Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души"
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души"
Урок по теме «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»» проводился в 9-ом «Б» классе. Был начат с организационного момента с использованием ИКТ, где приветствием для учащихся был «Психологический настрой на урок - БЛАГО ДАРИ ДАЛЬШЕ». Ребята встали в круг и начали передавать друг другу Свечу Добра с пожеланиями: Любви лучик направляю… Такой организационный момент улучшает настроение учащихся, готовит их к активной, сплоченной и сознательной деятельности на весь урок. Затем использую технологию проблемно-диалогического обучения. Эта технология позволяет учащимся «открывать» для себя новое знание, самостоятельно формулировать тему урока, тем самым гарантирует появление познавательной мотивации учащихся.
Деление класса на четыре группы, использование на уроке и в тесте разноуровневых заданий дало мне возможность дифференцированного подхода при обучении и контроле, а также сделать урок ориентированным на личность каждого ученика.
Такой урок обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, дает им возможность проявить себя, заставляет работать в напряженном ритме, что стимулирует умственную активность.
На этапе урока осмысления использую элементы технологии развития критического мышления (перепутанные слайды). Использование элементов данной технологии на уроке способствует более глубокому и разностороннему пониманию изучаемого материала.
На уроке учащиеся выполняли множество заданий, но так как это девятый класс и урок проведён в рамках PISA, целесообразно использовать логическую разминку с учётом здоровьесберегающей функции.
Заключительная станция урока показала, что учащиеся достигли поставленных целей, могут сопоставлять характеры помещиков; наблюдать их постепенную духовную деградацию; выяснили, почему помещики – мёртвые души. Задачи к уроку были поставлены с позиции ученика.
К концу урока у учащихся было сформировано умение развивать образное и аналитическое мышление, творческое воображение; устную и письменную речь. Урок прошел живо и интересно, носит практический характер и реализует принципы новизны и научности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души" »
Алматинская область
Жамбылский район
средняя школа имени Асета Бейсеуова с ДМЦ
МАСТЕР-КЛАСС ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 9 «Б» КЛАССЕ
(PISA)
«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Учитель русского языка и литературы Корчагина Л.Ю.
ФИО учителя: Корчагина Людмила Юрьевна
Стаж работы: 10 лет
Место работы: средняя школа имени Асета Бейсеуова с дошкольным мини центром Алматинской области Жамбылского района
Должность: учитель русского языка и литературы
Категория: первая
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:
Тема: Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые душ»
Общедидактические цели: создать условия для осознания и осмысления образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», способствовать осмыслению связи изученного материала с жизненным опытом учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-экскурсия).
Модули, используемые на уроке: новые подходы в преподавании и обучении, использование ИКТ в преподавании и обучении, учёт возрастных особенностей, работа с одарёнными учащимися, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение критическому мышлению, управление и лидерство в обучении.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: создать учащимся успешные условия для самостоятельного анализа и систематизации изученного материала.
Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).
Прогнозируемый результат.
Учащиеся в процессе групповой работы самостоятельно углубят знания о поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», а на основе полученных знаний сделают вывод о пользе урока и практическом применении полученных на уроке знаний.
Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: интерактивная доска, метод деления на группы «Мозаика», учебник, тетрадь, таблица с правилами работы в группах, свеча в подсвечнике, иллюстрации к произведениям, шляпы, предметы «чёрного ящика», ватман.
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА :
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Время
I. Организацион-ный момент
Нацеливаю учащихся на урок: провожу психологический настрой «Круг радости».
Предлагаю учащимся метод деления на группы «Мозаика». Задаю вопрос: Ребята, узнали ли вы помещиков? Названия групп связаны с именами помещиков. Ребята разделились на 4 группы: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич. Образ Плюшкина анализируется совместно всеми участниками групп.
Под музыкальное сопровождение «Благо - дари дальше» (видеофайл) учащиеся передают Свечу Добра друг другу с пожеланиями:
Любви лучик направляю, Всем счастливыми быть желаю! Любви лучик направляю, Всем здоровья я желаю! Любви лучик направляю, Классу удачи я желаю! Любви лучик направляю, Всем я радости желаю! Любви лучик направляю, Добрых дел я всем желаю! Любви лучик направляю, Помогать друзьям желаю! Любви лучик направляю, Беречь дружбу я желаю! Любви лучик направляю, Здоровья я гостям желаю! Любви лучик направляю, Старших уважать желаю! Любви лучик направляю, Школе процветания желаю! Любви лучик направляю, Долго жить я всем желаю!
Ребята подходят к столу и выбирают один из элементов иллюстрации. Затем, собирая картинку, рассаживаются по группам.
Учащиеся по портрету узнают помещика.
На данном этапе урока акцентирую внимание на сплочённости коллектива, пытаюсь заинтересовать учащихся, погрузить в атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
2 мин.
II.Стадия вызова. Станция «Проблемная»
III. Домашнее задание
IV. Осмысление. Станция «Понятийная»
V. Логическая разминка с учётом здоровье- сберегающей функции
В начале урока создаю проблемную ситуацию. Прошу учащихся ответить на вопрос: В какой последовательности расположены портреты помещиков и в чём смысл такого расположения глав?
Задаю вопрос: Какая из предложенных характеристик соответствует Манилову, Коробочке и прочим помещикам.
Подвожу к теме урока и спрашиваю: Какова тема нашего урока?
Предлагаю просмотр обучающего видеоролика «Умная школа».
Ребята, дома вы должны были осветить следующие вопросы:
1.Понятие «Ревизские сказки» 2. Смысл названия поэмы «Мертвые души» 3. История создания «Мертвых душ».
4. Город NN.
5. «Мертвые души»: характеристика героев.
6. Наставления отца главному герою Чичикову.
Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в город NN и выполнить работу по нахождению помещиков. В каждой команде на парте стоит ноутбук, на рабочем столе которого перепутанные слайды всех 5-ти помещиков. По портрету и характеристике вы должны узнать нужного персонажа (для каждой группы образ определённого помещика).
Интеллектуальная игра «Чёрный ящик». Вместо чёрных ящиков я предлагаю 6 разноцветных шляп, под которыми находятся предметы, принадлежащие помещикам. По показанному мною предмету нужно установить портрет: 1. Чернослив – Чичиков (в гостинице тараканы как чернослив). 2. Трубка – Манилов (курит трубку, пепел на подоконнике). 3. Связка ключей – Плюшкин (Наконец он «заключил, что это, вероятно, ключница») 4. Собачка или медведь – Собакевич (фамилия или схожесть). 5. Шашки – Ноздрёв (играл с Чичиковым в шашки). 6. Коробочка – Коробочка (фамилия, скопидомство).
Учащиеся выходят к доске и приклеивают нужную фамилию к ватману в правильной последовательности. Затем отвечают на вопрос, что помещики показаны в нарастающей позиции (деградация).
Ответы учащихся.
Предполагаемый ответ учащихся: на уроке мы будем говорить о помещиках. Открывают тетради и записывают число и классную работу.
Устные ответы учащихся (индивидуальная работа).
Одновременное выполнение заданий у ноутбука (вовлечение в ИКТ).
Проверка слайдов с ответами по ключу на интерактивной доске.
На партах лежат правила работы в группах, учащиеся акцентируют на них своё внимание.
Ребята выбирают предметы и называют помещиков.
Погружаю учащихся в проблемную ситуацию.
Раздаю листы самооценки и напоминаю о критериях оценивания собственной работы на уроке.
Самопроверка по видеоролику «Умная школа».
Наблюдение за ведением листа самооценки учащимися.
Включаю музыкальное сопровождение.
Работа учащихся у доски. Элементы метода «Чёрный ящик».
3 мин.
3 мин.
5 мин.
5 мин.
3 мин.
VI. Станция «Аналитичес-кая»
Работа с текстом «Читательская грамотность», ответы на вопросы. Учащиеся получают текст (гл.2 – 5) и отвечают на вопросы.
Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы к тексту и анализируют его.
Включаю музыкальное сопровождение.
10 мин.
VII. Станция «Заключитель-ная».
А теперь, ребята, давайте проверим уровень усвоения материала, изученного на уроке, и выполним тестовые задания:
Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»? (А.С.Пушкин)
Назовите жанр «Мёртвых душ». (Поэма)
Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы? Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением.
Назовите имя и отчество Чичикова. (Павел Иванович).
Чей это портрет? На взгляд он был человек видный (Манилов).
Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве»? (Плюшкин)... «Открытые вопросы» (приложение к уроку)
Индивидуальная работа учащихся.
Активная работа каждого участника группы.
Устные ответы учащихся.
Учащиеся находят соответствия.
Корректирую устные ответы учащихся.
Работа с одарёнными учащимися.
6 мин.
2 мин.
IV. Самооценивание
Ребята, урок у нас заканчивается. Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на парте были оценочные листы, к которым вы обращались на протяжении всего урока. Подведите итог вашей индивидуальной работы.
Учащиеся, ссылаясь на лист оценивания, комментируют свою работу на уроке.
Интересуюсь самооцениванием учащихся.
2 мин.
V.Домашнее задание
Подготовить доклады на следующие темы:
1. «Образ автора в поэме». 2. «Роль лирических отступлений в поэме».
Запись домашнего задания.
Слайды.
1 мин
VI.Рефлексия
Было интересно…?
Для меня этот урок полезен тем…?
Лестница настроений. Какое настроение у меня было до и после урока?
Устные выступления учащихся.
Лестница настроения.
3 мин.
Средняя школа имени Асета Бейсеуова с ДМЦ
Тема урока:
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
9 «Б» класс
Учитель русского языка и литературы
Приложение к уроку
А. Тест по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 1. Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»? (А.С.Пушкин)
2. Назовите жанр «Мёртвых душ». (Поэма)
3. Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы? Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением.
4. Назовите имя и отчество Чичикова. (Павел Иванович)
Чей это портрет? На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. (Манилов)
Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве»? (Плюшкин)
Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя»? (Собакевич)
Чья это характеристика? «Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты». (Ноздрёва)
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище? «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок». (Коробочке)
Кому принадлежат эти слова? Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.(Собакевич)
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?
(Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых).
Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»? (Умерших крестьян).
Б. «Открытые вопросы» №1
Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы. Соотнесите такие детали с характерами помещиков.
А) мешочки, коробочки 1) Коробочка
Б) сахар 2) Манилов
В) куча, прореха 3) Плюшкин
Г) здоровье 4) Ноздрёв
Д) картины с толстыми людьми 5) Собакевич
«Открытые вопросы» №2
Н.В. Гоголь также использует зоологизацию персонажей.
Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.
А) медведь 1) Собакевич
Б) кот 2) Манилов
В) птица 3) Ноздрёв
Г) мышь 4) Коробочка
Д) собака 5) Плюшкин
11 .Рефлексия. (закончи мысль) Слайд №37
1.Если бы я был писателем…?
2.Для меня этот урок полезен тем…?
3.Лестница настроений. Какое настроение у меня было до и после урока?
При создании презентации были использованы материалы Интернет-сайтов: