kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэзия и проза, публицистика во время войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Победа над фашизмом обошлась советским людям в 20 миллионов жизней. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 тысяч километров – это расстояние от Калининграда на западе до Командорских островов на востоке.

Вопреки старинному утверждению, в годы войны музы не молчали, они тоже сражались с врагом оружием искусства. К штыку приравняли перо писатели и поэты, многие из них погибли за свободу и независимость Родины. Их имена народ свято хранит в своих сердцах.

         Ведущий темой была защита отечества. Тема и условия военного времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный и эмоциональный жанр. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, поэтому их мог прочитать каждый боец, каждый человек. Хорошо известны очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана; видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, ту, которую сами осознали. Героями их произведений были простые люди, такие же, как любой из читателей газеты. По свидетельству Виктора Некрасова, который командовал полковыми саперами на передовой в Сталинграде, газеты с корреспонденциями В. Гроссмана, И. Эренбурга зачитывались до дыр. К. Симонов от лица всех военных корреспондентов писал о том, что Эренбург «работал в тяжелую страду войны больше, самоотверженнее и лучше всех нас».

Его публицистика лаконична, выразительна, лирична, частная деталь приобретает у Эренбурга символический смысл.

         1 ученик зачитывает фрагмент из статьи «Свет в блиндаже».

Публицистические статьи И. Эренбурга под общим названием «Война» составили целых 3 тома. Сквозная тема публицистики Алексея Толстого – историческое прошлое. Он постоянно обращался к истории страны, к патриотическим традициям русского народа, которые служили опорой сопротивления фашистским захватчикам. Советские войны показаны прямыми наследниками тех, кто, «оберегая честь отечества, шел через альпийские ледники за конем Суворова, уперев штык, отражал под Москвой атаки кирасиров Мюрата, в чистой нательной рубахе стоял – ружье к ноге – под губительными пулями Плевны, ожидая приказа идти на неприступные высоты («Что мы защищаем»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия и проза, публицистика во время войны »

КГУ « ОСШГ №1 имени Н.А.Островского»





Урок литературы

11 класс



тема: Внеклассное чтение.


Поэзия и проза, публицистика во время войны (обзор)








Учитель русского языка и литературы

Каирсынова Людмила Аюповна







2015 год

Урок литературы, 11 класс

Тема: Внеклассное чтение.


Поэзия и проза, публицистика во время войны (обзор)


Цель уроков:

  1. Образовательная: дать представление об особенностях развития литературы периода ВОВ, пробудить у учащихся интерес к одной из самых волнующих тем, показать огромную роль поэзии и публицистики огненных лет в духовной жизни народа.

  2. Развивающая: прививать навыки поисковой работы, использование, дополнительной литературы, анализа лирических произведений, развивать интерес к развитию творческого мышления.

  3. Воспитательная: прививать чувство патриотизма и гражданственности.


Оборудование уроков: портреты писателей, иллюстрации, слайды- презентации, грамзаписи песен военных лет, поэтические сборники.


Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет,

И тридцать лет

Живым не верится, что живы.

К. Симонов


Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Победа над фашизмом обошлась советским людям в 20 миллионов жизней. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 тысяч километров – это расстояние от Калининграда на западе до Командорских островов на востоке.

Вопреки старинному утверждению, в годы войны музы не молчали, они тоже сражались с врагом оружием искусства. К штыку приравняли перо писатели и поэты, многие из них погибли за свободу и независимость Родины. Их имена народ свято хранит в своих сердцах.

Ведущий темой была защита отечества. Тема и условия военного времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный и эмоциональный жанр. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, поэтому их мог прочитать каждый боец, каждый человек. Хорошо известны очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана; видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, ту, которую сами осознали. Героями их произведений были простые люди, такие же, как любой из читателей газеты. По свидетельству Виктора Некрасова, который командовал полковыми саперами на передовой в Сталинграде, газеты с корреспонденциями В. Гроссмана, И. Эренбурга зачитывались до дыр. К. Симонов от лица всех военных корреспондентов писал о том, что Эренбург «работал в тяжелую страду войны больше, самоотверженнее и лучше всех нас».

Его публицистика лаконична, выразительна, лирична, частная деталь приобретает у Эренбурга символический смысл.

1 ученик зачитывает фрагмент из статьи «Свет в блиндаже».

Публицистические статьи И. Эренбурга под общим названием «Война» составили целых 3 тома. Сквозная тема публицистики Алексея Толстого – историческое прошлое. Он постоянно обращался к истории страны, к патриотическим традициям русского народа, которые служили опорой сопротивления фашистским захватчикам. Советские войны показаны прямыми наследниками тех, кто, «оберегая честь отечества, шел через альпийские ледники за конем Суворова, уперев штык, отражал под Москвой атаки кирасиров Мюрата, в чистой нательной рубахе стоял – ружье к ноге – под губительными пулями Плевны, ожидая приказа идти на неприступные высоты («Что мы защищаем»).

2 ученик читает фрагменты из очерка «Родина».

Большое место принадлежало жанру рассказа. Рассказы писали К. Симанов, М. Шолохов, Л. Соболев, Н. Тихонов. Характерной была циклизация рассказов, объединенных общей темой, общим героем, образом повествователя. А. Толстым написан цикл «Рассказы Ивана Сударева» в 1942 г. От имени героя – рассказчика проводится мысль: «Ничего, мы сдюжим!», «Ничего … Мы люди русские».

Завершающий цикл рассказ имеет многозначительное название «Русский характер». Его герой Егор Дремов помнит наказ отца: «Русским званием – гордись!»

Чтение рассказа учениками.

Самым популярным жанром военных лет была поэзия, особенно лирическая. Это был самый оперативный жанр, соединявший высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые принесет война, в их стихах- мотив жертвенности. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева – Кумача.

Прослушивание грамзаписи песни.

Как вы думаете, почему она стала легендарной? (Она пробудила дух патриотизма, призывала каждого к ответственности за судьбу страны. Война названа «народной» и «священной»).

Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, но и артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от смертельных ран в госпиталях.

Почему поэзия оказалась так необходима людям на фронте и в тылу? (Она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась горькой и жестокой правды о войне). Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Лирика объединяла людей, утешала, вдохновляла, окрыляла. Поэты ездили по фронтам с выступлениями, поднимали дух бойцов в госпиталях. Стихи были очень востребованы, многие довольно быстро становились популярными песнями: «В землянке» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского и другие. Популярным стало стихотворение- песня Алексея Суркова «В землянке»- ноябрь 1941г. Место – землянка, где – то на 20 км Минского шоссе, недалеко от Москвы. Поэт Алексей Сурков просто сложил письмо из наиболее проницательных слов, рассказал жене, где находится, о чем думает, какая обстановка, погода в тех местах.

Лирика и песни о войне ходили из уст в уста, их знали наизусть, переписывали друг у друга, публиковали во фронтовой прессе. Михаил Исаковский, вернувшись летом 1944 года в родную Глотовку, не узнал ее. Немцы сожгли деревню дотла. Поэт не нашел своего дома, на его месте рос густой бурьян. Тогда родилось стихотворение «Опять печалится над лугом» …, в котором он горько восклицает:

У этих сел, у этих речек,

На тихих стежках полевых

Друзей давнишних я не встречу

И не дождусь своих родных.


Лучшим своим произведением М Исаковский справедливо считал стихотворение «Враги сожгли родную хату», которое тоже стало песней.

Прослушивание песни в исполнении Марка Бернеса.

Стихи М. Исаковского мелодичны и душевны. Его лирика выдержала самое трудное испытание – испытание временем. «Катюша» написанная еще в 30-е годы по – новому зазвучала в годы войны, покорила почти весь мир.

«Огонек», «В лесу прифронтовом», «Ой туманы мои, растуманы», «До свиданья, города и хаты».

Эдуард Асадов едва закончил школу, когда прогремела война. Порвав заявление в институт, он помчался в военкомат, а когда ему отказали по причине возраста. Тогда он семнадцатилетним добровольцем ушел на фронт, где писал красивые, проникновенные стихи. Особую популярность приобрели его стихи «Письмо с фронта», «Письмо любимой», «Землянка». Перед читателем предстают образы бойцов, которые в короткие часы отдыха мечтают о простом человеческом счастье. Тяжело раненный в голову, Асадов навсегда потерял зрение, но не оставил творчество. Военная лирика Асадова полна размышлений о судьбе России, о мужестве солдат.

Константин Симонов (1915-1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халкин- Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу К. Симонова поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

(прослушать грамзапись)

Почему оно так затронуло души? Каким чувством проникнуто? (стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. Здесь звучит лейтмотивов: «Мы вас подождем». Но, хотя стихотворение об отступлении, в нем чувствуется вера в то, что это не навсегда, так как невозможно оставить на растерзание врагам родную землю). Досада, злость, яростное желание отмщения звучат в стихотворении К. Симонова «Убей!». Связь с домом, уверенность в том, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала воинам силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня». Это стихотворение знали наизусть, переписывали, посылали в письмах домой.

1 ученик читает стихотворение наизусть.

Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди».

Чтения стихотворения наизусть «Жди меня». Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Кто еще желает прочесть стихи о войне?

2 уч-ся готовили сообщение о поэте Мусе Джалиле, выучили стихи из сборника «Моабитская тетрадь».

Вывод: Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. В этом году исполняется 70 лет Великой Победы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, которые до сих пор хранят память о тех суровых днях, о своих однополчанах, живых и не пришедших с кровавых полей войны. Писатели и поэты, которые прошли по пыльным дорогам военного лихолетья, стали свидетелями бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины, до последних дней своей жизни помнили о войне. К.Симонов и после войны остался верен военной тематике, создал роман «Живые и мертвые». Война была не только основной темой его творчества, но стала содержанием всей его жизни, предметом постоянных дум. Современную жизнь, явления, людей он проверял строгим солдатским счетом, мерил меркой далекого 1941 года, что «навеки врублен» в память поколений. Думая о приближающейся смерти, тяжело больной, он в печальных мыслях своих тоже возвращался к Великой Отечественной войне. К. Симонов завещал, чтобы после смерти прах его был развеян под Могилевом, на Буйническом поле, там, где в июле 1941 года он собственными глазами видел, как преграждая путь немецким танкам, встали насмерть наши пехотинцы и артиллеристы. Симонов чудом выбрался оттуда. Но всю свою жизнь ощущал неразрывную связь с теми, кто навеки остался там, на поле боя, как мог остаться и он. Прах его смешался с прахом погибших воинов. Он вернулся к ним навсегда!


Д/з Всем: Подготовить наизусть понравившееся стихотворение с кратким анализом.

1 группа – Б. Васильев «А зори здесь тихие» (презентация по автору произведения, чтение повести, план к произведению, портретные характеристики девушек и Васкова.)

2 группа - фрагментарное представление фильма- экранизации по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Поэзия и проза, публицистика во время войны

Автор: Каирсынова Людмила Аюповна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Литературная гостиная "Я не был  солдатом...""
    ["seo_title"] => string(45) "litieraturnaia-ghostinaia-ia-nie-byl-soldatom"
    ["file_id"] => string(6) "265182"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449854744"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Литературная гостиная "Я не был  солдатом...""
    ["seo_title"] => string(47) "litieraturnaia-ghostinaia-ia-nie-byl-soldatom-1"
    ["file_id"] => string(6) "265183"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449854751"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Летописец земли Уральской: Сказ о Павле Петровиче Бажове: Литературный час для 3-4-х классов "
    ["seo_title"] => string(104) "lietopisiets-ziemli-ural-skoi-skaz-o-pavlie-pietrovichie-bazhovie-litieraturnyi-chas-dlia-3-4-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "150628"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420538089"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства