kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственное воспитание на уроках литературы на примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классическая русская литература обладает огромным нравствееным потенциалом, который мы должны рассматривать как руку помощи, протянутую нам из глубины веков. Урок литературы должен пробудить учеников к раздумьям о серьёзных человеческих проблемах: чести, долге, милосердии, вере, любви. Урок литературы должен строиться на сотрудничестве учителя и ученика. Установление живых связей способствует тому, что ученик становится более открытым, восприимчивым. Педагог, поощряя проявления его деятельности, помогает ему утвердить себя. Такой подход способствует развитию творческих способностей и нравственных качеств. В системе уроков по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" главной задачей является прослеживание пути становления личности Петра Гринёва. Путь в метафорическом смысле - путь человеческой души, путь нравственный, духовный, путь самопознания. Ученики должны доказать, что путь Петра Гринёва - это дорога чести. Проблемные уроки по этой теме состоят из трёх блоков-заданий. Первый блок заданий содержит характеристику Петра Гринёва в начале самостоятельной жизни. Класс разбивается на три группы. Первая анализирует случай в Симбирске, вторая - встречу с вожатым во время бурана, третья - жизнь Гринёва в Белогорской крепости до нападения пугачёвцев. На основе ответов делаем обобщение о том, какие стороны характера Петра Гринёва проявились в этих сценах. 1 группа:легкомыслие, своеволие, которое сменилось стыдом и раскаянием; 2 группа: сострадание, милосердие, братство; 3 группа: взросление, укрепление лучших задатков. Второй блок заданий рассматривает Гринёва во время нападения пугачёвцев на Белогорскую крепость. Ученики выполняют следующие работы: анализ сцены казни, анализ разговора Петра Гринёва и Пугачёва, сравнение двух военных советов, анализ отношений Гринёва и Пугачёва. В своих ответах ученики отмечают великодушие Гринёва. Третий блок рассматривает силу характера Петра Гринёва во время ареста и помилования. В ответах ученики подчёркивают, что отношение Гринёва к врагу проникнуто милосердием. Реабилитация Гринёва - это тоже милосердие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание на уроках литературы на примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" »

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


А.С.Пушкин в качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка» взял слова из пословицы «Береги честь смолоду». В молодости тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными расчётами. И в это время формируется внутренний мир человека, складываются привычки.

К сожалению, в общественной жизни страны происходит обесценивание многих жизненных идеалов. Именно поэтому школьное образование должно считать приоритетным духовно-нравственное воспитание учащихся.

Один из путей решения этой проблемы связан с нравственным потенциалом классической русской литературы. Урок литературы рассматриваю не только как предмет общеобразовательного цикла, но и как руку помощи, протянутую нам из глубины веков. Ведь русскому человеку издревле была присуща духовная целостность!

Урок литературы должен пробудить учеников к раздумьям о серьезных человеческих проблемах: чести, долге, милосердии, вере, любви.

Урок литературы должен строиться на сотрудничестве учителя и ученика, что ведёт к взаимообогащающему общению, роль которого огромна на уроках литературы. Установление живых связей способствует тому, что ученик становится более открытым, восприимчивым, педагог же, поощряя проявления его деятельности, помогает ему утвердить себя. Такой подход направлен на развитие творческих способностей и нравственных качеств, а не только знаний, умений и навыков.

В системе уроков по повести «Капитанская дочка» главной задачей является прослеживание пути становления личности Петра Гринева.

Путь в метафорическом смысле – путь человеческой души, путь нравственный, духовный, путь самопознания.

Для того чтобы активизировать мышление, создаю проблемную ситуацию. Ученики должны доказать, что путь Петра Гринева – это дорога чести.

Проблемные уроки по этой теме состоят из трех блоков-заданий.

Первый блок заданий содержит характеристику Петра Гринева в начале самостоятельной жизни. Форма работы – групповая. Класс разбивается на три группы. Первая группа анализирует случай в Симбирске, вторая – встречу с вожатым во время бурана, третья – жизнь Гринева в Белогорской крепости до нападения пугачевцев. На основе ответов делаем первое обобщение. Какие стороны характера Петра Гринева проявились в этих сценах?

Ребята называют:

1 группа: легкомыслие, своеволие, которое сменилось стыдом и раскаянием;

2 группа: сострадание, милосердие, братство

3 группа: взросление, укрепление лучших задатков, симпатия и уважение к простым добрым людям, смелость, умение отстоять честь любимой девушки.

Второй блок заданий рассматривает образ Гринева во время нападения пугачёвцев на Белогорскую крепость. Ребята выполняют следующие работы: анализ сцены казни, анализ разговора Петра Гринева и Пугачева «с глазу на глаз», практическая работа «Сравнительная характеристика двух военных советов: военный совет у Пугачева в Белогорской крепости и военный совет в Оренбурге», анализ отношений Гринева и Пугачева.

Задания этого блока составлены так, чтобы акцентировать внимание на поступке героя, результате его деятельности, отношениях его с другими героями, на анализе нравственной ситуации, которая помогает двигаться к истине. Этот подход помогает обрести реальный духовный опыт, а литература становится учебником жизни.

В своих ответах ученики с помощью учителя отмечают простоту, величественное великодушие Гринева, которое могло стоить ему жизни. Гринев готов пожертвовать собой, когда отказывается поцеловать ручку самозванцу. Он не поступается дворянской честью и христианской совестью даже из любви к Пугачеву. Делаем вывод: жестокие законы истории, законы классовой и человеческой вражды уступают место законам христианским. Остается верным присяге воином Гринев, являет милосердие «злодей» Пугачев. Так происходит в повести чудо преображения.

Третий блок заданий рассматривает силу характера и нравственную стойкость Петра Гринева во время ареста и помилования.

Основным вопросом этого блока является отношение Гринева к врагу.

Прослеживаем путь Швабрина, делаем вывод: это путь мести, немилосердия. Вся история Швабрина противопоставлена главной теме повести. Это история бессильной злобы, зависти, непрощения. Обращаемся к сценам столкновений двух героев. Работа проходит дифференцированно. Ответы учеников обсуждаем, делаем вывод: отношение Гринева к врагу также проникнуто милосердием. Сама реабилитация Гринева – это тоже следствие милосердия. Честь главного героя восстанавливается через помилование.

Возвращаемся к поставленной задаче: доказать, что путь Петра Гринева – это дорога чести.

Систематизируем ответы всех трех блоков-заданий, обобщаем, делаем вывод:

в повести честь нигде не противоречит совести, но честь оказывается сама слишком хрупка и требует защиты, потому она зависит от милосердия. Милосердие освещает жизнь, облагораживает, преображает. Путь милосердия – путь жертвенного самоотвержения, путь христианского подвига. Таким путем идет Петр Гринев, сохраняя доброту и благородство.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галактионова Валентина Евгеньевна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе. "
    ["seo_title"] => string(72) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-8-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "224580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438940129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Открытый урок по литературе в 8 «А» классе на тему: «Маша Миронова- пленительный образ русской женщины»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_literature_v_8_a_klasse_na_temu_masha_mironova_plenitelnyi_obra"
    ["file_id"] => string(6) "596646"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640893833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства