kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание корней с чередованием гласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ

Правописание корней с чередованием гласных

                            Тема:

Правописание корней –раст – ращ - рос.

Цели:

 Обучающая: повторить правописание корней -кас-кос;

 познакомить с правописанием корней –раст-ращ-рос.

Развивающая:  развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающая: воспитание интереса к русскому языку.

                                          ПЛАН УРОКА:

1.Лирическое отступление: чтение стихотворения С.Вишневского «Марийский край».

2. Синтаксический разбор предложения (из этого стихотворения).

3. Словарная работа: ПОЛИКЛИНИКА, ЭМБЛЕМА (работа с толковым словарем).

4. Повторение по теме «Правописание корней –кас-кос-».

5. Работа над новой темой «Правописание корней –раст-ращ-рос-«.

6. Работа с учебником.

7. Домашняя работа.

8. Работа с карточками .

9. Тест.

 

ХОД УРОКА

1. Лирическое отступление:

Учитель: Сегодня мне хочется начать урок с прекрасного стихотворения С.Вишневского «Марийский край».

Ученик читает у доски стихотворение.  Марийский край.  С.Вишневский.

2. Синтаксический разбор:

Мы трудимся, и солнечный навеки Марийский край наш строится, цветет. 3. Словарная работа.

 На доске слова : ПОЛИКЛИНИКА, ЭМБЛЕМА.

4 .Повторение:

Фронтальный опрос:

ВЫВОД. В конях – кас-кос-  гласная –а- пишется, если после корня есть суффикс –а-, гласная –о- пишется, если суффикса –а- нет.

5. Работа над новой темой.

На доске написаны слова: выросли, вырастали, выращенный.

Учитель: Ребята, прочитайте слова и скажите, что общего и чем они отличаются?

ВЫВОД.   Теория: стр.                        

 6. Работа с учебником .

7. Домашняя работа: Упражнение 570.

8. Работа с карточками.

9. Работа с тестами (выполняют самостоятельно с последующей проверкой).

  Итог урока, оценки, вывод.

                                                               Тест

1 вариант

Р.сток, р.стение, выр.сли, подр.стают, Р.стов, р.стовщик, ср.слись, возр.стной, ср.щение, отр.сль, к.саться, к.снулся, прик.сновение, к.сы, к.сание, к.сить, к.сой.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с чередованием гласных »

Муниципальное образовательное учреждение средней (полной)

образовательной школы №10 г. Волжска Республики Марий Эл









ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ







Правописание корней с чередованием гласных









ВЫПОЛНИЛА

учитель русского

языка

и литературы

Петрова М.С.





г. Волжск

05.03.2013

Тема:

Правописание корней –раст – ращ - рос.

Цели:

Обучающая: повторить правописание корней -кас-кос;

познакомить с правописанием корней –раст-ращ-рос.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающая: воспитание интереса к русскому языку.



ПЛАН УРОКА:



1. Лирическое отступление: чтение стихотворения С.Вишневского «Марийский край».

2. Синтаксический разбор предложения (из этого стихотворения).

3. Словарная работа: ПОЛИКЛИНИКА, ЭМБЛЕМА (работа с толковым словарем).

4. Повторение по теме «Правописание корней –кас-кос-».

5. Работа над новой темой «Правописание корней –раст-ращ-рос-«.

6. Работа с учебником.

7. Домашняя работа.

8. Работа с карточками .

9. Тест.



ХОД УРОКА

1. Лирическое отступление:

Учитель: Сегодня мне хочется начать урок с прекрасного стихотворения С.Вишневского «Марийский край».

Ученик читает у доски стихотворение.



Марийский край



Марийский край родной, на карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах, мой край Марийский милый,

Ты – как цветок прекрасен, юн и чист.

Зеленым эхом лес наполнен утром.

Луга вздымают бархат росных трав.

В моем краю, приветливом и мудром

Восходит солнце, мир теплом обдав.

Летят лучи стремительно, как реки,

Туман белесый тает, словно лед…

Мы трудимся, и солнечный навеки

Марийский край наш строится, цветет.

С.Вишневский.





2. Синтаксический разбор:

Учитель: Дети записываем в тетрадь число, тему и последнее предложение из этого стихотворения. (Один ученик разбирает на доске).

Мы трудимся, и солнечный навеки Марийский край наш строится, цветет. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, ССП: 1предложение - простое, двусоставное, нераспространенное; 2 предложение – простое, двусоставное, распространенное, с перечислением однородных сказуемых).

3. Словарная работа.

На доске слова : ПОЛИКЛИНИКА, ЭМБЛЕМА.

Учитель: Ребята, кто знает лексическое значение этих слов? (Находим в толковом словаре лексическое значение слов. Записываем в тетрадь. Находим орфограммы, подчеркиваем, запоминаем).

4 .Повторение:

Фронтальный опрос:

-Что мы изучали на прошлом уроке?

- Когда в корнях –кос-кас- пишется гласная - О, а когда - гласная -А?

На доске задание, один ученик выполняет.

КОСНУТЬСЯ ВОДЫ, НЕЖНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ, ЭТО КАСАЕТСЯ КАЖДОГО, КРАСИВАЯ КОСА, ИГРА В ОДНО КАСАНИЕ, ВЕТКА КОСНУЛАСЬ ЛИЦА, ДОМ ПОКОСИЛСЯ, КОСИТЬ ТРАВУ, КОСОЛАПЫЙ МИШКА, КОСОЙ ДОЖДЬ, ПРОВЕСТИ КАСАТЕЛЬНУЮ.

ВЫВОД. В конях – кас-кос- гласная –а- пишется, если после корня есть суффикс –а-, гласная –о- пишется, если суффикса –а- нет.

5. Работа над новой темой.

На доске написаны слова: выросли, вырастали, выращенный.

Учитель: Ребята, прочитайте слова и скажите, что общего и чем они отличаются?

(Общее: обозначают действие, прош. время).

(Различие: правописание корней).

- Эти слова как-то связаны с нашей темой?

- О чем мы сегодня на уроке будем говорить?



ВЫВОД. Теория: стр.

6. Работа с учебником .

Выполнить упражнение 575 (один ученик выполняют на доске).

ВЫВОД: в корнях –раст-ращ- перед –ст-щ- пишется гласная –а-, а перед –с- пишется гласная –о-. Слова исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль.

7. Домашняя работа:

Упражнение 570.

8. Работа с карточками.

Учитель показывает карточку со словом, а ученики поднимают карточку с пропущенной буквой (-А или –О).

РАСТЕНИЕ, ВЫРОСЛИ, РОСТОК, ОТРАСЛЬ, ПОДРАСТАЛ, СРОСЛИСЬ, ВЫРОСШИЙ, РОСТОВЩИК, ВЫРАЩЕННЫЙ, ПОВЗРОСЛЕТЬ, РАСТИТЕЛЬНЫЙ, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ЗАРОСЛИ.

Вывод урока. Гласная –А- пишется в корнях -раст-ращ- перед –ст-щ-. Гласная – О пишется в корне –рос- .

Слова исключения: Ростов, росток, Ростислав, ростовщик, отрасль.

9. Работа с тестами (выполняют самостоятельно с последующей проверкой).

Итог урока, оценки, вывод.





Тест

1 вариант

Р.сток, р.стение, выр.сли, подр.стают, Р.стов, р.стовщик, ср.слись, возр.стной, ср.щение, отр.сль, к.саться, к.снулся, прик.сновение, к.сы, к.сание, к.сить, к.сой.





Тест

2 вариант



Р.сти, выр.сший, выр.щенный, прор.стать, р.стительный, Р.стислав, повзр.слеть, отр.сль, зар.сли, р.сток, к.снулась, пок.сился, к.солапый, к.сательная, к.сой, к.сался, к.сить.















Тест

1 вариант

Р.сток, р.стение, выр.сли, подр.стают, Р.стов, р.стовщик, ср.слись, возр.стной, ср.щение, отр.сль, к.саться, к.снулся, прик.сновение, к.сы, к.сание, к.сить, к.сой.





Тест

2 вариант



Р.сти, выр.сший, выр.щенный, прор.стать, р.стительный, Р.стислав, повзр.слеть, отр.сль, зар.сли, р.сток, к.снулась, пок.сился, к.солапый, к.сательная, к.сой, к.сался, к.сить.







Тест

1 вариант

Р.сток, р.стение, выр.сли, подр.стают, Р.стов, р.стовщик, ср.слись, возр.стной, ср.щение, отр.сль, к.саться, к.снулся, прик.сновение, к.сы, к.сание, к.сить, к.сой.



Тест

2 вариант

Р.сти, выр.сший, выр.щенный, прор.стать, р.стительный, Р.стислав, повзр.слеть, отр.сль, зар.сли, р.сток, к.снулась, пок.сился, к.солапый, к.сательная, к.сой, к.сался, к.сить.





К.СНУТЬСЯ

ПРИК.СНОВЕНИЕ К.САЕТСЯ К.СИЧКА К.САНИЕ К



О О О

А А А

О О О

О О О

А А А

О О О

А А А

А А А

О О О

О А А


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Петрова Мария Сергеевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Правописание корней с черелованием О-А "
    ["seo_title"] => string(44) "pravopisaniie-korniei-s-chierielovaniiem-o-a"
    ["file_id"] => string(6) "186071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426269431"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "245092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446052127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros"
    ["file_id"] => string(6) "301504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932925"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros1"
    ["file_id"] => string(6) "301505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства