kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» —повесть о милосердии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  1. Ввести учащихся в атмосферу жизни и окружения А.С.Пушкина в период с 1825 года  по 1830 год.

            2. Показать, что жизненные принципы не всегда могли совпадать с идеей произведения.

            3. Найти ответ на вопрос автора о возможности союза между дворянином и бунтующим крестьянством.

           4. формировать правильное понимание таких понятий:  как честь, репутация, милосердие, чуткость и забота о других.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» —повесть о милосердии»

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — повесть о милосердии»

Цели: 1. Ввести учащихся в атмосферу жизни и окружения А.С .Пушкина в период с 1825 года по 1830 год.

2. Показать, что жизненные принципы не всегда могли совпадать с идеей произведения.

3. Найти ответ на вопрос автора о возможности союза между дворянином и бунтующим крестьянством.

4. формировать правильное понимание таких понятий: как честь, репутация, милосердие, чуткость и забота о других.

Форма урока: Беседа с элементами анализа.

Оборудование: Иллюстрации: «Восстание на Сенатской площади», «Заседание декабристов», обложка журнала А. Герцена «Полярная звезда» с профилями пяти казнённых декабристов, «Присяга жителей Белогорской крепости на верность Пугачёву.

Слова «репутация, честь, милосердие» и их лексическое значение.

Быть может, это озаренье,

Броженье новых мыслей и идей.

И пусть не гаснет в ваших душах вдохновенье,

И вера добрая в людей.

И. Крупин.

1. Беседа по предыдущему уроку.

--Представления молодого Гринёва о самостоятельной жизни

-- Первые понятия о чести. Совпали ли они со взглядами Гринёва?

2.Слово учителя. Тема чести для Пушкина была принципиальной. Она тесно связана более глубоким вопросом: Как жить в истории? За что держаться? Чем руководствоваться? Особенно в смутные переходные периоды истории, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции. Таким испытанием для молодого Пушкина было Декабристское восстание.

--Рассматривание иллюстраций.

-- Каковы результаты этого восстания?

--Вывод. Обстановка деспотизма и произвола не сломила Пушкина. Каждым своим произведением он поднимал насущные проблемы эпохи и решал их с позиций передового человека эпохи, защитника свободы и просвещения, врага рабства и угнетения. Уже в повести «Дубровский» поэт пытался решить вопрос: возможен ли союз дворянина с бунтующим крестьянством. В «Дубровском» на этот вопрос не был найден ответ, и у поэта возникает интерес к событиям крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. И хотя, возвращённый из ссылки с. Михайловского в 1826 году Николаем -1, Пушкин мужественно ответил на прямой вопрос императора: « Принял ли бы участие в восстании 14 декабря, если бы был в Петербурге? – « Непременно ,государь, все мои друзья были в заговоре, и я не мог не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога»

---В чём двойственность ответа?

--В «Капитанской дочке», законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений всей его жизни.

[ « Молодой человек…без всяких насильственных потрясений» ] гл.6, стр126 и [ Не приведи Бог….своя шейка копейка» ] гл.13, стр. 170

Вывод: в повести нигде честь не противопоставлена совести, в жизни же всё могло быть – и было – гораздо трагичнее ( заново процитировать ответ Пушкина на вопрос Николая -1)

--За что держаться? Что не подведёт? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми её противоречиями намного сложнее. Честь сама по себе слишком хрупка, сама требует защиты. Если не отступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай готова клевета.

2. Краткое содержание главы «Суд» с её эпиграфом. ( Мирская молва – морская волна).

--Рассчитывать сохранению своей честной репутации в глазах людей в жизни не всегда возможно: человек слишком слаб: и судимый и судящий. За что держаться? Ответ в повести понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь в глазах людей. Держаться надо за милосердие – это по- христиански.

3. Словарная работа.

- Честь – достоинство человека на чувстве уважения к другим.

- Репутация – общественное мнение о достоинствах и недостатках кого-нибудь.

- Милосердие – готовность помочь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

4. Анализ главы «Вожатый»

Повесть настолько проникнута духом милосердия, что её можно назвать повестью о милосердии.

? Какова центральная сюжетная линия?

Восстановить все истории взаимоотношений Пугачёва и Гринёва.

- Вывод: Все 4 встречи Пугачёва и Гринёва – это проявление милосердия друг к другу.

-Первая встреча (чтение и анализ) [ «Где вожатый?...ну ,а что ваши»] гл.2,стр97-98

-Вывод: Люди, пережившие довольно опасные приключения (буран) , чувствуют особую общность, из объединившую: все смертны. Но нужно слово, которое их бы объединило, и Гринёв находит его в слове «брат». И Пугачёв его принимает, более, он сразу раскрывает свою душу «что греха таить» Но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается на этом.

- Пересказ близко к тексту историю с заячьим тулупом. Гл.2, стр99.

- Каков ответ Пугачёва? - «Век ваших милостей не забуду».

- А для Савельича кто Пугачёв? (собака…).

- Вывод: Пугачёв не оспаривает правды Савельича, который по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, но он как бы говорит, но ведь и он человек. И важно, чтобы кто-то на этой правде настоял. А в благодарности Гринёва и жалость, и милосердие, и уважение. Уважение к человеку, к его достоинству. И завязалась между нашими героями таинственные отношения, где высший и низший едины, где нет господина, ни раба, где враги – братья.

5. Анализ главы 8 . – Поведение Пугачёва во время казни.

-- Беседа наедине с Гринёвым вечером.

- Вывод: Пугачёв помиловал Гринёва, спас от смертной казни «за его услугу». Но сколь несоизмеримы услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру противного войска, с которым ведётся беспощадная война. Каким законом измеряется поведение Пугачёва? Законом милосердия. Разглядел однажды Гринёв человека в Пугачёве, и не может забыть этого Пугачёв. Поэтому в конце этого напряжённого и драматического диалога, в котором Пугачёв приглашает присоединиться Гринёва к восставшим, а Гринёв, следуя своей чести и совести, отказывается, рискуя отчаянно! – видим примиряющий финал. [ « так и быть … что хочешь»] стр.140.

6. Анализ главы 11. Чтение диалога [ « О чём, ваше благородие … ваша братия» ] стр.158

- Вывод: Милосердие, однажды дарованное, питает надежду и потом в самых сложных ситуациях всё время зовёт к себе. Где жизнь, там и милосердие, и, наоборот. Милосердие – жизнетворно. [« Ты мой благодетель …. О спасении грешной души твоей» ] гл.12 , стр. 163 Кто же может устоять перед такой мольбой. Суровая душа Пугачёва была тронута. ( Зачитать ответ Пугачёва стр163) И этот враг, предводитель врагов, враг-друг перестаёт быть врагом и навсегда уже будет только другом, может быть, самым дорогим: ведь он доказал свою верность в очень сложных обстоятельствах.

7. Чтение отрывков . Глава12, стр.165 [ «не могу изъяснить то …. Пока ещё было время» ], гл.13 стр.170 [ «Эх, Емеля, Емеля … придумать» ], гл.14 стр.180 – казнь Пугачёва.

Вывод: Мысль о милосердии и сочувствии, которое проявил Пугачёв, неотступно возвращают Гринёва к мысли о нём, но не как о самозванце, не как атамане бунтовщиков, а как о человеке, нежелающем – как ни странно – быть кровопийцей.

7. Обобщение по теме.

- Почему же Гринёв остаётся жить, а Пугачёв погибает? - Необходимо верить в милосердие. И Гринёв верит, а Пугачёв нет. Но если нет возможности спастись от насильственной смерти, то пусть она будет лёгкой и быстрой. Эти мысли неотступно преследуют Гринёва. [ « Но между тем странно ….» ].

8. Итоги урока.

Устно: Дать свою оценку поступкам и поведению Швабрина.

Эссе. Ответил ли Пушкин повестью «Капитанская дочка» на свой вопрос: «Возможен ли союз между дворянином и бунтующим крестьянством?».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» —повесть о милосердии

Автор: Матяш Валентина Ивановна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Тема чести и милосердия в повести   А. С .Пушкина «Капитанская дочка» "
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-chiesti-i-milosierdiia-v-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "164190"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422605934"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Нравственное воспитание на уроках литературы на примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(104) "nravstviennoie-vospitaniie-na-urokakh-litieratury-na-primierie-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "235781"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443825486"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Система уроков по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”"
    ["seo_title"] => string(60) "sistiema_urokov_po_poviesti_a_s_pushkina_kapitanskaia_dochka"
    ["file_id"] => string(6) "366113"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480955293"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект интегрированного урока литература история на тему "Восстание Е.Пугачева" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-na-tiemu-vosstaniie-ie-pughachieva"
    ["file_id"] => string(6) "204227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429623342"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Композиционные и смысловые параллели в повести «Капитанская дочка»/ "
    ["seo_title"] => string(71) "kompozitsionnyie-i-smyslovyie-parallieli-v-poviesti-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "163774"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422538790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства