Данный урок - это попытка рассмотреть особенности построения пословиц и поговорок. С помощью интересных заданий учащиеся раскрывают мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок. Учатся находить сходство и различие двух жанровых форм фольклора. Одновременно развивают умение критически анализировать информацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка" »
Тема: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».
(урок литературы в 5 классе)
Цели:
Обучающие: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора. 2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок. 3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора. 4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции. Развивающие: 1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение; 2. Развивать навык самостоятельной и групповой работы. Воспитывающие: 1. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность. 2. Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.
Оборудование: портрет В.И.Даля; словарь В.И. Даля «Пословицы и поговорки»; распечатки с заданиями; ИКТ.
Ход урока:
Организационный момент.
С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующий смайлик.
Тему урока вы узнаете, если отгадаете слова.
Приставка, как в слове ПОБЕЖАТЬ, корень, как в слове РАЗГОВОР, суффикс, как в слове ШУБКА, а окончание, как в слове РУКА.
Какое слово у вас получилось?
Правильно. Это слово ПОГОВОРКА.
Чтобы отгадать второе слово, возьмите корень из слова ПОБЕЖАТЬ, а корень – из слова ДОСЛОВНЫЙ. Из слова УЧЕНИЦА возьмите суффикс и прибавьте окончание из слова РУКА.
Что у вас получилось?
Да, это слово ПОСЛОВИЦА.
Вот об этих жанрах фольклора мы и будем сегодня говорить.
Объявление темы урока.
Запишите тему урока: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».
Я буду зачитывать утверждение о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Ответы даём с помощью смайликов. «Личико с улыбкой» – верно, без улыбки – неверно. Если утверждение неверно, дайте правильный ответ.
Готовы? Тогда начинаем.
Верно ли, что…
1.пословица является народной мудростью? (да)
2.пословица велика по объёму, состоит из 2 – 3 предложений? (нет)
«Глаза страшатся, а руки делают». Многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться.
Объявление цели урока.
Итак, какова цель нашего урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока.)
Работа по теме урока.
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Уже с 16 века началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем пословиц и поговорок является В.И.Даль.
1.В чём же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора.
«Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах» (философ Бэкон)
«Слава русской речи велика,
Год от году всё сильнее становится,
И острей гранёного штыка
Наши поговорки и пословицы!» (поэт А.П.Прокофьев)
2.Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чём они заключаются?
Сытое брюхо к учению глухо – это…, так как…
Семь пятниц на неделе – это…, так как…
А)поговорка
Б)пословица
В)образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему – либо, но нет вывода, заключения.
Г)краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.
3.Давайте оформим наши выводы в таблицу.
Пословица
Поговорка
Краткость, меткость, мудрость
Отношение к чему – либо, без вывода
Ритм, рифма
Содержит вывод, поучительность
4.Внимательно прочитайте и определите, пословица или поговорка. Работаем парами – «Один ум хорошо, а два лучше».
1.Хороша кашка, да мала чашка.
2.Ума палата.
3.Без обеда не красна беседа.
4.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
5.«Делу время – потехе час» . (Физминутка)
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной.
Я пословиц много знаю,
Вам и Вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)
И садитесь по местам.
Отдохнули, а теперь опять за работу.
6.Сделаем из пословицы поговорку, убрав некоторые слова.
1.И нашим и вашим за копейку спляшем.
2.Шито – крыто, а узелок – то тут.
3.Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.
Итог урока:
Давайте вспомним и обобщим всё, о чём мы говорили сегодня на уроке.
1.Что же такое пословица?
2.А что такое поговорка?
Давайте ещё раз обратимся к теме урока: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».
Почему поговорку называют цветочком, а пословицу – ягодкой?
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
Выберите «личико», которое соответствует вашей работе на уроке. Оцените себя честно.