kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа в творчестве Б.Л. Пастернака. Стихотворение "Золотая осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе с элементами литературного краеведения. Цели урока: познакомить учащихся с фрагментами биографии Б.Л.Пастернака, пробудить интерес к его поэзии; ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха, подчеркнуть его музыкальность и выразительность; помочь вызвать зрительные образы, понять настроение, чувства поэта.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа в творчестве Б.Л. Пастернака. Стихотворение "Золотая осень" »

1.Урок «Природа в поэзии Бориса Леонидовича Пастернака. Стихотворение «Золотая осень».



Цели урока: познакомить учащихся с фрагментами биографии Б.Л.Пастернака, пробудить интерес к его поэзии; ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха, подчеркнуть его музыкальность и выразительность; помочь вызвать зрительные образы, понять настроение, чувства поэта.



Задачи урока:

1. Образовательные: помочь учащимся увидеть индивидуальность поэта через художественные особенности его стихотворений; учить понимать язык поэзии; учить выражать свои мысли; отрабатывать навыки выразительного чтения, умения сравнивать, обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивающие: развивать память, речь, мышление; учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта, художника, композитора; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, развивать умение высказывать и аргументировать своё мнение, прививать интерес к творчеству Б.Л.Пастернака.

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к русской литературе и родному языку; используя элементы литературного краеведения, воспитывать любовь к родному краю, гордость за него; воспитывать стремление к совершенствованию устной и письменной речи.



Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, аналитическая беседа.



Оборудование: тексты стихотворений, учебники, тетради, ручки учащихся, магнитофон, магнитная доска.



Оформление кабинета: выставка книг, журналов; иллюстрации; портрет Б.Л.Пастернака.



Оформление доски: тема урока; эпиграф; слова: чертог, каталог, флигеля; названия пяти стихотворений: «Любка», «Ландыши», «Сирень», «Пространство», «Приближение грозы»; текст стихотворения «Золотая осень».


Эпиграф: «Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты».



Ход урока

1. Организационный момент: проверка наличия на партах дневников, учебников, тетрадей, ручек.

2. Речевая разминка (текст записан на доске):

Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются – там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А.К.Толстой)

- Читает учитель.

- Учащиеся читают шёпотом.

- Читают с вопросительной интонацией.

- С интонацией восхищения.

- «Птичьим базаром».



3. Знакомство с поэтом.

Ребята! Мы продолжаем перелистывать «Поэтическую тетрадь», и сегодня я приглашаю вас в прекрасный мир поэзии Бориса Леонидовича Пастернака, в волшебный мир его стихотворений о природе.

- Пожалуйста, запишите в тетрадь тему урока. Обратите внимание на портрет. Художник Юрий Анненков, нарисовавший замечательный карандашный портрет поэта, вспоминал: «Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый, мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос…». Б.Л.Пастернак – поэт, прозаик, переводчик. Родился и вырос в атмосфере искусства: отец был известным художником-иллюстратором, мать – профессиональной пианисткой. Борис начал заниматься литературой в 22 года, успев к этому времени попробовать силы в сочинении музыки. В доме Пастернаков бывали многие знаменитые литераторы, музыканты, художники: Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (который одобрял занятия музыкой Бориса), Михаил Врубель и другие. Будущий поэт получил университетское образование. Опубликовано несколько сборников стихов Б.Л.Пастернака, роман в стихах, две поэмы. Наряду со стихами он писал и прозу: повесть «Детство Люверс», книги воспоминаний. За роман «Доктор Живаго» Б.Пастернак был награждён Нобелевской премией. Б.Л.Пастернак – один из лучших поэтов России. Его творчество – памятник бурной эпохе нашей истории и вместе с тем оно является одной из вершин мировой поэзии.



4. Физкультминутка.

Попишите, почитайте, поднимитесь, пошагайте, покричите, помолчите, пошуршите, постучите, помашите, потянитесь, поморгайте, улыбнитесь, посидите, пошепчите, успокойтесь, подремлите… А теперь все поднимайтесь и за дело принимайтесь.



5. Работа над стихотворением «Золотая осень».

Друзья! Любовь к поэзии у Б.Л.Пастернака неразрывно связана с любовью к родной природе. Не случайно эпиграфом к нашему уроку стали слова самого поэта (учитель читает отрывок из стихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути»). Поэт испытывает чуть ли не религиозное удивление перед « божьим миром». Так любил называть Пастернак кипящую вокруг него жизнь – именно «божий мир».

Давайте почитаем одно из лучших его стихотворений о природе «Золотая осень». Сначала читает учитель. Затем ученики читают шёпотом.

Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин: залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин в позолоте небывалой.

Липы обруч золотой – как венец на новобрачной.

Лик берёзы – под фатой подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля под листвой в канавах, ямах.

В жёлтых клёнах флигеля, словно в золочёных рамах.

Где деревья в сентябре на заре стоят попарно,

И закат на их коре оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог перелистывает стужа.

После чтения – пауза.

- Правда, чудесно?! Вам понравилось?



* Словарно-орфографическая работа.

- Объясните значение слов:

чертог (устаревшее, высокопарное) – пышное, великолепное помещение, дворец, царские чертоги;

каталог – составленный в определённом порядке перечень каких-нибудь предметов, явлений;

флигель – отдельный дом во дворе большого здания.

- Возможно, какие-то ещё слова вам непонятны?

* Работа над содержанием стихотворения.

- С чем сравнивает поэт осенний лес? (чертог, залы, выставка картин).

- Какие краски использовал поэт? (позолота, золотой, жёлтый, вишнёвый, янтарный).

- Что мы «услышали» в осеннем лесу? («Бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный»).

- Прочитайте так, чтобы мы услышали шелест.

- Перечитайте стихотворение и выберите картину, которая лучше всего представилась вам. Прочитайте этот отрывок.

- А теперь читаем это стихотворение целиком (учащиеся читают вслух).

- Ребята, вспомните ещё одно стихотворение, которое мы с вами читали, где осенний лес сравнивается с теремом. Да, это стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»: «И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».



* Работа над репродукцией картины Виктора Борисова –Мусатова «Золотая осень» в учебнике.

- Мы с вами говорили, что поэт, писатель создаёт художественный образ словом, а художник? Правильно – картинами! Авторы вашего учебника не случайно именно здесь, под стихотворением Бориса Пастернака «Золотая осень», поместили эту картину.

- Прочитайте, как она называется? Почему? Да, молодцы! Автор её – Виктор Борисов-Мусатов, выдающийся русский художник.

- Какие строчки стихотворения Бориса Леонидовича можно посвятить этой картине?

Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин: залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин в позолоте небывалой.

- Замечательно! Мы ещё раз убедились, как художественная литература (поэзия) связана с живописью. А с музыкой? Послушайте отрывок из произведения Петра Ильича Чайковского «Времена года» - «Октябрь».

- Какие образы создал композитор?



6. Словесное рисование.

Ещё одно великолепное стихотворение о природе – «Июль».

- Закройте глаза и произнесите это слово вслух, « выпевая» каждый звук: и ю л ь. Какие ассоциации и слова возникают?

Словесное рисование: июль…жара…цветы…деревья…горячее солнце…река…море…птички…

- А вот как об июле пишет Борис Пастернак. Учитель читает стихотворение «Июль».

По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати, мешается во все дела,

В халате крадется к кровати, срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши, вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей, взвивается до потолка.

Кто этот баловник – невежа и этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий, наш летний дачник – отпускник.

На весь его недолгий роздых мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух снял комнаты у нас внаём.

Июль, таскающий в одёже пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий, всё громко говорящий вслух.

Степной нечёсаный растрёпа, пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа, июльский воздух луговой.

- А сейчас это стихотворение прочитают сами ребята.



7. Но более всего берут за душу стихи, в которых Б.Л.Пастернак изображает природу близ Москвы. Он навечно подарил нам своих стрижей, грозы, запах ландышей и сосен.

Учитель читает стихотворение «Любка».

Недавно этой просекой лесной прошёлся дождь, как землемер и метчик.

Лист ландыша отяжелён блесной, вода забилась в уши царских свечек.

Взлелеяны холодным сосняком, они росой оттягивают мочки,

Не любят дня, растут особняком и даже запах льют поодиночке.

Когда на дачах пьют вечерний чай, туман вздувает паруса комарьи,

И ночь, гитарой брякнув невзначай, молочной мглой стоит в иван-да-марье,

Тогда ночной фиалкой пахнет всё: лета и лица. Мысли. Каждый случай,

Который в прошлом может быть спасён и в будущем из рук судьбы получен.

- Это стихотворение Борис Леонидович написал в 1927 году, летом, когда он с семьёй жил в деревне Мутовки недалеко от Хотькова. В то лето он написал ещё четыре стихотворения: «Сирень», «Пространство», «Ландыши», «Приближение грозы».

«Три с половиной месяца провёл я в прекрасной местности…» - отмечал поэт в одном из писем.

Мы обязательно сходим посмотреть на этот крестьянский дом, который снимала на лето семья Б.Л.Пастернака.



8. Заключительное слово учителя.

Запас поэтической энергии Бориса Леонидовича так велик, что, прочитав его стихи, уже невозможно смотреть на мир так, как смотрел до этого, понимать мир, как понимал до него. Мне кажется, нельзя читать эти стихотворения молча, нужно обязательно их слышать. Отношение Пастернака к природе помогает понять его отношение к России. Это та же природа, «живое чудо», без которого существование немыслимо.



9. Итоги урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака?

- Какие стихотворения вам понравились?



10. Домашнее задание дифференцированное.

- Выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения «Золотая осень».

- Нарисовать иллюстрацию к нему (по желанию).

- Попробовать сочинить стихотворение (по желанию).



11. Оценки за урок.

- Всем спасибо за творческий подход и активность на уроке!















Министерство образования Московской области Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Хотьковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида Московской области





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

______________ С.М. Ильин





Открытый урок

«Природа в поэзии Б.Л.Пастернака. Стихотворение «Золотая осень».











Учитель русского языка и литературы Грошева С.Г.











09.03.2011 г.





Самоанализ открытого урока «Природа в поэзии Б.Л.Пастернака. Стихотворение «Золотая осень».


Общие сведения.

5А класс. По списку 10 человек. Присутствовало 10: 3 девочки, 7 мальчиков. Успеваемость: отличников нет, 3 хорошиста. Урок проводился 09.03.2011 г.


Тип урока: изучение нового материала.


Цели и задачи урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л.Пастернака; учить понимать язык поэзии, учить детей выражать свои мысли; отрабатывать навыки выразительного чтения, умения сравнивать; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.


Оборудование: магнитофон, магнитная доска, выставка книг, журналов; иллюстрации, портрет Б.Л.Пастернака.


Содержание урока.

Урок соответствует содержанию программы, календарно-тематическому планированию (один урок по теме), а также поставленным целям и задачам.

На уроке формировались следующие умения и навыки: учебно-информационные (работа с учебником), учебно-логические (выделять главное, высказывать суждения, подтверждать их фактами), учебно-коммуникативные (слушать друг друга, участвовать в учебном диалоге).

Закреплялись умения и навыки правильно оформлять тетрадь по литературе, выделять главное, обобщать, подытоживать информацию, задавать уточняющие вопросы.

Урок связан с уроками истории России (биография Б.Л.Пастернака), музыки (П.И.Чайковский «Времена года»), изобразительного искусства (репродукция картины В.Борисова-Мусатова «Золотая осень»; домашнее задание – иллюстрации к стихотворению), русского языка (словарная работа), развития речи (пятиминутка, речевая разминка).


Тип и структура урока.

Тип урока – изучение нового материала – целесообразен для данного урока (один урок в разделе «Из русской литературы XX века»).

Этапы урока последовательно и логически связаны друг с другом, соответствуют его целям, задачам и содержанию.

Структура урока соответствует его типу и форме.

Итог урока совмещён с рефлексией.


Реализация основных принципов обучения, виды учебной деятельности и учебной мотивации.

На уроке реализованы основные принципы обучения (научность, связь с жизнью, доступность, наглядность, систематичность и последовательность, речевая коррекция и развитие учащихся); виды учебной деятельности (познавательная – беседа, самостоятельный анализ языкового материала, индивидуализация, дифференцированное домашнее задание); учебная мотивация (получение и применение новых знаний).




Технологии, методы и приёмы обучения.

На уроке использованы следующие технологии: традиционное обучение, активное обучение, технологии уровневой дифференциации, репродуктивные педагогические технологии, продуктивный вариант обучения, репродуктивно-продуктивные технологии.

В ходе урока использовались методы: проблемного изложения, репродуктивно-продуктивные методы для усвоения новых знаний (речевая разминка, словарная работа, работа с учебником, беседа по содержанию стихотворения), метод творческого чтения.

Активизации познавательной деятельности учащихся способствовали приёмы: выразительное чтение учителя, слово учителя, беседа; постановка художественной, эстетической проблемы.


Форма организации учебной деятельности.

На разных этапах урока осуществлялась постановка целей: учебных (работа в тетрадях), коррекционно-развивающих (речевая разминка, словарная работа), воспитательных (литературное краеведение, беседа).

Использовались индивидуальные, коллективные формы организации учебной деятельности учащихся.

На уроке применялись виды учебной деятельности учащихся: слушание художественного чтения, рассматривание репродукции, ответы на поставленные вопросы и т.д.

Контроль над деятельностью учащихся осуществлялся при помощи вопросов – ответов, визуально.

Оценка знаний и умений обучающихся производилась в ходе урока.

Итог урока совмещён с рефлексией.


Общие результаты урока.

План урока выполнен полностью.

Образовательная, коррекционно-развивающая и воспитательная цели реализованы в полном объёме.

Усвоение знаний учащихся находится на среднем уровне, способы деятельности учащихся – на высоком уровне.

Общая оценка результатов урока – хорошо.

Для улучшения качества уроков необходимо наладить в классе строгую дисциплину.


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природа в творчестве Б.Л. Пастернака. Стихотворение "Золотая осень"

Автор: Грошева Светлана Георгиевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по литературному чтению. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-boris-lieonidovich-pastiernak-zolotaia-osien"
    ["file_id"] => string(6) "239682"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444838378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Природа и мир человека-главные темы лирики" Б.Л. Пастернак"
    ["seo_title"] => string(63) "priroda_i_mir_chielovieka_ghlavnyie_tiemy_liriki_b_l_pastiernak"
    ["file_id"] => string(6) "396692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488302350"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Поэтика стихотворений Сергея Есенина"
    ["seo_title"] => string(44) "poetika-stikhotvorienii-sierghieia-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "266152"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450102272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебное занятие по русскому языку "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403624803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства