kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о мифе 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

И миф, и сказка возникли давным-давно, создала их человеческая фантазия. Их можно спутать. Но древние их различали. Значит, миф — не совсем сказка.

Что же такое миф?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о мифе 5 класс»

И миф, и сказка возникли давным-давно, создала их человеческая фантазия. Их можно спутать. Но древние их различали. Значит, миф — не совсем сказка.

Что же такое миф?

Предлагаем детям с помощью воображения перенестись в далёкое прошлое. Затем просим школьников поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: что вы представили, слушая музыку? Какие чувства и мысли она рождала в вас? (меняется мелодия: сначала умиротворяюще спокойная, она вдруг становится напряжённой, громкой, даже тревожной. Музыка рождает ощущение пребывания в мире, подверженном переменам)

«Вообразите, что вы находитесь в центре этого мира, который то радует, то страшит и пугает. Вы оказались наедине с могучей природой... Что вам скажут органы чувств?» (Ребята отмечают, что взору открывается окружающий мир с его великолепием, суровостью и загадочностью: горы, леса, озёра, звёздное небо или яркое солнце, буря, ливень или радуга на небосклоне... Этот мир наполнен множеством разнообразных звуков: пением птиц, раскатами грома, шелестом листвы, шумом ветра...)

весь мир представлялся первобытному человеку творением всемогущей стихии. А стихия может быть как благосклонной к человеку, так и разрушительной, вызывая тем самым разные чувства в его душе: то страх, тревогу и даже ужас, а то спокойствие, радость и умиротворённость. И как много непонятного в этой могучей природе! И как много вопросов появляется у человека!

предлагаем ребятам перевоплотиться в первобытных людей и назвать некоторые из вопросов, которые мог бы задать «дикарь», ощущающий свою неразрывную связь и даже слитность с природным миром (Интерес вызывает очень многое: откуда дует ветер и почему льёт дождь? Почему гремит гром? По чьей воле происходят наводнения и землетрясения? Куда прячется солнце? Кто рисует и украшает землю? Почему не падает небо? Откуда появились первые люди? Как загорелся огонь на земле?)



чем внимательнее вглядывался человек в окружающую действительность, тем больше таких вопросов возникло у него. Древний человек отличался любознательностью, у него было горячее желание разгадать тайны мира, в котором он живёт. Люди только начали осваиваться на земле, ещё не знали наук, не обладали теми знаниями, которыми вооружён современный человек. Как тогда они могли объяснить непонятное, выразить свое представление о мире? (Спросим, что по этому поводу думают дети.) На помощь пришла фантазия. Так появился миф — представление древних о мире, рождённое фантазией.



На доске делается соответствующая запись: миф = представление древних о мире. (Всё записываемое на доске дети переносят в тетрадь.)



— Миф для древнего человека был всем: и наукой, и искусством, и религией. Пожалуй, самая известная, богатая и интересная мифология (совокупность мифов) у древних греков. В Древней Греции появилось и само слово «миф», которое в переводе означает «слово». Однако слово это особенное. Предлагаем детям задуматься над вопросами: в чём особенность этого слова? О чём оно? О ком оно? И знакомим их с мифом, созданным древними греками.



«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни. Все возникало из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак — Эреб и тёмную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море»2. Возникший из Хаоса мир греки назвали Космосом. Это слово означает «порядок», «красота», «наряд»

— О чём прозвучавшее «слово»? (О происхождении мира, об установлении порядка, космоса в нём.)

— О ком это «слово»? (О богах, участвующих в создании мира.)

Значит, миф — это «слово», повествование о богах (+ героях), участвующих в создании мира. Добавим к информации, имеющейся в определении-формуле, новую: Миф = представление + повествование древних о мире, о богах и героях. Теперь спросим: кто был автором мифов? В беседе выясняем, что сочинял мифы весь народ, они передавались из уст в уста, от отцов детям. Поначалу их никто не записывал, это стали делать позже, да и то не всюду. Например, в Древней Греции были мифографы, а вот записей славянской мифологии не сохранилось, поэтому приходится искать её элементы в устном народном творчестве народа, его поверьях, обычаях и обрядах. Значит, мифы имели не только словесное выражение. Воззрения древних на мир нашли разнообразное воплощение.

Продолжая знакомство с новым понятием, предлагаем детям подумать, почему представления и повествования древнего человека о мире были столь необычными и причудливыми, очень далёкими от научных. В процессе обсуждения вопроса приходим к следующему выводу: наши далёкие предки обладали иным уровнем сознания. Это были люди с наивным мышлением.

Как осмысляется мир в науке и мифе

Научное мышление

Мифологическое мышление

Опора на разум

Опора на чувство

Разделяет реальное и фантастическое

Не разделает реальное и фантастическое

Понятийное

Образное



что миф и наука по-разному осмысляют мир. Убедимся в этом. Здесь в работу должны активно включиться дети. Дома из справочной литературы, энциклопедий они отобрали необходимые научные сведения и записали их в тетрадь. Им нужно было найти ответы на следующие вопросы: как наука объясняет: а) смену времён года; б) появление огня у людей; в) сущность зари как природного явления?

, согласно научным представлениям, смена времён года связана с движением Земли вокруг Солнца. Земля обращается не только вокруг Солнца, но и вокруг воображаемой оси (линии, проходящей через Северный и Южный полюсы). Но эта ось наклонена по отношению к Солнцу (на 23°27’). В результате Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении. Данное положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена в одну точку — на Полярную звезду. Когда солнечные лучи падают на земную поверхность отвесно, прямо, она прогревается сильнее, а когда под углом — слабее. В разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность; одно полушарие всегда к Солнцу ближе, а второе дальше от него. Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето и день длинный, а к югу — зима и день короткий. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном — зима. На экваторе всегда лето, потому что расстояние до Солнца здесь не меняется, падающие на Землю лучи всегда прямые, они и обеспечивают жару. Зато солнечные лучи очень редко попадают под прямым углом на полюсы Земли, поэтому здесь постоянно зима: скользящие лучи не могут растопить лёд, они только освещают Землю.

научный взгляд на мир порождён разумом человека, он является результатом мыслительной деятельности. Затем предлагаем на то же природное явление «взглянуть» из мифа.

Древние греки так объясняли смену времён года. Персефону, любимую дочь богини плодородия и земледелия Деметры, похитил мрачный Аид и спрятал глубоко в бездне подземного царства. Безутешная Деметра отправилась на поиски дочери. Но они не увенчались успехом. Горе Деметры было так глубоко, что на земле всё перестало расти, засохли деревья, виноградники и травы, погибли стада, начался голод. Тогда решил Зевс договориться с Аидом о том, чтобы Персефона две трети года жила с матерью, а оставшееся время — с мужем. Так и получилось. Всякий раз, когда мать и дочь воссоединяются, земля плодоносит; когда же Персефона возвращается в царство Аида, Деметра снова начинает горевать — жизнь на земле замирает.

Как видим, древний человек объяснил смену времён года с помощью фантазии, воображения, руководствуясь прежде всего своими чувствами и первыми впечатлениями. Не случайно мир явился ему творением могучих, всесильных богов. Помогаем детям сделать вывод. Итак, наука опирается на разум человека, а миф — на чувства. Запишем это в таблицу.

дикарь и человек, вооружённый научными знаниями, устанавливают различные отношения между реальным и фантастическим.

Обратимся сначала к науке. Что она говорит о появлении огня у людей? Наукой доказано, что огонь очень рано стал спутником человека. Но как он вошёл в жизнь людей, можно только предполагать. Первобытный человек, вероятно, сначала научился использовать огонь, а затем уже узнал, как его добывать. Вполне возможно, что он мог увидеть, как молния зажгла сухое дерево и древесина стала тлеть. Благодаря этому человек сумел разжечь костёр, который поддерживал потом долгое время. Со временем учёные нашли способ доказать, как древние люди научились добывать огонь. Исследователями были обнаружены племена, находящиеся на такой стадии развития, на которой пребывали наши далёкие предки. Наблюдения за действиями современных примитивных людей позволили выявить некоторые древнейшие способы получения огня. Так, «на Аляске индейцы некоторых племён натирают серой два камня и ударяют один о другой. Когда сера загорается, они бросают горящий камень в сухую траву или другой сухой материал. В Китае и в Индии кусок разбитой глиняной посуды ударяют о бамбуковую палочку. Внешняя оболочка бамбука очень твёрдая и имеет все свойства фитиля. Эскимосы ударяют обычным куском кварца о кусок пирита (железного колчедана), который очень распространён в местах, где они живут. Индейцы Северной Америки обычно трут две палочки вместе, чтобы получить огонь. В Древней Греции и Древнем Риме был совсем иной способ. Там использовали специальные линзы, которые назывались «сжигающее стекло», чтобы собрать в одну точку лучи солнца. Когда жар лучей собирался в одну точку, он зажигал сухую древесину»

Как видим, научные доводы отвергают всякое фантастическое объяснение появления огня у людей. Древний человек сам открыл его, «приручил» и «поставил» себе на службу.

А теперь обратимся к мифу, например древнегреческому.

Миф сообщает, что гордый и могучий титан Прометей, желая помочь людям и сделать их жизнь счастливее, похитил огонь у богов и принёс его в дар смертным.

Как видим, для древних людей в мире нет ничего невозможного. Боги и люди (сверхъестественное и естественное, фантастическое и реальное) существуют в одном пространстве, боги вмешиваются в жизнь людей.

Кроме того, в мифе не разделяются мир живых и мир мёртвых. К примеру, известно, что знаменитый древнегреческий герой Геракл совершил схождение в царство умерших, чтобы добыть подземного стража, пса Кербера, и благополучно возвратился на землю.

Древний человек также был убеждён в том, что всё может превращаться во всё. Приведём примеры магической перемены облика: — прекрасный, но гордый и холодный юноша Нарцисс, увидев в воде собственное отражение, влюбился в него и, терзаемый неутолимой страстью, умер, превратившись в красивый благоухающий цветок с наклоненным книзу венчиком (из древнегреческой мифологии);

— Зевс оборачивается быком, чтобы похитить Европу (из древнегреческой мифологии); — потерявшая своих детей смертная женщина Ниоба превратилась в каменное изваяние, льющее слёзы скорби (из древнегреческой мифологии) и т. д. (Здесь к работе можно подключить детей. Если они читали мифы, то сумеют привести и другие примеры оборотничества.)

Итак, следующий вывод будет таков: научное мышление разделяет реальное и фантастическое, а мифологическое — нет. Отразим его в таблице.

Третье существенное отличие между мифологическим мышлением и научным достаточно очевидно. Мы предлагаем учащимся сравнить язык науки и язык мифа на примере описаний зари. Научный стиль сух и строг, его образуют понятия и термины.

Дети подтвердят эту мысль определением из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Заря — яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца»5.

Знакомим школьников с мифологическими представлениями греков и индийцев, в которых воплощён образ юной богини зари. «Всё ближе утро... Всё ярче разгорается восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря — Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог Солнце — Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льёт богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими, как алмазы, каплями. Благоухает всё на земле, всюду курятся ароматы»6. Древнеиндийское божество утренней зари носит имя Ушас. «Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя... как танцовщица; её называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т. д. Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряжённой алыми конями или быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом... производит на свет солнце, готовит ему путь... появляется с лучами солнца»7.

Задаём вопрос: чем же отличается язык мифа от языка науки?

— Язык мифа образный.

Мы подвели учащихся к пониманию того, что в мифах люди мыслят образами, а в науке используют понятия и термины. Закрепляем важный вывод в таблице.

При всех своих различиях мифы о богине утренней зари не могли не иметь общих черт.

Спросим у детей: почему? Они скажут, что в восприятии людей всего мира одни и те же природные явления были похожими.

Учитель подчёркивает: похожими, но не одинаковыми.

Школьникам предлагается словесно «нарядить» греческую Эос и индийскую Ушас. Учащиеся должны обязательно обосновать выбор цветовой гаммы одежды. Разница заключается в том, что индийская богиня носит более яркие, сверкающие наряды, а греческая предпочитает мягкие тона: розовый, шафрановый. Спешить с объяснением этого факта не надо. Дети должны сами высказать свои предположения. Затем спросим школьников, как они относятся к такому представлению о заре, доверяют ли ему? А древний человек? Выясняется, что эти описания для нас — прекраснейший поэтический вымысел, а для наших предков — неоспоримая правда. Для древних людей богиня утренней зари — существо, о котором они знали много счастливых и трагических историй и в реальность которого верили.

Завершаем работу на уроке определением понятия «миф», выработанным коллективными усилиями. Записываем формулу: миф — это представление древних о мире и повествование о богах и героях, в которых отразилась вера в сверхъестественное. Даём задание на дом: ответить на вопрос, поставленный в начале урока: чем миф отличается от сказки?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие о мифе 5 класс

Автор: Панина Татьяна Сергеевна

Дата: 12.09.2025

Номер свидетельства: 674136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Эллада – родина мифа"
    ["seo_title"] => string(18) "ellada_rodina_mifa"
    ["file_id"] => string(6) "578400"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1618675410"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Маршрутный лист по литературе для 6 класса на тему: "Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»""
    ["seo_title"] => string(80) "marshrutnyi_list_po_literature_dlia_6_klassa_na_temu_poniatie_o_mife_mify_drevne"
    ["file_id"] => string(6) "626728"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677516337"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Мифы народов мира"
    ["seo_title"] => string(17) "mify_narodov_mira"
    ["file_id"] => string(6) "590846"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636434120"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Мифы Древней Греции""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_na_temu_mify_drevnei_grets"
    ["file_id"] => string(6) "516785"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1563184945"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства