Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»
Разработка урока.
Тема: Подготовка к сочинению
по роману А. С. Пушкина
«Капитанская дочка».
Составила учитель
русского языка и литературы
Крицкая Л.И.
2014г
Тема: Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель:
Развивать навыки аргументированного письменного изложения мыслей.
продолжить развитие речеведческих навыков учащихся;
обогатить новыми знаниями, умениями и навыками в работе над сочинением, учить работать с текстом произведения;
развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся.
тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания; учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.
Методика урока: Аналитическая беседа, индивидуальные задания. Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная. Технологи: сотрудничества.
Урок проводится в форме практического занятия, Во время занятий школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы. До занятия класс делится на три группы.
Ход урока.
1. Повторение и проверка знания текста.
- Какие исторические события привлекали внимание Пушкина в его творчестве?
-Какие выводы сделал Пушкин в драме «Борис Годунов» об истории и ее главной силе?
-К каким выводам пришел Пушкин в произведениях о Петре1 о роли личности в истории?
-Какое историческое событие легло в основу романа «Капитанская дочка»?
-Расскажите, что вы знаете о пугачевском восстании и его предводителе.
-Почему Пушкин обратился к этому событию?
-Назовите главных героев романа. Расскажите о них.
-Определите темы и проблемы, поднятые в романе?
Уроки гражданской войны.
Как жить в истории.
Традиции отцов в жизни детей.
Честь и долг
Честь и бесчестие
Милосердие и сострадание.
Верность долгу
Любовь
Нравственная красота человека.
Проблема чести, долга и милосердия.
Проблема личности в истории.
Проблема роли народа в истории..
Проблема власти.
Проблема семейных ценностей.
Проблема нравственного выбора.
2. Работа над темами сочинения
-Сформулируйте темы сочинений:
Учащиеся предлагают свои варианты тем. (можно дать заранее домашнее или индивидуальные задания)
Раздаточный материал: «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека» В. Г. Белинский
Береги платье снову, а честь смолоду
Проблема нравственного выбора в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка.
Судьба человека в истории.
"Между жизнью и смертью" (нравственный выбор человека на войне).
"Совесть, Благородство, Достоинство - вот оно, святое наше воинство" ( Б. Окуджава)
"...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов).
" Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский).
«Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
«Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).
"Сильные люди всегда просты" (Л.Н. Толстой).
«Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).
«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).
«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).
"Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин)
"Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь " (Г.А. Медынский)
«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов)
«В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М.Ю.Лермонтов)
«Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)
Любовь и война на страницах русской литературы
«Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
Роль семьи в жизни человека
Работа в группах
Соотнесите темы сочинений с направлениями.
1.«Вопросы, заданные человечеству войной»
Пугачевщина - раскол нации, символ первой гражданской войны. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» А.С.Пушкин. Пугачевский бунт показан как национальная трагедия.
2.«Спор поколений: вместе и врозь»
Петр Гринев –достойный сын своего отца, Маша Миронова - достойная дочь своих родителей.
3«Чем люди живы?»
В чем смысл человеческой жизни? Какие нравственные ориентиры определяют жизнь людей? Добро и милосердие, честь и долг, любовь и дружба, семья и ее ценности.
Обсуждение вариантов вступления к сочинению: составление карточек- ориентиров для каждой гуппы (группы обмениваются карточками).
1. История создания «Капитанской дочки».
2. Широта изображения жизни в романе.
3. Трагический характер гражданской войны.
4. Связь истории и судьбы человека.
5. Война как катализатор человеческой личности.
6. Причины интереса Пушкина к крестьянской войне.
А также смотри перечень тем сочинений, некоторые формулировки подскажут вам мысль для вступления.
1.“Капитанская дочка” – не только роман о Пугачевском восстании. Его содержание шире. Недаром Белинский отзывался о “Капитанской дочке” как об “Онегине в прозе?”, т. е. своеобразной “энциклопедии русской жизни” XVIII века.
Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейным романом, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства
2.Роман построен в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение”. Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринев – рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачевское восстание как на разбой, а на войско Пугачева как шайку мошенников
Роман построен так, что в исторической ее части все время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачев, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идет борьба, и основные герои “семейственных записок” – Гринев и Маша Миронова – волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.
3.Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.
Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.
Эти события ставили в центре внимания Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. Именно эти вопросы он ставит в своих самых значительных произведениях 30-х годов: в романе “Дубровский”, в поэме “Медный всадник”, в труде “История Пугачева”, в романе “Капитанская дочка
- Обсуждение позиции автора: учащиеся определяют позицию автора по выбранному направлению, обсуждают в группе, оформляют письменно.
Учитель предлагает обсудить варианты (проецируются на экран). Учащиеся корректируют свои записи.
Несмотря на драматизм ситуаций, в которых оказывались Гринев и Маша Миронова, они всякий раз оказывались спасенными и в конце концов соединились.
