Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Словарная работа
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».»
Грибанова Маргарита Александровна
Предмет: русская литература
Класс: 9
Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Словарная работа
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы будем изучать повесть Н.В. Гоголя « Мёртвые души».
Запишем тему урока и эпиграф к нему.
Вступительное слово учителя. (Приложение №1)
2.Проверка домашнего задания.
Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
Словарная работа. (Приложение №2)
Кратко объяснить устаревшие, вышедшие из употребления слова и обороты речи, встречающиеся в первой главе поэмы «Мёртвые души».
План к первой главе. (Приложение №3)
Опросить несколько учеников. В результате образуется единый план, по которому будем работать.
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст первой главы по плану, и учиться делать выводы.
Выразительное чтение и анализ отрывков из первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.
1. Въезд Чичикова в город.
«В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»
2. Гостиница и комната Чичикова.
Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.
«Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах… с чёрною, как смоль бородою»
- Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?
(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)
- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея?
(«Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,
и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)
3. Общая зала и обед.
Прочитать отрывок описание зала.
«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»
- Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?
(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).
- Какие обычно подавались блюда в трактирах?
( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).
4. Улица и городской сад.
« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»
- Далее следует городской пейзаж, как он описан?
( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах - богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).
- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?
( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)
5. Визиты.
- Кого посетил Чичиков в первой главе?
(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).
« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».
«…был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
- Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке?
( с лишком два)
- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.
«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».
Губернаторский дом.
«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов:одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».
- Как описывает гоголь толстых и тонких?
( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя.)
4.Закрепление темы.
Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать выводы, обобщения в результате проделанной работы.
Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.
1. Дать характеристику Чичикову.
- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?
(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).
2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».
- Давайте сделаем выводы.
1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.
2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.
3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.
5.Задание на дом.
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.
- Ребята, дома вы должны:
1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой
( сцену встречи Манилова с Чичиковым).
2. Подготовиться к устным ответам на следующие вопросы:
а) Как описан Манилов в первой главе?
в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
г) Какова бытовая обстановка Манилова?
д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?
Приложение №1
1.Вступительное слово учителя.
Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» - самого крупного и наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества.
Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет – с осени 1835г. по осень 1841г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал над вторым томом поэмы.
Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г. сжигает всё написанное им для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошел второй том поэмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его.
Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки – сценки и наброски с натуры, - Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и характеров.
«Как, - воскликнул он, - с этой способностью угадывать человека чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение!» Пушкина дал Гоголя сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.
Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей все свои силы.
По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору».
Гоголь в «Ревизоре» показал суровую правду о чиновническом произволе, царившем во всех уголках России.
В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только чиновников, но и помещиков – тогдашних «хозяев жизни». Гоголь предвидел новое озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ». «Ещё восстанут против меня новые сословия и много разных господ, - писал он Жуковскому, работая над поэмой, - но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками.
Подсказанный Пушкиным сюжет – поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ – был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.
Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя.
Не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов мёртвых душ – помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Гоголь с особой любовью говорит о своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь показывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.
Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и чиновников и плутов-приобретателей народная Русь. Величественным образом Руси – необгонимой тройки, несущейся вперёд, - заканчивается поэма.
Приложение №2
2.Словарная работа.
Бричка – легкая полукрытая повозка
Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте
Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.