Цели: Познакомить с жизнью и творчеством русского писателя П. П. Бажова, с природными богатствами уральского края; проверить и углубить знание сказов; развивать интерес к литературе и чтению; воспитывать эстетический вкус, любовь к книге.
Оборудование: книжная выставка, презентация, портрет писателя.
Известный русский писатель П. П. Бажов родился на Урале 27 января 1879 года. Он принадлежал к коренному уральскому рабочему роду. Семья Бажовых — это несколько поколений горнозаводских мастеров. От деда слышал много сказов. Земскую школу окончил со сверхотличием. К 12 годам знал наизусть и помнил до старости все стихотворения Некрасова, много читал. Родители отдали его в духовное училище. Был краснослов, в училище получил прозвище «ритор». В училище были «тайные библиотеки», и Бажов заведовал такой. Ему предложили идти в Духовную академию. Отказался, пошел учителем в начальную школу, преподавал русский язык. Во время каникул ездил по Уралу, записывал бывальщины. Участвовал в гражданской войне. Работал редактором в газетах. Прославился своими сказами, в которых рассказывал об искусстве уральских умельцев, талантливости русского рабочего, отражал старый горнозаводской быт. Бажов ставит в сказах общие вопросы — о душевной красоте, достоинстве рабочего человека, об эстетических и психологических законах творчества. Сказы — пример мастерского использования народного языка.
В 1939 г. П. П. Бажов получил Сталинскую премию за сборник «Малахитовая шкатулка», которая навсегда вошла в сокровищницу русской литературы. Во время Великой Отечественной войны это была самая популярная книга, ее читали бойцы между боями.
Сама уральская земля рождала легенды и сказы: ее недра, богатые золотом, алмазами, драгоценными и полудрагоценными камнями: александритом, родонитом, яшмой, горным хрусталем, аквамарином, малахитом; красота горного края. Писатель любуется людьми труда: честными, справедливыми, добрыми, с чувством человеческого достоинства. С темой труда переплетается тема счастья. Любимые герои Бажова — мастера, которые стараются познать тайны мастерства. Не случайно именно Даниле-мастеру открывает секреты Хозяйка Медной горы. Главная тема сказов — радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в самой жизни. Счастье не в богатстве (хотя добрых и трудолюбивых ждет награда), а в труде, простых житейских радостях.
Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которые доверяют свои тайны только смелым, трудолюбивым и чистым душам. Так, именно дети получают в свои руки богатство: Федюньке Огневушка показала месторождения золота, и они с дедом Ефимом пять лет жили в достатке. Федька — сирота, Ефим — старик, одинокий. Таютке с отцом открылась чаша, а корыстные и жадные Ераско с барыней пострадали. Барыня назвалась хозяйкой горы, за что ее и наказали — будто плюнуло рудой из горы, а Ераске ноги отшибло.
Главной среди героев сказов была Малахитница, хозяйка всех подземных сокровищ. Она не только оберегает свои сокровища, она является хранительницей секретов высокого мастерства. Она освобождает рудокопа Степана от цепей, показывает несметные богатства в своих владениях, избавляет юношу и его невесту Настю от крепостной зависимости, награждает Степана за честность и бескорыстие волшебными драгоценностями, но лишает радости и счастья. Степан остается равнодушным к ее приданому, но слезы Хозяйки, ее человеческие чувства пробуждают любовь в его душе.
Фантастические образы:
Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. «Дух местности».
Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называют «синюшкой». "По глухим болотным местам, а то и старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места — и откроется полный колодец золота и дорогих каменьев. Многие ходили искать, да либо ни с чем воротились, либо с концом сгинули. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству приставлена".
Огневушка — танцующая на месторождениях золота (связь между огнем и золотом).
Великий Полоз — ответственен за золото. Дочери — Змеевки и Медяницы.
Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонифицирующая самородное золото.
Серебряное Копытце — волшебный олень, у которого на одной ноге серебряное копыто, где топнет — появляются драгоценные камни.
Викторина
- 0 ком идет речь?
- «Ростом не больше трех вершков, платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая...Однако глаза у ней молодые, синие да большие». (Бабка Синюшка)
- «Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек, тоже голубой». (Огневушка)
- «По лесу какой-то комочек катится, ножки тоненькие, голова легонькая». (Серебряное копытце)
- «Идет, как плывет, совсем легко». (Голубая змейка)
- «Коса иссиня-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые». (Медной горы хозяйка)
- «Руки ровно жиденькие, как туман синий, и силы в них не видно, и когтей нет, а страшно. Хотел Илья подальше отползти. Да силы и вовсе не стало». (Бабка Синюшка)
- «А пригожа эта девчонка — и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы — малина, а руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя». (Бабка Синюшка)
- Кто говорит эти слова?
- «Поспешай, ребятушки. Рудничное дело тихого ходу не любит». (Ераско Поспешай, «Таюткино зеркальце»)
- «Правильно придумала, правильно, Муренка». (Даренка, «Серебряное копытце»)
- «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь». (Бабка Лукерья, «Синюшкин колодец»)
- «Я, говорит, вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю». (Какованя, «Серебряное копытце»
5.«Бабка Синюшка красной девкой обернется да сама своими рученьками человеку подаст. А дает синюшка человеку гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому». (Бабка Лукерья, «Синюшкин колодец»)
- Из каких сказов эти предметы, кому они принадлежали?
- Зеркальце. (Таютке, «Таюткино зеркальце»)
- Лопата. (Федюньке, «Огневушка»)
- Зеленые зернышки (изумруды). (Степану, «Медной горы Хозяйка»)
- Решето и три перышка. (Илье, «Синюшкин колодец»)
- Кошельки. (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка, «Голубая змейка»)
- Малахитовая шкатулка. (Насте и Танюшке, «Малахитовая шкатулка»)
- Лоскутки кукле платье шить, ниток клубок, иголка и веревка. (Даренке, «Серебряное копытце»)
- Определите лексическое значение диалектных слов
- Зарукавье (браслет)
- Зорить (следить внимательно
- Неочесливая (невежливая, невежа)
- Помучнеть (побледнеть)
- Яга (шуба из собачьих шкур мехом наружу)
- Герои сказов
- Парень-сирота в сказе «Синюшкин колодец». (Илья)
- Имя деда из сказа «Серебряное копытце». (Какованя)
- Имя девчонки из этого сказа. (Даренка)
- От этой бабки ему особый поминок достался — перья. (Лукерья)
- Как звали дочь Насти и Степана из сказа «Малахитовая шкатулка»? (Танюшка)
Всего П. П. Бажов написал 56 сказов, которые переведены на 100 языков мира. По мотивам сказов созданы: балет С. Прокофьева «Каменный цветок», опера К. Молчанова, симфоническая поэма Муравлева «Азов-гора», поставлены фильмы «Каменный цветок», «Тайна зеленого бора», выполнены работы графиков О. Коровина, В. Баюскина, В. Кузнецова, В. Воловича.
Факты о писателе
- К 120-летию писателя, в 1999 году учреждена Премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге писателям за произведения на уральскую тематику по пяти номинациям: «Проза», «Поэзия», «Драматургия», «Литературоведение» и «Публицистика».. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.
- В честь Павла Петровича Бажова назван пермский теплоход (компания "Волга Wolga")
- В августе 2011 года в Екатеринбурге основано Бажовское общество.
- В 2014 г. екатеринбургский гражданский Сенат предложил присвоить П. П. Бажову звание «Почётный гражданин Екатеринбурга».
Слава пришла к Павлу Бажову неожиданно для него самого, и уже не покинула. Он словно извлек из уральской земли самородки и заставил дивиться ими, а сам стал в сторонку, улыбаясь добрыми голубыми глазами, как бы говоря: «Сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».
Так пусть же этим светлым фонариком станет для нас все творчество замечательного литературного Мастера - ПАВЛА БАЖОВА.