2. Синтаксический разбор предложения (из этого стихотворения).
3. Словарная работа: ПОЛИКЛИНИКА, ЭМБЛЕМА (работа с толковым словарем).
4. Повторение по теме «Правописание корней –кас-кос-».
5. Работа над новой темой «Правописание корней –раст-ращ-рос-«.
6. Работа с учебником.
7. Домашняя работа.
8. Работа с карточками .
9. Тест.
ХОД УРОКА
1. Лирическое отступление:
Учитель: Сегодня мне хочется начать урок с прекрасного стихотворения С.Вишневского «Марийский край».
Ученик читает у доски стихотворение.
Марийский край
Марийский край родной, на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край Марийский милый,
Ты – как цветок прекрасен, юн и чист.
Зеленым эхом лес наполнен утром.
Луга вздымают бархат росных трав.
В моем краю, приветливом и мудром
Восходит солнце, мир теплом обдав.
Летят лучи стремительно, как реки,
Туман белесый тает, словно лед…
Мы трудимся, и солнечный навеки
Марийский край наш строится, цветет.
С.Вишневский.
2. Синтаксический разбор:
Учитель: Дети записываем в тетрадь число, тему и последнее предложение из этого стихотворения. (Один ученик разбирает на доске).
Мы трудимся, и солнечный навеки Марийский край наш строится, цветет. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, ССП: 1предложение - простое, двусоставное, нераспространенное; 2 предложение – простое, двусоставное, распространенное, с перечислением однородных сказуемых).
3. Словарная работа.
На доске слова : ПОЛИКЛИНИКА, ЭМБЛЕМА.
Учитель: Ребята, кто знает лексическое значение этих слов? (Находим в толковом словаре лексическое значение слов. Записываем в тетрадь. Находим орфограммы, подчеркиваем, запоминаем).
4 .Повторение:
Фронтальный опрос:
-Что мы изучали на прошлом уроке?
- Когда в корнях –кос-кас- пишется гласная - О, а когда - гласная -А?
На доске задание, один ученик выполняет.
КОСНУТЬСЯ ВОДЫ, НЕЖНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ, ЭТО КАСАЕТСЯ КАЖДОГО, КРАСИВАЯ КОСА, ИГРА В ОДНО КАСАНИЕ, ВЕТКА КОСНУЛАСЬ ЛИЦА, ДОМ ПОКОСИЛСЯ, КОСИТЬ ТРАВУ, КОСОЛАПЫЙ МИШКА, КОСОЙ ДОЖДЬ, ПРОВЕСТИ КАСАТЕЛЬНУЮ.
ВЫВОД. В конях – кас-кос- гласная –а- пишется, если после корня есть суффикс –а-, гласная –о- пишется, если суффикса –а- нет.
5. Работа над новой темой.
На доске написаны слова: выросли, вырастали, выращенный.
Учитель: Ребята, прочитайте слова и скажите, что общего и чем они отличаются?
(Общее: обозначают действие, прош. время).
(Различие: правописание корней).
- Эти слова как-то связаны с нашей темой?
- О чем мы сегодня на уроке будем говорить?
ВЫВОД. Теория: стр.
6. Работа с учебником .
Выполнить упражнение 575 (один ученик выполняют на доске).
ВЫВОД: в корнях –раст-ращ- перед –ст-щ- пишется гласная –а-, а перед –с- пишется гласная –о-. Слова исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль.
7. Домашняя работа:
Упражнение 570.
8. Работа с карточками.
Учитель показывает карточку со словом, а ученики поднимают карточку с пропущенной буквой (-А или –О).