Цель урока: обобщить знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли поэтического творчества в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны, гордиться своей Родиной.
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.
Оборудование урока: видео и аудиозаписи песен военных лет, поэтические сборники авторов военной поры (книжная выставка), презентация.
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка проблемных вопросов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Основная часть
Вступительное слово учителя: Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы. В этом году отмечается 75 лет с мая 1945 года, когда закончилась самая страшная в XX веке война. Сегодня мы будем говорить о поэтах и писателях, защищавших родную землю, поднимавших боевой дух соотечественников своим творчеством в военные дни. Юрий Бондарев в своей книге «Мгновения» писал: «Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделённый на четырёх оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки. Война – это письма, которых ждут и боятся получать, это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несвершившиеся открытия, невесты, не ставшие жёнами».
Ученица:
Эта песня была написана Булатом Окуджавой уже после войны в 1958 году. Песня автобиографична, хотя в ней нет конкретных имён. Окуджава писал её о своих друзьях. И эта тема настолько остро врезалась в его душу, что он не смог написать её сразу после войны, хотя и хотел. Ему понадобилось целых тринадцать лет.
Ученики исполняют песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики».
Учитель. Когда 22 июня 1941 года прозвучали по радио слова Левитана, писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Девятьсот сорок один поэт и писатель ушли на фронт и четыреста семнадцать не вернулись назад. Тогда, в начале войны, никто не думал, что война продлится так долго, в популярной тогда песне Василия Лебедева-Кумача пели: «И на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом». Но начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесёт война, в их стихах – мотив жертвенности. И уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война», опять жена стихи Василия Лебедева-Кумача.
Прослушивание песни «Священная война»
– Почему эта песня стала символом времени?
– Как вы понимаете слова «ярость благородная», какие еще эпитеты использует автор?
- С помощью каких средств художественной выразительности песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.
- Почему армия захватчиков называется «темной силою» и «ордой»?
Учитель «Когда грохочут пушки, молчат музы», - гласит старинный афоризм. Но в годы Великой отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. Поэт-фронтовик Алексей Сурков говорил: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны. Давайте попробуем разобраться и запишем, каковы основные темы стихотворений о войне.
Мотивы военной лирики:
Родина,
война,
смерть и бессмертие,
ненависть к врагу,
боевое братство и товарищество,
любовь и верность,
мечта о победе,
раздумья о судьбе народа.
Ученица Тысячи стихотворений были созданы о Великой Отечественной войне. Все они наполнены патриотизмом, осознанием собственного достоинства и бесконечной любовью к своей Родине. Но наиболее запоминающимися, заставляющими мыслить и сопереживать, плакать и радоваться, являются те, что написаны поэтами, которые самые отдали годы своей жизни во имя своей страны, сражаясь на поле войны. Таковой была поэтесса Юлия Друнина. Всего в шестнадцать лет она добровольцем ушла на фронт и вступила в ряды санитарной службы. Здесь она познакомилась с такой же юной девчушкой с двумя тонкими косичками Зинаидой Самсоновой. Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой посвящено ее стихотворение «Зинка»
На сколько частей можно условно разделить стихотворение
Охарактеризуйте композицию стихотворения. Какова роль повтора в последней строфе произведения?
Какими словами в стихотворении создается образ дома и как он противопоставляется войне?
Какова основная мысль стихотворения?
Учитель. Поэзия связывала тех, кто был на поле боя и тех, кто ждал их в тылу.
В исполнении учеников звучит песня «Землянка».
Ученик. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. В военные годы очень популярным было стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Поэт сразу же отправился на фронт и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Во время войны вышли два его сборника стихов «С тобой и без тебя» и «Война». О войне он знал не с чьих-то рассказов – он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций.
Ученик читает стихотворение «Жди меня».
- В чём сила этого стихотворения?
- Какова тема и идея стихотворения?
- Какова роль анафоры в тексте?
- Обратите внимание на эпитеты в стихотворении: «желтые дожди», «горькое вино» «дальние места», какова их роль в стихотворении?
Учитель. По признанию участников войны, одно из самых первых поэтических произведений, затронувших их души, – стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», написанное в 1941 г.
Ученик читает стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
– Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?
Учитель. Образ России в её единстве прозвучал в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила Исаковского. Песня «Катюша», написанная ещё в 30-е годы, по-новому зазвучала в годы войны.
Прослушивание песни «Катюша»
Учитель. В стихотворении Давида Самойлова «Сороковые, роковые…» отражён первый, самый тяжёлый период Великой Отечественной войны-отступление. Начальные две строфы показывают общую картину первых дней воны:
Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку…
- Почему поэт не употребляет существительное «годы»?
- Какие эпитеты использует автор для описания происходящего?
- Три безличных предложения: «Просторно. Холодно. Высоко». Какое впечатление оказывают они на читателя?
А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете, Худой, веселый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые!
Учитель В завершающей строфе воедино сливаются лирическая и эпическая картины: лирический герой ощущает себя частицей России, своего поколения:
– Чем отличаются эпитеты в начальной и заключительной строфах?
– Почему поэт избирает кольцевую композицию, прибегая при этом к ритмическим параллелизмам?
– Каков основной приём, на котором автор строит стихотворение?
- Какую смысловую нагрузку несете в стихотворении слово «роковые»?
- Обратите внимание на звуковые образы, созданные аллитерациями, какова их роль в произведении?
Учитель: «Сороковые, роковые…» – стихотворение-воспоминание. Поэт ведет с читателем задушевный разговор о пережитом и передаёт боль от того, что молодые годы его поколения, годы мечты, любви, надежды пришлись на период жестокой войны.
Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Поэзия в годы войны – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы. Давайте запишем общую характеристику поэтических произведения, посвященных Великой Отечественной войне.
Поэзия в годы войны. Что ей характерно?
Оперативность
Эмоциональность
Доходчивость
Патриотические чувства
Глубоко личные переживания
Учитель. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны:
«Бой идёт святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле» (Александр Трифонович Твардовский).
Домашнее задание
- выучить наизусть одно из стихотворений военных лет; - подготовить устное сообщение об авторе этого стихотворения.