Стихия народного бунта предстает в романе в трагической двойственности.
Семейное в романе существеннее исторического
Грозные события были не только трагическими, но и благотворными для судеб героев. Ведь «неожиданные происшествия» соединили Гринева с Машей, на которой отец запретил жениться, сам Петр обрел мужество, научился защищать свои чувства.
В повести добро не исчезает бесследно, оно, как талисман, хранит дарящего. Трагический роман Пушкина несет светлую веру в человека, в безусловную ценность его чувств, в неуничтожимость добра.
История - катализатор взросления героев: превращение мальчика в мужа, капитанской дочки в дочь истории.
Главная мысль Пушкина состоит в том, что не может благородный, честный дворянин быть на стороне бунтующих крестьян. Понятия дворянской чести несовместимы с разбоем.
Для Пушкина принцип чести был мерилом человеческого достоинства. «Самостоянье человека - залог величия его»
«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Пушкин.
«Историческая метель» испытывает дом, человека, семью, нацию на прочность.
В «Капитанской дочке» Пушкин создал художественный образ разбойника, имеющий не единичное значение, а представляющий некий национальный тип, выработанный русской жизнью.
Итак, жестокость порождает жестокость. И хотя Пушкин не дает прямых оценок, все-таки его позиция выражена еще в одних словах Гринева: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». И тот же Пушкин в общих замечаниях к «Истории пугачевского бунта» подводит резюме: Нет худа без добра: Пугачевский бунт доказал правительству необходимость многих перемен, и в 17
Работа в группах :
- Выражение собственной позиции
Самостоятельная работа. Записи в тетради.
Обсуждение вариантов.
- Выбор темы сочинения. Определение основной мысли сочинения.
Сформулируйте и запишите тезис.
Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.
- Составление коллективного плана.
- Подбор аргументации:
Назовите эпизоды, которые подтверждают сформулированный вами тезис.
- Оформление заключения.
Домашнее задание: Написать сочинение.
Сочинение.
Тема чести и долга в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
На Руси всегда уважали людей чести и долга. Об этом говорят пословицы, в которых заключается народный жизненный опыт. «Честь дороже жизни». «Лучше глаза лишиться, чем доброго имени». «В ком честь, в том и правда». Издавна народ ценил честь, считал ее необходимой. Хороший человек - человек чести, в жизненных испытаниях побеждает только благородный, бескорыстный, честный. А.С.Пушкин - продолжатель народных традиций. Для него принцип чести является мерилом человеческого достоинства.
В историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тема чести, заявлена уже в самом эпиграфе: «Береги честь смолоду». Отец главного героя дает наказ сыну прежде всего беречь честь. Он, Андрей Петрович Гринев, - идеальный хранитель дворянской чести, фамильного достоинства. Честь для отставного премьер-майора дороже самой жизни, он гордится поведением своих предков. Сам он отказался от карьеры ради верности присяге, не перешел на сторону узурпаторши.
Отправляя сына «потянуть лямку» и «понюхать пороху», Андрей Петрович вручает ему как великую драгоценность свою фамильную честь.
В этом наказе завязка нравственной коллизии романа. Верность присяге - дело чести. И вся дальнейшая история Петра Гринева была драматическим испытанием его верности этому родовому завету. Не один раз придется Петруше делать выбор и всякий раз этот мальчик останется верен долгу.
Сама судьба сводит Петра Гринева с такими людьми как семья Мироновых. 200.Долг и Честь в их понимании превыше всего. Смешные в своей обыденной жизни, они становятся истинными героями в минуту испытаний. Ни у кого из них не возникает мысли оставить крепость или сдаться на милость победителю.
Иван Кузьмич, истекая кровью, откажется признать царем самозванца и будет повешен. Его примеру последует Иван Игнатьич, а потом и Василиса Егоровна. Человеком долга предстает и Маша Миронова. она не только сама поступает по законам христианской чести, но и сделает все, чтобы спасти от греха своего возлюбленного, отказавшись выйти за него без благословения родителей. Под свист пуль получит она наказ отца: молись, надейся, люби и помни. Кажется, Маша слаба, но решив, что она никогда не выйдет замуж за Швабрина, она не сделает этого даже под страхом смерти. Отправляясь в Петербург защищать Гринева, она спасает не только свою любовь, но и честь любимого.
Сам же Гринев во всех выпавших на его долю невзгодах проявит себя с самой лучшей стороны, всегда он будет оставаться верен долгу и чести. Поиграв деньги в Зурину, отдаст карточный долг, отблагодарит вожатого за помощь, повинится перед Савельичем. Он вступится за честь Маши, когда ее оскорбит Швабрин.
Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости
он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. Прямота и
искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного
вождя восставшего народа.
Вместе с Иваном Кузьмичом и Иваном Игнатьевичем выходит из крепости на вылазку, вместе с ними стоит под виселицей, готовясь повторить ответ «великодушных товарищей», готов на любую казнь, но не согласен на унижение. Неожиданно оставшийся в живых, он не согласится перейти на сторону Пугачева, изменить присяге. Потом, освободив Машу, Гринев остается в отряде Зурина и продолжает службу. По навету Швабрина Гринев попадает в тюрьму, но пытается спастись, потому что тогда надо назвать имя Маши. Во всех своих поступках Гринев руководствуется долгом и честью.
Честь подчинена у Пушкина милосердию, любви, совести. Соблюдение законов чести делает человека поистине свободным. «Самостоянье человека - залог величия его».
План – конспект урока русского языка в 11 классе по теме
Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Тема урока | Класс |
Этапы урока, целевые ориентиры, время | Задания, выполнение которых обучающимися приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся и возможные варианты ответов | Планируемые результаты, формирование УУД |
Задания базового уровня | Задания повышенного уровня | предметные | личностные, метапредметные |
1 этап: организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, подготовка к продуктивной работе на уроке | Сегодня, готовясь к сочинению, мы будем учиться, тренироваться в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения. Научиться этому нелегко. Дело это тонкое и творческое, но совершенно необходимое: ведь всем нам надо уметь размышлять, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутое высказывание | | Приветствует учащихся Мотивирует на выполнение задания, рассказывает о целях урока. | Оформляют запись в тетради | | Личностные:формирование положительного эмоционального настроя |
2 этап: актуализация знаний. Цели этого этапа - отработка полученных умений и навыков, структурирование и систематизация знаний, развитие интереса к предмету, творческая активность. На этом этапе использовалисьфронтальная проверка знаний, прием постановки проблемных вопросов, нацеленных на умения формулировать свой ответ, выстраивать связи в развитии тем и сюжетов разных произведений. | 1.Повторение. - Какие исторические события привлекали внимание Пушкина в его творчестве?
-Какое историческое событие легло в основу романа «Капитанская дочка»? -Расскажите, что вы знаете о пугачевском восстании и его предводителе. -Почему Пушкин обратился к этому событию? -Назовите главных героев романа. Расскажите о них. |
-Какие выводы сделал Пушкин в драме «Борис Годунов» об истории и ее главной силе? -К каким выводам пришел Пушкин в произведениях о Петре1 о роли личности в истории?
-Определите темы и проблемы, поднятые в романе? | Задает вопросы, направляет ответы учащихся, комментирует ответы, помогает делать обобщения,подводит итоги . . | .записывают в тетради. Уроки гражданской войны. Как жить в истории. Традиции отцов в жизни детей. Честь и долг Честь и бесчестие Милосердие и сострадание. Верность долгу Любовь Нравственная красота человека. Проблема чести, долга и милосердия. Проблема личности в истории. Проблема роли народа в истории.. Проблема власти. Проблема семейных ценностей. Проблема нравственного выбора. | Предметные: | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формировать универсальные учебные действия регулятивные: - определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, развивать умение корректировать свою деятельность (видеть ошибки и уметь их исправить). личностные: - формировать умение адекватно оценивать свою работу; - воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других. познавательные: -развивать внимание, логическое мышление, память учащихся; - перерабатывать и преобразовывать информацию; коммуникативные: - формировать умение работать в парах, группах; - развивать умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
3 этап: изучение нового. Цель этапа – Создать условия для организации деятельности учащихся, мотивировать учащихся к творческой и самостоятельной работе | -Сформулируйте темы сочинений по роману Пушкина «Капитанская дочка « |
Работа в группах 1.Соотнесите темы сочинений с направлениями.
2.Обсуждение вариантов вступления к сочинению.
3.Обсуждение позиции автора: 4.Выражение собственной позиции Самостоятельная работа. Записи в тетради. Обсуждение вариантов. Выбор темы сочинения. Составление коллективного плана. Определите основную мысль сочинения п выбранной теме. Подбор аргументации: Оформление заключения. | Раздает материалы: темы сочинений. Работает с группами, помогает и направляет работу групп. Члены групп зачитывают свои варианты. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении. | Самостоятельная работа. Записи в тетрадях. | Формирование умения | Личностные. Формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условий для нравственного развития учащихся. Метапредметные. Владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки;умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
4 этап: рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы. | | | Готовы ли вы написать сочинение? Сумеете ли вы раскрыть тему? | Просматривают записи, задают вопросы. | Самоанализ своей работы на уроке. | Личностные. Формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условий для нравственного развития учащихся |
5этап: домашнее задание | Написать сочинение по одной из тем. | Работать со словарем при проверке сочинения. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Записывают домашнее задание | Проверить уровень усвоения учебного материала | Личностные. Формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условий для нравственного развития учащихся. |
.