kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Композиционные и смысловые параллели в повести «Капитанская дочка»/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения  нравственных ценностей.

  Данный урок  «Композиционные и смысловые параллели в повести «Капитанская дочка»

(Встреча Гринева с Пугачёвым в Белогорской крепости  -  встреча Маши Мироновой с Екатериной II в Петербургеспособствует  формированию у учащихся нравственной позиции: добро и зло; жестокость и милосердие;  проблема нравственного выбора , формированиесобственной жизненной позиции.  На уроке через сравнительный анализ двух эпизодов  учащиеся выходят к нравственной проблеме, которая является ведущей в повести А.С. Пушкина – проблеме милосердия. У Пушкина эта абсолютная нравственная категория. Только милосердие спасет этот мир.

     В современном мире есть ещё одна проблема:   современное общество , особенно молодое поколение, стало меньше читать. Снижается и уровень читательской компетентности, именно этой проблеме уделяется особое внимание в новых ФГОС. Работа с текстом художественного произведения способствует развитию навыков смыслового чтения: умение видеть и оценивать смысл художественных деталей, портретных характеристик, диалогов. На уроке используется стратегия смыслового чтения Сметанниковой Н.Н.: отношение между вопросом и ответом.  Цель стратегии – обучение пониманию текста. Учащимся предлагаются вопросы, ответы на которые находятся в тексте произведения. Работая в парах, учащиеся осмысливают текст и самостоятельно формулируют точный ответ, сравнивают героев, анализируют и оценивают их поступки, размышляют о роли данной композиционной и смысловой параллели (Гринев обращается к Пугачеву и просит спасти Машу, а Маша едет к императрице и просит о спасении своего жениха). Ребята  отмечают симметричность в развитии сюжетного действия, делают выводы и выходят на нравственную проблематику произведения: И Пугачев и Екатерина Вторая проявляют милосердие, и это объединяет двух врагов, значит милосердие -  это то общее, что объединяет людей вне зависимости от их общественного положения и политических взглядов.   Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать, что такое милосердие, а потом сравнить со словарной статьёй из толкового словаря (милосердие – это сострадание)  и ответить на вопрос: "Какова роль милосердия в жизни человека"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Композиционные и смысловые параллели в повести «Капитанская дочка»/ »

Открытый урок по литературе в 8 классе.

Учитель: Иванова О.В. МБОУ «СОШ №29»

Композиционные и смысловые параллели в повести «Капитанская дочка»

(Встреча Гринева с Пугачёвым в Белогорской крепости - встреча Маши Мироновой с Екатериной II в Петербурге)


Цель урока

  • рассмотреть значение композиционных и смысловых параллелей в произведении;

  • развитие навыков смыслового чтения: умение видеть и оценивать смысл художественных деталей, портретных характеристик, диалогов;

  • развитие навыков сравнительного анализа характера героев;

  • способствовать становлению активной нравственной позиции (Тема милосердия в повести «Капитанская дочка».


Методы и приемы: аналитическая беседа, работа в парах.


Словарная работа: милосердие, великодушие, прощение, нравственный выбор.


Этапы урока.


1. Организационный момент

  • приветствие;

  • сообщение темы


Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами рассмотрели понятие композиционные и смысловые параллели в произведении и проанализировали параллель: сон Гринева и сцена казни Гринева в Белогорской крепости. В качестве домашнего задания я предложила вам рассмотреть ещё два эпизода из повести.


Вопрос учащимся: Какова тематика этих эпизодов? Кто главные герои этих эпизодов? (Помилование Маши Мироновой Пугачёвым и помилование Гринева Екатериной II)


Слово учителя: Сообщение цели урока

Сегодня мы проведем сравнительный анализ этих эпизодов. Работать вы будете в парах. Перед вами лежит таблица, которую нам необходимо заполнить в ходе нашей работы и которая поможет нам детально сравнить эти эпизоды.

Обратите внимание на таблицу. Главным героем первого эпизода (Спасение Маши Мироновой) является Пугачев, героем второго эпизода (Спасение Гринева Екатериной II) является Екатерина II.


Сравнивать эпизоды будем по 4 параметрам:

  1. Описание внешности главного героя эпизода. Манера поведения.

  2. Смена чувств главного героя на протяжении всего эпизода.

  3. Ключевая деталь/фраза эпизода.

  4. Напутствие.


Каждая пара работает только с одним из параметров. (Получается 8 пар.) Все пары работают с текстом повести, анализируют художественный текст, выбирая и выписывая нужную информацию.

На работу дается 10 минут.

2. Обобщение и систематизация материала.

Слово учителя: Вы заполнили только одну графу таблицы. Сейчас в ходе нашей работы каждая пара представит свои результаты, сделает выводы, и в итоге наша таблица должна быть полностью заполнена. (Учитель обязательно заполняет такую же таблицу на доске: это способствует ученикам наглядно увидеть поразительную схожесть этих эпизодов).

Спасение Маши Мироновой

Пугачев

Спасение Гринева

Екатерина II.

  1. Описание внешности главного героя эпизода. Манера поведения.

Сидел под образами. В красном кафтане, высокой шапке, важно подбочась.

В белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Полное румяное лицо выражало важность и спокойствие.

2. Смена чувств главного героя на протяжении всего эпизода.


Глаза засверкали. Пугачев смягчился, ласково сказал. Лицо омрачилось. Сказал, смеясь. Суровая душа была тронута.

Дама казалась была тронута. Ласковый голос. Лицо вдруг переменилось. Строгое выражение. Холодный вид. Промолвила с улыбкой.

3. Ключевая деталь/фраза эпизода.


Гринев: «А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день Бога молить будем о спасении твоей души.»

(Кто будет молиться о разбойнике и убийце? Никто! Только Петруша Гринев. Именно эти слова до глубины души тронули Пугачева. )

Екатерина II: «Вот Вам письмо, которое сами потрудитесь отвезти своему будущему свекру.»

(Это вещественное доказательство невиновности Гринева. Именно не прощение, а признание невиновности. Для семьи Гриневых это очень важно: недаром письмо императрицы бережно хранится в семейном архиве и с гордостью демонстрируется внуками Петра Гринева)

4. Напутствие.

Пугачев: « Казнить так казнить, жаловать, так жаловать. Возьми себе свою красавицу. Дай вам Бог совет да любовь.


( Дает духовное благословление)

Екатерина II: « Я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние.»

(Дает за Машей приданое. Обеспечивает материально.)



(Учащиеся легко находят поразительное сходство этих эпизодов: они с удивление отмечают, что разбойник и императрица очень похожи.)

Слово учителя: Зачем Пушкину понадобилась эта смысловая параллель Пугачев и Екатерина II.

Что же объединяет этих героев. (Помилование. Милосердие)



А что такое милосердие. Подберите синонимы.



(Учащиеся подбирают синонимы, пытаясь объяснить значение слова «милосердие») После словарной работы учащимся предлагается толкование слова из энциклопедического словаря.



Милосердие – 1. Это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое

собственное. Сочувствовать не словами, а делом.

2. Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,

человеколюбия.


Слово учителя: Так какова роль сострадания в жизни человека?



3. Итог урока.


Итог урока лучше провести в виде анонимной анкеты «Сегодня я понял …».


4. Домашнее задание.


Прочитать статью Марины Цветаевой «Пушкин и Пугачев».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Композиционные и смысловые параллели в повести «Капитанская дочка»/

Автор: Иванова Оксана Владимировна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства