию (ископаемые останки), антропологию (историческое развитие человека как биологического вида), экологию (популяции, сообщества, биогеоценозы и биосфера). Развитие представлений об окружающей среде привело к возникновению такой науки, как экология, и формулировке учения о биосфере как о сложной многокомпонентной планетарной системе, что в конечном итоге позволяет хотя бы в небольшой степени уменьшить негативные последствия хозяйственной деятельности человека.
2 группа: природа с точки зрения географии.( География - это наука о строении внешнем и внутреннем строении земли, о вулканах и горообразовании, о народах мира, река, материках, проливах, истоках, Бассейнах, короче говоря о Биосфере, о Гидросфере, о Литосфере География - одна из древнейших наук. В переводе с греческого гео означает "земля", графо - "пишу". Следовательно, слово "география" - это "описание Земли". С момента своего возникновения география занималась изучением поверхности нашей планеты. С этой целью в дальние странствия снаряжались экспедиции и совершались кругосветные плавания. Путешественники и мореплаватели, побывавшие в них, рассказывали об увиденном - о природе других стран, о народах, живущих там, и об их занятиях. Потребовались тысячелетия, прежде чем были открыты и описаны все материки и океаны Земли. Потому на протяжение столь длительного времени география представляла собой целостную науку о природе Земле, населении и его хозяйственной деятельности.
В современной географии выделяются две основные отрасли: физическая география и экономическая.
Физическая география представляет собой систему наук, изучающих географическую оболочку Земли. Ее главная задача-исследовать особенности географической оболочки (литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу) и выявить взаимосвязи между различными природными явлениями на земной поверхности.
Экономическая география занимается изучением населения и его хозяйство. Еще древнегреческие ученые Геродот и Страбон при описании стран отмечали, какие народы там живут, чем занимаются, что производят, что торгуют.
Физическая география делится на общую и региональную. Общая физическая география изучает процессы, явления и закономерности природы, характерные для всего земного шара. Региональная физическая география рассматривает природу Земли по отдельным территориям (материкам, частям материков, странам).
)
3 группа: природа с точки зрения живописи.( Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой.)
4 группа: природа с точки зрения литературы.
-Скажите, пожалуйста, как искусство, литература и наука смотрят на природу? Что для них природа: храм или мастерская?
3)Каждой группе предложено стихотворение, мне хотелось бы, чтобы вы посмотрели на эти стихи с точки зрения проблемных вопросов. Лингвостилистический анализ этих стихов вы уже делали...
1 группа.
Александр Сергеевич Пушкин
Зимнее утро.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
2 группа.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Когда волнуется желтеющая нива...
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
3 группа
Федор Иванович Тютчев
Есть в осени первоначальной...
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
4 группа.
Афанасий Афанасьевич Фет
ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
.-
4.)Проблемные вопросы группам по стихотворениям, которые они анализировали дома:
1 группа: Что привлекало поэта в русской природе?
(Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.)
2 группа: Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию?
(Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.)
3 группа: Какую еще роль играет природа в жизни человека?
(Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.)
4 группа: Какое чувство неразрывно связано с восхищением красотой природы?
5)Посмотрите на подборку картин с изображением пейзажа, скажите:
-Что общего и чем отличается изображение природы у художников и поэтов?( Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами)
6) Работа с эпиграфом.
А теперь давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам одного литературного героя, к Евгению Васильевичу Базарову – , студенту-медику, «нигилисту». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом, он провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а вместе с ними и всех основ человеческой жизни, не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни, согласны ли вы с его словами? Почему?
7)Обобщение по теме урока и выводы учащихся по основной проблеме урока.
-Что для нас природа? Как необходимо к ней относиться: как к храму или как к мастерской? (Обсуждая вместе с учениками эти вопросы, учитель постепенно подводит их к выводам о рациональном использовании природных ресурсов).
3.Рефлексия.
Русская природа в изображении наших поэтов – очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия. Но эти открытия может совершить только добрый, целеустремлённый, чуткий и внимательный человек. Постарайтесь быть именно такими, ребята!
-А теперь оцените свою деятельность на уроке.
Задание :На листочках, которые лежат у вас на столах, допишите начатые предложения.
Уходя, хочу сказать, что сегодняшний урок______________
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(176) "Презентация для урока по литературе на тему: "Природа- это храм или мастерская, и человек в ней...""
["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-priroda-eto-khram-ili-mastierskaia-i-chieloviek-v-niei"
["file_id"] => string(6) "305132"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1457876624"
}
}